Железнодорожный транспорт во время войны История

 

Каждый день войны рождал на транспорте новые трудности

Работа генерала Хрулева по созданию паровозных колонн избавило наш железнодорожный транспорт от паралича на первом этапе войны и применялось в дальнейшем до боев в Берлине для обслуживания и обеспечения победных боевых операций нашей армии.

Но эта очень радикальная мера не была единственной масштабной в деятельности Хрулева в НКПС, Андрей Васильевич повседневно и мудро руководил огромным железным хозяйством страны. Я располагаю целой летописью мероприятий и приказов Хрулева, но привожу лишь те, которые отражают организаторские способности Хрулева и его заботу о людях.

Во исполнение постановления СНК от 11 марта 1942 года (по представлению Хрулева) введена с 18 марта выдача за плату каждому члену поездной бригады дополнительного пайка (сверх нормы по карточкам): хлеба — 400 гр., колбасы — 100 гр., сахара — 20 гр., табаку — 20 гр. каждые сутки нахождения бригад в пути. Этот порядок касается машинистов, помощников, кочегаров, кондукторов, вагонных мастеров и начальников кольцевых маршрутов ввиду трудных условий их работы.

Этот паек выдавался по карточкам поездным бригадам во всех магазинах и столовых Трансторгпита.
Для устранения ненормальностей в нормировании зарплаты поездных и маневровых бригад, СНК СССР и ЦК ВКП(б) 16 марта 1942 года (по представлению Хрулева) постановили повысить зарплату машинистов, их помощников, кондукторов, кочегаров, поездных вагонных мастеров, составителей поездов, скругчиков, башмачников и операторов механизированных колонн и ввести для этих работников гарантированный минимум заработков.

Учитывая трудные условия работы бригад на прифронтовых дорогах, значительно увеличена оплата труда за каждую поездку.

По приказу Хрулева от 3 апреля 1942 года № 193/ц во исполнение Постановления ГОКО от 22 марта 1942 года № 1483 в целях ликвидации существующей неразберихи и запутанности в транспортировании воинских и народно-хозяйственных перевозок в НКПС создан отдел планирования перевозок. В этот отдел переданы все работники из Военно-мобилизационного и Грузового управлений.

10 апреля по приказу Хрулева № 215/ц организован в НКПС отдел контроля за обеспечением перевозки грузов для предприятий оборонных наркоматов.

Приказом № 220/ц от 11 апреля 1942 года введены поезда для ускорений перевозки грузов, идущих в адреса предприятий Наркомата вооружения. Для этих поездов установлена первоочередная выдача паровозов. Продвижение — наравне с воинскими.

В целях улучшения материального положения руководящих работников управлений железных дорог и линейных хозяйственных организаций, ГКО постановлением № 1559 от 7 апреля 1942 года установил новые повышенные ставки: начальникам отделений движения, начальникам отделении паровозного хозяйства, начальникам депо. Значительно повышены ставки руководству и начальникам служб дорог.

По приказу № 223/ц от 12 апреля 1942 года начато восстановление второго пути на всем протяжении от станции Сходня до станции Бологое (250 км) и станционных путей (60 км). Срок выполнения работ 1 мая 1942 года. Перегоны вводить в эксплуатацию по мере их надобности.

Приказ Хрулева от 15 апреля 1942 года № 232/ц. По постановлению ГКО от 7 апреля 1942 года начальник и главный инженер строительства № 4 НКПС т. Н.А. Ермолаев премирован денежной премией в сумме 50 тыс. руб. за хорошее выполнение работы на объекте, который является выдающимся инженерным сооружением. 15 апреля Ермолаев и весь коллектив строительства № 4 переброшены на строительство туннеля (№ 165).

Для детального учета малодеятельных железнодорожных тупиков, путей и подъездных путей клиентуры и выявления возможности их разборки для нужд восстановительных работ, Хрулев приказал в 10-дневный срок произвести подробное обследование ветвей общего и не общего пользования на всей сети.

На основании приказа Хрулева № 298/ц от 3 мая 1942 года проведена всесоюзная перепись вагонов грузового и пассажирского парка для выявления наличия подвижного состава и более правильного распределения вагонов по дорогам.

По приказу № 318/ц от 8 мая 1942 года произведен специальный единовременный учет работников ж.д. транспорта на 1 июня 1942 года.

13 мая 1942 года издан приказ № 333/ц о мероприятиях по разгрузке железных дорог.
Запрещена какая бы то ни было погрузка грузов в воскресенье, за исключением нефтепродуктов, а также угля для питания железных дорог. О погрузке особо срочных воинских грузов соответствующим дорогам даны специальные указания. В этот день весь порожняк вывести с фронтов выгрузки для максимального прохода грузов к местам выгрузки. Порожняк за 16 и 17 мая поставить в запас НКПС.

