Иззат Султанов. Часть 1. Воспоминания о Папе Ташкентцы
Для каждого свои дети, свои внуки – самые ненаглядные, лучшие. Также и свои родители. Мы их просто любим, и всё. Не за что-то, а так, потому что это моё, родное, моя кровинка и я их кровь. Всё, что в них есть – это я сама. Всё, что во мне есть, всё, что я передала – всё неотъемлемо от меня.
Так и мой Папа — Иззат Султанов. Могу писать это слово только с заглавной буквой. Он для меня самый замечательный и самый мудрый человек. И поэтому мои воспоминания о нём самые тёплые.
Когда я родилась, Папе было 46 лет. Во время учебы в старших классах, если не решалась какая-либо задача, я обращалась к Папе. И хотя он учился в провинциальной школе в г. Ош, очень давно, и не был математиком, он мог сделать очень хороший математический анализ. Он не решал за меня задачу, но мог направить меня в нужном направлении, и я могла после этого очень легко решить эту задачу, использовав нужную формулу.
И вообще, я любила готовить уроки на его рабочем столе, хотя и имела свой. Это был простой стол, но вокруг этого стола была особенная атмосфера, как сейчас говорят, аура. Я любила находиться в этой ауре, я получала от него очень сильный заряд положительной энергии, и мне хватало её до следующего раза.
Папа водил меня на Военный парад, который проходил на главной площади Ташкента. Мы вставали рано утром, и за несколько часов до парада уже стояли на трибуне. Потом Папа покупал мне различные сладости, сажал меня на плечи, и мы пешком возвращались домой. Это было раза два, потом я, видимо, стала тяжелее (худой я никогда не была), и он перестал меня брать с собой.
Ездить на велосипеде меня научил Папа. Он был не высокий и полный. Он держал велосипед сзади за сидение, говорил, что для того, чтобы сохранить баланс надо быстрее нажимать педали, успевал сказать, куда повернуть руль, чтобы не упасть, бежал за мной, до тех пор, пока я, дрожащими ногами не стала ездить самостоятельно, и ни разу не сказал: «Всё, я устал».
Водить машину меня научил тоже Папа. Тогда обучаться в школе вождения было совсем не обязательно. Он выезжал на площадь Мустакиллик. Тогда по ней ездили машины. Я садилась за руль, и он командовал. Мне так хотелось проехать легко, плавно, а главное, быстро, ну, что бы каждый прохожий и, тем более, водитель был поражен моей ездой. Но машина, как назло, дёргалась, глохла. А Папа спокойно руководил: «Стоп, первая скорость, медленно». Так моя гордыня сводилась к нулю. Я училась у Папы всё делать основательно, спокойно, не торопясь.
У Папы был развит музыкальный слух, он мог напеть любую известную оперную арию. Очень любил слушать «макомы». Высоко ценил исполнение Муножат Туйчиевой и мог часами слушать её пластинки.
Бабушка Бахриниса ая очень рано овдовела и была вынуждена отдать Папу в школу-интернат. Он был с музыкальным уклоном. С того времени у него в памяти остались две мелодии, которые я часто просила его напеть. Сейчас, к сожалению, я могу вспомнить только одну. Очень сожалею, что ноты вальса не записала.
Папа очень оберегал Маму. В детстве я любила вставать рано, переходить в спальню родителей и досыпать с Мамой. К тому времени Папа уже бодрствовал. Но однажды он решил заслонить вход в спальню стулом, чтобы я не беспокоила маму. Мне было лет 5 и у меня не хватило сил отодвинуть этот стул самостоятельно. Я пошла к Папе за помощью, а он был в это время во дворе, играл с соседней собакой-овчаркой. Я смело пошла к Папе. Видимо собака решила поиграть со мной, и побежала ко мне. Я испугалась и побежала обратно домой. Тут собака меня догнала, толкнула лапами, от чего я упала, и укусила. В результате Папе пришлось везьти меня в инфекционную больницу в «Старом Городе», где мне сделали кучу уколов (против столбняка). Я, конечно, плакала. Папа решил меня развлечь, повел на рынок, купил разных фруктов. Потом он наказал мне стоять на одном месте, пока он пойдёт куда-то и вернётся. Я, конечно, не устояла на одном месте, пошла по рынку и заблудилась. Громко плакала, продавцы старались успокоить меня. Через некоторое время Папа меня конечно нашёл. И так, в один день произошло столько страшных для маленькой девочки событий: меня укусила собака, мне делали уколы, и я потерялась на рынке.
