Профессия — репортёр. Встреча с Михаилом Дегтярем Разное

18 июня в зале гостиницы Redison состоялась встреча узбекистанских журналистов с мастером репортажа (автором более 400 фильмов, обладателем пяти (!) премий Тэфи) Михаилом Дегтярем.

Незаметно пролетели три часа, были получены ответы на многочисленные вопросы участников, обсудили и покритиковали (а как же без этого) фильм Михаила об Узбекистане (Точнее о Лукойле в Узбекистане), в общем, случился настоящий профессиональный праздник для киношников, телевизионщиков, журналистов, и, конечно же, блогеров. Экономя время читателей опущу многочисленные байки и отступления, и кратко отмечу самое важное, что особенно запомнилось и касается репортажной журналистики.

— Когда был теракт в Домодедово, все российские телеканалы продолжали транслировать развлекательные программы, правильно ли это? (На этот факт обратил внимание в своем блоге Антон Носик)

МД:  — Нет, это неправильно, надо прерывать все телепередачи, особенно развлекательные, и вести репортажи с места события, непрерывно.

— Есть мнение, что основной задачей террористов служит желание запугать население, не способствует ли сплошное транслирование сюжетов этой задаче?

МД: — Основной задачей СМИ является информирование население, остальное от лукавого, разные домыслы, которые каждый трактует как хочет. Я считаю, что надо постоянно давать новости о всех событиях.

— Допустимо ли показывать трупы и жестокие сцены?

МД: — Когда я сомневаюсь как лучше сделать, то смотрю, как это делают американцы. Во время теракта 11.09.2001 было снято много роликов с людьми, выбрасывающихся из окон горящих небоскребов. Ни один из этих роликов не попал на ТВ или в Интернет, их изъяло ФБР и я считаю, что это правильно.

— Насколько репортаж является авторским, должен ли автор давать свое мнение?

МД:  — Это вечная дилемма:  дать свое отношение мнение или показывать бесстрастно. Задачей репортажа служит не оценка событие, нужно дать материал, дать факты и подвести зрителя к самостоятельному решению в оценке случившегося. Если помните, когда-то ведущая Новостей на РТР Светлана Сорокина давала свои оценки новостям, что, возможно тоже неплохой вариант освещения событий. Вполне могут быть и авторские новости с оценкой. Так что вопрос дискуссионный.

— А Вы готовитесь к репортажам? Вникаете в проблему заранее?

МД:  — Конечно. Раньше сидел в библиотеке, сейчас просматриваю Интернет. Репортер должен быть готовым к той теме, о которой ведет репортаж. Должен быть «профессиональным дилетантом». Надо давать репортажи так, чтобы у профессионалов не возникло ни капли сомнения в том, что автор репортажа не понимает, о чем говорит. Потом это все можно забыть, но во время репортажа вы должны быть самым крутым специалистом в этой теме.

a027

— Может ли журналист работать честно и хорошо зарабатывать?

МД:  — Нет, не может.

— Приходилось ли Вам «прогибаться», делать что-то против души?

МД:  — Я не даю никаких советов и никого ни к чему не призываю, каждый решает сам. Мне нравится принцип дзю-до, подмеченный его основателем Каном. Он заметил, что когда на ветку елки падает снег, то она гнется, опускается, снег соскальзывает и она снова поднимается. Вот в такие моменты давления я прогибался как ветка: брал больничный, уезжал, уходил, умирал… Проходило время, и я снова поднимался и продолжал свою работу. И я горжусь тем, что не сделал ничего против совести, против своих убеждений.

a028

Сюжет, связанный с Ташкентом

В 1981 году мы с Юлием Гусманом снимали фильм «Не бойся, я с тобой», в котором было много сцен с каратэ. Для проникновения в тайны каратэ создали федерацию в Азербайджане и в 1981 году приехали в Ташкент на соревнования.  Нас поселили в какой-то отвратительной гостинице на отшибе. Юлий Гусман пытался, используя свои связи, добиться переселения в гостиницу получше, но ничего не получилось. Тогда я поехал на Алайский базар, купил гранаты в авоське, пошел в горком партии к первому секретарю горкома Мусаханову, сказал в приемной, что привез подарок от первого секретаря бакинского горкома партии. Меня пропустили, вручил гранаты Мусаханову, передел привет (якобы) от бакинского горкома… и нас переселили в отличные номера в гостинице Узбекистан. Это к тому, что репортер должен кроме бесконечного любопытства к жизни обладать наглостью, креативностью, куражом, чтобы ощущать адреналин, без этого никак.

