65 комментариев

  • Фото аватара OL:

    Римско -Католический Костел находился в доме польского общества на Саларе.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    О Католическом костеле, вероятно первом в Ташкенте, упоминается в Адрес-календаре 1904 года. Костел был на улице Самаркандской близ крепости.

      [Цитировать]

    • Фото аватара 12345:

      Не было его там!
      «Купив у некоей вдовы Биби Мариам Нарбаевой небольшой участок земли, что находился в Крюковском переулке (иначе — Коларовском), ксендз построил в 1905 году небольшое здание так называемого «старого костела», который часто именовали «Домом польского общества». Здесь располагалась не только «каплица», но и детский приют, школа, квартира настоятеля.
      Внешне это был обычный двухэтажный дом, который отличался от других лишь католическим крестом у слухового окна чердака».

      Кстати, ул. Коларовская, почти не поменявшая свою «трассу», ныне называется — 1-й проезд Садыка Азимова, а Крюковский переулок, ныне исчезнувший, находился неподалеку… Как-то так…

        [Цитировать]

      • Фото аватара Евгений:

        Я — Вам документы тех лет, а Вы мне — простые слова в кавычках. Откуда они?…..

          [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        12345! «Очепятка» в вашем источнике. Переулок был Крючковский (потом Коларовский) а не Крюковский! Я перепроверила по трём картам и одному справочнику. Кстати, что вы цитируете?

          [Цитировать]

        • Фото аватара 12345:

          Цитирую я опусы пока еще непризнанного, НО — в будущем величайшего любителя и пропагандиста иЗ ТОР ии нашего края, (вроде уважаемого Валентина Саввича Пикуля), фаната города и его окрестностей, и вообще — самого, самого, самого… любимого и обожаемого! (Улыбнитесь!)

            [Цитировать]

      • Фото аватара Евгений:

        Вот костел (Польский дом) на Плане Ташкента 1910 года…. Новый костел еще не начал строится.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Евгений:

        Вот косвенное подтверждение о наличии католического костела на улице Самаркандской. План 1905 года….. Увы нет правой части, чтобы посмотреть уловные обозначения. Но здание с крестом — христианский храм.

          [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          Вообще то это кладбище ..и возможно часовня или какая то временная церквушка полковая ..Полковая ..это надо осознать ..если что -отпевали разные служители согласно своим законам ….На этом отрывке карты видны -синагога на ул 12 тополей
          и татарская мечеть позади Воскресенского базара

            [Цитировать]

          • Фото аватара Евгений:

            Вот военная церковь и все православные храмы Ташкента обозначены также (красное здание и белый крест по центру)…. Уже нашел информацию по католическому храму…. Попозже здесь смотрите.

              [Цитировать]

          • Фото аватара Евгений:

            Вы правы! На Самаркандской — кладбище…. Следующее было устроено на Старогоспитальной (Кафанова)…. где в районе современной станции метро Ойбек…… «Первое христианское кладбище, было у Камаланских ворот, где были похоронены храбрые русские войны, убитые при взятии Ташкента. Затем под кладбище было отведено место около крепости, по Самаркандской улице, где затем находился дом, занятый офицерскими квартирами.
            На этом кладбище хоронили в 1865 году. В 1866 году под кладбище было отведено еще небольшое место по Старо-Госпитальной улице против школы шелководства, где хоронили до половины 1872 года, когда вновь было отведено под кладбище новое место за Саларом». ….. http://oldtashkent.com/gorodskoe-blagoustrojstvo/kratkij-ocherk-po-gorodskomu-blagoustrojstvu.html

              [Цитировать]

      • Фото аватара Евгений:

        Вот Коларовский переулок на Плане 1932 года. Он доходит только до правого берега Салара, мостов нет. А и Польский дом и Костел на другом берегу.

          [Цитировать]

        • Фото аватара 12345:

          И польский дом стоял, и костел стоит — именно на ПРАВОМ берегу! Никак НЕ на левом!
          «Сама идея о постройке костела возникла еще в 1875 году, так как в новом городе насчитывалось к тому времени довольно большое количество католиков. Но, как и всегда, дело сдвинулось с места лишь в 1902 году, когда представителем римско-католической церкви в Ташкенте был назначен магистр богословия Юстин Пранайтис».
          «К 1913 году профессор Пранайтис сумел приобрести у виноделов Первушиных в том же районе участок земли МЕЖДУ «старым костелом» и Саларом. Именно здесь и решено было возвести новое здание католической церкви. Автором проекта стал Людвиг Панчакевич.
          Строительство было начато перед самым началом первой мировой войны – в 1914 году и продвигалось довольно медленно. Для ускорения работ по просьбе курата была выделена группа военнопленных – католиков, доставленных с фронта в Туркестан».

