Еврейские общины и синагоги: Ташкент — Бишкек История

Автор Анастасия Ильина

Особенность еврейской общины Узбекистана-как и ряда других стран Центральной Азии наличие здесь  двух субэтничских групп еврейского населения -европейских евреев (ашкенази)  и среднеазиатских  ( бухарских) евреев.. Первые достоверные свидетельства о присутствии в регионе евреев относятся ещё к  4 в.н.э. , а к  XII в. -относятся первые свидетельства о крупной еврейской общине (в г. Самарканде. К моменту присоединения Центральной Азии к России (1865-1873 гг.) бухарские евреи были неполноправным меньшинством, а незначительная часть из них на территории Бухарского эмирата была (порой насильственно) обращена в ислам (т.н. «чала»). Евреи компактно проживали в Бухаре, Каттакургане, Самарканде, Ташкенте, Карши, Шахрисабзе, Коканде, Маргелане и других городах.
На территориях, присоединенных к Российской империи, существовавшие ранее в Бухарском эмирате в отношении бухарских евреев (получивших наименование «туземные евреи») дискриминационные постановления были отменены. После присоединения региона Средней Азии к России на его территории появляются также и  евреи-ашкеназы. Кстати, именно в этот  период появляется и сам термин «бухарские евреи» – так именовались евреев, приезжавших на земли, управляемые российской администрацией , из Бухарского эмирата.

В конце XIX в. численность бухарских евреев составляла около 16 тысяч человек; в конце 1920–1930-х гг. – около 20 тысяч, по данным переписи 1926 г. на территории  Узбекистана проживали 38,2 тысяч евреев. Во время Второй мировой войны на территорию Узбекистана были эвакуированы и многие евреи – жители республик и областей бывшего  СССР, оккупированных нацисткой Германией или её союзниками,  В итоге к  1959 г. еврейское население в Узбекистане составляло 94 тысячи с небольшим, а к  1970 г. оно выросло глее-то до 103 тысяч.
В 1970-е гг. приблизительно порядка 10 тысяч бухарских евреев выехало в Израиль. И согласно переписи 1979 г. в Узбекистане насчитывалось приблизительно 95 тысяч евреев, а перепись 1989 г. зафиксировала практически ту же цифру (причем среди них бухарских евреев было  26 тысяч).
Первые официально признанные еврейские светские организации возникли на территории Узбекистана  в годы т.н. «перестройки « (в 1988-1989 гг в период начавшейся значительной волны эмиграции евреев (в конце 1980-х – начало 1990-х гг.) уехало не менее 80 тысяч евреев. Помимо Израиля и США сравнительно небольшие группы эмигрантов-евреев переселились также  в Россию, и ,видимо. ещё меньшие ,по имеющимся данным  влились в еврейские общины  Австрии и Германии.
Численность еврейского населения в современном Узбекистане оценивается примерно  в 9 тысяч человек в том числе  не более 3 тысяч составляют бухарские евреи). Относительно наиболее крупная община существует в г.Ташкенте-столице Республики Узбекистан  (около 5 тысяч человек). Небольшие общины есть также в Самарканде, Бухаре; отдельные представители еврейского населения  живут также в таких городах как в Навои ,Фергана, Маргелан, а также в  Андижане, Намангане и Коканде,. Причем в общинах есть как бухарские, так и т,н. ашкеназские (европейские) евреи. Большинство евреев Ташкента – ашкенази, а, например,  в Бухаре преобладают представители бухарских евреев, а в  Самарканде община делится примерно пополам.

