О католических и лютеранских храмах Узбекистана и Кыргызстана История
Автор Анастасия Ильина
Как известно, христианство проникло на территорию Средней Азии в первые века нашей эры благодаря развитию Великого шелкового пути. Вместе с торговыми караванами по одному из самых известных древних маршрутов следовали беженцы, путешественники и миссионеры, проповедовавшие свою религию в чужеземных краях. Но современные религиозные христианские конфессиональные организации появились здесь много позже. Среди них – не только правосдавые, но и католические и лютеранские. Остановимся здесь немного на истории и на современных храмах этих двух традиционных религиозных конфессий, распространенных в той или иной степени во многих регионах мира.
Первые католические митрополии и епархии вдоль Шелкового пути появились позже — в XII-Xlll вв., когда между Ватиканом и Китаем наладились дипломатические связи. Так, Иоанн де Плано Карпини, архиепископ Антиварийскийо, возглавлял делегацию, направленной Папой Римским Иннокентием IV к монгольскому хану весной 1245 г. Вскоре после возвращения Плано Карпини (в 1253 году) на территорию Туркестаная была отправлена миссия во главе с монахом-францисканцем Гильомом Рубруком, в 1249 году была здесь миссия доминиканца Андре де Лонжюмо, в 1279-1289 гг. — миссия во главе с францисканцем Иоанном де МонкеКарвино и др. Надо отметить, что в конце XIV – начале XV в в Европе поражены неожиданной большой объективно помощь. Амира Темура в их борьбе с турками-османами ти стремились установить дружественные дипломатические отношения с победоносным Амиром Темуром, Посланники европейских правителей и Папы Римского неоднократно бывали в Самарканде.
До наши дней дошло письмо короля Франции Карла VI, доставленное Амиру Темуру братом Иоанном» под именем которого действовал был архиепископ Иоанн Галлифонтский. Именно отца Иоанна наряду со многими другими орденскими братьями Тамерлан использовал в качестве своего посла после крупной победы, одержанной при Анкаре Архиепископ должен был убедить христианских государей Запада возобновить торговые связи с монголами. Письмо Амира Темура было написано на персидском языке, но в пути архиепископ, видимо, перевел его на латинский язык. Путь послов шел через Венецию, прежде всего в Париж, ко двору короля Карла VI, которому был вручен оригинал письма Тамерлана с переводом. 15 июня 1403 года послу вручили ответ короля Карла.
Известно, что на территории Туркестана были три католическиех епархии-. Самаркандская и Ургенчская (возникшие позже) епархии входили в состав Ханбалыкской (Пекинской) архиепархии. Вообще же что первые попытки организации католических церковно-приходских структур на территории Туркестанского края относятся еще в 1278 году .НО активное распространение католичества в странах Среднеазиатского региона началось во II половине XIX и начале XX вв. По статистическим данным 1917 г. в Туркестане проживало 11 тыс. католиков, 7 тыс. из которых проживали в Ташкенте. Это были в основном поляки, литовцы, немцы, французы, латыши из числа военнослужащих царской армии, которых правительство посылало служить подальше от родины: на Дальний Восток, в Туркестан, на Кавказ. . Кроме того, в тогдашнем в Туркестане было немало ссыльных, военнопленных из числа западноевропейцев и беженцев.