          «Слова в кавычках» взяты из опуса (в хорошем смысле) одного увлеченного товарища, который очень любит этот город.

            [Цитировать]

        • Фото аватара 12345:

          Уточняю: Салар течет К вокзалу. Таким образом, костел находится на ПРАВОМ берегу!

            [Цитировать]

          • Фото аватара Евгений:

            Значит План 1932 года неправильно составлен, он перед Вами и Вы можете посмотреть….. Приношу свои извинения. что не проверил ……… Спор же не об этом……. Спор о том, что на Самаркандской никогда не было католического костела, хотя в Адрес-календаре 1904 года два раза указано, что на Самаркандской.

              [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          Костёл вроде на Жуковского находился ..

            [Цитировать]

          • Фото аватара olga:

            А р-к костёл ..на Саларе .( в виде угольника ).Когда какое построили не знаю ..но если оба на одной карте , то вероятно оба и построены почти в одно время ..И спорный переулок рядом , вход в р-к костёл с какого то безымянного переулка , острый угол здания смотрит на Салар Справа это или слева ..это как в какой то рекламе -это с какой стороны смотреть ..

              [Цитировать]

            • Фото аватара olga:

              Костёл на Жуковской

                [Цитировать]

            • Фото аватара Евгений:

              На Жуковского немецкая (протестантская) кирха…… Костелы построены в разное время….. На Самаркандской в 1883…. Польский дом 1902 (примерно)…… современный костел начали строить в 1912 году….. Кирха.

                [Цитировать]

              • Фото аватара olga:

                Вы одно и то же храмовое учреждение на Жуковского называете то немецкой ( протестантской )церковью ..то евангелистко -лютеранской церковью ( вроде это одно и тоже )Зачем повторятся ..Моя бабушка была с западной Украины ..православную церковь не посещала ..вот мы и ходили..какая она там была ( вечно закрытая )эта церковь на Жуковской в 50-х годах бабушка назвала её польским костёлом ..

                  [Цитировать]

                • Фото аватара Евгений:

                  Лютеранство — одно из основных протестантских направлений…… Еще кальвинизм, баптизм, англиканство и другие.

                    [Цитировать]

    • Фото аватара Усман:

      Вы почаще, пожалуйста, выкладывайте эти сканы. Много интересного. Пранайтис, оказывается, жил на улице Лахтинской в доме Каменских. Неожиданно.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Ну вот и дом Шаховских материализовался! Всё правильно, мы находимся в Бермудском треугольнике на Саларе. Если залезть на колокольню Кирхи или на крышу Дома Польского Общества вполне можно разглядеть эту башню таинственного дома.

          [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    Немецкая кирха или Евангелическо-лютеранская церковь – единственный лютеранский храм в Ташкенте. …. https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/tashkent/german-kirche.htm

      [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    «….. в августе 1883 года в Ташкент был назначен постоянным военно-окружным священником ксендз Фердинанд Сенчиковский.
    Находясь в Ташкенте, Сенчиковский совершает постоянные поездки с целью совершения духовных треб в отдаленные местности Туркестанского военного округа. На это, как он сам свидетельствовал, уходило около восьми месяцев в году. Спустя совсем немного времени после назначения, 8 декабря 1883 года, стараниями Сенчиковского в Ташкенте открывается первый молитвенный дом со статусом часовни (каплицы, капеллы)….». http://agnuz.info/StaticCategories/open_content/35
    Вот здесь (примерно) был католический храм….. Проспект Шарафа Рашидова (бывшие проспект Ленина и улица Самаркандская). За этим домом новая улица Самаркандская и крепость.

      [Цитировать]

    • Фото аватара olga:

      Согласна -как первый молитвенный дом со статусом часовни ..и небольшое кладбище ..Ну ,молитвенный дом можно было перенести ..а вот кладбище ..Ещё одно открытие ..Да , бесценная карта Нового Русского Ташкента ..до сих пор всплывают какие новые факты ..Но вот что означают цифры 52 ..51 ..?На этой карте понятно одно ..на ул 12 тополей находилась синагога ..вот она и видна на карте ..

        [Цитировать]

      • Фото аватара olga:

        В описании к ранним картам Ташкента ..костёл ( молитвенный ) дом находится уже на берегу Салара …Так что вероятно ..на Самаркандской что то вроде раннего , временного , походного молельного дома

          [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          Поправка -Римско-Католический костёл ..на Саларе (4-е)…Лютеранская церковь на Жуковской ( 3-д)

            [Цитировать]

          • Фото аватара olga:

            Я считываю с карты 1910 года ..8.Римско -Католический костёл по карте координаты 4-е..Это храм на Саларе ..См фотографию дома Римско-католической костёла в начале обсуждения ..и см карту ..9.Лютеранская церковь по карте координаты 3-д..это на Жуковской , тоже см карту и фотографию где то в середине обсуждения .Тема обсуждения -вопрос «.Где он находился? «на этот вопрос есть ответ ..на Саларе ..координаты 4-е по карте .

