Советское школьное детство: промокашка, коржик и логарифмическая линейка История

 Со­вре­мен­ные школь­ни­ки – ве­зун­чи­ки. Для них про­да­ют­ся порт­фе­ли и рюк­зач­ки раз­ных раз­ме­ров и форм, яр­кие фло­ма­сте­ры, за­бав­ные руч­ки, то­чил­ки в ви­де зве­ру­шек и ма­ши­нок, да и са­му школь­ную фор­му мож­но по­до­брать удоб­ную и мод­ную. В со­вет­ском дет­стве все бы­ло по-дру­го­му. Но дет­ство есть дет­ство, и все ра­до­ва­лись то­му, что бы­ло: тет­рад­кам, об­лож­кам для книг, счет­ным па­лоч­кам, тра­фа­ре­там… И, срав­ни­вая с со­вре­мен­ны­ми ат­ри­бу­та­ми шко­лы, вспо­ми­на­ем их сей­час с улыб­кой.
1. Днев­ник и про­мо­каш­ка.

2. Тет­рад­ки бы­ли про­стень­кие, без ри­сун­ков и над­пи­сей. На об­рат­ной сто­роне пе­ча­та­лись пра­ви­ла по­ве­де­ния школь­ни­ков, таб­ли­ца умно­же­ния или, на ху­дой ко­нец, сло­ва пе­сен: “Взвей­тесь ко­стра­ми, си­ние но­чи”, “День по­бе­ды”, “Ор­ле­нок”, “То бе­рез­ка, то ря­би­на”, “С че­го на­чи­на­ет­ся Ро­ди­на”, “Гимн СССР”. Тет­рад­ки по­че­му-то бы­ли гряз­но-груст­ных цве­тов: си­ние, ро­зо­вые, зе­ле­ные, жел­тые. До сих пор для ме­ня за­гад­ка, по­че­му в тет­рад­ках в кле­точ­ку не бы­ло по­лей? Их на­до бы­ло са­мим чер­тить, при­чем обя­за­тель­но крас­ным ка­ран­да­шом, а не руч­кой.

3. Ка­кое-то вре­мя мы пи­са­ли чер­ни­ла­ми: сна­ча­ла пе­рье­вы­ми руч­ка­ми, ко­то­рые ма­ка­ли в чер­ниль­ни­цы-непро­ли­вай­ки (они сто­я­ли на каж­дой пар­те, и в них веч­но пла­ва­ли дох­лые мош­ки). Ка­ким бы ты ак­ку­ра­ти­стом-эк­ви­либ­ри­стом ни был, все же ты не мог из­бе­жать клякс на пар­те или в тет­рад­ке. Поз­же па­лоч­ки с пе­ром за­ме­ни­ли веч­но про­те­ка­ю­щие ав­то­ма­ти­че­ские чер­ниль­ные руч­ки (с пи­пет­ка­ми и резь­бо­вые). Кста­ти, пе­рье­вые руч­ки мож­но бы­ло встре­тить на по­чте и в сбер­кас­сах еще в кон­це вось­ми­де­ся­тых, ими за­пол­ня­ли кви­тан­ции и пи­са­ли тек­сты те­ле­грамм.
Ша­ри­ко­вы­ми руч­ка­ми Ми­ни­стер­ство об­ра­зо­ва­ния СССР раз­ре­ши­ло поль­зо­вать­ся лишь в кон­це 70-х го­дов. Ко­неч­но, это был про­рыв, все де­ти необъ­ят­ной Ро­ди­ны вздох­ну­ли с об­лег­че­ни­ем. И толь­ко сей­час по­ни­ма­ешь, что чер­ниль­ная руч­ка – это до­ро­го и стиль­но, а кал­ли­гра­фия – это ис­кус­ство, на ко­то­ром япон­цы, на­при­мер, до сих пор за­ра­ба­ты­ва­ют непло­хие день­ги.
Что­бы не ждать, по­ка чер­ни­ла вы­сох­нут, стра­нич­ку про­ма­ки­ва­ли спе­ци­аль­ным ли­сти­ком, ко­то­рый ле­жал в каж­дой тет­рад­ке – про­мо­каш­кой. Это со­вер­шен­но за­ме­ча­тель­ный пред­мет, ушед­ший в небы­тие вме­сте с чер­ниль­ны­ми руч­ка­ми. И сло­во-то ка­кое доб­рое – про­мо­каш­ка.
Ро­зо­вый, го­лу­бой или си­ре­не­вый ли­стик был все­гда ис­пи­сан и из­ри­со­ван, да и во­об­ще при­ме­не­ний ему бы­ло ку­ча: из про­мо­каш­ки де­ла­ли класс­ные са­мо­ле­ти­ки, по­то­му что бу­ма­га бы­ла лег­че, шпар­гал­ки, и но­во­год­ние сне­жин­ки то­же от­лич­ные по­лу­ча­лись. А за­пи­соч­ки дев­чон­кам или маль­чиш­кам! Они бес­шум­но по­па­да­ли в “объ­ект воз­ды­ха­ний”, в от­ли­чие от бу­маж­ных тя­же­лых ли­сти­ков.
У маль­чи­шек, как пра­ви­ло, этот ли­стик быст­ро ис­поль­зо­вал­ся, и не со­всем по пря­мо­му на­зна­че­нию: ее же­ва­ли, что­бы че­рез тру­боч­ку за­пу­стить ша­рик в со­се­да (со­сед­ку). Несчаст­ные со­вре­мен­ные де­ти, чем же они плю­ют­ся друг в дру­га?

