Клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». История от зарождения и доныне. Часть вторая Искусство Ташкентцы
К 100-летию А.А.Ахматовой (1989 год) новое усилие совершила Ирина Юрьевна Хилкова (зам. директора по работе с общественностью Академического русского драматического театра Узбекистана), возглавлявшая тогда клуб авторской песни «Орфей». Она организовала празднование юбилея в Доме Знания, выпустила самиздатовский сборник стихотворений А.Ахматовой ташкентского периода, пригласила известного детского поэта, историка и литературоведа Валентина Берестова, учёного и поэта Дмитрия Сухарева и других москвичей-современников А.Ахматовой, выпустила огромную афишу, провела прекрасную юбилейную программу… Музей снова не получился!
Но идея – добрая, живая, трепетная – не давала мне покоя…
Через несколько лет при поддержке председателя Русского Культурного Центра Узбекистана (РКЦ Уз) Сергея Ивановича Зинина, благодаря его природной отзывчивости на возможность сохранить историю культуры Узбекистана, я организовала при РКЦ Клуб поклонников поэзии Анны Ахматовой, заседания которого проходили то в скромном офисе РКЦ, то в музее композитора Мухтара Ашрафи, то в школе №50. С 1997 по 1999 годы мы кочевали, но держались…
Мы – это филолог с университетским образованием Вадим Фомичёв, внучка преподавателя Клавдии Ивановны Савченко, филолог Елена, поэты Эрнест Усманов и Дмитрий Черников, известный теперь литератор Александр Грищенко, Виктория Осадченко, скульптор Алексей Торопцов, группа молодых и очень талантливых поэтов, в том числе Вадим Муратханов и Евгений Абдуллаев. Мы просто собирались раз в неделю по четвергам и читали стихи поэтов Серебряного века, а иногда и свои.
Параллельно в этот период шла подготовка празднования 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, и мне, как ответственному секретарю РКЦ, приходилось готовить программу праздника, привлекая лучшие силы театров, Ташкентского университета, Ташкентской консерватории, школ. Совместно с Риммой Николаевной Волковой и другими журналистами мы стали выпускать информационный листок «К Пушкину», при школе №10 им. А.С.Пушкина, что расположена на Лабзаке, открыли Пушкинский класс, который позже перерос в школьный музей. Его возглавила и довела до исключительной содержательности преподаватель школы, жена известного альпиниста Светлана Валерьевна Эльчибекова.
Естественно, что уже начала складываться инициативная группа будущего клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» и стали стекаться материалы для его фонда. Всё сдвинулось с июня 1999 года на более позднюю дату, когда отпраздновали 110-летие со дня рождения А.Ахматовой, потому что с помещением были серьёзные трудности.
Вот с триумфом прошли Пушкинские юбилейные торжества. И вдруг снова появилась, вернувшись из разъезда, Зайко Наталья Георгиевна. Её мать, Софья Николаевна Журавская, близко знала Анну Андреевну Ахматову. А маленькую Наташу Анна Андреевна называла «моя куколка» и водила в сквер на прогулки. Наталья Георгиевна сохранила память об этом. Во время одной из таких прогулок Анна Андреевна крепко сжала ручку пятилетней девочки и сказала: «Смотри, как прекрасны ташкентские тополя! Запомни: таких — нигде в мире нет!» Рассказывая об этом, Наталья Георгиевна протянула мне руку и взволнованно сказала: «Представляете, до сих пор моя левая рука помнит это крепкое пожатие!»
Наталья Георгиевна давно обещала передать для будущего клуба-музея часть материалов из домашнего архива и очень смущалась, что всё ей недосуг разобраться с архивом своей матери.
И вот встреча на автобусной остановке «Дархан». Она решительно позвала меня к себе домой, разложила свои сокровища и стала откладывать, что дать нашему клубу-музею, что передать «Фонтанному дому» (дом-музей А.Ахматовой в Санкт-Петербурге). Она, и особенно я, ужасно волновались. На нее нахлынули воспоминания, а меня тихонько потрясывало от сознания того, что соприкасаюсь с чем-то дарованным свыше и от понимания великой ответственности – как всё это сохранить, как донести людям!..
