Хаст Имам — украшение Ташкента Фото
Автор Б. Голендер. Фотографии Алексея Протченкова, 2011 год.
В 903 году в городе Мадина аш-Шаш, который сейчас именуется Ташкентом, в семье искусного слесаря-каффаля, то есть ремесленника, делавшего замысловатые амбарные замки, родился мальчик, наречённый в честь Абу Бакра – сподвижника Пророка и первого халифа. Пройдёт много лет, и имя мальчика по обычаям того времени обрастёт длинной чередой почётных прозвищ и эпитетов. Но он останется в памяти людей, прежде всего, как «ташкентец» (аш-Шаши), навсегда вписав Ташкент в контекст мировой культуры. Один из средневековых биографов Хаст Имама в XII веке напишет о нём: «В то время в Мавераннахре равных ему учёных не было…»
Талантливый юноша совершенствовал свои знания в блистательном Багдаде X века, столице Арабского халифата, и быстро поднялся по ступеням классической исламской науки. Сам прославленный арабский историк ат-Табари взял парня с окраины мусульманского мира в число своих учеников. А после удачного стихотворного ответа византийскому императору, что сочинил Абу Бакр для дипломатической переписки по приказу халифа, к имени ташкентца стали прибавлять слово «ал-кабир» (великий).
До наших дней сохранилась только часть написанных им произведений. Его научные труды касаются философии и правоведения по учению (мазхабу) аш-шафия. Но Абу Бакр, прежде всего, был поэтом и даже один из своих философских трактатов назвал поэтически – «Красота диалектики». Стихи же его и сегодня поражают свежестью восприятия окружающего мира.
В преклонном возрасте Абу Бакр Каффаль аш-Шаши вернулся на родину. В то время тюрки-караханиды начали свои завоевательные походы на Мавераннахр. Тогда тюрки ещё не приняли ислам, — и традиция считает, что первым вероучителем новой могущественной династии Центральной Азии стал ташкентский мудрец Хаст Имам.
Он умер в 976 году и погребён в пригородном саду Боги-Кейкаус у стены средневекового Ташкента. Так возник здесь первый мавзолей (мазар) Хаст Имама. Годы, войны и землетрясения многократно разрушали мазар, но горожане вновь и вновь отстраивали здание. Тот мавзолей, что мы видим сегодня, был создан в XVI веке. В то время городом владела особая, самостоятельная ветвь могущественной династии Шейбанидов. Ташкентские султаны Суюнич-ходжа, Кельди Мухаммад, Барак-хан (Науруз Ахмад), Дервиш-хан настойчиво отстраивали и украшали свою столицу, в особенности, комплекс зданий в пригородном саду Боги-Кейкаус у почитаемого всеми мазара Хаст Имама.
Сохранившийся мавзолей Абу Бакра Каффаля аш-Шаши представляет собой редкую разновидность многокамерных хонако с асимметричной планировкой. На фасаде помещена майоликовая надпись в стихах, содержащая имена мастеров-строителей и так называемый «тарих», зашифрованную дату окончания постройки.
Когда ты прочтёшь эту хорошую надпись, За мою душу соверши благосклонную молитву. Строитель этого безукоризненного здания – Преданный раб хана Гулям Хусайн. О душа, чтобы мудрый узнал год окончания, Каллиграф Кудрат начертал его над этой узорчатой стеной. Аллах! Прости каллиграфа и читателя! Это место для посетителей стало источником услады, Поэтому буквы слов «источник услады» дают год его окончания, о, Аллах! О, сердце, не отворачивай лица от добродетельных людей…
Сложение цифровых значений букв в словах «источник услады» даёт число 948, то есть 948 год хиджры (1541-1542 гг.).
Мавзолей имеет портал, направленный на север, крестообразный план, двух- и трёхярусные квадратные и восьмигранные худжры в угловых пилонах, зал, перекрытый куполом на восьмигранном ярусе арочных парусов в комбинации со щитовидными парусами, прикрытыми снаружи декоративным куполом на коническом барабане. Стены мавзолея до пят арок четверика относятся к XVI веку, остальное – результаты многочисленных ремонтов и реставраций. Захоронения шейх ул-исламов САДУМа (Среднеазиатского духовного управления мусульман) ранее были под открытым небом с южной стороны и только в 2008 году закрыты деревянной пристроенной кровлей, отчего общий облик здания несколько изменился. Лестница, ограда, входная арка сложены из прямоугольного кирпича позднейшего происхождения.
В гурхане, помимо основного надгробия, есть ещё и другие, ориентированные перпендикулярно основному. Считается, что они принадлежат ученикам и последователям Абу Бакра Каффаля. Левое надгробие от Хаст Имама сейчас приписывают знаменитому поэту Зайнуддину Васифи, ученику Алишера Навои и первому ректору расположенного неподалёку от мавзолея Хаст Имама медресе Барак-хан (впрочем, М.Е.Массон считал, что Васифи был похоронен на Шейхантауре). Под правым от Хаст Имама надгробием – последнее прибежище суфийского шейха эпохи Темуридов Хафиза Кухаки.
Древние надгробия из мрамора с пространными повреждёнными надписями, положенные вдоль центрального входа, собраны при реконструкции со всей территории комплекса Хаст Имам.
Собственно, весь ансамбль архитектурных памятников Хаст Имам обязан своим возникновением почитаемому мавзолею Абу Бакра Каффаля аш-Шаши. Эти разновременные здания (медресе Барак-хан, мечети Тиля Шейх и Намазгох, хонако-медресе Муи Муборак) дошли до нас в сильно реставрированном виде. В 2008 году, когда Ташкент на год был объявлен городом исламской культуры, ансамбль дополнен большой джума-мечетью Хазрет Имам и современной канцелярией муфтиев Узбекистана. Были произведены серьёзные реставрационные работы, которые превратили Хаст Имам во впечатляющий мемориальный комплекс, весьма украсивший наш город.
Эх, попасть бы туда на экскурсию с автором статьи! Первый раз просто полюбовалась комплексом и работой усто на его территории. Потом удалось купить буклет о Ташкенте со статьями Бориса Анатольевича и я поехала туда второй раз уже с книжечкой, ходила, смотрела, заглядывая в статьи, сопровождающие фотографии. Но одно дело читать, а другое — слушать! В моей жизни было множество гидов, но Б.А. Голендер — уникальный, единственный в своём роде! Его рассказы, украшенные стихами и притчами, завораживают! Как у хорошего учителя — послушал и дома урок можно не учить — всё запомнилось!
Инесса Кимовна[Цитировать]
много труда и средств было вложено, чтоб вернуть эту жемчужину современникам и поколениям..
горожанин.[Цитировать]