4. Школь­ная фор­ма
Ес­ли вы спро­си­те у 40-лет­них жен­щин, ка­кой цвет в одеж­де они не лю­бят боль­ше все­го, 90% из них от­ве­тят: “Ко­рич­не­вый”. Ви­ной то­му со­вет­ская школь­ная фор­ма: пла­тье жут­ко­го ко­рич­не­во­го цве­та и чер­ный фар­тук. До сих пор со­дро­га­юсь при вос­по­ми­на­нии о при­кос­но­ве­нии этой ко­лю­чей одеж­ды (пла­тье ши­лось из гру­бой шер­сти) к те­лу. И за­меть­те, его но­си­ли круг­ло­го­дич­но: осе­нью, зи­мой и вес­ной. В этой одеж­де бы­ло хо­лод­но зи­мой и жар­ко вес­ной. О ка­кой ги­ги­ене мо­жет ид­ти речь? Я пом­ню, од­но вре­мя про­да­ва­лись спе­ци­аль­ные вклад­ки с цел­ло­фа­ном, ко­то­рые вши­ва­лись в под­мы­шеч­ную об­ласть пла­тьев, что­бы не про­сту­па­ли бе­лые со­ля­ные раз­во­ды от по­та.
К ко­рич­не­во­му пла­тью по­ла­га­лось но­сить чер­ный фар­тук и ко­рич­не­вые (чер­ные) бан­ти­ки – то еще цве­то­вое со­че­та­ние! В празд­нич­ный школь­ный ком­плект одеж­ды вхо­ди­ли бе­лые фар­тук, кол­гот­ки и бан­ти­ки.

5. Что­бы хоть как-то раз­но­об­ра­зить скуч­ную фор­му, ма­мы и ба­буш­ки “от­ры­ва­лись” на во­рот­нич­ках и фар­ту­ках: их ши­ли из тон­чай­ших кру­жев, им­порт­но­го ги­пю­ра, вы­вя­зы­ва­ли крюч­ка­ми, при­ду­мы­ва­ли фа­со­ны фар­ту­ков с “кры­лыш­ка­ми”, с обо­роч­ка­ми и т.д. Ино­гда встре­ча­лись про­сто ше­дев­ры швей­но­го хэнд-мэй­да. Де­воч­ки ста­ра­лись укра­сить школь­ную одеж­ду как мог­ли: при­ка­лы­ва­ли бро­ши, де­ла­ли ап­пли­ка­ции из ко­жи, вши­ва­ли бу­си­ны (прав­да, стро­гие учи­те­ля за­став­ля­ли все это ве­ли­ко­ле­пие убрать, они же ли­ней­кой вы­ме­ря­ли и дли­ну пла­тья от ко­лен­ки до кром­ки – не дай бог вы­ше на мил­ли­метр, чем по­ло­же­но по ин­струк­ции Ми­но­бра­зо­ва­ния).

6. Неко­то­рым ро­ди­те­лям уда­ва­лось по бла­ту до­стать “при­бал­тий­скую” фор­му, она бы­ла при­ят­но­го шо­ко­лад­но­го цве­та и ши­лась не из шер­сти, а из ка­ко­го-то мяг­ко­го ма­те­ри­а­ла. Спра­вед­ли­во­сти ра­ди от­ме­чу, что со­вет­ская фор­ма ши­лась раз­ных фа­со­нов: ис­поль­зо­ва­лись плис­си­ро­ван­ная юб­ка, за­щи­пы, склад­ки и т.д. И все рав­но мы нена­ви­де­ли фор­му, бла­го ее от­ме­ни­ли в се­ре­дине 80-х… Хо­тя сей­час ино­гда смот­рю ста­рые фот­ки и, срав­ни­вая с ны­неш­ней школь­ной фор­мой, ду­маю: а мо­жет, что-то и бы­ло в тех пла­тьи­цах с фар­туч­ка­ми? Стиль­ное и бла­го­род­ное.
Во­рот­нич­ки на­до бы­ло сти­рать и при­ши­вать каж­дую неде­лю. Это, ко­неч­но, ужас­но на­пря­га­ло, но с вы­со­ты те­пе­реш­не­го ума по­ни­маю – это был непло­хой урок чи­сто­плот­но­сти для де­во­чек. Мно­гие ли 10-12-лет­ние де­воч­ки мо­гут при­шить се­бе пу­го­ви­цу и по­сти­рать за со­бой бе­лье?

7. Кор­жик
Но вот что бы­ло по­и­стине пре­крас­ным в те го­ды, так это мо­лоч­ные кор­жи­ки в сто­лов­ке! Ян­тар­но­го цве­та, аро­мат­ные, рас­сып­ча­тые! И очень де­мо­кра­тич­ные по цене – все­го 8 ко­пе­ек.

8. Да, бы­ли и бу­лоч­ки с по­вид­лом, ма­ком, ко­ри­цей, кек­сы, сме­тан­ни­ки и ва­труш­ки, но вспо­ми­на­ют­ся по­че­му-то имен­но эти кор­жи­ки.

9. Ран­цы
Стар­ше­класс­ни­ки ще­го­ля­ли с порт­фе­ля­ми: чер­ны­ми или ры­жи­ми, а для уче­ни­ков млад­ших клас­сов неза­ме­ни­мы бы­ли ран­цы. Они из­го­тав­ли­ва­лись из во­ню­че­го кож­за­ма, и кноп­ки-за­стеж­ки в них сра­зу ло­ма­лись. Но са­ми ран­цы бы­ли неве­ро­ят­но проч­ны­ми: на них ка­та­лись с ле­дя­ных го­рок, си­дя или на жи­во­те, ими дра­лись, их сбра­сы­ва­ли в ку­чу по­сле уро­ков, ко­гда на­до бы­ло сроч­но со­би­рать ко­ман­ду для иг­ры в “ка­за­ков-раз­бой­ни­ков”. А они ни­че­го, жи­ли и слу­жи­ли це­лый год.