Ещё в 1875 г. верующие католики Ташкента подают епископу Мацею Волончевскому прошение о назначении священника. В качестве аргумента они выдвинули тот факт, что ближайшая католическая церковь находится в Оренбурге, и католическая диаспора фактически оказалась лишенной возможности участвовать в совершаемых Таинствах и обрядах: венчания, крещения, отпевания и прочих. Прошение осталось без ответа из-за несоблюдения требуемых норм подачи ходатайств. Несмотря на то, что все последующие ходатайства были составлены в полном соответствии с принятыми нормами, они также не были удовлетворены. К примеру, получив в 1877 г. прошение ташкентских католиков, митрополит католических приходов в России архиепископ Антоний Фиалковский обратился в Департамент духовных дел с просьбой о принятии на штатную должность капеллана для Туркестанского военного округа. Министерство внутренних дел ответило, что со своей стороны не видит препятствий, но так как принятие священника в штат связано с расходами казны, то вопрос следует согласовать с Туркестанским генерал-губернатором К. П. фон Кауфманом. Генерал-губернатор в свою очередь ответил отрицательно, а мотивом отказа послужила предполагающаяся отправка в запас большинства рядовых военнослужащих. По предварительным подсчетам Кауфмана, в крае должно было остаться всего 300 католиков. Естественно, для такого количества верующих не было смысла содержать католического священника на ставке. На следующий год о решении генерал-губернатора доложили митрополиту. Тем не менее, в результате последующих прошений в августе 1883 г. в Туркестан и был назначен постоянным военно-окружным священником ксендз о.Фердинанд Сенчиковский. который с 1883 по 1885 гг. первым официальным католическим священником в Туркестанском крае и именно благодаря ему в Ташкенте была построена католическая часовня, где проводились мессы (специалисты считают ,что тут сыграло роль личное ходатайство Туркестанского генерал-губернатора М.Г. Черняева, который в отличие от своего предшественника К.П. фон Кауфмана был благосклонно настроен в отношении присутствия в крае католического священника, о его лояльности по отношении к католикам свидетельствует и разрешение на временное открытие каплицы Надо сказать, сразу же по прибытии в Туркестан Сенчиковский постарался наладить доверительные контакты с местным православным духовенством. Во время всего своего служения в крае каноник Сенчиковский занимал строгую позицию, когда дело касалось обращения представителей других вероисповеданий в католицизм. В своих воспоминаниях он пишет: «В то время, когда я исповедовал католиков, подходили к исповеди и православные с заявлением, что они, слыша многое обо мне, хотели бы хоть раз в жизни у меня исповедоваться. Но я, кажется, трем или четырем лицам отказал, а после литургии, произнеся мою проповедь народу, объяснил, что я хоть и употребляю язык русский, но я – западной обрядности и, поэтому, не могу принимать к исповеди православных, или лиц восточной обрядности» Об этом сообщили епископу Ташкентскому и Туркестанскому Неофиту, который в письме от 22 апреля 1884 года выразил благодарность Сенчиковскому
С 1902 до 1917 гг. куратором Туркестанского края от католической церкви был о. Иустин Бонавентура Пранайтис ( профессор Римско-католической духовной академии в Петербурге, магистр богословия). В эти годы и были построены костелы в Ашхабаде, Кызыл-Арвате (современный Туркменистан), Фергане, Самарканде, а также временный костел-часовня в Ташкенте. О. Пранайтис возглавил и созданное им Туркестанское римско-католическое благотворительное общество, организовавшее в дальнейшем — в основном в годы I-ой мировой войны приюты для детей-сирот, стариков, беженцев.
В 1912 году возле католической часовни и началось строительство большого ташкентского католического храма, ныне известного всем ташкентцам. В строительстве того храма участвовали солдаты-католики, среди которых были и квалифицированные специалистов. Но строительство шло довольно медленно. После событий 1917 г. достроить ташкентский костел пытался преемник Пранайтиса – о. Болеслав Рутенис. Но и ему это так и не удалось из-за смены политической обстановки в стране и элементарной нехватки средств. После добровольного ухода с поста настоятеля Рутениса, мессы для оставшихся католиков тайно проводил о. Иосиф Совинский ( но в 1937 году он был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и расстрелян). По имеющимся данным в 1922 г.Ташкенте насчитывалось 1000 католиков, в Самарканде – около 30, в Скобелеве – около 20, в Андижане – около 50, в Коканде – около 50-т.е. вследствие репатриации поляков и литовцев на родину весной 1922 года число католиков в Узбекистане значительно сократилось.
Саме храм был в 1225 г. был национализирован. В советский период в нем размещались различные организации( общежитие Ташкентского Электрокабельного завода ,Республиканской акушерской школы, управление и склад Медтехники и т.д.). Здание много раз перестраивалось и в итоге было просто заброшено. К тому времени по сути не сохранились ни скульптуры, ни ценности из храма. Но в 1976 году здание храма было отреставрировано и передано Министерству культуры Узбекистана, а в 1981 году — объявлено архитектурно-историческим памятником Узбекистана. Но официальная деятельность католических организаций в Узбекистане возобновилась только в 1987 год, когда в Фергане вновь открылся католический приход, а через 3 года – и католический храм открылся в Ташкенте ( во многом благодаря деятельности о. Иосифа Свидницкого), настоятелем которого стал францисканец из Польши ( назначенный Папой Иоанном Павлом II в 1997 г. ординарием «Missio sui Juris» в Узбекистане) о. Кшиштоф Кукулка. Но только в 1992 году, после обретения Узбекистаном независимости, католическому приходу Ташкента был возвращен и сам храм, после чего в январе 1993 г. началась его реставрация под руководством архитектора Сергея Адамова и конструктора Александра Пономарева.