Я не помню, чтобы Папа нас ругал, повышал голос или кричал на нас. Он был добр ко всем нам. Он говорил: «Никогда не говори то, что может обидеть человека. Любую мысль можно сказать по-доброму. Раз так, учись говорить в этом направлении. Учись слушать человека».
И когда я кому-то скажу что-либо язвительное или больное, я вспоминаю эти слова Папы и стыжу себя за то, что забыла Папины наставления. Говорю себе: «Эх ты, Ширин, когда ты, наконец
станешь мудрой, будешь соблюдать наставления Папы?!» Начинаю просить прощение, хотя бы про себя, у этого человека и каяться перед Богом.
Как-то Папа ввёл традицию в нашу жизнь – раз в год ходить в ресторан, который находился на самом верхнем этаже бывшей гостиницы «Ташкент», где готовили блюдо из перепёлок. Чтобы заслужить такой ужин, мы должны были закончить данный учебный год на «отлично». Там было очень красиво, всё время дул ветерок, впереди был прекрасный вид — театр им. Навои, фонтан, огромные деревья, клумбы цветов различной цветовой гаммы. Мы очень старались попасть туда каждое лето.
Папа часто делал нам наставления.
Вот некоторые его мудрости и наставления дочерям:
«Когда выйдете замуж —
Во-первых, никогда не носите разговоры из одного дома в другой.
Во-вторых, старайтесь жить жизнью семьи мужа.
В-третьих, научитесь мирно жить со свекровью».
«Никогда не старайтесь быть первыми в одежде. Не надо раздражать людей».
«Обязательно выучите хотя бы один иностранный язык».
Папа любил гулять перед сном минут 30-40. К тому времени я старалась закончить готовить уроки, сделать работу по дому и шла вмести с ним. Мы ходили под ручку, в холодные дни я брала его за руку и засовывала вместе со своей рукой в его карман пальто. Мы философствовали на различные темы. Он объяснял мне, что такое бесконечность, галактика, звезды, планеты. Обсуждали фильмы, спектакли, на которые я ходила с ним. Папа объяснял мне непонятные места, учил анализировать произведение, догадываться по маленьким деталям. Папа говорил, что любой фильм или спектакль должен в первые 5 минут захватить зрителя, иначе – провал.
Папа говорил: «Во мне сидят двое – писатель и теоретик, порой они мешают друг другу наслаждаться произведением».
Я любила с ним ходит в театры, кино, на концерты. Потом мы шли пешком и обсуждали увиденное. Он говорил, что не надо жалеть своих аплодисментов, артисты очень нуждаются в них. Папа считал, что французский фильм «Старое ружьё» создан по всем правилам драматургии. Он смотрел его раз 5-6. Это была его наивысшая оценка произведению. Обычно он не досматривал фильм, уходил и предсказывал, чем он кончится. Так оно и было. Он заведовал отделом в Академии наук и как-то раз повел всех своих сотрудников на просмотр этого фильма. А однажды он пришел на первый сеанс, показ фильма всё не начинали. Когда он спросил причину задержки, ему сказали, что не продано достаточное количество билетов для того, чтобы начать просмотр. Тогда Папа купил недостающее количество билетов и попросил начать демонстрацию фильма. Он смотрел этот фильм в полупустом кинозале. Наверное, ему нужно было посмотреть этот фильм, чтобы найти ответ на какой-то волнующий его вопрос. Ведь он считал этот фильм классикой.
Папа старался не пропустить ни одну премьеру спектакля и кино. Всегда ходил с Мамой, даже, как-то раз они оставили моей сестре (11 лет) и мне (8 лет) двухмесячную сестренку и пошли в театр. Когда Мама по тем или иным причинам не могла пойти, он брал нас.
Папа был удивительным рассказчиком. Его можно было слушать часами с большим интересом. Папа был мастером рассказа. Он рассказывал с большим юмором и о себе и о других. Там, где был он, всегда был слышен смех. С ним было очень весело, он всегда мог вспомнить анекдот, соответствующий по теме данной беседе. В домашней обстановке он был таким же.
Папа был удивительно благородным человеком. Если кто-то обращался к нему за помощью, и он мог её оказать, он это исполнял. Я ни разу не слышала, что бы он сказал: «Я этому человеку сделал то-то». Он делал доброе дело и тут же забывал об этом.
Папа был острослов и остроум. Как говорят: «Палец в рот не клади, откусит по локоть». Он был мастером «аския» — острословия. Как-то папа сочинил двустишье на узбекском языке. По-русски это звучит примерно так: «Султан встал ранним утром на службу четырем». Четверо – это Мама, и мы три сестры. Он вставал рано в 5 утра и начинал работать, строго соблюдая режим дня. Папа говорил, что встаёт теперь утром только с этими словами.