Когда разобрали большую часть документов, я попросила разрешения прийти в другой раз, чтобы она ещё раз всё взвесила, как быть дальше. Да и очень устали мы от волнения и воспоминаний, которыми она попутно делилась. Но она сказала, чтобы я всё забрала. Я пообещала составить перечень полученных документов. Так и сделали. Потом, через день, она кое-что добавила, что-то попросила вернуть. Перепечатала сама на машинке, подписала… и вдруг вздохнула, всхлипнула сухо, и мы с ней обнялись. Главное было сделано – основание заложено!
Остальное покатилось как-то само собой. В Интерцентре на третьем этаже дали место для выставки «Анна Ахматова. Ташкент. Ташкентцы 1941 (ноябрь) – 1944 (май). И далее…» В течение месяца выставку посетило более трёх тысяч человек!
А в конце октября – о, чудо! – мой брат Юрий Витольдович Маркевич предложил мне проехать с ним к его знакомому директору ДК ТТЗ (Дом культуры Ташкентского тракторного завода) Управителеву Анатолию Степановичу по-го-во-рить…
С Анатолием Степановичем я тоже была знакома по работе в РКЦ, но обратиться к нему за помощью не догадалась. Оказалось, он очень обрадовался возможности сотрудничать со мной и помочь в размещении будущего клуба-музея.
Он предоставил на втором этаже большой зал, куда мы перенесли все материалы, собранные для выставки. Кроме архива Натальи Зайко в нашем распоряжении были воспоминания известной поэтессы, переводчицы и писательницы Зои Александровны Тумановой о встречах с А.Ахматовой, дневник Дильбар Абдусалямовны Рашиди, встречавшейся с Анной Андреевной в Ленинграде, а также бытовые предметы из семьи Хамида Алимджана и многое другое того времени, поступившее от ташкентцев – современников Анны Андреевны. Эти предметы быта позволили воссоздать атмосферу того времени.
В оформлении экспозиции активно участвовали художники, бывшие мои студенты: Лариса Утешева, Ривкат Азиханов, Аня Донец.
Готовясь к юбилею А.Ахматовой, Ривкат Азиханов написал большой портрет поэтессы, который и сейчас украшает музей.
Друг Александра Грищенко Филипп Полозов, ученик скульптора Якова Шапиро (заслуженный деятель искусств Узбекистана, автор скульптур Х.Алимджану, Ш.Руставели, космической композиции на площади Космонавтов, посвященной космонавту Владимиру Джанибекову ) – исполнил скульптурные портреты А.Ахматовой и А.Пушкина и подарил их клубу-музею.
Кроме того, он с отцом отыскал на свалке старинный чугунный мангал, который сейчас украшает композицию клуба-музея.
Фотоработы для экспозиции исполнили работники Министерства культуры и Академии художеств, фото-фонд предоставил Вадим Фомичёв.
Многие вещи в клубе-музее соответствуют строкам из стихов А.Ахматовой:
«Как в трапезной – скамейки, стол, окно…»
Все цветы, воспетые Анной Андреевной в стихах, воссоздали своими руками дочери ташкентского художника В.Гана.
Средства на ремонт и отделку «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» шли из личных накоплений, получаемых мной от лекций по школам, учреждениям, банкам. Лекции проходили по линии «Общества знаний» и «Общества книголюбов». Материальной поддержки почти не получали. Лишь изредка, так сказать, эпизодически, появлялись взносы от «шахматного композитора» Владимира Павловича Хизниченко, который занимается разработкой шахматных задач.
Постепенно сложилась библиотека из книг, подаренных гостями клуба-музея.
Пользуясь знакомством в Москве, я получила возможность познакомиться с одной из составителей собрания сочинений А.Ахматовой в восьми томах Ниной Валерьяновной Королёвой. Именно от неё получила в дар это собрание сочинений. Побывала в «Фонтанном доме» у директора музея Татьяны Ивановны Поповой, которая подарила нашему клубу-музею разные издания…
(Окончание следует)
Художественный руководитель проекта audiobook.uz, режиссёр Елена Бурова.
Уважаемая Елена, была очень рада увидеть в Вашей публикации имя Клавдии Ивановны Савченко. Если она жива, то предайте ей большой привет и пожелания здоровья от ее ученицы, Татьяны Окунской.
Татьяна Окунская[Цитировать]