О бедных поэтах замолвите слово Искусство Ташкентцы
Алина Дадаева. Или – в обратной последовательности, как именовали в школе. С тех пор, кстати, мало что изменилось. Жизненные установки по сути те же, что и в первом классе: читать и писать. Разве что консистенция материала иная. Впрочем, если придерживаться мнения, что вся жизнь есть Азбука, а все деяния в ней – Прописи, то аналогия получается полной.
Работаю журналистом. Пишу о людях, о проблемах, которые эти люди создают, и о способах, которыми их же решают. Пишу об искусстве, ибо считаю, что оно есть наиважнейшее (дай-то Всевышний, чтобы не единственное) оправдание сомнительной истории человечества. Пишу о бытовых нуждах, ибо коммунизм ушел, а Маркс в его «капитальных» томиках остался, и бытие все еще неисправимо определяет сознание. Пишу о грубой абсурдности некоторых тонких граней действительности. Просто пишу.
Печатаюсь, где придется. В том числе и в «толстяках». На скромном пока счету — «Звезда Востока», «День и ночь», «Звезда», «Новая юность». Пару местных альманахов и газетная периодика. Два российских коллективных («пост-липкинских») сборника «Новые писатели».
Дважды (2010,2011) была на Форуме молодых писателей в Москве (Форум в Липках). В 2012 занесло в далекую Айову – участником Международной писательской программы (США).
Доселе числилась как пишущая стихи. Мечтаю оказаться в числе прозаиков.
Ниже (как полагается, по-бюрократически) привожу несколько анкетных сведений:
Г.р. : 1989 н. э.
Место рождения: город-герой Джизак
Место проживания: непервопрестольная столица Ташкент
Политические взгляды: абсолютная монархия чести и совести
Остальное (почти по-есенински) – в разнокалиберных публикациях
— Разве в Ташкенте остались поэты?
Сей вопрос, заданный с надлежащим округлением глаз и вздергиванием бровей студентом-четверокурсником филологического факультета, потребовал обстоятельного, по возможности спокойного и по неизбежности гневного ответа.
Остались. И вообще, этот класс рода человеческого вымрет не ранее, чем род человеческий как таковой. Наши поэты, слава Всевышнему, не страдают неизлечимыми заболеваниями, чтобы так вот беспардонно и беспрестанно уточнять: «А не вымерли ли они еще?» Да и братьям-филологам
пора бы перестать высчитывать количество муз всемогущего и вездесущего Александра Сергеевича и количество убеленных сединой волос в бороде Льва Николаевича, а для разнообразия обратиться, если не к ташкентцам, если не к поколению тридцати-сорокалетних российских литераторов, то на худой конец к старшим современникам, как то: Кушнеру, Гандлевскому, Кенжееву, Айзенбергу.
Таково было «введение» к монологу на вопрос, который, как бы нелицеприятен ни был, во славу Отечества требовал конкретики. А конкретика выражается, прежде всего, в фамилиях и заголовках.
Имена многих отечественных русскоязычных поэтов уже знакомы читателям «Леди»: по упоминаниям в газетных материалах и тематическим публикациям стихов. А вот названия их книг доселе озвучены не были. Пора восполнить досадное упущение.
Послужной список
Произведения крупнейшего узбекистанского прозаика, поэта и критика, дважды лауреата престижнейшей «Русской премии», премии «Триумф» и премии журнала «Октябрь» Сухбата Афлатуни, он же Евгений Абдуллаев, можно прочесть в следующих изданиях: «Псалмы и наброски», «Пейзаж с отрезанным ухом», «+39. Стихи/письма».
Не могу удержаться от соблазна и в разговоре о поэзии не упомянуть две книги прозы автора: «Ташкентский роман»,«Ночь коротка».
Сабит Мадалиев, поэт и философ, о котором современники уже начали слагать легенды. Человек, при котором журнал «Звезда Востока» (в начале 90-х Мадалиев был его редактором) поднялся до 250 тысяч экземпляров и попал в шорт-лист Малой Букеровской премии. Число книг Мадалиева (в силу ограниченности газетной полосы) требует написания их перечня в строчку: «Время цветения персика», «Поющие пески», «Марафон», «Восхождение», «И полыхает солнце», «Июльский воздух опаляет дух», «Рубаи», Поэтический перевод сур Корана «Молитвы пророка Мухаммада», «Окликнула душу печаль».