В  Узбекистане, а конкретно — в Ташкенте -расположены действуют региональные представительства Сохнута и Джойнта по Центральной Азии и Закавказью. При этом Сохнут организовал сеть собственных филиалов и молодежных клубов, а под  опекой  Джойнта в республике действует сеть Хэседов ( хэссидов) ) и общинных центров.
В Ташкенте  (а также в Букхаре) при поддержке Фонда «Ор-Авнер» и организации «Мидраш Сфаради» работают еврейские школы, где ученики изучают историю евреев, еврейские  обычаи и традиции, в Самарканде-  действует воскресная школа «Ор-Авнер». В Ташкенте  Самарканде и Бухаре были  созданы еврейские детские сады,  начала действовать действует молодежная программа STARS. Кроме того, при  поддержке Сохнута, Фонда «Ор-Авнер» и Джойнта в республике начали функционировать лагеря отдыха для молодежи или группы молодежи в отдельные годы отправлялись на отдых (например, в летнее время  на Чарвакское  водохранилище в зону отдыха «Навруз» и другие)..
В Узбекистане действуют Еврейский национальный культурный центр и представительство Всемирного любавичского движения.  Самарканде стала выходить в годы независимости  газета «Шофар» , в Ташкенте- Вестник ташкентского отделения организации Гиллель, бюллетень ЕА Сохнут и бюллетень Израильского культурного центра. В Ташкенте действуют Ташкентский еврейский общинный культурный центр, объединяющий европейских евреев (ашкенази)  и Ташкентский бухарско-еврейский культурный центр «Симхо».За последние 20 лет были изданы М, Фазыловым (бывшим чемпионом мира по стоклеточным шашкам)  три книги — «Годы, люди, факты…» (1993, 1999, 2003 гг.), снят документальный фильм «Еврейская диаспора Самарканда: 1843–1917 гг.»(1998 г).рассказывающий об еврейской истории евреев в Самарканде, их  культуре и архитектуре города. Еврейские культурные центры функционируют в Самарканде, Бухаре Навои, Фергане ,Намангане.

В Узбекистане функционируют  10 синагог – три в Ташкенте, по две в Самарканде и Бухаре и по одной в Коканде, Фергане, Маргелане и Андижане. В Ташкенте и Фергане действуют и иешивы.

В 1998 г. Узбекистаном и Израилем были установлены дипломатические отношения между Узбекистанои и Израилем. В том же году Президент И. Каримов посетил с визитом Израиль, а в 2002 году во время визита в США встретился с представителями  бухарско-еврейской общины Нью-Йорка. В июне 2003 г. при непосредственном участии Центра международного сотрудничества МАШАВ (Министерство иностранных дел Государства Израиль) был создан Консалтинговый центр для малого и среднего бизнеса (КСМСБ), предназначенный для оказания информационной и консультативной помощи малому и среднему бизнесу, в первую очередь в области сельского хозяйства. В Израиле прошли переподготовку несколько сотен специалистов из Узбекистана, а еще более 10 000 получили возможность повысить свой образовательный уровень на организованных израильтянами курсах непосредственно в Узбекистане, стала функционировать . торговая палата «Израиль–Узбекистан» и  межпарламентская ассоциация «Израиль–Узбекистан» .В феврале 2007 г. было принято решение об интенсификации транспортного потока между двумя странами.
Основное направление исследований узбекских ученых, занимающихся проблемами истории еврев — Р.Альмеев, Е.Некрасова  – история бухарских евреев. В 2002 г. в Ташкенте на базе еврейской школы открылся Общественный музей истории и культуры евреев Узбекистана. В 2005 г. издана книга Бориса Исхакова «Моше Калантаров», посвященная главе еврейской общины Самарканда, жившему в XIX в. В том же году в Самарканде открыт памятник Моше Калантарову. В рамках подготовки 2750-летия Самарканда в 2007 г. был открыт веб-сайт www.samarkandfund.org, где по инициативе М. Фазылова создана база данных еврейского кладбища в Самарканде (11 тысяч могил). Спонсор проекта – Фонд «Самарканд» в Нью-Йорке. Власти выделили средства на ремонт стены еврейского кладбища. В 2009 г. на средства израильского предпринимателя Х. Биньяминова было отреставрировано еврейское кладбище в Самарканде. В июне 2008 г. в доме, когда-то принадлежавшем купцу Абраму Калонтарову, открылся музей «Евреи края в прошлом и настоящем».

