Клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». История от зарождения и доныне. Часть первая Искусство Ташкентцы
«Он прочен, мой азийский дом…»
«Оказалось, что музеи складываются, как стихи, из случайных созвучий и многолетних устремлений к исполнению заветных желаний…»
Пятнадцать лет для музея – это много или мало? Каждый может ответить на этот вопрос по-своему. Но если знать историю образования музея, трудности, с которыми сталкивались энтузиасты и активисты-создатели его, какие эмоции и чувства пришлось переживать каждый раз на пути достижения своих мечтаний – наверно, придется задуматься над этим вопросом…
«Мангалочий дворик Анны Ахматовой» — так называется музей в Ташкенте, хранящий в себе часть жизни великой русской поэтессы Серебряного века Анны Андреевны Ахматовой, эвакуированной в Ташкент из блокадного Ленинграда и посвятившей Ташкенту прекрасные лирические строки.
«Мангалочий дворик, Как дым твой горек И как твой тополь высок…»
Ташкент, апрель 1942
«В изгнаньи сладость острая была, Неповторимая, пожалуй, сладость. Бессмертных роз, сухого винограда Нам родина пристанище дала»
Ташкент, 1943
18 декабря этого года Клубу-музею «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» исполнилось пятнадцать лет!
Для многих это очень большая дата, так как сама история образования музея – это уже целая эпопея. Особенно дорогим это событие является для нашего ташкентского искусствоведа, очень известной личности в мире искусства и литературы, в частности, — Альбины Витольдовны Маркевич, которая, будучи школьницей, встречалась с Анной Ахматовой и выступала вместе с ней в концертной программе в ташкентском военном госпитале, который располагался в школе №50 по ул. Хорезмская, недалеко от ОДО. Тогда для двенадцатилетней школьницы Анна Андреевна казалась высокой, статной; «неторопливое величие в ней какое-то было».
Анна Ахматова провела в Ташкенте эвакуационные годы с ноября 1941 по май 1944.
По прибытии в Ташкент Анну Андреевну временно устроили в доме №7 по ул. Карла Маркса (ныне ул.Тараккиёт). Потом её переселили на ул. Хорезмаская в дом №3, где она прожила совсем недолго, переехав «в белый дом на улице Жуковской» №54.
С большим уважением к ней относился писатель Абдулла Каххар, живший на этой же улице в доме №50.
В близкой дружбе Анна Ахматова была с Надеждой Яковлевной Мандельштам и Еленой Сергеевной Булгаковой. Встречалась с писателем Алексеем Толстым, поэтами Владимиром Луговским и Иосифом Уткиным, а также с Корнеем Ивановичем Чуковским и его дочерью Лидией. А с Фаиной Георгиевной Раневской сдружилась на всю жизнь.
Однажды они вышли вдвоём с Раневской на прогулку. Шли по улице Жуковского, и навстречу им – два морских офицера, которые, проходя мимо, отдали им честь. Одним из офицеров был Ефим Семёнович Добин, который впоследствии написал книгу-исследование «Поэзия Анны Ахматовой». В тот день, пройдя несколько шагов после встречи с Ахматовой и Раневской, его друг спросил у Ефима Добина: «А кто это?» Добин просто поразился: «Да ты что! Это же Анна Ахматова!!!»
У Раневской тоже есть в воспоминаниях эта история. Фаина Георгиевна, услышав тогда за спиной эти реплики молодых красавцев-офицеров, удивилась, почему узнали не её, такую популярную по кинофильмам, а её спутницу – Анну Ахматову. Между ними всю жизнь, при всей их искренней дружбе, шла постоянная шутливая конкуренция.
Был ещё полу-анекдотический случай, когда Раневская позвонила Ахматовой и сказала в трубку: «Аннушка! Сегодня во сне я видела Пушкина!..» На что Ахматова ответила: «Ты не имела права!..» и потом неделю с ней не разговаривала…
Примечательна дружба Анны Ахматовой с семьей профессора Ташкентской консерватории, композитора Алексея Фёдоровича Козловского. Ему было посвящено несколько стихотворений. А когда Ахматова уехала из Ташкента, между ними велась долгая переписка.
