Рождён не для славы: что известно о коллекциях Великого Князя? История
Айдын Гударзи-Наджафов.
Рожден не для славы. Часть четвертая. Что известно о коллекциях Великого Князя? Эпизод первый
Великий Князь Николай Константинович имел несколько коллекционных тем. Одна из них более всего известная и упоминаемая — собрание художественных ценностей, формированию которых Великий князь Николай Константинович, посвятил всю свою сознательную жизнь.Вопрос — насколько хорошо нам известны этапы и принципы ее формирования.По большому счету известно только то, что преподнесено в течении двух последних десятилетий в авторстве современных ученых, писателей и любителей-мифотворцев.
В подавляющем большинстве все написанное на тему о великокняжеской художественной коллекции в лучшем случае ориентирует среднестатистического читателя на несколько источников. Среди них “на вскидку” наиболее цитируемы:
— дневниковая запись А.Суворина (12 июля 1907 г.) об его беседе с князем В. В. Барятинским, пересказывавшим слова самого Великого Князя Николая Константиновича: «Из любви ко мне мои милые родственники взяли на память мои коллекции. Маман взяла даже статую моей любовницы-американки… и прислала мне её только через шесть лет, когда один посол, увидав её у неё, сказал: „Да это американка!“ — „Какая?“ — „Да Вашего сына Николая“ (Суворин А. Дневник. — М., 1992);
– книга воспоминаний «Видения прошлого» в авторстве сына Великого Князя Николая Константиновича, Александра Николаевича Искандер, в которой автор только вскользь упоминает отдельные художественные ценности из ташкентской коллекции отца («Небесный поход», «Военно-Исторический вестник» № 9. 1957 г).
Наиболее пытливые читатели из числа любителей искусства старшего поколения, вспомнят работу искусствоведа С. М Круковской «В мире сокровищ» (Т.1964), и возможно сделают уточнение: “Автор в характеристиках художественного фонда Ташкентского Музея искусств, не акцентировалась на первоначальном составе коллекции Великого Князя Николая Константиновича”.
Все так и есть. Сама же Круковская объясняет этот факт словами: “К сожалению, точно выяснить состав княжеской коллекции пока не удалось, так как ни в Павловске, ни в Государственном Архиве Ленинграда, ни в Ташкентском архиве не сохранилось ее описи”.
Круковская была не единственным советским исследователем, лишенным возможности иметь полное представление о составе коллекции художественных ценностей Великого Князя Николая Константиновича.
Десятилетиями, рассеянные по фондам нескольких советских республиканских архивов документы связанные с его биографией, в том числе первые посмертные описания коллекции, и ее экспертные квалификации, были наглухо закрыты от простых смертных, устрашающим грифом Секретно.
Начало этого процесса зарождалось в начале тридцатых годов. В частности ни в одном из первых номеров Известий «Средазкомстарис» (печатный орган Средне-азиатского Комитета по делам музеев и природы — прим. А.Г-Н), при упоминании великокняжеской коллекции, в статьях профессоров Миронова А.М (под редакцией Цвибака М.М.) и Аносова И.И., полноценного комментария к ее изначальному содержанию не было.
По понятным причинам никем из вышеназванных авторов не упоминался и единственно изданный в 1888 году в Приложении № 2 к одному из первых номеров газеты «Туркестанские ведомости», «Каталог великокняжеской коллекции».
И это при условии, что в 1926 году упоминаемый «Каталог» уже был внесен российско-советским ученым арабистом, историком и библиографом Бетгером Е.К. в составленный им для Ташкентской библиотеки каталожный сборник номеров газеты «Туркестанские ведомости» в период 1870 –1892 гг.
К сожалению, попытка познакомится с упоминаемым Приложением № 2 в архивных учреждениях Узбекистана и Отделе редких книг и рукописей Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои, успехом не увенчалась, ввиду физического отсутствия этого документа.
Только в последние десятилетия через преодоление идеологического забвения стал упоминаться искусствовед-историк П.П.Вейнер (1879-1931 гг)., автор одного из лучших комментариев к экспонатам коллекции Павловского дворца. И это при условии, что благодаря именно его профессиональному комментарию можно было изначально расшифровать не только природу зарождения и развития эстетического вкуса Великого Князя Николая Константиновича, но и его не случайного знакомство в 1872 году в Италии со скульптором Томмазо Солари (1820/1897 гг.)
Того самого неаполитанского зодчего наполнившего не только мраморную копию статуи Полины Боргезе внешними данными Фанни Лир, но и выполнившего ее отдельный мраморный (!) бюст получивший название “Американка”, с которым Великий Князь никогда не расставался.
Две выше упоминаемые работы итальянца не единственные авторские произведения Томмазо Солари, в разные дореволюционные годы, попавшие в коллекцию Ташкентского музея-дворца Великого Князя.