Музей создан благодаря спонсорской поддержке Джойнта. Экспозицию музея составили, в частности. архивные документы и материалы из фондов бывшего туземно-еврейского музея. А в июле  2009 г. в Самаркандском областном краеведческом музее открылась выставка, на которой представлены старинные фотографии, книги и живописные картины, национальная одежда и предметы быта и культуры местных евреев.
В 2004 г. по инициативе Евроазиатского еврейского конгресса в Самарканде управлением народного образования и Еврейским культурным центром проведен семинар для учителей средних общеобразовательных школ «Толерантность – уроки Холокоста». Однодневный семинар того же цикла прошел в июне 2004 г. в Ташкентском еврейском общинном культурном центре. При Еврейском национальном культурном центре Узбекистана сформирована редколлегия по изданию «Краткой узбекской еврейской энциклопедии», в ней будут помещены статьи о жизни евреев, внесших наиболее заметный вклад в развитие республики. Первый том КУЕЭ уже подготовлен к печати. К изданию подготовлена также книга «История еврейских общин и еврейских культурных центров Узбекистана». ЕНКЦ оказывает помощь в опубликовании книг еврейских писателей и поэтов М. Докторова, Л. Шульмана, Е. Фогеля, книги об известном еврейском композиторе С. Юдакове, в тиражировании CD-дисков еврейских певцов и музыкантов При поддержке Центра был создан  танцевальный коллектив «Шалом, Ташкент» под управлением народной артистки Узбекистана Вилоят Акиловой, С 1995 г. на сцене Молодежного театра Узбекистана идет спектакль «Скрипач на крыше» по мотивам повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник».
В рамках борьбы с пропагандой радикального исламизма и антисемитизма Еврейский национальный культурный центр Республики Узбекистан приступил к изданию серии книг «Идеология терроризма». Ряд работ посвященных истории евреев в Средней Азии, Узбекистана, издан в Израиле  бывшими преподавателями вузов и архивистами И. Рабичем, С. Гитлиным, М. Вексельманом.

В Ташкенте действует синагога бухарских евреев , с просторный, в 130 квадратных метров, молельным залом; построенная на месте существовавшей ранее, но обветшавшей  и разрушенной ещё и пожаром, в  первой половине 2000-х гг.Нуждающиеся получают здесь двухразовое горячее питание, снабжены проездными билетами. Открылась ешива». В синагоге царит образцовый порядок. Не допускается, например, опоздания на молитву. Посильный вклад в общее дело вносит каждый из прихожан. Один следит за электропроводкой, другой знает толк в плотницком деле, третий присматривает за сантехникой. Сверкает чистотой кухня, кошерная одноразовая посуда завезена из Израиля. И все это не напоказ. Синагога служит простым членам общины. Похороны и поминки для бедных тут обходятся в семь-восемь долларов. Книга отзывов, заведенная в синагоге, пополняется записями на иврите, русском, английском. Евреи, приезжающие в Узбекистан по делам, в туристические поездки,  бывшие соотечественники отмечают что синагога вновь стала духовным центром общины, здесь . С размахом отмечаются иудаистские праздники. Действует и  синагога евреев-ашкенази на улице Б. Мирабадская, рядом и музей истории евреев Средней Азии, одним из основателем и многолетним директором музея была известный археолог доц. Г. Я. Дресвянская.

Вообще же  ранние письменные сведения о поселении евреев в Ташкенте относятся к первой половине XIX века, когда город, входивший в состав Кокандского ханства, превратился в крупный торговый центр. К середине XIX века в Ташкенте сложилась небольшая община – где-то 27 семей, то есть немногим более ста человек), в которую входили крупные и мелкие торговцы, ремесленники, лекари, музыканты и другие. Часть еврейских коммерсантов (П. Казиев, Б. Мурдахаев, П. Абдрахманов и другие) поддерживала деловые контакты с Россией, Яаков Дауд был представителем русской торговой фирмы (позднее его сын Ю. Давыдов, торговец, предприниматель и крупный землевладелец, стал одним из богатейших людей Центральной Азии).