Именно в ходе строительства постройка старой католической часовни -которая располагалась в доме польского общества на месте строительства- и была включена в план нового храма.
Строительство католической церкви под воззванием Храм (Собор)Святейшего сердца Иисуса завершилось в 2000 году, т.е. спустя 88 лет с момента закладки ее первого камня. Храм сразу был признан одним из самых красивых и необычных для Востока архитектурных сооружений современного Ташкента.
Надо сказать, что архитектура, декор и интерьер храма впечатляют. Храм построен в готическом стиле, внутри здание облицовано мрамором и гранитом, а двери и мебель изготовлены из ценных пород дерева. Подсвечники, канделябры, художественная ограда и перила и пр. были изготовлены кузнецом В. Пилипюком. На первом этаже храма находятся помещения крипты-часовни (той самой, что была построена при о. Пранайтисе ещё в начале XX в.), зал Иоанна Павла II и зал св. Антония.На втором этаже располагается торжественный главный зал, где проводятся воскресные мессы.
Почетное место в зале занимает алтарь с дарохранительницей, украшенной 2-метровой скульптурой Христа.Между огромных колонн расставлены ряды массивных деревянных скамей для прихожан. Напротив алтаря под сводами храма установлен 26-голосный орган – подарок Боннского прихода св. Павла. Зал украшен изображениями сцен из Библии, цветными витражами, католической символикой. Справа от алтаря находится исповедальня, где католики совершают таинство покаяния.
Мессы в ташкентском католическом храме ведутся ежедневно на четырех языках: русском, английском, польском и корейском. В начале 90-х гг. прошлого века наряду со строительством храма в Ташкенте, открылись католические приходы и в других крупных городах Узбекистана: Самарканде, Бухаре и в Ургенче. Это было замечено в Ватикане (в частности и в 2005 году Папа Римский Иоанн Павел II повысил статус «Missio sui Juris» в Республике Узбекистан до звания Апостольской Администратуры и назначил о. Ежи Мацулевича первым епископом в Узбекистане, в Узбекистане находятся католические священники и монашествующие братья-францисканцы, а также миссионерки Ордена Божественной Любви (сестры Матери Терезы ). Позднее настоятелем ташкентского храма стал о. Люциан Шиманский. вновь открылись приходы в Самарканде, Ургенче и Бухаре, Ещё до официального завершения реконструкции храм Святейшего Сердца Иисуса был(тем более после его освящения в 2000 г.), одним из заметных центров музыкальной культуры. В храме регулярно проводятся концерты органной музыки. С 2002 г., благодаря инициативе о. Кшиштофа, начала свою деятельность католическая информационная служба «Agnuz».
В настоящее время в Узбекистане официально зарегистрированы 5 приходов: в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане и Ургенче,.