Еще обсудили фильм об Узбекистане, точнее, о Лукойле в Узбекистане, снятый Михаилом. Было интересно, может еще напишу.

Ведущая радио «Пойтахт» Аракси Манучарова получила приз — книгу Михаила «Репортер» за лучший вопрос. Обещала дать почитать.

Спасибо за встречу, за знакомство, за разговоры на приятную тему.  Спасибо компании Лукойл за организацию встречи.


Официальная справка.

Михаил  Дегтярь в  1977 году закончил строительный факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Защитил диплом по теме: «Водоснабжение и канализация станции Усть-Нюкжа на трассе БАМа Чара-Тында».

Три года отработал на Азербайджанской железной дороге — вначале бригадиром канализации на станции Баладжары, затем — мастером Бакинского участка водоснабжения. В Азербайджане работал также корреспондентом газеты «Молодёжь Азербайджана», методистом Союза кинематографистов Азербайджана.

В 1984 году начинает работать на Крымском телевидении. С 1987 год в «Комсомольской правде» — вначале корреспондентом по Крыму, затем в 1989 году создает видеоприложение к «Комсомольской правде». Сюжеты видеоприложения становятся участниками и победителями многих международных телефестивалей. С 1984 по 1990 году учится на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).

В 1991 году создает телевизионную студию «Репортёр».

С 1991 по 2002 год работает на телеканале РТР. Автор, продюсер, руководитель и ведущий программ «Репортёр», «Вести в 11», «Вести про», «Судьбы», «Федерация». Создал и вел в течение 2 лет рубрику «Большой репортаж» в программе «Вести». С 1995 г. — член Союза кинематографистов России. С 1998 года — политический обозреватель ВГТРК.

С августа 1999 г. — заместитель руководителя центра спецпроектов ГТК «Вести». С октября 2002 г. по август 2006 г. — главный редактор Главной редакции специальных репортажей телеканала «ТВ Центр».

В настоящее время — руководитель студии «Репортёр», продюсер, автор и режиссёр программы «Репортёр с Михаилом Дегтярём», выходящей на канале ТВ Центр.

С 1991 года по настоящее время студией создано около 500 документальных передач и фильмов, многие из которых стали лауреатами всероссийских и международных кино и телефестивалей. Для создания этих фильмов побывал более чем в 70 странах мира.

Выборочная фильмография

«Страна тишины» 1994
«Расстрел» 1995
«Алексей Маресьев» 1996
«Иерусалим» 2000
«Клавдия Шульженко» 2004
«Валерий Чкалов» 2004
«Алеша» 2005
«Танцы с русскими» 2006
«Валерий Брумель» 2007
«Жизнь на ощупь» 2008
«Все это телевидение» 2008

Награды и премии

Трижды лауреат премии Союза журналистов России за высокий профессионализм. Лауреат Первой национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь». Пять раз ауреат премии ТЭФИ (в 1995 году — в номинации «Лучшая публицистическая программа», в 2000 году — в индивидуальной номинации «Репортер», в 2006 году — в номинации «Специальный репортаж, журналистское расследование). Кроме того, трижды был в финале ТЭФИ. Лауреат премии «Юнеско» Фильмы студии «Репортёр» неоднократно становились лауреатами Международных и Российских кино- и телефестивалей. Самая последняя награда — в ноябре 2008 года стал лауреатом Миланского фестиваля спортивных фильмов. В 2005 году получил высшую премию Союза журналистов России — «Золотое перо России». Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения. Член Литературной академии. Член Международного института прессы (IPI). Член Академии Российского телевидения.

12 комментариев

  • Фото аватара J_Silver:

    Подходящее образование и первые рабочие места для журналиста, прямо скажем…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Mashikyacu:

    А, лучшие журналисты и получаются из тех, кто не окончил журфак и филфак. Статистика.
    ЕС, простите, не вполне понятна фраза «Надо давать репортажи так, чтобы у профессионалов не возникло ни капли сомнения в том, что автор репортажа не понимает, о чем говорит.». Может, все же «понимает, о чем говорит?» По логике именно так…

      [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      Чтобы репортер не показался дилетантом в теме репортажа.