В 1865 году Ташкент был завоеван Российской империей, а в 1867 году стал административным центром Туркестанского генерал-губернаторства (с 1886 года — Туркестанский край) и Сырдарьинской области, входившей в его состав. Среди военнослужащих, участвовавших во взятии города, были евреи-ашкенази-— три солдата и унтер-офицер; все они так и остались жить в Ташкенте. В дальнейшем к ним присоединились другие отставные военнослужащие-евреи и члены их семей. В это же время в Ташкент стали переселяться евреи из Бухарского эмирата. К 1868 году общая численность еврейского населения города достигла примерно  200 человек.

Поскольку Ташкент находился за чертой оседлости в царской России , из ашкенази в нем могли жить только лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, отставные солдаты и унтер-офицеры, а также работавшие по специальности ремесленники, медики и фармацевты. В первые десятилетия после присоединения Ташкента к России эти ограничения не всегда соблюдались, однако с середины 1890-х гг. евреев, не отвечавших указанным критериям, начали выселять из города. Одновременно принимались меры, направленные на ограничение предпринимательской деятельности ашкенази в Ташкенте и в Туркестанском крае в целом (особенно  после резолюции Николая II от 20 ноября 1898 года, в которой говорилось, что ходатайства промышленных кампаний, «которые находятся в значительной зависимости от иностранцев и евреев», о приобретении в Ташкенте недвижимости удовлетворять не следует). В 1909–14 годах, когда генерал-губернатором Туркестанского края был А. В. Самсонов, ашкенази , обосновавшихся в Ташкенте, изгоняли из города в массовом порядке; с этой целью в январе 1912 года были проведены ночные облавы. Право «коренных»  (бухарских) евреев на жительство в Ташкенте первоначально не ограничивалось, однако во второй половине 1880-х годов их стали делить на «туземных» (тех, кто мог доказать, что он сам либо его предки жили на территории Туркестанского края до его завоевания Россией) и прочих. Первым разрешалось приобретать недвижимость, заниматься винокурением и т. п., вторые считались подданными Бухарского эмирата, то есть иностранцами, и фактически были бесправны. С 1893 года власти начали составлять списки последних, намереваясь выселить их, однако этот процесс затянулся в связи с тем, что многие из евреев, попавших в списки, пытались доказать свое «туземное» происхождение и просили принять их в русское подданство. Часть прошений была удовлетворена, но с апреля 1910 года их перестали рассматривать, а вскоре «иностранных» евреев стали изгонять из Ташкента.

