Ташкентская школа милиции в годы второй мировой войны История
Библиографическое описание: Кадыров К. Б. Ташкентская школа милиции в годы второй мировой войны [Текст] / К. Б. Кадыров // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 317-318.
В первые дни войны из Узбекской милиции ушли добровольцами и были мобилизованы в Красную Армию наиболее подготовленные кадры личного состава, в большинстве коммунисты и комсомольцы. Так например, только из органов милиции Самаркандской области на фронт ушли 149 сотрудников. [1, с.44]
204 человека лучших работников Дорожного отдела милиции, а из Ташкентской школы милиции 85 курсантов и 12 преподавателей влились в ряды Узбекской национальной дивизии и другие воинские части. В числе первых добровольцев отправились на фронт заместитель начальника школы милиции по политчасти Баймурзаев, секретарь партийного комитета школы Габдухалилов, секретарь комитета комсомола школы М.Меш, преподаватель Кунашбаев и др. [6, с.59]
«Считаю своим долгом принять непосредственное участие в борьбе против злейшего врага человечества — фашизма. Прошу направить меня в ряды действующей Красной Армии, на фронт», — писал в своем рапорте младший лейтенант милиции тов. Ахмедов. Аналогичными по содержание были рапорты и других добровольцев. [2, с.22]
Сокращение личного состава представляло серьезную трудность, преодоление которой потребовало принятия срочных мер по комплектованию органов милиции. В этих целях, согласно приказу НКВД Узбекской ССР от 27 июня 1941 года, был произведен досрочный выпуск курсантов второго курса Ташкентской школы милиции в количестве 68 человек. [3, с.188] Срок обучения курсантов основного отделения этой школы был сокращен с двух лет до девяти месяцев.
28 июня 1942 года курсы переподготовки при школе милиции были реорганизованы в курсы подготовки младшего оперативно-начальствующего состава со сроком обучения 3 месяца и 20 дней, а с 20 октября 1942 года срок обучения на этих курсах был сокращен до 3-х месяцев. Эти курсы в своем большинстве комплектовались через военные комиссариаты из числа раненных фронтовиков, а также лицами, ограниченно годными для службы в Красной Армии по состоянию здоровья и возрасту. Ряды милиции республики пополнялись и работниками милиции эвакуированных территорий нашей страны. В годы войны в органы милиции, равно как и в другие ведомства, предприятия, взамен ушедших на фронт мужчин пришли женщины. Начиная с четвертого набора военного времени (июнь-сентябрь 1942 года) и вплоть до восьмого набора (1945 год) курсантский состав Ташкентской школы милиции в известной мере комплектовался за счет женщин. В отдельные годы их уделенный вес общему числу курсантов школы доходил до 60 %.
Определенный недостаток в кадрах ощущался в последние годы войны, когда часть личного состава республиканской милиции была откомандирована на территории, освобожденные от немецких оккупантов. В эти годы в целях подготовки оперативных работников при Ташкентской школе милиции были образованы двухмесячные курсы. Занятия проводились три раза в неделю по 4 часа. [4, с.31]
Приказом МВД Узбекской ССР от 30 июня 1941 года были отменены отпуска всему личному составу, а сотрудники, находившиеся в отпуске, отозваны. [5, с.75]
Такой порядок работы обеспечивал постоянную готовность милиции для выполнения возложенных на нее задач. Была установлена воинская дисциплина, и сотрудники, допустившие нарушения установленных правил, строго наказывались. МВД издал директиву об установлении в органах внутренних дел 12-часового рабочего дня. Фактически же сотрудники милиции отказались от нормированного рабочего дня с начала и на весь период военного времени, работая столько, сколько требовала обстановка и условия службы.
В годы второй мировой войны значение многогранной деятельности милиции возросло, а сама эта деятельность значительно усложнилось. Военная обстановка изменила характер уголовный преступности, появились новые виды преступлений: мародерство, хищение и подделка продовольственных карточек, дезертирство, новые виды мошенничества и т. п. Условия военного времени вызвали увеличение количества убийств, разбоев и грабежей. Изменились и методы совершения преступлений: преступники часто маскировались под эвакуированных, инвалидов-фронтовиков, переодевались в форму военнослужащих и всегда были хорошо вооружены.
Тем не менее курсанты Ташкентской школы милиции наряду с выполнением обычных задач, помогали обеспечивать милиции Республики: охрану оборудования и иных ценностей, принадлежащих эвакуированным предприятиям; оказывала помощь гражданам в розыске родных и близких; выявляла беспризорных и безнадзорных детей; боролась с дезертирством; спекуляцией продовольственными и промышленными товарами, продовольственными карточками. [2, с.24]
ЦК ВКП (б) и СНК СССР в течение трех месяцев 1941 года эвакуировали в восточные районы страны более 1360 крупных предприятий, имеющих важное значение. [6, с.61]
В частности, в Узбекистан — ленинградские заводы им. Карла Маркса, «Вулкан», им. Энгельса. Вместе сотрудниками милиции Республики курсанты Ташкентской школы милиции встречали эшелоны с оборудованием указанных предприятий, сопровождали их к месту назначения и совместно с рабочими организовывали охрану.