На территории нынешнего Кыргызстана впервые представители католицизма появились в XIII—XIV веках. Как известно распространение христианства в регионе шло в основном по Великому Шёлковому Пути. В том числе католичество попадало сюда в В 1320 — 30 гг. в их Семиречья (Еттисув, Джетысу) , а туда из Армалека (сегодня —современная Кульджа в Китае),
В 1871 — 81 гг. территория нынешней Кыргызстана находилась в попечении епископа Кульджи. В 1897 году католики города Оша составляли 0,6 % всего населения города.В начале XX века в Киргизию стали прибывать переселенцы из католических частей тогдашней Российской империи . Первая католическая община в Кыргызстане была основана в селе Люксембург, состоявшая из переселившихся сюда переселенцев из немецкой части Поволжья и Оренбуржья. Во время I-ой мировой войны на здесь находились военнопленные из Германии. Австро-Венгрии. С 1921 года Кыргызстан входил в состав т.н.Апостольского викариата Сибири.. В 30-х годах XX века и перед началом II Мировой войны в Кыргызстан стали прибывать ссыльные и репрессированные поволжские немцы, украинцы и белорусы из Западной Украины и Западной Белоруссии. После II-ой Мировой войны здесь, где не было в такой мере сильного наблюдения над бывшими репрессированными, какое было в Европейской части бывшего Союза, а также находились многочисленные национальные диаспоры стали селиться бывшие репрессированные поволжские немцы и иные представители репрессированных народов. в 50-х годах XX века на территории Киргизии действовали по сути подпольные католические общины. В 1969 году была официально зарегистрирована первая католическая община в тогдашнем городе Фрунзе (ныне Бишкек), которая в 1981 году насчитывала 533 человека. После обретения независимости в 1991 году католические общины Киргизии вошли в состав Апостольской администратуры Центральной Азии, а в 1995 году католики здесь вошли в состав Апостольской администратуры Казахстана. В 1997 году римский папа Иоанн Павел Второй учредил автономную католическую миссию, которой руководили иезуиты, а в 2006 году Бенедикт ХVI-Апостольскую Админисратуру( во главе с епископом о.Николаем Мессмером) . Кроме прихода в Бишкеке, в Кыргызстане около 30 католических общин, которые разбросаны по всему Кыргызстану. Каждая община насчитывает несколько или несколько десятков человек. Самую отдаленную точку, Джалалабад, священник может посетить только один раз в два месяца, т.к. дорога проходит через горы высотой в 4000 метров, что утрудняет часто проезд. Эта трудность послужила тому, что в прошлом году открылись два новых прихода, в том одна часовня. Теперь в Джалалабаде и Таласе есть настоятель и сестры. Прихожане — это, в основном, поляки, но есть также русские, немцы, корейцы и кыргызы. Большинство из них — это пожилые и очень бедные люди, хотя приходит достаточно много молодежи и детей благотворительная работа является главным направление работы Католической Церкви в Кыргызстане. Материальная помощь из-за границы, в основном из Германии, распределяется нами прежде всего среди больных, инвалидов, многодетных семей и одиноких пожилых людей, о домах престарелых и инвалидов. Туда приносят хлеб, яблоки или помидоры, им часто показывают религиозные фильмы (в основном анимационные, т.к.эти фильмы они более всего понимают или»Страсти Христовы» Мэла Гибсона), рассказываем истории из Библии,
Большой католический храм в в Кыргызстане есть только в Бишкеке (около рынка «Баят»).. Сама церковь была официально зарегистрирована в 1969 году и была первой подобного рода в Средней Азии.Руководители католической общины в Кыргызстане , в часности настоятель Бмшкекского обора оо.Александр КАм ,утверждают, характеризуя отношения католической и русской православной церкви, что «наши религии как родные сестры, такое бывает в семье, и в целом мы должны стремиться к единению».Это подчеркивается и в отношении ислама.»У нас с Исламом больше общего, чем различий»
Одновременно являясь культурным атташе дипредставительства Ватикана в Кыргызстане, отец Александр Кан сказал, что Ватикан оказывает гуманитарную помощь Кыргызстану, например, была оказана помощь в создании Института Европейских Цивилизаций. Но храм финансируется только за счет пожертвований прихожан.
Другая традиционная конфессия, существующая в Узбекистане и Кыргызстане-лютеранская. На территории современного Кыргызстана до 1990 года проживало несколько тысяч евангелических христиан. Однако в последние годы многие из них эмигрировали в Германию или в Россию, поэтому их число на территории страны сильно уменьшилось. в Кыргызстане проживает 1,5 тысячи евангелических христиан, которые составляют 16 небольших общин.
В Узбекистане существует Немецкая Евангелическо-Лютеранская община Узбекистана
Евангелистско -лютеранская церковь (кирха) расположена на улице Садыка Азимовадом 37, вот уже более ста лет в густой зеленой тени вековых деревьев стоит готическое здание Немецкой Кирхи.
Служба здесь началась 3 октября 1899 г. Здание кирхи построено по проекту А.Л. Бенуа. Как и многие здания той эпохи в городах Туркестана храм был возведен из буро-желтого кирпича с выкладкой в духе прибалтийского церковного зодчества: стиль его постройки относится к неоготической архитектуре.