Близкий папе человек, литературовед П. Тартаковский написал о нём стихотворение, где сравнил его с Насриддином Афанди. Вот это произведение:
П.Тартаковский
«О Султанове И.А.»
В Фергане, в Ташкенте, в Самарканде, Мудрым смехом мудрых веселя, Ходят анекдоты об Афанди, О котором знает вся земля. Их, смеясь, расскажет каждый встречный, Но о том не ведает подчас, Что живет веселый, человечный И простой Афанди – среди нас. Мудрый и лукавый, и большой Человек отваги, чести, долга, С доброю и щедрою душой… Только ишака сменил на «Волгу»… Говорят, он член-корреспондент В неком заведении учёном, На защитах вечный оппонент, К этому судьбой приговорённый… На спине несёт он тяжкий груз Пьес, идей, защит, теорий, дочек… Говорят о нём: «Служитель муз!», А по сути, он – простой рабочий. Степень, званье – это форме дань, Содержанье же не изменилось: Он встаёт в такую ж точно рань, Чтоб душа металась и трудилась. Так же быстр насмешливый язык, И душа всегда горда, как птица. Кланяться чинам он не привык – Может лишь пред истиной склониться. Он всё тот же Истины боец, Ложь разит на сцене и в науке, И когда дурак кричит: «Конец!»,- Кадыри берёт он на поруки. …Время изменения свои Вносит, - но всему меняет цену: Кто-то – «заместитель Навои», Кто-то – «заместитель Авиценны»… Ну, а он – простой Иззат Султан. Этим именем горжусь навеки! Если б мог, я б написал роман О весёлом, мудром человеке, О добре, которым он живёт, И не просто на словах – на деле… Рассказал о нём бы анекдот, Чтоб, смеясь, мы истину прозрели… Пусть о нём узнает каждый встречный – Мы ведь и не ведаем подчас, Что живёт прекрасный, человечный И простой Афанди среди нас …
23 января 1981 год.
Мне сейчас очень интересно читать, то, что читал Папа. Интересно сколько раз он читал это произведение, его заметки, оставленные на краю страниц.
Только есть у меня одно сожаление. После замужества я часто приходила в родительский дом, живу я по-соседству, но к Папе в кабинет заходила не всегда, не хотела его беспокоить. Посижу с Мамой, чай попью и уйду. Сейчас у меня столько вопросов, на которые у меня нет ответов, столько сожеления… Почему я тогда не зашла к Папе, не спросила, не узнала, не посоветовалась?…
27.07.2007.
Ширин-дочь Иззата Султанова.
Вот это да!!!!!!!! Я узнала много нового!!!! Очень теплый и душевный рассказ… Я обязательно дам прочитать его своим детям… Они должны знать и гордиться свом прадедом!!!!
Милана[Цитировать]
Tak s udovolstviem chitala rasskaz i daje proslezilas! Ya gorjus svoim pradedushkoy!
Ziyoda[Цитировать]
Насколько понял этот душевный и прям по-детски искренний рассказ о Папе Ширин опа опубликовала аж семь лет назад…
Мне, к сожалению, не повезло… Знакомство с замечательным моим Дедушкой Иззатом, остроумным и добрым (как мне он запомнился) произошло у меня уже в достаточно зрелом возрасте… И общаться довелось крайне редко… Но и этого хватило, чтоб у меня об этом незаурядном человеке остались теплые воспоминания, которыми я делюсь с его правнуком, моим сыном — Иззатом Султановым…
олег султанов[Цитировать]
Спасибо за очень интересный рассказ, Ширинопа!
Бек[Цитировать]
Безусловно,Иззат Атаханович Султанов уникальный литературовед,драматург,заслуженный деятель искусств Узбекистана.Его перу принадлежат многие пьесы и драмы такие,как»Полет орла»,»Алишер Навои» в соавторстве с Уйгуном,»Люди с верой» и др.,которые,несомненно ,внесли огромный вклад в развитие узбекской и слветской драмматургии и театрального искусства. Кроме литературной деятельности он сумел воссоздать прекрасную семью — семью Султановых и воспитать прекрасных дочерей.Особую безмятежность т уют придала в эту семью Замира опа — моя любимая тетя,которая и по снй день пропагандирует творчество И.Султана. Спасибо Саодат опа,Ширин опа за приятные воспоминания.
Шайхова Мухаббат
Шайхова Мухаббат[Цитировать]
C iskrenney i boljshoy lubovjyu k svoemu otzu napisan etot ocherk.
Efim Solomonovich[Цитировать]