Начальникам дорог приказано немедля связаться с обкомами, райкомами и ЦК нацкомпартий и добиться максимального выделения рабочей силы и транспортных средств для разгрузки вагонов.

Во исполнение постановления СНК от 8 мая 1942 года приказом НКПС установлена продажа железнодорожникам фронтовых дорог товаров первой необходимости по следующим нормам на месяц, включая потребность общественного питания: хлеба — 800 гр. в день, мяса и рыбы — 2200 гр., сахара и кондитерских изделий — 500 гр., жиров — 600 гр., крупы и макарон — 1500 гр. Тем же приказом введены специальные нормы для иждивенцев и их семей в районах, освобожденных от противника.

В целях повышения роли и авторитета начальников дорог и поощрения работников ж.д. транспорта (по представлению Хрулева), ГКО Постановлением № 1750 от 14 мая 1942 года ввел выдачу ежемесячных государственных премий работникам ж.д. транспорта за выполнение правительственного плана перевозок. Установлены отчисления от прибылей, получаемых железными дорогами для выдачи наград передовикам по приказам начальников дорог. В приказе для каждой дороги указано, для выполнения каких показателей начальники дорог должны получать премии в размере полуторамесячного оклада.
Для премирования линейных работников, отличившихся успешным выполнением заданий, каждой дороге выделен наградной фонд по 50 тыс. руб.

Приказ № 391/Ц от 31 мая 1942 года Для обеспечения бесперебойного завоза руды из Магнитогорска в Н. Тагил, чугуна и шлака из Магнитогорска в Златоуст, кокса из Магнитогорска в Орск начальнику Южно-Уральской жд. приказано сформировать до 10 июня кольцевых маршрутов по 20 четырехосных полувагонов; оборудовать 15 20-тонных крытых вагонов под комендантские для кольцевых маршрутов; выделить начальников маршрутов по 2 человека на каждый.

Приказ № 423/ц от 8 июня. Для организации беспрепятственного пропуска транзитного грузопотока в Северном и Южном направлениях, приказано до 15 июня произвести укладку обхода Лиховского с правой стороны в направлении Мичуринск — Ростов.

Приказ НКПС № 425/ц от 8 июня 1942 года Обеспечить завоз в Ленинград в июне 1942 года 20 тыс. тонн муки, 51 тыс. тонн крупы, 10 тыс. тонн сельдей, 2 тыс. тонн сахара, 4 млн. банок мясных консервов, шоколада, 1000 тонн лярда и др.
Порожняк под погрузку продовольствия Ленинграду подавать впереди всех грузов. Перевозки осуществлять только воинскими транспортами.

Приказ НКПС № 464 от 11 июня 1942 года Для обеспечения постоянного движения по линии Кизляр—Астрахань приказано с 20 июня начать строительство железнодорожного моста через Волгу у Астрахани. На место направлен мостопоезд № 49. Начальником строительства назначен т. И.И. Цурюпа.

По постановлению ГКО (по предложению Хрулева) от 5 июня 1942 года введены повышенные ставки зарплаты инженерно-техническим работникам ремонтных поездов по ремонту электроподвижного состава НКПС и заводским инспекторам НКПС.
По постановлению ГКО (по ходатайству Хрулева) от 5 июня 1942 года введена выдача государственных премий руководящим инженерно-техническим работникам и рабочим паровозоремонтных заводов, мастерских и паровозных депо за выполнение и перевыполнение плана ремонта паровозов.

Приказ № 681/ц от 23 июля 1942 года Всем вагонам товарного парка (за исключением цистерн) при наступлении срока капитального или среднего ремонта удлинять срок работы на один год. Тщательно осмотреть и произвести годовой осмотр согласно существующих правил, обеспечив исправное состояние и безопасное использование подвижного состава.

Приказ НКПС № 694/ц от 26 июля 1942 года С 1 августа 1942 года для оплаты труда рабочих заводов железнодорожного машиностроения, рабочих подвижного состава на заводах, в депо, вагоноремонтных пунктах и мастерских, рабочих по текущему содержанию, реконструкции, капитального и среднего ремонта пути введены повышенные ставки зарплаты.
Приказ НКПС № 841/ц от 23 августа. Во исполнение постановления СНК № 1375 от 14 августа 1942 года отменены действующие льготные железнодорожные тарифы на воинские перевозки, а также отменены пониженные тарифы на различные народнохозяйственные грузы.

Приказ НКПС № 875/ц от 30 августа. За разработку в короткий срок технически сложного вопроса по устранению дефектов конструкций пролетного строения моста через реку Урал на линии Орск—Кандагач премированы авторы этого проекта тт. Хлебников, Сидоров, Николаи, Соловьев (по 3 тыс. руб.), Парамонов, Попов, Стацевич и др.