10. Че­хо­сло­вац­кие ка­ран­да­ши
Это сей­час про­стые ка­ран­да­ши (мяг­кие и твер­дые) мож­но ку­пить в лю­бом от­де­ле канц­то­ва­ров, а то­гда луч­ши­ми ка­ран­да­ша­ми счи­та­лись че­хо­сло­вац­кие Koh-i-noor. Их при­во­зи­ли из-за гра­ни­цы или до­ста­ва­ли по бла­ту в уни­вер­ма­ге. Де­ла­лись они, меж­ду про­чим, из ка­ли­фор­ний­ско­го кед­ра (во вся­ком слу­чае рань­ше). Сколь­ко же мы сто­чи­ли за вре­мя уче­бы этих жел­тых па­ло­чек с зо­ло­ты­ми бу­ков­ка­ми и с зо­ло­ты­ми пим­поч­ка­ми на кон­чи­ке!

11. Под­став­ка для книг
Без­услов­но, удоб­ная вещь, но очень тя­же­лая. Осо­бен­но для впе­ре­ди си­дя­ще­го уче­ни­ка – ес­ли он кру­тил­ся и ме­шал на уро­ке, по­лу­чал по го­ло­ве под­став­кой вме­сте с кни­гой.

12. Ло­га­риф­ми­че­ская ли­ней­ка
Этим га­д­же­том лич­но я поль­зо­вать­ся не уме­ла, а вот для мно­гих “бо­та­ни­ков” в те го­ды она бы­ла неза­ме­ни­ма. В со­вет­ское вре­мя, ко­гда еще не бы­ло ком­пью­те­ров, а пер­вые элек­трон­ные каль­ку­ля­то­ры бы­ли ди­ко­вин­кой, ма­те­ма­ти­че­ские рас­че­ты вы­пол­ня­лись на нем. Ли­ней­ки бы­ли раз­ной дли­ны (от 15 до 50-75 см), от нее за­ви­се­ла точ­ность вы­чис­ле­ний.
С по­мо­щью ли­ней­ки мож­но бы­ло вы­пол­нять сло­же­ние, вы­чи­та­ние, умно­же­ние и де­ле­ние, воз­ве­де­ние в сте­пень и из­вле­че­ние кор­ня, вы­чис­ле­ние ло­га­риф­мов и ра­бо­тать с три­го­но­мет­ри­че­ски­ми функ­ци­я­ми. Го­во­рят, точ­ность вы­пол­не­ния опе­ра­ций мог­ла до­сти­гать 4-5 зна­ков по­сле за­пя­той!
Для ме­ня все эти ма­ни­пу­ля­ции с ли­ней­кой бы­ли де­лом очень слож­ным, но пе­ре­оце­нить ее роль в жиз­ни сту­ден­тов-ма­те­ма­ти­ков тех лет невоз­мож­но. Недав­но услы­ша­ла от од­ной жен­щи­ны, что муж ее на­учил поль­зо­вать­ся ло­га­риф­ми­че­ской ли­ней­кой для то­го, что­бы она вы­чис­ля­ла ко­ли­че­ство пе­тель во вре­мя вя­за­ния. “Для ме­ня и се­год­ня эта вещь неза­ме­ни­ма в со­став­ле­нии раз­лич­ных про­пор­ций”, – уве­ре­на жен­щи­на.

13. То­чил­ки
Я не люб­лю то­чил­ки, в дет­стве ме­ня па­па на­учил ге­ни­аль­но то­чить ка­ран­да­ши лез­ви­ем или ост­рым но­жом. То­чи­лок в те вре­ме­на бы­ло ма­ло, да и то­чи­ли они, как пра­ви­ло, же­сто­ко. По­ка до­бьешь­ся “пра­виль­но­го” гри­фе­ля, ка­ран­даш за­кон­чит­ся, ис­клю­че­ние со­став­лял лишь на­столь­ный ме­ха­ни­че­ский при­бор­чик для за­точ­ки ка­ран­да­шей.

14. Про­сто иг­руш­ка
Че­го толь­ко не най­дешь в порт­фе­ле-ран­це школь­ни­ка всех вре­мен и на­ро­дов! Но се­год­ня точ­но не уви­дишь вот та­кую смеш­ную иг­руш­ку-жаб­ку, с ко­то­рой но­си­лись на пе­ре­мен­ках и в про­длен­ке.

15. У каж­до­го из нас свои вос­по­ми­на­ния о том вре­ме­ни – свет­лые и не очень. А что вы пом­ни­те из школь­но­го дет­ства?

источник.

48 комментариев

  • Bekhzod:

    А еще альбом для рисования (тонкий) за 5 копеек, тетради с А.Пушкином, Г,Гулямом, А.Навои и Беруни, авторучки «Учись на отлично!», транспортир, готовальня, учебники за счет школы, талон для питания (родители покупали в школе за целый месяц), коврижки, баклажановая икра, беляши, компот.