Шамшад Абдуллаев – один из самых… нет, с вашего позволения скажу — самый «нетрадиционный» поэт Узбекистана. Не всякий неискушенный читатель опознает его произведения, отмеченные премией им. Андрея Белого, «Русской премии», премией журнала «Знамя», как… стихи. Верлибрист, основатель «Ферганской школы поэзии», о которой знает Запад и любопытствует Россия. Автор трех книг стихов, прочтение коих разом едва ли возможно – но тем они и ценнее. Названия книг таковы: «Промежуток», «Медленное лето», «Неподвижная поверхность».
Уже знакомый многим читателям «Леди» Баходыр Ахмедов, он же Бах Ахмедов. Дважды лауреат лондонского конкурса «Пушкин в Британии». Поэт, о книге которого известная кишиневская поэтесса Вика Чембарцева сказала: «В ней хочется делать закладки на каждой странице». Книга сия пока, к сожалению, единственная, но точно не последняя, называется «Молчание шара».
Виктория Осадченко – самый молодой член русскоязычной секции Союза писателей. Ее еще девочкой заметил и признал народный поэт Узбекистана, ныне – ташкентский классик Александр Файнберг, несколько лет назад ушедший из жизни. Любима ташкентцами не только за прекрасные стихи, но и за неподражаемую манеру их чтения. За последние несколько лет выпустила три книги стихов: «Пейзажная лирика»,«На расстоянии взгляда»,«Егоркины сказки».
Николай Ильин. Организатор и ведущий всех поэтических вечеров в столичном музее Есенина. Филолог, чувствующий живой язык настолько остро, что способен «каламбурить» равно импровизационно и тонко. Автор пяти поэтических книг: «Первая тетрадь», «По клавишам души», «На кочевьях времен», «Обетованная память», «По стопам листопада».
Рифат Гумеров – яркий, нередко – эпатажный, всегда – талантливый. Составитель альманаха «ARK», благодаря которому последний и появился на свет. О Гумерове мы довольно подробно писали в прошлом году, поэтому на сей раз ограничимся просто перечнем его поэтических книг: «Рисунок звука», «Високосное лето», «Dixi».
И, наконец, еще один поэт, о котором хотелось бы сказать в сегодняшнем обзоре – это Михаил Гар. Выросший в Ташкенте, долгое время проживший в России и вернувшийся в Узбекистан, он ознаменовал свое возвращение на Родину книгой стихов «Тень богомола».
Где найти
Логичнее всего предположить, что в библиотеках. Но, увы: львиной доли вышеуказанных книг, немалая часть из которых была выпущена в российских издательствах, там нет. Выход, впрочем, есть, и крайне простой – обратиться к электронным источникам. Первый и самый обширный из них – Интернет-проект «Журнальный зал», где собраны все ведущие российские «толстые» литературные журналы (от «Нового мира» до «Новой Юности») и где в разные годы печатались наши авторы. Объективную картину современной узбекистанской поэзии дадут и следующие ресурсы:
«Два берега» – www.uzbereg.ru – проект поэта Вадима Муратханова;
альманах «Сегодня» – almanah-segodnya.com – проект Виктории Осадченко
и альманах «ARK» —ArtofArk.ru – проект Рифата Гумерова.
Есть и другие имена, и другие стихи. Так что, как видите, дорогие читатели, резюмировать все вышесказанное можно одной короткой частицей русского языка:
– Разве в Ташкенте остались поэты?
– Да.
Алина, вы вправе встать рядом с перечисленными именами. Не нашла в этом списке Фархада Юнусова. А еще добавила бы верлибриста Елену Атланову — очень интересного и глубокого автора. Ее стихи и эссе вызывают большой интерес в российских журналах, издатели их сами «вылавливают из сети». Многих из вас ценю и люблю. Жду новых звездочек, таких же ясных, как вы.
Тамара Санаева[Цитировать]
Там еще и Есенин есть.Становитесь смелее!
Илья[Цитировать]
В Ташкенте остались поэты, и еще какие!!! Особенно Бах Ахмедов навеки поразивший мою душу и завоевавший сердце. Я его люблю и не стесняюсь в этом признаться. Чего никогда не сказала бы о Рифате Гумерове — не приведи Господь!!! По этому поводу на «Письмах» была горячая дискуссия, повторяться не буду, но и читать этого так называемого поэта , а особенно прозаика — никогда не стала бы! Человек, который льет столько грязи на своих коллег, человек, не стесняющийся самого неприкрытого плагиата, для меня не существует .