Приказ № 932/ц от 11 сентября 1942 года В целях создания стабильного резерва паровозов для выполнения специальных перевозок и ликвидации затруднений в движении поездов на особо грузонапряженных дорогах тыла организованы на прифронтовьгх и тыловых дорогах колонны паровозов особого резерва НКПС с прикрепленными комплексными поездными бригадами, стоящими на положении военнослужащих РКК.

Приказ НКПС № 998/ц от 23 сентября 1942 года (см. записку В.С. Гаврилова). В целях быстрейшего окончания работ по усилению пропускной способности линии Зиадин—Джусалы Ташкентской ж.д. и немедленного ввода в эксплуатацию объектов, на которых работы полностью не закончены, приказано: разобрать железнодорожную линию Коканд — Тюря — Курган (76 км) за 10 дней. На разборке рельсов использовать путевые бригады, вспомогательные поезда и 5 тыс. работников, выделенных местными строительными организациями. Снятые старогодние рельсы использовать для пересмены рельсов на участке Ташкент—Ангренские угли, рельсы, получаемые от пересмены, использовать для вновь открытых разъездов Ташкентского узла и ст. Кзыл-Тукумачи. Руководство работами, ю исполнение данного приказа, возложено на Гаврилова.

Приказ № 1079/ц от 12 октября 1942 года Для усиления базы по ремонту паровозов на прифронтовых дорогах приказано организовать 20 паровозоремонтных поездов по проекту НКПС. Основная задача — обеспечить бесперебойную работу поврежденных в период военных действий паровозных депо прифронтовых дорог в части производства текущего промывочного ремонта паровозов.

Приказ № 1201/ц от 19 ноября 1942 года Установлено неудовлетворительное бытовое обслуживание паровозных бригад на многих дорогах и особенно на прифронтовых участках. В результате паровозные бригады, выполняющие наиболее сложные ответственные работы по перевозкам, поставлены в нетерпимое условие. В некоторых турных вагонах паровозные бригады не обеспечены постельными принадлежностями и посудой.

Очень плохо организовано питание паровозных бригад на Оренбургской ж.д., во многих депо Уральской ж.д. 2 месяца не готовилась горячая пища для паровозников.

Приказано при каждом депо организовать столовые в непосредственной близости от помещения дежурного по депо и обеспечить круглосуточный отпуск обедов и горячего чая. Дано указание использовать продукцию подсобных хозяйств депо для выдачи дополнительного горячего питания паровозникам без вырезки талонов в продовольственных карточках. Запрещена выдача муки вместо выпеченного хлеба. Отпущено 3200 комплектов постельных принадлежностей для доставки багажом на места и обеспечения и оборудования турных вагонов.

Приказ № 1216/ц от 24 ноября 1942 года Награждены по 10 тыс. руб. начальники паровозных колонн №№ 12, 14 и 19 тт. Овчинников, Лысенко, Обидин за досрочное окончание организационных работ, хорошую укомплектованность их подготовленным личным составом и отличную материальную часть.

Приказ № 1247/ц от 16 декабря 1942 года За успешное выполнение задания по обеспечению технической документацией работ, связанных с увеличением пропускной способности Ташкентской Ж.Д-, награждена большая группа работников Мосттранспроекта знаком «Почетному железнодорожнику» и денежной премией.

Приказ № 1314/ц от 29 декабря 1942 года Сдано во временную эксплуатацию специальное полукольцо большой Московско-Окружной ж.д Приказано организовать эксплуатацию этого полукольца.

Приказ № 38/ц от 12 января 1943 года В соответствии с постановлением СНК СССР от 5 января 1943 года № 14 всем железнодорожникам на прифронтовых участках железных дорог введена ежемесячная надбавка к основному окладу в сумме 25%. На указанных железнодорожников и на их семьи распространен порядок назначения им пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, установленные для военнослужащих.

Приказ № 50/ц от 14 января 1943 года Работы колонн паровозов особого резерва НКПС подтверждали их жизненную необходимость, особенно для перевозок на прифронтовых дорогах. Наиболее отличились дисциплиной, энергией, а в ряде случаев самопожертвованием колонны особого резерва № 3 (начальник Макаров), № 6 (начальник Замота) и № 10 (начальник колонны Сиренко). Приказано укомплектовать колонны паровозами для замены потерь, создать при каждой колонне запас из 5 паровозов, выделить колоннам по одному вагону для передвижных мастерских и необходимое станковое оборудование.

Приказ № 80/ц от 27 января 1943 года. За отличную работу по выполнению специальных заданий НКПС и проявленные при этом мужество и отвагу, — за образцовое содержание паровозов и жилых вагонов награждены знаком «почетному железнодорожнику» 264 человека.

Источник.

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.