Немного о православных храмах в Средней Азии. Из истории и деятельности История

Автор Анастасия Ильина.
Узбекистан и Кыргызстан.

Воскресенский кафедральный собор Бишкека.

Воскресенский кафедральный собор Бишкека.

Как говорят страницы истории — появление первые православные храмы на территории Средней Азии связано с именем Стефана Васильевича Сокольского (Архиепископа Софония ) — епископа Русской православной церкви, первого архиепископа Туркестанского и Ташкентского (1871—1877). Первоначально центром  распространения  православия на территории Средней Азии  была территория современных Кыргызстана и отчасти Казахстана. Только на территории Киргизии с 1868 по 1883 год здесь образовалось 36 русско-украинских поселений, в которых проживало 2500 славянских семей. Этим процессом был охвачен весь Аулие-Атинский уезд Сырдарьинской области, в частности Таласская долина. В Ферганскую область и на юг Киргизии переселение началось позднее – в 1893 году. К мавзолею знаменитого библейского пророка Даниилав  в Самарканде , как известно-  признанного как в православии (и христианстве в целом) , так и в  исламе и иудаизме (которого на Востоке называют ходжа Данияр), на протяжении нескольких веков шли поклоняться узбеки, русские, евреи и представители других народов. Мусульмане называют его пророком ходжа Данияр, христиане — пророком Даниилом, иудеи — пророком Даниэлем.

Позднее по мере обустройства — Пишпека,  Каракола  и крупных поселков Токмак, Нарын, Атбаши и сел появлялась началось строительства православных храмов. Храмы были разными  по величине, по срокам строительства, многое зависело и от финансирования строительства. В целом каменные и деревянные церкви в Туркестане строились быстро – храм поднимался за два-три года. Место выбиралось по возможности  лучшее. Храмы различались по целевому назначению и по вместимости. Многие храмы были схожи, но некоторые- особенно деревянные, были очень высокого уровня и оригинальными по архитектуре(например, храм Пресвятой Троицы в Караколе). Развитие деревянного церковного зодчества здесь было связано отчасти с нередкими землетрясениями, особенно в горных и предгорных районах. Зодчества.

2.храм  Святой Троицы (г.Каракол-быв.г.Пржевальск)

2.храм Святой Троицы (г.Каракол-быв.г.Пржевальск)

К 1900 году в Пишпекском  православном благочинии, куда входили Пишпекский, Пржевальский и часть Аулие-Атинского уезда, было десять церквей. В других районах только Киргизии действовало еще около пятнадцати храмов. К 1917 году в Киргизии насчитывалось более тридцати храмов
Значительное строительство православных храмов шло и на территории современного Узбекистана, особенно в Ташкенте и Самарканде. В 1916 г. епископская кафедра была переведена из г. Верного (Алма-Ата) в г. Ташкент.

Но много раньше на территории современного Узбекистана возник ряд храмов. Например,  один из интересных архитектурно и почитаемых православных храмов возник  под Ташкентом  и ведет свое начало с конца19 века, когда в селе Троицкое  — ныне Чирчик —  началось строительство храма Храм, получивший имя ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА  был освящен 23 ноября1900 г. 114 лет назад.  Церковь включает в себя притвор, центральную часть алтарь. Центральная часть двухъярусная. Фактура фасада церкви выполнена в «кирпичном» стиле, она насыщена элементами декоративного убранства из древнерусской архитектуры. На базе храма был создан Свято-Троице-Георгиевский монастырь в 1996 г. 

Что ещё почитать:  Лола Ходжаева

В самом Ташкенте был, в том числе,  построен Свято-Успенский кафедральный собор  недалеко от военного госпиталя образовалось и военное кладбище. При госпитале и кладбище была 1902 г. окружена временная церковь, освященная в 1902 г.

В Ташкенте во глубине городского православного кладбища, которое сейчас называют Боткинским, на небольшом холме 23 ноября 1902 года была осуществлена закладка ныне действующей  церкви во имя великого князя Александра Невского. Первый камень, положенный в строительство храма, был освящен 6 декабря 1902 года Многие из созданных ранее церквей не сохранились.

-- Кафедральный собор Успения Божией Матери (г.Ташкент),

— Кафедральный собор Успения Божией Матери (г.Ташкент),

Но в Ташкенте сегодня действует 5 храмов. Среди новых — 3 августа 1991 года во владение Русской Православной Церкви было передано здание, построенное в 1970 году и, по архитектурному проекту задуманное как зал гражданских панихид, которое находилось на территории городского кладбища «Домбрабад-2», ныне это Храм святого равноапостольного  великого князя  Владимира.
Сейчас в Ташкенте 5 православных храмов –Успенский собор (Кафедральный собор Успения Божией Матери);;  Храм Александра Невского (Храм святого благоверного великого князя Александра Невского)-;  Храм Ермогена (Храм священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца);Владимирский храм ( Храм святого равноапостольного князя Владимира); Свято-Троице-Никольский женский монастырь.