      [Цитировать]

  • long59:

    Чехословацкие карандаши Koh-i-Noor считаются и поныне лучшими.
    Я в Германии перебрал несколъко сортов для работ, но эти всегда мне нравились, что при заточке никогда не ломались и у них прекрасный графит.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Да, «Кохинур» существуют и поныне. Название фирмы дано в честь знаменитого алмаза «Кохинур», что означает «гора света». Но были еще и перочистки, кто-то шил сам, то-есть, мамы, кому-то привозили из Москвы. Потом были карандаши с резинками. т-е. ластиками, как говорят здесь. А перья — только восемьдесят шестой номер. Не знаю, куда подевались остальные восемьдесят пять, видела еще, кроме плакатных только перья, которые назывались «лягушка», такими перьями писать было запрещено. Но моя мама пользовалась таким на работе. потом разрешили авторучки, а вот шариковые тоже не разрешали…. В мое время популярны, как раз, были не коржики, а жареные пирожки с повидлом. резиновые, тесто было упругим. как резина, и бублики, И то, и другое стоило пять копеек. то, что мне давали в школу. А столовых тогда и вовсе не было, были буфеты, с этими пирожками и бубликами. Вот вкуснота была! Такой фартук, как изображен на снимке, нам во сне присниться не мог! Уж очень роскошный. Воротнички у многих были вязаными. но чтобы какие-то украшения… из школы бы погнали, времена были строгие. тНо вот одно преимущество по сравнению с нынешними школьниками у нас было огромным и несомненым: качество обучения и знания, которые нам вкладывались в головы не сравнить по качеству с нынешним обучением,

      [Цитировать]

    • Art68:

      про украшения — да ..это точно, за золотые сережки в ушах -могли вызвать в комитет комсомола- разбирали, не говоря уже о цепочках или других украшениях, но все равно носили,а воротнички и манжеты в 70-х уже были такие, мне в 1975 году привезли из Москвы коричневую форму — воротнички входили в комплект+ 2 черных фартука и один парадный белый батистовый..его нужно было все время крахмалить..иначе к концу уроков был как тряпочка-))
      Согласна полностью про обучение -тогда и сейчас, как небо и земля, не только дети не стараются получить знания(все равно ж 10 -11 класс по репетиторам бегать), но и многие преподаватели не утруждают себя давать эти знания на уроках. Мне иногда кажется, что их вообще не волнует, усвоил ребенок материал или нет- так и говорят, что непонятно- гугл в помощь. В 8-ом всего 3 урока в неделю-по русскому языку!!!! а дальше, еще меньше …когда такое было???- это при том, что русский обязательный предмет при сдачи ЕГЭ.

        [Цитировать]

      • tanita:

        Art68, это вы про семидесятые, а я-то училась в пятидесятых-начале шестидесятых. Какие сережки?! Если хотите знать, в пятидесятой школе, в одиннадцатом классе выставляли перед входом дежурных, если кто не в форме — заворачивали домой Воротнички и манжеты были просто белыми с обвязкой и вязаными, у меня было несколько воротничков и манжет, на смену, очень пачкались, Никакизх украшений вообще. Никакого маникюра. Моего отца в школу вызвали за то,ч то я в девятом классе пришла в капроновых чулках в школу ! А вот знания…. знания мы получали. И учителя у нас были необыкновенные. ДО сих пор поражаюсь, как нам везло. Даже без модных рюкзаков и при наличии формы. Кстати, говорят, что форма мальчиков была слизана с формы реалистов, но точно сказать не могу.

          [Цитировать]

        • Art68:

          tanita , да, да понятно, что вы о 50-х, просто я дополнила немного из «своего времени»-)..вспомнилось еще, как в начальной школе и где то 5 класса мы еще писали чернилами + уже были автоматичекие ручки, но иногда они текли-(..а перочистки вечно терялись-)))..вот черный фартук был очень даже кстати..тайком вытирала об него эту ручку..ну а что делать?-)))..помню, мама стирает, а с него вода фиолетовая течет..она была в шоке-)))

            [Цитировать]

  • J_Silver J_Silver:

    Лично я про свою школьную форму помню всего два момента — для первого класса мне купили костюмчик мышиного цвета, причем такого же цвета материала купили кепку типа каскетки, так что я чем-то напоминал в таком наряде гитлеровского солдата, только характерных нашивок не хватало, потом помнится, что купили мне классе в седьмом форму костюмного типа, причем и в этот раз она отличалась от других — именно у моего пиджака было на одну пуговицу меньше, причем видать так и было задумано в этой партии! После я форму уже не носил — по габаритам не проходил…
    В школе у меня было всего четыре портфеля — с первого по третий класс я ходил с коричневым ранцем, с четвертого по седьмой с черным портфелем классического школьного типа, с восьмого по девятый ходил со взрослым рыжим портфелем, потом портфель развалился и кожзаменитель я пустил летом на изготовлении амуниции на практические уроки НВП. В десятом классе у меня был взрослый черный чешский портфель, с каким в то время ездили многие командированные, туда много чего влазило, потом с этим портфелем уже ходил на работу мой отец… Я же на первом курсе обзавелся дипломатом, а уж потом всяких сумочек у меня было — у-ух!
    Еще я любил всевозможные ручки, один комплект с ручкой с золотым пером у меня скоммуниздили классе в седьмом в один не очень приятный момент, со вторым я уже был много аккуратнее!
    В наше время только появились фломастеры, которые до безобразия доливали одеколоном в качестве реанимации — пока их цвет не приближался к акварели. Краски хорошие были большой редкостью, еще большей редкостью были хорошие кисточки — лично у меня хорошей кисточки никогда не было, и самая хорошая все равно была безобразием по сравнению с настоящими! А карандашами я не бедствовал — пользовался чешскими, доводил их до идеала перочинным ножичком (до шкурки как-то не дошел), правда чертить любил только в тонких линиях, обводкой обычно портил, да и терпения не хватало, но третий вид по двум и изометрию на скорость чертил без проблем и в институте! Самое нелюбимое — шрифт, вот это было не для меня…