В связи с временной оккупацией значительной территории страны ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли решение об эвакуации гражданского населения в глубокий тыл страны, в том числе и в Узбекистан. К весне 1942 года в Узбекской ССР было размещено716 тысяч человек. [7, с.229] В целях правильной и планомерной эвакуации советских граждан, повсеместно были созданы эвакуационные и приемные пункты.
5-й пленум ЦК КП Узбекистана принял специальное решение об устройстве эвакуированных граждан и оказании помощи семьям военнослужащих. Решением ЦК КП и СНК Узбекской ССР от 15 ноября 1941 года местные партийные и советские организации обязаны были принять и устроить эвакуированных детей. В Ташкенте был создан специальный приемный пункт, который только в первые дни своей работы разместил более 2500 детей. [6, с.350]
Во всех областях, городах и районах республики были созданы специальные комиссии по приему и устройству граждан.
Благодаря огромной работе милиции Республики и курсантов Ташкентской школы милиции все эвакуированные граждане были своевременно устроены. Так, например, только в Ташкентской области в первые месяцы войны были приняты 100 тысяч граждан, создано 26 детских домов с 10 тысячами детей. Кроме этого, было размещено 300 детей из Польши. [8, с.37]
Несмотря на принимаемые меры, в годы второй мировой войны беспризорность среди детей была высокая. Работники милиции вместе курсантами Ташкентской школы милиции проделали большую работу по выявлению и устройству беспризорных и безнадзорных детей. Только за 9 месяцев 1943 года в городе Ташкенте было учтено 9199 безнадзорных и 8896 беспризорных детей, из которых были направлены: в школы ФЗО, детдома и устроены на работу 4959, в детские приемники 3664 и в другие организации 148 детей. Больные и истощенные беспризорные дети были немедленно помещены в лечебные учреждения. [9, с.53]
Введение в стране карточной системы потребовало усилить борьбу с хищениями продуктов питания и товаров первой необходимости. Органы милиции совместно с курсантами Ташкентской школы милиции сумели раскрыть ряд крупных преступлений. Была разоблачена организованная группа преступников, которая занималась изготовлением продовольственных карточек типографическим способом. У преступников было изъято большое количество поддельных талонов и крупная сумма денег. Типографические станки обнаружили в Ташкенте. Всего по делу было арестовано 64 человека. [10, с.82]
С расхитителями были тесно связаны спекулянты, которые пользуясь трудностями в снабжении продовольствием, старались нажиться. Поэтому борьбе со спекуляцией работники милиции уделяли особое внимание. Например, только сотрудниками Ташкентской железнодорожной милиции в 1942 году было изъято у спекулянтов 11257 кг разных продуктов. Более 50 человек было привлечено к уголовной ответственности. У спекулянтов изъяли 20 кг. 870 гр. золото. [11]
Самоотверженная работа курсантов Ташкентской школы милиции в годы второй мировой войны по укрепление общественного порядка и борьбе с преступностью, является ярким примером верного служения Родине.
Литература:
- Архив УВД Самаркандского Облисполкома, д. 1, за 1941 г., л. 44.
- Ташкентская школа милиции. Ташкент. Изд-во ТШМ, 1964, с. 31.
- Архив МВД Уз. ССР, ф. 29, оп. 4, д. 14, л. 192.
- Архив МВД Уз. ССР, ф. 29, оп. 3, д. 34, л. 31.
- Архив МВД Уз. ССР, ф. 29, оп. 3, д. 32, л. 75.
- Г. Рахимов 75 лет на службе народа. Ташкент «Узбекистан».1992. с.255.
- История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. т.2. М., 1961. с. 548.
- Партархив Ташкентского ОК КПУз. Д. 106. ол.3., ед. хр. 49, л.37.
- Уразаев Ш. Ташкентский Совет в годы Великой Отечественной войны. Ташкент, «Узбекистан», 1968, с. 53.
- Мотылев Я. С., Лысенко Е. В. Солдаты порядка. Изд-во «Ирфон», 1967, с. 84.
- Газета «На боевом посту» (орган МВД Уз. ССР) № 16, от 21 февраля, 1970 г.
Лучшая учебная группа школы милиции в 1944-45 уч. г. В центре начальник школы с 1938 по 1946 гг. Кислов М.С.
Сергей[Цитировать]
На занятиях. 1944-1945 уч.г.
Сергей[Цитировать]