Немало православных храмов расположено и в Ташкентской области – в Газалкенте- Молитвенный дом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
в Чирчике- уже упомянутый выше  Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь,
в Алмалыке -Храм Успения Пресвятой Богородицы; вЯнгиюле- Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»;в Ангрене- Молитвенный дом в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»;в Бекабаде—Сретенский храм( Храм Сретения Господня);в Ахангаране- Молитвенный дом святого апостола Фомы; в пос.Янги-Чиназ
-Храм преподобного Александра, игумена Куштского; в Красногорске— Молитвенный дом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; в Дустабаде- Покровский женский монастырь.

4-храм святителя Алексия, митрополита Московского (г. Самарканд)

4-храм святителя Алексия, митрополита Московского (г. Самарканд)

Немало храмов в Самарканде — Собор святителя Алексия Московского, храмы  Георгия Победоносца, Покрова Пресвятой Богородицы; среди других православных храмов в Узбекистане- в Термезе это храм Александра Невского, а Катта-Кургане -Молитвенный Дом святого князя Владимира, в Карши, Сырдарье  и Денау- — Молитвенные дома  Покрова Пресвятой Богородицы, в гг.Гулистане, Янгиере, Кагане   и Джизаке- храмы Николая Чудотворца; храм Сергия Радонежского- в Фергане ; храм Казанской Божье Матер в Коканде; храм Иоанна Кронштадтского а Кувасае, храм Архистратига Михаила в Намангане, Молитвенный Дом Всех Святых в Андижане; храм Архангела Михаила в Бухаре; храм Всех Святых в земле Российской   • в Учкудуке, храм Иова Многострадального в г.Ургенче; хорам великомученика и целителя Пантелеймона в Нукусе. Действует в Узбекистане и ещё один женский монастырь Казанской иконы Божьей Матери.

Ну, а в Кыргызстане — где ранее находился до 1916 г. центр православия в Туркестане? Здесь также немало храмов.Прежде всего надо назвать Кафедральный Воскресенский собор в Бишкеке; в Бишкеке же находится ещё один Храм- святого князя Владимира; в Канте и пос. Таш-Дебе- — Покровские храмы; храм Рождества Богородицы-в селении  Ленинское; Скорбященский храм в селе Ново-Покровка; Борисоглебская церковь в селе Военно-Антоновка; Храм Иоанна  Кронштадтского – в пос.Манас; в г.Караколе находится Храм Георгия Победоносца и Храм Святой троицы- ; храм Святого Духа- в селе Сокулак; Храм Архистратига Михаила находится  в Оше, и ,наконец, в Таласе- Хам великомученика Дмитрия Солункого. Т.е. во многих городах и селениях Кыргызстана  имеется  храм или молитвенный дом. При храмах действуют часто воскресные школы в церкви, где учат детей Библии и соответствующему поведению в соответствии с нормам православия. В Бишкеке а иногда  и в других организуется показ фильмов об Иисусе и христианстве для членов церкви. Кроме того, церковь оказывает помощь  бродягам и бездомным, которые обычно приходят туда, чтобы получить еды и одежды, которая покупается на пожертвования членов церкви.
В Бишкеке  есть своего церковный  «социальный офис. Здесь создаются и реализуются организуются  программы мне о социальные программы , церковь для молодежи . программы для молодежи ( в т.ч.в плане помощи  им с образованием и работой организуются некоторые интересные поездки, путешествия в другие страны (Россия, Беларусь и др.) в форме  обмена. Молодежь имеет возможность изучить и получить опыт работы  других церквях.   Поощряется приобретение ими знаний религиозной литературы.. С образованием Бишкекской и Кыргызстанской епархии во главе с епископом Феодосием в 2012 году был создан социальный отдел. По его инициативе был проведен первый обучающий семинар для всех социальных работников с участием двух сестер милосердия из Екатеринбурга, где социальная служба успешно работает на протяжении 10 лет. Сестры поделились опытом своей работы, оставили богатый  наглядный материал как пример для системной организации работы. Благодаря семинару появилось много желающих делать добрые дела и в ряды добровольцев записалось более 40 человек. Заявки с просьбами об оказании помощи посыпались одна за другой. Была создана диспетчерская служба для координации работы с заявками. Сама жизнь показала необходимость расширения форм социального служения. Был создан Дом милосердия18 июля 2012 года во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Здесь осуществляется патронаж подопечных на дому, предоставляются сиделки в медучреждения,   оказывается посильная медицинская помощь и содействие в осуществлении церковных треб: подготовка подопечных к приходу священника, помощь в крещении, отпевании и погребении.   Для повышения навыков по уходу за болящими 14 добровольцев прошли обучение на сестринских курсах и получили звание домашней медсестры и 5 – звание сиделки. С приходом двух добровольцев врачей – кардиолога и эндокринолога – был открыт медпункт, в котором можно получить квалификационную врачебную консультацию, измерить давление, узнать показатель уровня сахара в крови, произвести перевязку трофических язв, получить медикаменты для доврачебной помощи.