      [Цитировать]

  • OL:

    Воспоминания о школе! Добавить нечего..всё вспомнили.Даже бутерброды с кабачковой икрой в школе.Буфета и у нас не было…Но вот помню еще какие то пирожки..Может тоже продавали в нашем буфете.Что касается школьных принадлежностей,то очень любила покупать цветные карандаши…Были такие наборы…Мечта -это был большой набор цветных карандашей.Исполнялась эта мечта на Новый Год.А все остальное -ручки,карандаши,чернильницы,готовальня,и логарифмическая линейка ,бумага для черчения,альбомы для рисования-все это было ,и было доступноУчебники всегда были чистые ,в обложке из какой то цветной бумаги…Тоже самое форма-чистый воротничок и манжеты,аккуратный галстук…А тетрадки в линейку и клеточку продают выпускают до сих пор -стоят они 5 руб 95 копеек.Вот купила вчера в магазине…

      [Цитировать]

  • Светлана:

    Да, всё это было! А мне вот очень нравилась школьная форма. Помню, её мне всегда покупали в Минске. Платье было с крупноплиссированной юбкой, воротнк-стойка. Обязательно белые кружевные манжетки на рукава и воротник, красный галстук…Красота! Портфели мы тоже там же всегда покупали. У нас была такая классная школьная горка, и как же здорово было зимой съезжать на таком добротном портфеле прямо к подножию спортзала!! А ещё, кроме коржиков, я помню пирожки с повидлом за 5 копеек, с мясом за 10 копеек, хлеб с котлетой тоже за 10 копеек. Самое моё любимое кушанье школьное было. А вот летняя форма для девочек мне активно не нравилась! Клетчатая, в голубую полоску рубашка и синий сарафан из какого-то жутко душного материала. Ещё и поясок какой-то там был. Очень в таком одеянии было жарко и некомфортно ходить в апреле-мае месяце. Но уже в старших классах можно было носить чёрную юбку и светлую блузку.

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    На фото у мальчика наоборот (!) застёгнут ремень.
    Нарушение формы одежды!!!
    Правильное положение школьной эмблемы у него на кокарде кепки-
    2 дубовых листа и посередине буква Ш.
    Дуб-олицетворение Мудрости стало нарицательным именем — признаком тупости.
    Типа :»Ну и дуб же ты!»
    Глядя сейчас на «ломание копей» в спорах о единой школьной форме
    вспоминаю ещё обязательные атрибуты
    1.октябрятская звёздочка.
    2.пионерский галстук.
    3. комсомольский значок.
    Общая серо-коричневая масса детей была равна изначальна по своей сути-
    все были одинаковы! Плохо это либо хорошо — не спорю(время рассудит)
    но любая (!) ФОРМА одежды = дисциплинирует поведение владельца.
    Посмотрите сейчас на некоторых школьников:
    крутые шмотки «Армани» , часы «Ролекс» и машина «Круз»ак привозит и отвозит.
    А бедолаги-учителя в скромненьких пальто едут на городском траспорте.
    И в детской голове присходит внутреннее деление на классы (в смысле=богач-бедняк)
    что очень ранимо (а порой и неверно!) для детской психологии
    сознавать кто выше и кто ниже на социальной ступени Жизни.
    Дальше-больше:скандалы с родителями, жестокость, преступность и т.д. и т.п.
    Первопричин много : отсутствие обязательной школьной формы
    и единыхучебников обучения для всех школ.
    Да и школьное образование стало разным-элитным и простым

      [Цитировать]

  • lvt:

    Я хотела бы узнать, ученики какой школы, какого года стоят на ступенях, чтобы поместить всё в соответствующий альбом. Особенности нашей формы таковы: в начальных классах у фартуков крыло всё меньше и меньше. В старших классах — как у Жанны Прохоренко в фильме «А если это любовь». В жаркое время года позволяли носить летнюю форму, голубую или коричневую. Воротнички и манжеты меняли, конечно, чаще, чем раз в неделю. В 8-ом классе вместо портфеля стали носить сумки через плечо с надписью «АЭРОФЛОТ». Потом папки на молнии, но уже не портфели. Форму не любила и не люблю.. Ведь самое строгое платье можно сшить из дорогой материи. Надеть строгие лодочки, но из бутика. И «школьная демократия» затрещит по всем швам.

      [Цитировать]

  • J_Silver J_Silver:

    Еще про форму — и до нас не особо строго соблюдалась!
    На фото 91 школа, 7 класс, год то ли 1953, то ли 1954…

      [Цитировать]

    • lvt:

      Спасибо! Понесла в клюве добычу!

        [Цитировать]

    • lvt:

      Расскажите, это стена школы? Где она находилась? Есть ли ещё фотографии из школьной жизни? Которая из девушек ваша мама7 Заранее благодарна. Хотя можете не отвечать, если не хотите.

        [Цитировать]

      • J_Silver J_Silver:

        Видимо это стена школы, а где именно — честно говоря и не знаю! Фотографии какие-то должны быть, но это мама должна мне показать — а пока начнем смотреть, неизвестно дойдет ли до искомых ход! Есть виньетка, я ее выкладываю ниже. А моя мама крайняя слева — это не секрет…

          [Цитировать]

    • KP:

      Более того скажу, что форма соблюдалась и до революции и мало чем отличалась от советской.
      Ташкентская женская гимназия.

