6 ноября 1977 года открылось ташкентское метро История
Ташкентский метрополитен (узб. Тошкент метрополитени, Toshkent metropoliteni) — система линий метрополитена в Ташкенте (Узбекистан). Обслуживается ассоциацией «Ташгорпасстранс» («Тошшаҳартрансхизмат», «Toshshahartransxizmat»). Первое метро в Средней Азии.
Строительство Ташкентского метрополитена началось в 1968—1970 годах, и первая линия (получившая позже название Чиланзарская) длиной 12,2 км с 9 станциями была запущена в 1977 году.
У истоков строительства стоял тоннельный отряд № 2, закончивший строительство тоннелей в Сибири и деривационного тоннеля в Андижане. Проектирование осуществлял специально созданный для строительства метро Ташкентский филиал Метрогипротранса (ныне Ташметропроект). В кратчайшие сроки была создана вся необходимая производственная база, организован выпуск бетонных конструкций и производство чугунных тюбингов.
Первый пусковой участок был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Метрополитен в Ташкенте целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой). С самого начала сооружения метрополитена строились с учётом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов по шкале Рихтера). Конечно, столь разрушительных землетрясений, как произошедшее в 1966 году, с тех пор в Ташкенте не было, но более слабые толчки, регулярно случающиеся в этом районе, метрополитен выдержал. Работа метрополитена ни разу не прерывалась с момента открытия первого участка.
По описаниям строительства, при проходке перегонных тоннелей строители столкнулись со сложным поведением лёссовых грунтов (которыми в основном и представлена геология Ташкента).
При работе механизированных щитов из-за вибрации механизмов происходило уплотнение массива (и соответственно уменьшение занимаемого грунтом объёма). В результате щиты неоднократно проваливались ниже проектной отметки и проводились сложные и дорогостоящие работы по их возврату на траекторию. В связи с этим явлением скорость проходки механизированными комплексами оказалась намного меньше скорости немеханизированных щитов, и в конечном итоге большая часть перегонных тоннелей была построена немеханизированными щитами.
Также установлена эвакуационная система пассажиров. В случае землетрясения все составы как можно быстрее достигают пункта назначения, после чего все пассажиры покидают составы, затем и саму станцию. Все действия сопровождаются работниками станций во избежание паники.
С бабушкой и тетей 6 ноября 1977 года довелось прокатиться на первом метро-поезде. Мне было 6 лет, но отчетливо помню, как состав остановился между станциями и пошло задымление (в вагоне стоял запах паленой резины). Скорее всего произошло заклинивание тормозных колодок, как это бывает на КАМАЗах, точно такой же запах был. В вагоне люди начали волноваться, но присутствующие работники метрополитена (проводницы в форме) всех успокаивали. Через небольшой промежуток времени состав тронулся и мы вышли на станции «Площадь имени Ленина». Садились на станции «Октябрьской революции». Во времена «развитого социализма» метро в Ташкенте было большим подспорьем, т.к. очень удачно вошло в транспортную систему города, интервалы между поездами в часы пик были не более 3 минут. За 20 минут можно было доехать со стации «Максима Горького» до станции «50 лет СССР», т.е. практически от Северо-Востока до Чиланзара. В часы пик было трудновато сесть в вагон, если стоял не в первой шеренге, также и с выходом из него были проблемы, особенно на пересадке на станции «Пахтакор», когда тебя могли обратным потоком занести в вагон, если не проявить проворства. Также станции поражали красотой и индивидуальностью — элементами искусства архитекторов, резчиков, чеканщиков, стеклодувов, не то что в Нью-Йорке абсолютно безликие и просто ущербные станции «сел-поехал». Не знаю, сохранились ли панно на ст. «Горького» с Данко и «Октябрьской Революции» с хитроватого вида, похожего на Алдара Косе, Юлдаша Ахунбабаева в купе с Фрунзе и (кажется) Куйбышевым?
Сергей Иванов[Цитировать]