Свято-Троице-Георгиевский  мужской монастырь (г.Чирчик)

Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь (г.Чирчик)

Партнеры Бишкекской епархии – Германский медицинский центр и НИИ кардиологии – на благотворительной основе проводят регулярное медицинское обследование и диагностику нуждающихся прихожан. Параллельно женских организациям при храмах было создано Братство во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца из мужчин-добровольцев. Цель братства – помогать по хозяйству там, где требуется мужская сила и определенные навыки: при ремонте электро- и сантехнического оборудования, при ремонте жилья, в работах на огороде.

Что ещё почитать:  Мерв, 1884 год

Социальный отдел  Иоанна Кронштадтского осуществляет связь с государственными и социальными учреждениями, привлекая и собирая благотворительную материальную помощь и распределяя её между социальными учреждениями и нуждающимися людьми. Также осуществляется патронаж на дому, предоставляется юридическое содействие людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, при оформлении и восстановлении документов подопечным и другая необходимая помощь. На благотворительном складе многодетные и малообеспеченные семьи, а так же лица без определенного места жительства регулярно получают одежду и продукты. На собраниях добровольцев, которые проходят два раза в месяц. Здесь разбираются трудные случаи в служении, проводятся тренинги и лекции по уходу за больными, распространяется опыт здорового образа жизни. Укреплению дружбы между добровольцами содействует совместное проведение праздников, памятных дат и других мероприятий. В целях повышения знаний и навыков в декабре 2012 года три человека участвовали в 3-ей Межрегиональной Конференции по социальному служению проходившей в городе Екатеринбурге, в итоге получены новые навыки и установлены необходимые контакты с партнерами. А В феврале 2013 года был проведен Первый Епархиальный съезд социальных работников, который позволил всем поделиться своим опытом служения и получить необходимую информацию для дальнейшей работы. Сестры милосердия и добровольцы Отдела социального служения активно участвуют в жизни Епархии. На привлеченные средства были организованы  мероприятия «От сердца к сердцу», праздник «Белого цветка», акция «Скоро в школу», проведен профессиональный медицинский осмотр прихожан, состоялось посещение Домов престарелых, Беловодской спецшколы-интерната, для детей находящихся в конфликте с законом. Прошло около года со дня открытия Социального отдела. Много сделано, гораздо больше предстоит сделать. Организуется работа с  лицами  без определенного места жительства, к которым требуется комплексный подход для их социализации. Создан т,н. «Автобус Милосердия». Благодаря передвижному пункту социальной помощи планируется раздача горячего питания, одежды, осуществление врачебный осмотра и, при необходимости, оказание первой медпомощи лицам без определенного места жительства. В дальнейшем предполагается создавать Дома трудолюбия, которые позволят вернуть их к труду и к жизни, достойной человека. В Кыргызстане работают активно –что хочется отметить активно работающие в плане духовно-просветительской работы оказания реальной помощи людям- такие  как  известный исследователь истории православия Е.Е.Озмитель, М.А.Макарова. В.С.Солобутина и другие, отдающие свои силы доброму и благородному делу.

3 комментария

  • ИОФЕ ВАЛЕРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ:

    На мой взгляд-интересно!

      [Цитировать]

  • Георгий:

    С большим удовольствием и интересом ознакомился с краткой, но весьма емкой и насыщенной статьей Анастасии Ильиной. Автор сумела, на мой взгляд весьма удачно, в относительно небольшой по объему статьи изложить основные вехи становления православия в Средней Азии.
    Чувствуется, что автор в теме, хорошо знает историю развития православной веры в Центральной Азии, начиная с первых храмов и кончая нашей современностью. Хотя в статье и не приводится каких-то новых архивных и фактических данных по публикуемой проблематике, но чувствуется определенный научно-исследовательский стиль автора в подаче и изложении материала.
    С интересом ознакомился с благотворительной деятельностью православной церкви в Киргизии. Я знаю, что и у нас в Узбекистане осуществляют аналогичную работу. Но тем более интересно сопоставить аналогичную деятельность и там и тут.
    Хотелось бы автору статьи пожелать успехов в освещении истории православия в среднеазиатском регионе и поблагодарить Скляревского Евгения Семеновича за нужную и полезную публикацию.

      [Цитировать]

  • В П Чистяков строитель г Ташкента:

    Я вырос и пользовался храмами описаннами вами в течении 22лет в Узбекистане и Киргизии Сердечно благодарен вам о сохранение священных христианских памятников нашей культуры в современных государств в Средней Азии

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.