              [Цитировать]

            • Фото аватара olga:

              Что то где то в районе Самаркандской ..в лучшем случае ..небольшое кладбище ..с временной часовней ..На поздних картах нет даже и намёка на какую временную часовню ..только контуры уже без крестов ..Жаль ..но непонятно что это ..

                [Цитировать]

              • Фото аватара olga:

                Да ..никогда не обсуждался подробный план крепости ..ну может только ворота ..Где что находилось ..где казармы ..где склады ..где медсанчасть ..где жили полковые священники и сколько их было ..и вот в первые годы после строительства как функционировала крепость ..хотя бы знать ..где хоронили умерших по каким то причинам людей ..и вот эти два квадратика ( красные точки )..что это кладбища или ещё что ..тоже непонятно ..

                  [Цитировать]

            • Фото аватара olga:

              Вопрос -Костёл ..Где он находился ?Карта 1910-1912 года даёт подсказку ..Здание костёла в виде треугольника ( это видно даже на карте )находилось на Саларе в районе координат 4-е..

                [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    51 — казармы 1 Туркестанского батальона…. 52 — казармы крепостной артиллерии. Но не уверен, что это точно…. к этой карте нет пояснений, беру с карты 1890 года.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    Вы прочитали про первый католический храм? В двух источниках дается пять названий — костел, молитвенный дом, часовня, капелла и каплица….. http://agnuz.info/StaticCategories/open_content/35

      [Цитировать]

    • Фото аватара MiVa:

      Сколько всего интересного по поводу кирхи и костела.
      А ведь все просто.
      В Польше преобладающая религия — католицизм. У католиков — Костёл.
      В Германии, Скандинавии, Финляндии и частично в Прибалтике преобладает евангелически-лютеранская конфессия или просто лютеранство. Лютеране — одна из первых протестантских религий, отколовшихся от католицизма. «Церковь» у лютеран называется: в Германии и Австрии — die Kirche (кирхе), в Швеции — en Kyrka (чурка), в Финляндии — Kirkko (киркко). Капелла немного отличается от Кирхи. Она имеет статус поскромнее и не все изменения в ее строении и деятельности требуют согласования с Епископатом. Кроме того, капеллы могут быть например частными, а Кирхи все относятся к церковной общине.

        [Цитировать]

      • Фото аватара olga:

        Не знаю как там у них ..на Западе ..у нас в Калининграде -лютеранский храм называют церковью .Лютеранская церковь Воскресения построена по проекту архитектора Павла Михайловича Горбача. Площадь помещения церкви 1550 квадратных метров, высота — 28 метров. Церковь рассчитана на 400 прихожан. Инвестиции составили 2,1 млн. евро. В основание церкви заложен крест из кирпичей разрушенной евангельской церкви.
        В 2008 году в церковь был передан орган 1960 года производства, находившийся до этого в евангельской церкви в немецком городе Нордорф …

          [Цитировать]

        • Фото аватара Евгений:

          Die Kirche перевод с немецкого на русский — церковь….. Kościół перевод с польского на русский — церковь…… Заимствованные слова из-за тесного общения с немцами и поляками.

            [Цитировать]

        • Фото аватара Светлана:

          А как в Калиниграде называют католическую церковь?

            [Цитировать]

          • Фото аватара olga:

            Католических кирх нет ..

              [Цитировать]

            • Фото аватара olga:

              olga:.
              Это я немного поспешила …Католические есть ..Католический костёл Святого Адальберта…( католическая церковь )и Римско -католическая церковь «Приход Святого Семейства»( католическая церковь )это не совсем вот кирха ..в каком то понимании ..сюда приходят и католики ( если такие есть в Калининграде )и православные и атеисты ..Это скорее певческий клуб ..и в праздники здесь красиво и светло на душе ..