Несмотря на ограничения, численность еврейского населения в Ташкенте быстро увеличивалась: так по переписи  1897 г. в Ташкентском уезде проживали 1746 евреев (из них лишь 20% составляли ашкенази),в 1910 году в самом городе — около 3600. Особые группы составляли потомки евреев Мешхеда , принявших в 1839 году ислам и чала (насильно обращённые в ислам).Среди ашкенази преобладали ремесленники (портные, шапочники, столяры, специалисты по металлообработке), железнодорожные рабочие, представители свободных профессий (врачи, типографы, журналисты, фотографы и другие). Из десяти типографий, действовавших в 1915 году в русской части Ташкента, ашкенази принадлежало не менее пяти; евреи владели некоторыми книжными магазинами, лавками, общедоступными библиотеками, занимались издательским делом. В 1898 году А. Сморгунер основал первую в Ташкенте либеральную газету «Русский Туркестан»; после убийства Сморгунера казачьим полковником ее редактировали (до конца 1905 г.) А. Шварц и Г. Рейсер (принял христианство). Раввин Авраам Кирснер издавал в Ташкенте умеренно-либеральные газеты «Туркестанский курьер» и «Ташкентский курьер», научный журнал «Средняя Азия»; редактором газеты «Работник», выходившей здесь в 1906 г., был Х. М. Блаунштейн. Ашкенази составляли в Ташкенте немалую часть врачей (среди них выделялись будущий первый ректор ТашМИ М. Слоним( 1875–1945) профессор, заведующий кафедрой внутренних болезней /1920–45/ Ташкентского медицинского института /в 1920–35 гг. медицинский факультет Туркестанского (Среднеазиатского) университета/, член-корреспондент АН Узбекской ССР, основатель и директор Института усовершенствования врачей, его брат С. Слоним /умер в 1928 г./, открывший в городе частную физиотерапевтическую клинику, руководитель амбулатории А. Шварц и архитекторов – В. Гейнцельман, принявший христианство и бывший одно время главным архитектором города; Д. Иофан /1885–1961) и другие известные архитекторы. Бухарские евреи занимались главным образом торговлей и ремеслом; хлопкоочистительная и хлопкообрабатывающая промышленность развивалась в Туркестане во многом благодаря инвестициям крупных бухарско-еврейских коммерсантов из Ташкента.В конце XIX – начале ХХ века в Ташкенте работало несколько синагог; Действовали хедеры и схожие с ними бухарско-еврейские религиозные учебные заведения — хомло. В 1883 году Б. Каценельсон организовал в Ташкенте частную еврейскую школу с преподаванием на русском языке; в 1888 году, когда она была ликвидирована властями, в ней насчитывалось 60 учеников. Позднее открылось еврейское училище (также с обучением на русском языке), частично финансировавшееся министерством народного просвещения (в 1909 г. — 60 учащихся). Часть ашкенази и дети зажиточных бухарских евреев учились в гимназиях, Ташкентском коммерческом училище. В октябре 1905 года в Ташкенте была предпринята попытка устроить погром, однако боевая дружина численностью в 80 человек, организованная А. Бузанским, сорвала ее.

В  1896 году построено  здание синагоги ашкенази  проекту и под наблюдением А. А. Бурмейстера, находилась она на тогдашней улице 12 тополей, в районе современного ЦУМа.. Синагога бухарских евреев находилась на Чимкентской улиц и построена по имеющимся данным тоже в 1896 г. Кроме того, частная синагога  Юсуфа Давыдова, построенная в 1890 г., находилась на Давыдовской улице, и  освещалась электричеством, что было тогда большой редкостью.
В т.н. старом городе Ташкента  городе был   бухарское-еврейский молитвенный дом. В Музее истории евреев  хранится Вавилонский Талмуд, изданный в Бердичеве в 1896 году, старинная картина «Моше разбивает скрижали», выполненная с помощью финифти, здесь можно кое-что потрогать или даже померить — порой девушки в джинсах с удовольствием надевают платки и тюбетейки своих бабушек и прабабушек, накидывают на плечи золотошвейные халаты из Бухары, пробуют играть на дойре. Здесь находится и  уникальная карта еврейских поселений в Средней Азии; есть  два старых портрета (подарок члена координационного совета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Риммы Головиной -на снимках – ее прабабушка и прадедушка, типичные члены еврейской общины Ташкента конца XIX века);  подлинный брачный договор (ктубу) XIX века,  ташкентского художника Савелия Розенблюма «Нехама», напоминающая о трагических днях Холокоста. Музей постоянно пополнялся новыми экспонатами Музей постоянно пополняется новыми экспонатами—в т.ч.  интересными фотографиями, письмами, дипломами, предметами  старины – посудой, утварью, инструментами.

Один из стендов занимает коллекция документов об известной в Средней Азии династии фотографов Пенсонов, которую открывает портрет «Туркестанская мадонна», удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Париже в начале 30-х годов минувшего столетия. А рядом, за стеклом, черная капота (длиннополый кафтан) раввина XIX века, футляр для Торы, шофар.В музее за годы его существования б.  В минувшем году были не только ташкентцы, но и экскурсанты из Израиля, Канады, Германии, США, Кореи, Австралии, Испании, Голландии.