Кстати, поэты, по моему мнению, остались в большинстве своем именно на Востоке: традиционный жанр . Здесь их осталось куда меньше… за трагической невостребованностью. Я знаю очень талантливую женщину-поэта, которая, чтобы хоть как-то прокормиться, сочиняет аннотации к книгам в одном издательстве…
tanita[Цитировать]
Буду рад ошибиться, но мне кажется, что сейчас поэтом, да и видным писателем, в России можно прослыть только в том случае, если ты вплетаешь в своё творчество какие-нибудь гадости. Мне один раз всерьёз доказывали, что интеллектуальные и остроумные шутки Белкина — пустое стихоплётство, апеллируя к стихам Шиша Брянского, которое искусство. Я поискал в Интернете этого шиша — мат-перемат, корявая рифма и просто несуразица — но то стиль.
Carpodacus[Цитировать]
Да не ошибаетесь Вы, еще Сорокина приплюсуйте, совершенно тошнотворная пакость. Я сказала в издательстве, что его нужно в поликлинику сдать для опытов, а мне объяснили, что он умнее нас всех вместе взятых, потому что ловко манипулирует тем, что требуется публике. Это даже не мат, а просто физиологические мерзости
tanita[Цитировать]
Ну да, «Голубое сало», знаком с содержанием. А Пелевин, называющий Упанишады «Е***ишадами», к примеру? Но я писал про поэтов, эти прозаики.
Carpodacus[Цитировать]
Бах Ахмедов сейчас, по-моему в
Москве или я ошибаюсь?
Людмила[Цитировать]
Не могу сказать. Вроде. был в Ташкенте, но я его лично не знаю,, хоть и зачитываюсь его стихами. Очень хотелось бы познакомиться.
tanita[Цитировать]
Corona astralis
Елизавете Ивановне Дмитриевой
В мирах любви — неверные кометы —
Закрыт нам путь проверенных орбит!
Явь наших снов земля не истребит, —
Полночных солнц к себе нас манят светы.
Ах, не крещён в глубоких водах Леты
Наш горький дух, и память нас томит.
В нас тлеет боль внежизненных обид —
Изгнанники, скитальцы и поэты!
Тому, кто зряч, но светом дня ослеп, —
Тому, кто жив и брошен в тёмный склеп,
Кому земля — священный край изгнанья,
Кто видит сны и помнит имена, —
Тому в любви не радость встреч дана,
А тёмные восторги расставанья!
Август 1909
Коктебель
Сегодня день памяти Максимилиана Волошина и это стихотворение посвящено Черубине де Габриак, могилу которой мы все дружно пытаемся найти на Боткинском кладбище…
Лилия С[Цитировать]
Вот она, котовья натура! :) Не, ну я тоже подумал, но раз пост не о внешних данных, то зачем?
Carpodacus[Цитировать]
«Политические взгляды: абсолютная монархия чести и совести» Меня несколько смущает откровенная вычурность и явная голословность фразы. А девушка не хорошенькая а просто красивая, это факт.
tanita[Цитировать]
Ну, я, например, тоже подобные фразы отпускаю в сообщениях…
Carpodacus[Цитировать]
А вот с высказыванием Алины о том, что «вся жизнь есть Азбука, а все деяния в ней – Прописи» не соглашусь. Скорее это роман, написанный Всевышним, но обязательно с трагическим концом (а скорее со счастливым для его героя).
Котик[Цитировать]
Да, я с Вами согласна, стиль весьма претенциозный, и вот эти псевдоафоризмы и псевдофилософия сильно снижают общее впечатление от статьи.
tanita[Цитировать]
А давайте без обсуждения внешности, небось не сайт знакомств. Алине, вероятно, не очень понравится, что концентрируются не на ее творчестве, а на ней самой.
Azim[Цитировать]
Хороший поэт — это бриллиант, а красивый хороший поэт — это бриллиант в золотой оправе.
Котик[Цитировать]
С далёкой юности остались в сердце два имени : Александр Файнберг и Раим Фархади .
Татьяна[Цитировать]
Сомнительные комменты не по теме удалены.
Azim[Цитировать]
Ну вот, удалили мои комменты и получилось, что я как бы против бедного поэта, а я совсем даже не против.
Котик[Цитировать]
Как всегда разгорелась горячая дискуссия. И это радует, потому что со многими мыслями согласна, как и за названных поэтов, прозаиков, которыми мы можем гордиться и другой небольшой частью… которых не стоит причислять к этому высокому званию Поэта. А настоящие Поэты от Бога на Востоке были, есть и будут всегда. С чем и вас поздравляю, господа!
Мастура[Цитировать]
С чем поздравлять-то…
Иначе самолюбование,однако.
Нет ни Востока,одна поэтэсса осталась,да и ту из послов выгнали.
Илья[Цитировать]