«Шахерезада
Идет из сада…» —
это Ахматова написала про жену Алексея Фёдоровича Елену Лонгвиновну. В их семье она встречала новый – 1942 год. Горела свеча на столе, и на белой стене отражался профильный силуэт Анны Андреевны. Козловский взял уголёк и обвёл профиль, который долго сохранялся потом…
Среди экспонатов музея есть копии нот романсов Алексея Козловского, написанных на стихи Анны Андреевны. И у неё есть посвящение этому талантливому музыканту и композитору – это стихотворение «Явление луны» из цикла «Луна в зените»:
Из перламутра и агата, Из задымлённого стекла, Так неожиданно покато И так торжественно плыла, - Как будто «Лунная соната» Нам сразу путь пересекла.
Когда Анна Ахматова уже уезжала из Ташкента, её квартира досталась вместе с той скудной мебелью, которая там была, Турабу Туле, поэту, драматургу, переводчику. При первой встрече с ней в коридорах Радиокомитета он спросил у редактора: «Кто эта красивая, статная женщина?» Так они познакомились. Впоследствии она называла его «хромоножкой» — он был ранен на фронте в ногу.
Война для Анны Андреевны всегда была рядом – сын был в армии в штрафном батальоне. Постоянно слушала радио. Когда шла сводка по радио, она заставляла всех вокруг замолкнуть и очень сердилась, когда ей мешали услышать сообщение дословно…
Очарование Анны Ахматовой было в ее чувстве юмора, и главное – она была поэтессой, которую знали в народе и любили, несмотря ни на что…
А рождение музея, по воспоминаниям Альбины Витольдовны, происходило очень и очень нелегко… Вряд ли кто расскажет об этом лучше неё самой. Итак, слово одной из инициаторов-создателей клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» и его бессменному общественному директору Альбине Витольдовне Маркевич:
«Еще работая в музее С.Есенина, я пригласила Хулькар Хамидовну Алимджанову (дочь Зульфии и Хамида Алимджана, жену сына Ойбека) на один из вечеров, посвященный творчеству А.Ахматовой в нашу Литературную гостиную «Серебряный век».
Хулькар Хамидовна Алимджанова
Неожиданно много собралось народу в неокончательно оформленном зале музея. Среди гостей оказалась Лия Бережных. Она была журналистом и общественным организатором музея «Ташкентские мальчишки» при городском Дворце пионеров и школьников. Этот музей был посвящен юнцам, участникам Великой Отечественной войны, которые ушли на фронт из Ташкента и погибли. В школе №64, что расположена рядом с местом, где раньше был старый зоопарк, в квартале недалеко от старой Консерватории (бывшая ул. Советская), поставлен памятник юному солдату, а на мемориальной доске нанесены имена выпускников этой школы, в том числе сына Марины Цветаевой Георгия Сергеевича Эфрона, также не вернувшегося с войны.
Памятник юному солдату на территории школы №64
К этому времени Лия Бережных в соавторстве с В.Лапиной выпустила книжку об этих ташкентских мальчишках…
Книга Л.Бережных и В.Лапиной «Ташкентские мальчишки» с дарственной надписью Аиде Каиповой
Кроме того, на эту встречу заглянула Наталья Георгиевна Зайко, кандидат филологических наук, жившая тогда в соседнем с музеем С.Есенина доме. Много лет она хранила связь и давнюю память о встречах с А.Ахматовой — свою и своей матери Журавской Софьи Аркадьевны.
В ходе бесед, воспоминаний, чтения стихотворений А.Ахматовой всплыла объединившая всех нас тема: «А не пора ли создать музей А.Ахматовой, жившей в Ташкенте в годы войны?»
Лия Бережных, несмотря на излишнюю полноту и больные ноги, очень живо заявила, что местом для музея может стать Дворец пионеров, где она уже добилась комнаты под музей о ташкентских молодых героях Великой Отечественной войны. Её энергия, эрудиция, известность обещали реальность осуществления давно носившейся в кругах филологов идеи. И мы одобрили её готовность и обещали всяческую поддержку.
Но так хорошо начатое дело печально завершилось ранней кончиной Лии Бережных, успевшей, однако, вместе с молодым филологом Аидой Каиповой побывать в командировке по адресам поэтессы и собрать первоначальный материал. Но дальше дело не пошло…
(Продолжение следует)
Художественный руководитель проекта audiobook.uz, режиссёр Елена Бурова
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.