В 1919–в условиях изменения политической ситуации —  в Ташкент прибыло много евреев, спасавшихся от погромов и голода на Украине и в Белоруссии; только в 1919–20 годах численность еврейского населения города увеличилась более чем вдвое. Для помощи переселенцам еврейская религиозная община создала специальную комиссию, однако отдел национальных меньшинств НКВД распустил ее и образовал Еврейский общественный комитет содействия. В 1920–30-х годах приток евреев в Ташкент, ставший в 1930 году столицей тогдашней Узбекской ССР, продолжался; среди них было немало ученых, врачей, инженеров, учителей, квалифицированных рабочих, содействовавших развитию в городе промышленности, науки, народного образования, здравоохранения. В Ташкенте действовало несколько еврейских школ, интернат, детский сад, еврейский театр н аидиш. В 1920 году открылось бухарско-еврейское педагогическое училище под названием Институт просвещения (Инпрос); в 1930 году оно было преобразовано в Туземно-еврейский педагогический техникум и переведено в Коканд. В 1920–30-х гг. в Ташкенте выходили газеты на идиш и других языках ; в начале 1930-х годов образовалась «секция туземно-еврейских писателей при организационном бюро писателей, в 1931 году стал выходить литературно-художественный и публицистический журнал НО к началу 1940-х годов все еврейские культурные учреждения, учебные заведения и периодические издания были ликвидированы. В годы второй мировой войны в 1941–42 годах в Ташкент прибыли тысячи евреев из западных областей бывшего СССР, оккупированных фашистами; численность еврейского населения города достигла 200 тыс. человек. В Ташкент был эвакуирован театр ГОСЕТ (возглавлявший его С.Михоэлс поставил несколько пьес в местных театрах, а в апреле 1942 года стал художественным руководителем Узбекского театра оперы и балета), киностудии, где, в частности,  работали режиссеры М. И. Ромм, И. Хейфец, , А. Г. Зархи, Г. М. Козинцев, Л. Трауберг и актеры-евреи; в городе разместился ряд научных учреждений и высших учебных заведений, среди сотрудников которых было немало евреев..

С окончанием войны многие евреи покинули Ташкент: После войны в 1959 году численность  евреев в Ташкенте составила здесь около 50 тыс. челоек (5,2% всего населения города; ) в 1979 году — 56 949 (3,2%), в 1989 году — 56 882 (2,7%). В конце 1980-х годов около 80% еврейского населения города составляли ашкенази.. Евреи играли весьма заметную роль в экономике и культурной жизни Ташкента; среди них было много научных работников и деятелей искусства — физик И. Гулькаров (родился в 1939 г.; с 1992 г. в США), философ П.М. Ниязов (родился в 1930 г.; жил с 1994 г. в Израиле), композиторы М. Штейнберг, Б. Зейдман, С.Юдаколв, Г. Мушель, М. Левиев (1912–90),  режиссер Русского драматического театра имени М. Горького А. Гинзбург, главный режиссер республиканского кукольного театра И. Якубов, оперный певец С. Биньяминов, художники В. Зеликов, И. Вальденберг, В. Рыфтин, скульптор Я. Шапиро.

В послевоенные годы в Ташкенте работали три бухарско-еврейских и одна синагога ашкенази, однако их посещали главным образом пожилые людиВо второй половине 1970-х годов действовали подпольные кружки по изучению иврита, В 1970–80-х годах тысячи евреев уехали из Ташкента в США, Израиль и др. страны. В августе 1988 года был основан Ташкентский еврейский культурный центр (ТЕКЦ) — одна из первых в быв. СССР Союзе организаций такого типа (официально зарегистрирован в январе 1990 года.