        [Цитировать]

  • Аарон:

    Так еще была перочистка, чернильница — непроливайка. И так называемые «химические чернила» — откуда такое название, не понятно.

      [Цитировать]

  • Аарон:

    1975 школу заканчивали. По холодному времени зимой девочки из параллельного класса, сговорились прийти в школу в брюках. Нельзя тогда в брюках ходит. В мини можно, в брюках нельзя. Но ожидаемый скандал так и не грянул, директор проявил педагогическую мудрость — зашел в класс и спросил » Что девочки холодно?» и ушел. На завтра «потеплело»

      [Цитировать]

  • Гульжамал:

    я помню такие коржики. и правда они были вкусные. спасибо за картинку точилки-рыбки — сначала увидела, и не могла понять, как же ею точить. а потом вспомнила, что у меня была такая!

      [Цитировать]

  • Ulitka:

    Кохинур помню, у нас всегда были только такие. Коржики, склеенные попарно безешки, икра кабачковая с хлебом, побеги с продленки в магазин Узкитаб за открытками, бублики из хлебного, экскурсия в хлебный, дабы потыкать висящей вилкой в булки хлеба, сок в гастрономе, побег с уроков, чтобы в который раз пойти в Шахи-Зинду, минуя кладбище, и пугать друг друга рассказами о том. что с кладбища нельзя ниче домой брать или растения срывать. Эх, школа, школа…

      [Цитировать]

  • Соня:

    У гас на переменках прямо во двор школы какая-то продавщица приносила большой таз с пирожками с повидлом- пирожки как помню были темного цвета, мятые, довольно резиновые, неприглядные честно говоря, но детвора налетала, вокруг таза образовывалась куча кричащих, галдящих детей- всем хотелось успеть купить пирожок- переменки не всегда хватало.
    Пирожки все равно казались вкусными, особенно когда доберешься до повидла. В школьном буфете тоже всегда был куча-мала и побеждали сильнейшие

      [Цитировать]

    • Art68:

      у нас считалось, что самыми вкусными были пирожки с мясом..и луком …жареные в масле-))) потом шли -сосиски в тесте, эти улетали за 5 минут с подноса в буфете..кому не доставалось покупали уже с повидлом

        [Цитировать]

      • tanita:

        Art68, вот все же. как жизнь меняется! Это я удивляюсь. Потому что в наше время, конечно, не было никаких пирожков с мясом и сосисок в тесте. Насколько времена другие были! Все гонялись именно за пирожками с повидлом. Номером два были бублики. Вот за что дрались в буфете!:)) Вот тут про коржики, а я и коржиков не помню. Может. они и были. то-есть, такие я видела, а вот в школьном буфете, в начальных классах — не помню. нужно у Тани Вавиловой спросить, она может, лучше помнит.

          [Цитировать]

        • Art68:

          да, tanita, со временем все меняется, вспоминаю, по рассказам мамы, а это военное и сразу послевоенное детство, у них самым вкусным считался -хлеб с маслом, слегка присыпанный сахаром ! да, хотя бы просто хлеб и если повезет то с сахаром, и это было счастьем !и вдоволь его наесться, дети мечтали , чтобы наступят такие времена.
          ..так , что наше детство никак не зовешь голодным, кстати, пирожки нашего времени становились резиновыми, уже после того остывали, а спылу -жру- они очень даже хрустели…
          спутала, на «ура» улетали не сосиски в тесте, а котлеты в тесте..хотя и сосиски тоже были-)
          а школьные котлеты, из хлеба, с хрустящей корочкой-))) с добавлением мяса ….!!! кто помнит? это ж самые вкусные котлеты на свете были…-)захочешь сделать такие дома и ведь не приготовишь -)

            [Цитировать]

      • Константин ташкентский:

        Art68
        Скажу честно, сосиски в тесте, это до сих пор моё больное место. Жена берет в магазине слоёное тесто, сосиски заворачивает в него и в духовку, пока не подрумянятся. Потом они обязательно должны немного остыть. Горячие очень вкусные, но сильно обжигают. А если ещё чуток горчички, то ух! :-)

          [Цитировать]

  • OL:

    А буфете школы №2 помню только хлеб с кабачковой икрой.Собственно буфета то и не было…Была какая то комнатушка ,стол в проеме дверей ,на столе поднос и хлеб с кабачковой икрой.Причем хлеб серый ,порой без масла -одна кабачковая икра..И продавали эти бутерброды каждый день.Однажды народ взбунтовался и ….Случилось это на моем дежурстве по школе….На перемене все было как обычно -все как обычно бросились к буфету,как обычно бутеброды с икрой ,как обычно полная корзина хлебных корок рядом с буфетом и даже надкусанные ,почти целые куски хлеба.После перемены следующий урок -но в нашем классе его прервал разгневанный директор…Он зашел в класс и строго спросил -кто дежурный по школе..Встали мы -я и еще (кто уже не помню).Директор начал выговаривать при всех -почему мы допустили такое безобразие на переменке…И отправил нас ликвидировать все последствия…То ,что мы увидели выйдя в коридор…Одним словом -все стены ,лестница со второго этажа и вестибюль бы ли уляпаны остатками масла и кабачковой икры…Кто то после того как все разбежались по классам ,достал остатки наших завтраков из корзики и перемазал почти все стен нашей маленькой школы.Протест! Хоть рядом с нами и стоял грозный директор ,но мы не смогли удержаться от хохота.Да и он сам еле сдерживал смех,поэтому сразу ушел,приказав нам все убрать…Убрали-куда же нам было деваться…Виновников нашли быстро…Это их надо было заставить все убирать…так как кабачковая икра довольно таки ядовитый продукт,руки без перчаток изрядно щипало..Убирали мы долго -почти весь урок…После этого случая бутерброды с икрой перестали продавать в нашем «буфете».Пришлось всем носить с собой завтраки или просто сидеть голодными.Вот сегодня наверное не допустили бы ,чтобы детей так кормили на переменках…А тогда…Потом правда в школе по классам дежурили мамы -они на переменках заносили в классы ??? чай с сахаром Но вскоре почему то директор и это запретил…Так вот кусали что то всухомятку…и мечтали о горячем обеде…А потом помню пирожки …но где их покупали? Как то этот момент память моя не фиксирует…