В советское время здание использовалось под склад, в конце 70-х годов XX века здание было передано Ташкентской консерватории и после проведенной реставрации стало использоваться как помещение для оперной студии консерватории. В это же время в здании был установлен орган и в нем стали регулярно проводится концерты органной музыки. В 90-е годы XX века здание было передано вновь воссозданной лютеранской общине города, хотя реальное число лютеран в Ташкенте на тот момент было весьма малочисленным. История лютеранской общины Ташкента в общей сложности насчитывает 125 лет, в течение которых она переживала и рост и упадок. Сегодня ташкентская лютеранская община насчитывает более 200 прихожан, еще около ста прихожан в Фергане.
Прихожане кирхи в основном ташкентские немцы. В дореволюционное время их было довольно много в Ташкенте. Большая часть их были офицерами. Попали они сюда еще в XIX веке, находясь на царской службе. Сегодня кирху, служба в которой ведется по сей день, посещают их потомки, а также приезжие иностранцы.
Богослужение в лютеранской церкви основано на традициях католической мессы, но более упрощенное. Главная служба в лютеранской церкви совершается на немецком и русском языках по воскресеньям. Ведет богослужение пастор кирхи, который избирается паствой среди верующих и не проходит через обряд посвящения, как, например, у католиков.
Во время мессы священнослужители одеваются в литургические облачения. Главной частью лютеранской мессы является литургия верных (анафора). Во время богослужения поют псалмы на немецком языке, звучит органная музыка.Внутреннее убранство кирхи скромнее католического храма. Поскольку лютеране не поклоняются мощам и иконам, но почитают их, в кирхе присутствует ограниченное количество изображений Христа и апостолов. Центральным местом в лютеранской церкви, также как и в католической является алтарь. Также в лютеранских храмах присутствуют такие традиционные атрибуты как: распятие, священный огонь (лампада) и свечи.
Евангелическо-Лютеранская Церковь в Кыргызской Республике (ЕЛЦ в КР) объединяет 15 общин. Епископ (глава) Церкви — Альфред Айххольц. В 2011 году состоялся 15 ежегодный синод церкви (возникла на основе т.н. пробства).Костяк лютеран в Кыргызстане составили депортированные сюда в 1941 из России (в основном из бывшей Республики Немцев Поволжья) немцы Первые 8 общин евангелических лютеран были зарегистрированы в Киргизии еще в 1989 году. Первоначально церковь объединяла лютеран преимущественно немецкого происхождения, поэтому богослужения проводились на немецком языке, однако с 2005 года на IX синоде епископ Эммануил Шанц заявил о переводе богослужений на русский язык.Канцелярия епископа располагается вБишкеке. Реальное число лютеран в столице Киргизии составляет примерно 30 человек. В своей общественной деятельности лютеране Киргизии объединяются с представителями других евангельских церквей — баптистами и адвентистами. В Бишкеке находится лютеранская церковь «Конкордия».В 1998 г. в Кыргызстан прибыли представители т.н. Миссурийского Сннода лютеран, а в 2001 году была создана и официально зарегистрирована Лютеранская Церковь Конкордия в Бишкеке (она остается единственным официально зарегистрированным приходом церкви и ныне. Первый местный пастор (русский по национальности) был рукоположен в 2004 году, первые пасторы -киргизы были рукоположены в 2007-2008 годах. В 2008 году церковь стала автономной и получила собственного епископа (хотя церковь продолжает получать и финансирование из США). Церковь насчитывает в Кыргызстане 35 приходов и групп с более чем 600 постоянных членов, работают пять пасторов,а также студенты-проповедники и евангелисты.
Заметим, что ещё в ноябре 1992 г. пастор Стефан Редер из Германии был уполномочен Епископским Советом на то, чтобы посетить общины в Средней Азии и обсудить с ними духовные и организационные вопросы. (Впрочем, в Таджикистане же, вследствие массовой эмиграции немцев, осталась лишь одна община. В Кыргызстане Синод состоялся весной 1994 г. Пробстом на нем 23 апреля был избран Йоганн Хасс., а представителем Среднеазиатской епархии в Епископском Совете стал пастор Редер.
Епархии в своих республиках являются самостоятельно зарегистрированными церковными организациями. Центр Епархии евангелическо-лютеранских общин Узбекистана — в Ташкенте, центр соответствующей Епархии Киргизии — в Бишкеке. епископской канцелярии в Санкт-Петербурге и Москве.
В современных условиях традиционные религиозные конфессии официально зарегистрированы и свободно ведут деятельность
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.