Автор, осенью 2013 года познакомился с машинописным текстом, единственным из всех сохранившихся оригиналов «Описи художественных вещей находящихся в Музее-дворце принадлежащем покойному Великому Князю Николаю Константиновичу Романову».
Документ хранится в одном из фондов Государственного Архива Республики Узбекистан. «Опись» составлена на период 21 февраля 1919 года комиссией во главе с заведующей «Музеем–дворцом» Надеждой Александровной Искандер. Всего в коллекции Великого Князя числится 491 единица.
Мраморные произведения Томмазо Солари вписаны в «Опись» под несколькими порядковыми номерами.
Можно ли считать коллекционную «Опись» 1919 года наиболее полной?
Вряд ли. И не от того что в нее не вписана парковая скульптура Атланта держащего огромный глобус на своих плечах. И не оттого что в демонстрационном зале Ташкентского музея уже в нашу эпоху долгое время выставляется не мраморный, а гипсовая копия «Американки», понятно без официального комментария региональных искусствоведов о судьбе оригинала.
И уж точно не по причине не упоминания в Описи 1919 года многих и многих других “не значительных по размеру экспонатов” рассеянных “в знак дружбы СССР с…” по зарубежным, или теперь уже постсоветским частным коллекциям.
(Продолжение следует)
Автор: Айдын Гударзи-Наджафов, научный консультант кандидат исторических наук Потапова Н.Ю.
ЕС! Рожден не славы — ну как то совсем не по русски… в источнике та же ошибка! Впечатление что никто не читает текста… даже вместе с научным консультантом?
ОлегНик[Цитировать]
…после двоеточия с маленькой буквы…
Aida[Цитировать]
Там еще коллекция автографов, о которой никто не упоминает, а в 1919 г. ей никто не придавал материального значения. После 1966 г. некоторые автографы, поговаривают, перекочевали на помойку, может быть, даже после генеральной уборки подсобок дворца пионеров. Частично кто-то из умных людей сумел сохранить их, и сейчас они выплывают в США.
Рабинович[Цитировать]
Бблагодарю за подсказку — это описка…
Робиновичу, относительно автографов — все документы из госучреждений РУз и получены автором в 2013 — 2014 гг.
И еще — сожалею, что традиционно не о содержании, а о оформлении. Скучно это.
Айдын Гударзи-Наджафов[Цитировать]
Благодарю всех за замечания относительно описок…
Персонально для Робиновича — ташкентские помойки это удел некоторых знатных ташкентских краеведов. Я свой материал исследовал в Госархиве Руз и Нац. Библиотеке Навои, плюс архивах и библ дальнего зарубежья. Относительно великокняжеской коллекции автографов — их комментарий днями будет представлен читательской аудитории.
Айдын Гударзи-Наджафов[Цитировать]
«…ташкентские помойки это удел некоторых знатных ташкентских краеведов.» Круто! Дешифрируйте, пожалуйста… а то, не очень ясно, в чей огород этот булыжник… тем более недавно была упомянута абсолютно неясная судьба некоторых уникальных архивов.
ОлегНик[Цитировать]
Кажется, появилась возможность проверить достоверность одной из наших семейных легенд, согласно которой овальное настенное зеркало в ажурной резной деревянной рамке, хранящееся в нашей семье, принадлежало Великому Князю и досталось, каким-то образом, моему деду! Убедительная просьба к автору, не могли бы Вы уточнить не упоминается ли нечто подобное в указанной описи? Постараюсь скоро выложить фото зеркала.
Мунтазир[Цитировать]
НУ ПРЯМО ЗАГОВОР СИОНИСТОВ ОСОБЕННО ПРО ПОМОЙКИ. В РЕАЛЬНОСТИ ВСЕ НАМНОГО ПРОШЕ — НАДО НЕ ЗУБОСКАЛИТЬ О ФОРМК, А ЧАЩЕ ПОСЕЩАТЬ НАЦ БИБЛИОТЕКУ НАВОИ В ТАШКЕНТЕ. И ЕЩЕ — ПРОСЬБА К РЕДАКТОРУ САЙТА — НЕ УДАЛЯЙТЕ ИНЫЕ НЕ МЕСТЕЧКОВЫЕ МНЕНИЯ.
аффтор[Цитировать]
Ничьи мнения не удаляются. Не пишите, пожалуйста, прописными буквами (опять о форме) :-0))
EC[Цитировать]
Пишу не прописными….
АГН[Цитировать]
надо смотреть суть а не внешние стороны…
Айдын Гударзи-Наджафов[Цитировать]
…не понял — грамотность отменили? Ну наконец — то… а то заждались уже, сколько проблем сразу исчезло!
ОлегНик[Цитировать]