      [Цитировать]

  • Тамара:

    Какие вкусные воспоминания :)! А язычки? Слоеные язычки у вас были? Складывается впечатление, что во всех школах Союза был введен стандарт на ассортимент продуктов в школьном буфете, включая прорезиненность пирожков. Точно такие они и были, как все вспоминают.
    Что- то никто не пишет о спортивной форме. Зимой для физкультуры, кажется, были шаровары, посаженные на резинку у щиколотки. Уроки проходили в спортзале, и ведь все снаряды в нем были — конь, брусья, высокое бревно, шведская стенка, канат свисал с потолка, маты лежали. К школьным вечерам их убирали — кроме стенки:), а потом они как-то тихо исчезли ко времени нашего выпуска. А как сейчас в школах? Давно не была. А летом… Помните летнюю спортивную форму? Смешные черные шортики на резинках. Что-то вроде пажеских штанишек, только из сатина, а не бархата. Как они назывались? И как целомудренно придумано было — резиночки, и чтобы не ласточками, не дай бог :)

      [Цитировать]

    • Art68:

      А в нашей школе уже не было шароваров, даже трико, вот в первой школе, где училась были черные сатиновые трусы для всех и мальчиков, и девочек, и белые майки..а уже в 110-й — спортивные белые трусы и голубой верх -))+ купальник, т.к. в школе имелся бассейн и занятия по физкультуре последней четверти, когда было тепло на улицах, проходили в бассейне…сейчас вспоминаю, что именно бассейн мы девочки, почему то старались пропускать… фенов тогда в школу никто не носил, а голову приходилось сушить-под обыкновенными сушилками для рук-)), которые там были…

        [Цитировать]

      • tanita:

        А я тут на ФБ хвасталась, а мне завидовали — у меня вообще справка была , но в наше время ни о каких бассейнах речи не шло.

          [Цитировать]

        • Art68:

          tanita, так их не было бассейнов то, в Ташкенте 50-60х годах, круглогодичных, пусть даже открытых, знаю был им. Митрофанова, при ТуркВО открыли комплекс в начале 70-х, а где еще были, кто помнит, подскажите? народ плавал, в основном, в теплое время в озерах, те что были в парках..загород выезжали, в речках- каналах.
          а в нашей 110-ой, по-моему, это был единственный закрытый бассейн при школе в городе.

            [Цитировать]

          • tanita:

            Еще бассейн был рядом с кинотеатром «Казахстан», бывший «Спутник». А когда мы приехали в Москву, детей оказывается, заставляют зимой на лыжах зодить. Это бы и ничего, но хранить лыжи в школе негде. Дети бегут домой, потом, бегут обратно мокрые, запыхавшиеся, катаются на лыжах, потом снова домой. потом на урок, даже физкультуру последним уроком не могут сделать. после такого урока полкласса лежит…..

              [Цитировать]

            • OL:

              Да ,рядом с кинотеатром Казахстан был бассейн..Вернее два ,и вышка.Только в бассейнах не было воды…И подходить к ним не разрешалось..А до войны это был спортивный комплекс»Дом Коммуны»…с бассейнами,волейбольными полощадками.,даже стрельбищем…Жаль об этом комплексе нигде ничего толком не написано…Может потому что в домах общежитского типа «Дома Коммуны «проживали сотрудники МВД ..

                [Цитировать]

          • Зухра:

            В 60е открытый бассейн с подогревом был в нашей 160 школе, потом почему-то он перестал функционировать, а позже исчез.

              [Цитировать]

    • lvt:

      Так короткие штанишки мы и называли ШАРОВАРАМИ, а длинные БРИДЖАМИ. Ещё перед всякими городскими эстафетами выдавали форму. Трусы, майку и номер. Мне всё было мало и коротко, кроме номера. А перед городским праздником на Пахтакоре нас снабдили красивыми алыми костюмами. Мы принимали разные позы на поле, а потом на трибунах с помощью транспарантов на палочках изображали бурные реки.

        [Цитировать]

  • OL:

    Костюмы ,купальники.!..У нас просто-сатиновые шаровары-бабушка шила 2 раза в год-росла быстро.Все в сатиновых шароварах..Не помню мальчишек в сатиновых трусах на физкультуре.Позже трикотажный.комплект .Вот в ОДО на тренировку ходили в сатиноывх трусах-это верно….Физкультуру в школе преподавал Евгений Адамович-(Геша,Адамыч)Бывал и строг,но прыгала я выше всех…так что относился он ко мне как к олимпийскому резерву(шутка)Это летом было интересно на физкультуре…,а зимой-один канат чего стоил…Пытка -залезть надо было под потолок зала…У нас только я и еще какой то мальчик едва поднимались на высоту своего роста.Остальные молодцы..лучше всех лазила Наташа Шереметьева…Она так проворно забиралась вверх по веревке…даже мальчишкам было завидно…Брусья -надо было раскачаться ,взлететь ,сесть бочком на один «брус»,ножку эдак вытянуть,потом олимпийский соскок.Ноги вместе ,руки в стороны..Потом конь-большой такой конь…Надо было умудриться перелететь с разбегу через него…Хохоту было на таких занятиях..