В январе 1989 года при нем начали работать курсы иврита (в 1990 г. — 1200 учащихся), в сентябре 1989 года — воскресная школа (100–120 учащихся), в январе 1991 года — первый в Центральной Азии университет (лекторий) иудаистики; в рамках ТЕКЦ была создана служба репатриации, благотворительная ассоциация «Рахамим»,. с 1993 года издается «Сохнутон» — совместный информационный бюллетень ТЕКЦ и представительства Еврейского агентства). С февраля 1990 года функционирует Ташкентский культурный центр бухарских евреев; под его эгидой находятся курсы иврита и театральная студия. Активизировалась деятельность религиозных общин; В 1989–94 годах из Ташкента в Израиль выехало 27 844 еврея (из них 10 171 — в 1990 г.); часть еврейского населения переехало выехали в Россию. Германию, США, Канаду. Австралию. По данным ТЕКЦ, в середине 1995 года в городе оставалось около шести тысяч евреев. В независимой Республике Узбекистан м 1991 года в Ташкенте действуют представительства Еврейского агентства и Джойнта, с августа 1992 года — посольство Израиля  в Узбекистане; работает Израильский культурно-информационный центр. С января 1992 года Ташкент связан линией воздушного сообщения с международным аэропортом имени Д.Бен-Гуриона в Лоде..

Из других регионов Средней Азии – несколько слов об истории  еврейской общины в Кыргызстане. Впервые  бухарские евреи  на территории Киргизии поселились приблизительно в районе Ферганской долины  примерно в 15 в. Евреи-ашкенази  начали селиться в Киргизии после ее присоединения к России в 1860–70-х гг.; в Пишкеке (в 1926–91 гг. — Фрунзе, с 1992 г. — Бишкек) в 1885 г. проживало восемь евреев, в 1910 г. — 18. Еврейское население Киргизии стало быстро увеличиваться после событий 1917-1920 гг. : в 1926 г. в республике проживало уже 300 евреев, в 1939 г. — 1900 ( из них в тогдашнем в тогдашнем г. Фрунзе— 1031 в Джелалабаде  — около  108). Большое число евреев эвакуировалось в Киргизию во время второй мировой войны, а многие из них –позднее  остались в Кыргызстане. В 1941–44 гг. во Фрунзе работал эвакуированный Львовский еврейский театр под руководством Иды Каминьской,   Государственный симфонический оркестр СССР, под управлением Натана Рахлина.В далёкие довоенные и тяжёлые годы именно профессора М. Е. Фридман и А. Л. Брудный проводили сложные хирургические операции и по праву считаются одними из организаторов хирургической службы в Кыргызстане. Среди  приехавших оказалось много верующих евреев, благодаря которым религиозная жизнь была оживлена. В конце 1941 года во Фрунзе была основана синагога. Чуть позже синагоги открыли свои двери в таких городах, как Джалал-Абад и Кант.

Евреи, призванные из Кыргызстана в ряды вооруженных сил, принимали активное участие в боевых действиях против фашистской Германии. Храбрость и мужество многих из них отмечены орденами и медалями. Да в политической, экономической, культурной жизни республики еврейское население оставило  заметный след. В 1945 г. была зарегистрирована еврейская религиозная община, насчитывавшая 70–80 человек, в основном в нее входили люди, приехавшие в город во время войны. В 1946 г. во Фрунзе действовала синагога.

К 1959 г. еврейское население в Киргизии насчитывало 8,6тыс. человек, в 1970 г. — 7,7 тыс., в 1979 г. — 6,8 тыс., в 1989 г. — 6 тыс.. Во Фрунзе в 1970 г. проживало 5962 еврея (из них 5895 ашкенази, 66 бухарских евреев, 1-горский еврей)) и одиннадцать караимов) ; в 1989 г. — 5,2 тыс. евреев. В 1968–91 гг. 1,8 тыс. евреев Киргизии выехали в Израиль или в США, Канаду, Германию и другие страны. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в Киргизии начали развиваться  различные формы еврейской культурной и национальной деятельности. В 1989 г. было зарегистрировано общество еврейской культуры «Менора» при Киргизском фонде культуры. С 1994 г. в Бишкеке функционирует еврейская средняя школа, в которой обучается около 200 человек, проводятся занятия и в еврейской воскресной школе. С 1997 г. при Киргизском Российском славянском университете действует Центр изучения еврейской культуры под руководством профессора А. Кацева С января 1996 г. в Бишкеке выходит еврейская газета на русском языке «Мааян» тиражом в 500 экземпляров, существует еврейская религиозная община. В столице  Кыргызстана и Кара-Балте действуют отделения иерусалимского религиозного общества Эш hа-Тора.