              «После войны большинство кирх было переоборудовано под хозяйственные нужды, клубы , концертные залы, музыкальные школы Многие не использовались вовсе и постепенно разрушались от сил природы и местных жителей, разбиравших храмы на стройматериалы. Некоторые кирхи были снесены для освобождения площадок под строительство жилых домов.
              В 1980—1990-е, когда произошла перемена отношения к довоенному прошлому области, началась консервация и восстановление некоторых кирх (таких, как, например, Арнау или Мюльхаузен), передача их РПЦ и протестантским общинам. Стоит отметить, что нередко консервация или восстановление кирх ведется на средства бывших немецких жителей этого региона. «Восстановленные кирхи на балансе РПЦ и протестантской общины ..как там проводятся службы -не знаю ..На фотографии костёл Святого Адальберта

                [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Всё про всех знает Добромыслов. Сначала у католиков не было своего помещения и они переезжали с места на место. Оказывались в положении приживалов, то там, то тут. Я насчитала 4 перемены адреса. И первый адрес — это действительно САМАРКАНДСКАЯ. Книга Добромыслова не переступила черту 1913г. Поэтому темы строительства громадного Храма на Саларе у него нет.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Евгений:

      Коллежского Советника Владиславлева в адрес-календарях не нашел…. есть только упоминания в двух-трех статьях….. Но, вероятно, это сын нашего Владиславлева — Пётр Петрович Владиславлев (1876, Ташкент — 1917) – контр-адмирал российского императорского флота, георгиевский кавалер…… https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Что за судьба? «Погиб при загадочных обстоятельствах на борту штабного транспорта «Тосно», стоявшего у стенки в Ганге в ночь с 5 на 6 октября 1917 года. Причинами смерти могло быть убийство либо несчастный случай. Тело обнаружено не было. Официально исключен из списков личного состава 23 декабря 1917 года, как «пропавший без вести»». Грустно. Светлая ему Память.
        Контр — Адмирал родился в Ташкенте в 1976г. Значит, там жили его родители. А в уже 1885г. его арендовали католики (так у Добромыслова). В 1885г. мальчику Петру Владиславлеву только 9 лет. Дом как раз мог принадлежать его родителям. Отец имел чин средний, но деньги водились, так как семья построила довольно большой дом. А что если семья вместе с детьми просто покинули Ташкент до 1885г.? Допустим, поручив судьбу дома кому-то из друзей? Или отец семейства ушёл в мир иной? Оттого его нет в адрес-календарях начала 20-го века? Это всё мои фантазии на тему, конечно (ха-ха-ха). Но дом скорее всего принадлежал ОТЦУ контр-адмирала (или дяде?).

          [Цитировать]

      • Фото аватара Олег А.:

        На 1881 г. надворный советник Владиславлев Петр Петрович — делопроизводитель военно-окружного совета.

          [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    А вот фотография, которая скорее всего запечатлела и очертания Дома Польского о-ва в конце Крючковского (Коларовского) переулка и заброшенный католический «недострой» в окружении саларской нахаловки. Приглядитесь, за тополями можно разглядеть характерный силуэт здания, фотография которого украшает данный пост

      [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    «Кирха (нем. Kirche) — германизм, обычно используется для обозначения лютеранских культовых сооружений. Оригинальное немецкое значение — церковь, как таковая, во всех смыслах, как сообщество, так и здание, без какой-либо конфессиональной окраски.»

    Проще говоря — Кирха это здание, в котором проходят богослужения. Дословный перевод с немецкого — Церковь, Храм. Но это разные понятия, поскольку лютеране своё здание не называют церковью, так же как православные своё здание не называют кирхой.

    В Кирхе по воскресеньям собирается лютеранская община. По вероисповеданию она относится к Немецкой евангелической лютеранской Церкви.

    Немецкой её назвали с первых дней существования. Руководство России всерьёз опасалось того, что в эту церковь будут переходить православные. В связи с этим, было специальное распоряжение из Петербурга о том, что Лютеранская церковь Туркестана должна вести литургию (Богослужение) только на немецком языке. В период возрождения Лютеранской церкви в Узбекистане в 90-х годах Лютеранская община Узбекистана приняла и зарегистрировала Устав. Его полностью скопировали из старого, дореволюционного. Вот так, в современной лютеранской церкви в Узбекистане в названии осталось слово Немецкая.

    Поэтому же, с начала 90-х годов все Богослужения велись на двух языках — немецком и русском. После безвременной кончины Епископа Корнелиуса Вибе, современные Богослужения ведутся только на русском языке.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сергей Юрьевич:

    С интересом прочитал и посмотрел.. Так случилось, что и Каларовский и Виноградные улицы прошли через мое детство. В Каларовском, по моему в тупике был мой детсад. № 108 по моему в годы 1957-59 я его и посещал. Садик был в каком то приспособленом здании, как обычно в то время. потому что там был огромный зал, в котором праздновались все даты, а днем расставлялись кровати , скорее что то в иде раскладушек. Это для дневного сна. В конце переулка напротив садика жила семья Виталика Кирьянова — аквариумиста тогда и моего одноклассника.. Что еще запомнилось — это забор, за которым была какая то усадьба чего то священослужительного. Подробности уже не вспомню.. А на Виноградной я жил.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.