        [Цитировать]

    • Фото аватара J_Silver:

      А, по-моему, сейчас это и отображает стиль работы «современного журналиста» — у профессионалов аж скулы сводит от каждой фразы, высказанной с диким апломбом…

        [Цитировать]

      • Фото аватара Mashikyacu:

        Есть и такие. К примеру, помянутый Караулов. Совсем недавно мне в красках живописал его вопросы маститый оборонщик, оставшийся в совершенном ужасе после взятого у него Карауловым интервью для фильма. Мало, что Караулов — неграмотно и по верхам, так еще и ответы пытался неумело программировать в интересном себе популистском направлении.
        Но журналист обязан быть в теме. Чтобы грамотно ставить вопросы, — к примеру, тому же оборонщику. Поэтому желательно, чтоб для таких случаях в кустах стоял рояль — техническое образование :-)

          [Цитировать]

  • Фото аватара Марта:

    «МД: — Когда я сомневаюсь как лучше сделать, то смотрю, как это делают американцы.» Да, это сильно. Ни убавить, ни прибавить.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Галина:

    Меня тоже слегка покоробило от «Надо давать репортажи так, чтобы у профессионалов не возникло ни капли сомнения в том, что автор репортажа не понимает, о чем говорит.» Вероятно, здесь «не» перед «понимает» надо убрать.
    Хотя по факту именно так и бывает: журналист явно не совсем понимает. Я всегда восхищаюсь Познером. Ведь как умеет поставить вопрос!

      [Цитировать]

  • Фото аватара long59:

    особенно порадовало вот такое высказывание:
    — Может ли журналист работать честно и хорошо зарабатывать?
    МД: — Нет, не может.
    Журналистику недаром называют второй древнейшей профессией, журналист всегда должен на кого-то работать.
    Не бывает независимых журналистов на центральных российских каналах, которые подчинены действующей власти.
    Ну, а те кто пытался быть свободным, те уже давно не при деле.

      [Цитировать]

    • Фото аватара tanita:

      Да не может журналист честно работать. Тут же вылетит, как пробка из бутылки. журналист всегда ангажирован. Пока я знаю лишь нескольких, которые изображают независимость. Да и то очень сомнительно: Александр Минкин, Андрей Караулов, Юдлия Латынина, еще кое-кто, но возникает сильное подозрение, что все это лишь клапаны для спуска пара.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Рахимжан:

    Михаил!
    Первое: Герой Социалистического Труда Мирзамахмуд Мирзарахманович Мусаханов никогда не был первым секретарем Ташкентского горкома партии. В описываемом периоде (1982 г.) он был первым секретарем Ташкентского обкома партии. По тогдашнему табелю о рангах он стоял выше, чем первый серетарь горкома партии. В частности, первый секретарь Ташкентского обкома был членом бюро ЦК Компартии Узбекистана, а горкома-кандидатом в члены бюро ЦК. М.М.Мусаханов был более знаменит и в масштабе республики, и в Союзе. 15 лет он был на этой должности, и друзей в союзном масштабе имел немало.
    Помощниками у Мусаханова всегда были очень опытные молодые партийцы, и я очень сомневаюсь, чтобы они пропустили бакинца к шефу «с авоськой граната», которых он якобы привез от первого секретаря тамошнего горкома. Я верю, что гостя пропустили к Мусаханову, но без гранат, которых оставили в приемной.
    Да, тогда чиновники подобного рода обменивались подарками, но не содержимыми авосек.
    Второе: Я тоже в те времена исколесил почти все союзные республики, но никогда не обращался с подобными вопросами в партийные или иные вышестоящие органы. Если мне не удавалось заказать гостиницу заранее, то по прибытии лично ходил в управление гостиничного хозяйства, которые были в столице каждой республики. Как правило, все они располагались в центре, где-нибудь на заднем дворе горисполкома. Вот здесь с простым диспетчером управления вопрос решался очень просто:летом с пахнущей мирзачульской дыней, или с той же авоськой гранат с осени по весне, связкой узбекских лимонов в зимнее время и т.д., т.п.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.