В нескольких городах, расположенных на территории Ферганской долины, проживает некоторое число бухарских евреев, функционируют несколько молельных домов. Еврейское население Киргизии на  2000 г. составляло примерно 4,5 тыс. человек, Бишкека — четыре тысячи. С 1992 г. между Израилем и Киргизией существуют дипломатические отношения.С 2009 г. в бишкекской еврейской религиозной общине при содействии Федерации еврейских общин СНГ и фонда «Ор-Авнер» начала действовать программа поддержки детей. Она проводится при финансовой поддержке фонда «Керен Едидут ле-Еладим в России и странах СНГ. Дети из  общины получили в синагоге продуктовые и вещевые посылки. В этих посылках были мука, гречка, рис, овсяные хлопья «Геркулес», картофель и так далее – продукты, которые жизненно необходимы детишкам. Также юным членам общины были выданы посылки с нужной для них зимней одеждой и обувью. В Бишкеке действуют еврейские школы )  В 1993 году Х. Хохштейном  была основана Частно-государственная еврейская школа «При Эц ХаимС 1996 года жизнь общины освещает газета «Мааян. С 1997 года действует созданный при поддержке ДЖОЙНТа  Благотворительный еврейский фонд «Хесед Тиква». Главной задачей этих организаций является сохранение традиционных ценностей еврейской культуры, путём создания культурно-образовательных программ  Сегодня немало евреев успешно трудились  в республике на ниве здравоохранения, народного образования. Так, например, у истоков санитарно-эпидемиологичкской службы Кыргызстана стоял Б. М. Шапиро, бывший первым заместителем министра здравоохранения КР видными педагогами были  Л. Пожаров, Е. Якир, Я. Гантман; всей республике известно имя Льва Шагалова – бессменного в течение многих лет директора Лебединовской средней школы №1, художника Алексея Николаевича Каменского, писательниц сестёр Каменецких, поэта Анеса Зарифьяна…   Среди евреев, живущих в Кыргызстане, немало видных организаторов сельского хозяйства, среди них – бывший заместителем председателя Госагропрома республики Марк Орёл, Борис Орёл и другие. представители еврейской диаспоры также занимали руководящие должности в правительстве. Ян Фишер являлся вице – премьер – министром КР с 1993 – 1994 гг.  В настоящее время в еврейской общине зарегистрировано порядка 1,5 тысяч человек. Более 80% проживает в столице, но кроме этого, небольшие группы евреев живут в городах Ош, Кызыл-Кия, Каракол, Токмак, Кант и др. Все Еврейская диаспора в Кыргызстане по-прежнему продолжает существовать и осуществлять своё право выбора будущего.

Бишкекская еврейская община и школа Хайма Хохштейна «При эц Хаим» — «Плод древа жизни» — тесно сотрудничая, совместно проводили много мероприятий. Одно из них- Фестивали еврейской книги. Сейчас это название преобразовано в «Общинный фестиваль еврейской культуры» (ОФЕК), но в школе сохранилось первоначальное наименование. Ученики Частно-государственной еврейской школы (ЧГЕШ) «При Эц Хаим» в  г. Бишкеке — участники проекта «CHIBUR» создали авторский блог под  названием “ World ORT project Chibur-Bishkek», в котором они знакомили с еврейской общиной, её историей и вкладом в создание государственности, экономики, промышленности, медицины, образования, науки и культуры Кыргызской республики. В блоге отмечалось-«Также, как и история любой семьи, история нашей еврейской общины – это хроника  достижений, радостей, а также трудностей и, порой, потерь… Еврейская  община Кыргызстана бережно сохраняет  традиции своего народа и  при этом  участвует  в укреплении межэтнического и межконфессионального согласия на кыргызской земле».В Бишкеке, где поживает более 600 евреев, действует синагога.—

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.