      [Цитировать]

    • Art68:

      Мне вот интересно..кто нибудь калечил себя на этих спортивных снарядах? ну, не у всех же была супер-спортивная подготовка, …кстати, забыли про «козла»-))мальчишки прыгали через коня, девочки через этого»козла»..ладно бы просто перепрыгнуть, но ведь было еще задание-норматив перепрыгнуть с подогнутыми ногами..я один раз в институте уже струхнула перед самым прыжком, оттолкнувшись, притормозила или не расчитала..так и «козла» этого, и кинувшегося меня спасать физрука повалила-) ..месяц с вывихом ходила. но вопросов со сдачей норматива не было-)).
      а в школе..на брусьях..панический ужас охватывал.., вот, вы OL, так красиво описали как ножка, бочок..-)) а ведь там еще нужно было на вытянутых руках с верхней перекладины, уперевшись в нее прессом, перекинуться -дотянуться до нижней -сделать корпусом кувырок ..и вот тогда только олимпийский соскок..жесть…нас всех поддерживали при этом исполнении сальто-мортале два педагога..чтоб спину не покалечить..вот и спрашивается, зачем, нужно было это все в 13-15 лет?..идиотские нормативы того времени.

        [Цитировать]

    • Зухра:

      Оля, Евгений Адамович преподавал физкультуру и в нашей школе № 25! Это было в 65-70 гг. Он был немолодой, но очень подтянутый, с высоко поднятой головой, прямой спиной, видно было, что он гимнаст. Я его панически боялась, а на брусьях или перекладине висела как куль с мукой! Я ненавидела физкультуру, причем завидную роль в этом сыграл именно Евгений Адамович, до сих пор помню его, его голос и олимпийку. Он не делал никаких скидок для неспособных. Кто бы мог подумать, что через 45 лет я буду его вспоминать и писать о нем! А еще я не любила вонючую раздевалку в спортзале!

        [Цитировать]

  • OL:

    Да ,на брусьях еще надо было раскачаться на прямых руках,потом с раскачки бросить тело через перекладину и тогда сесть с красивой ножкой…,страховочка была-физрук и подхватывал так аккуратненько-уважительно…Но было и «простое «упражнение -раскачка -бросок -соскок..Чего было проще -сами понимаете….Летом во дворе прыжки в длину и высоту…Бросание гранаты.Волейбол! Вот во время игры в волейбол «выбивала «большой палец…Правильно играть в волейбол тоже надо было учить .А играли- что во дворе дома,что во дворе школы…Еще какие то соревнования между классами устраивали.Наш класс «побеждал».Насчет травм -было что то с растяжкой ног,может какие травмы при прыжках с брусьев…Но со мной только выбивание пальца…Да пару раз уронили на занятиях по баскетболу…не мой вид спорта(плотность тела не та была).

      [Цитировать]

    • edisit:

      А мне в школьном спортзале, во время игры в баскетбол друг — соперник головой в нос умудрился попасть. В поликлиникн ЛОР врача не было, пришлось с другом — соперником в ближайшую больницу обратиться. Больница та была ведомственная, от ТАПОИЧА. Доктор меня осмотрел и категорически отказал в госпитализации — ты говорит не ведомственный. От обиды я расплакался и в этот момент рядом проходил главрач, который после нашей жалобы устроил разнос ЛОР врачу. Мне тут же сделали рентген, взяли в процедурную и там врач вправил мой искривлённый нос. В больнице я пролежал три дня, а потом убёжал домой — мне пацану было были не приятны откровенные сексуальные фантазии соседей по палате, работников авиазавода, которыми они постоянно делились между собой, стараясь превзойти друг друга в деталях.

        [Цитировать]

  • Алекс:

    Со всем согласен, кроме одного. Господа- товарищи, давайте уже отходить от исторического определения СОВЕТСКИЙ. Точнее надо, в 60-х, в 70-х… Иначе подмена понятий происходит , советский — значит, только со знаком «-«. Народ современный полуграмотный так и будет понимать. А ведь речь идёт о событиях полувековой давности. Стало быть , надо быть более корректными. Другие материалы, другие технологии, другая производительность. Такими же чернилами, тетрадями тогда пользовались и в Германии, и в Штатах.
    И это сплошь, и рядом! Как что- «а вот в советские времена…. на ТВ был лишь один телеканал, а у нас во дворе…. был лишь один мотоцикл». У нынешнего поколения глаз на лоб от таких аналогий. Очнитесь, ребята, говорю я в подобных случаях это было в прошлом веке , ну вспомните ещё Куликовскую битву сравните с со Сталинградской!
    Что не говори, а СОВЕТСКОЕ, надо честно признать, и сейчас выглядит по многим статьям со знаком «+». Не уберегли…

      [Цитировать]

    • tanita:

      Алекс, спасибо я согласна с каждым словом. Сейчас просто принято втаптывать в грязь все, что связано с понятием «советский,» а ведь оно многосмысловое и смыслов этих — несть числа! Еще раз. огромное вам спасибо, пора бы уже некоторым трезво смотреть на вещи!

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.