Владимир Фёдорович Лавниканис История Ташкентцы
Публикуется повторно.
В этом году моему отцу Лавниканису Владимиру Федоровичу исполнилось бы 100 лет, целый век! Как рано он ушел из жизни (в 61 год), а сколько мог бы еще создать, не успел порадоваться внукам… Папы не стало, когда мне было 20 лет, и с тех пор о многих событиях из своей жизни я мысленно «рассказываю» ему.
Живу я теперь в Крыму, и, когда решила поделиться воспоминаниями об отце, поняла, что мало будет просто рассказать о нем своим сыновьям и близким, ведь в Крыму его не знают за пределами нашего семейного круга. А вот в моем родном Ташкенте, где жили мои родители, бабушки, папины родственники и мы с братом, надеюсь найдутся люди, которые знали и помнят его. Думаю помнит его и Альбина Витольдовна Маркевич, с которой мы породнились через папину тетю-Александру Арсеньевну Трофимовскую (дорогую нашу тетю Шуреньку), чей день рождения отмечали все вместе 1 апреля. Возможно вспомнят сослуживцы, или кто-то узнает своих близких на фотографиях и дополнят мои воспоминания. Буду благодарна всем.
Вот как писал в своих путевых очерках о Асхабаде того времени В.Н. Гартевельд:
«… в Туркестане Асхабад величают, и не без основания, «Закаспийским Парижем», и местные аборигены с понятной гордостью повторяют это название.
Вполне фешенебельным местом, где собирается высшее асхабадское общество, является военное собрание.
Не надо забывать, что в Асхабаде сосредоточено огромное количество войска, с массой прикомандированных сюда офицеров всех родов оружия, до гвардейских полков включительно. Прекрасные туалеты дам и блестящие мундиры гвардейских офицеров, на вечерах и в военном собрании, легко переносят вас, хотя на время, к берегам Невы, а в мою бытность в Асхабаде, в велосипедном клубе функционировала даже русская оперная труппа.»
Наверное в этом военном собрании бывали мои бабушка Серафима Арсеньевна и дедушка Федор Викентьевич.
Серафима Арсеньевна Лавниканис (в девичестве Спасская):
Дедушка был военным и погиб (или пропал без вести ) во время Первой мировой войны. Бабушка учительствовала, а потом была служащей на железной дороге.
Учился папа в Ашхабаде в школе –семилетке (1-ой ступени, им. Луначарского), а затем 2-ой ступени им. Некрасова. Закончил школу 9-ти летку в 1930г.
Уже тогда отмечены его успехи и склонность к математическим наукам. А еще интересно, что кроме учебы и участия в общественных делах школы, папа был членом легкой кавалерии, тогда ребята-подростки даже участвовали в боях с басмачами
В том же 1930 г., в связи с переводом Управления Средне-Азиатской железной дороги, где работала бабушка, из г. Ашхабада в г. Ташкент, семья (с младшим папиным братом Алексеем Федоровичем) переезжает на жительство в Ташкент.
Тяжелое материальное положение семьи заставляет отца временно приостановить дальнейшую учебу и поступить на работу в технический отдел Мечанстроя (Наркомводхоза), где он работает с 1930 по 1932г., вначале чертежником, а затем младшим техником. Далее переходит на работу старшим техником в Чирчикстрой, где работает с 1932 по 1935г. Одновременно с работой в 1934г. поступает в Ташкентский Текстильный институт на вечернее отделение.
Несколько юношеских фотографий:
В 1935г. в связи с невозможностью дальнейшего совмещения постоянной работы с учебой в институте, увольняется из Чирчикстроя. В 1938г. заканчивает ТТИ с отличием по специальности инженера-механика по первичной обработке хлопка.
С момента окончания института вся трудовая деятельность папы связана с хлопкоочистительной промышленностью и хлопковым машиностроением. В 1938г. направлен на работу главным инженером Гиждуванского хлопкозавода, а в 1939 –ом переведен на Бухарский хлопкозавод.
В январе 1940 –го – призыв в ряды Советской (Красной) Армии. Шла война с бело-финнами. А потом началась Великая Отечественная Война. Отец ее участник.
В боях под Ржевом в декабре 1942г. тяжело ранен. После госпиталя (в августе) 1943г. демобилизован из рядов Советской Армии и направлен, как специалист, на работу главным инженером Термезского хлопкозавода. В феврале 1944г. переведен главным инженером Сурхан –Дарьинского Заготхлопкотреста. В 1949г. приказом Министра легкой промышленности СССР Косыгина А.Н. переведен главным инженером вновь создаваемого Краснодарского Заготхлопкотреста.
В 1953г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР приказом по Министерству хлопководства СССР откомандирован в распоряжение Министерства сельскохозяйственного машиностроения для работы во вновь создаваемом ГСКБ по конструированию машин для первичной обработки хлопка. 3 августа 1953г. приказом по Главсельхозмашу Минсельхозмашиностроения назначен главным инженером ГСКБ по хлопкоочистке, где и работал до конца своих дней.
В 1945 году папа женился на моей маме – Анне Федоровне ( ей в этом году исполнилось бы 95 лет), в 1946 году родился мой старший брат Николай, а я появилась на свет в 1954… Получается, что росла я «вместе» с ГСКБ по хлопкоочистке. Много воспоминаний о праздниках, участии в демонстрациях, елках, которые так радовали нас детей.
На демонстрациях с коллективом ГСКБ. В.Ф. Лавниканис с женой и дочерью Ниной
Коллектив ГСКБ был дружным и сплоченным, готовым разделить радость и оказать поддержку. Папа был несомненно очень уважаемым руководителем, люди отмечали его человеческие достоинства- интеллигентность, деликатность и высокий профессионально-технический уровень. В тот период были сделаны и внедрены десятки изобретений, проведены реконструции действующих и строительство новых хлопзаводов, проводились испытания и внедрялись новые поточные линии и оборудование. Все это давало значительный экономический эффект промышленности. Одно из изобретений было отмечено серебряной медалью на ВДНХ в Москве. Отец был среди первых патентоведов Средней Азии и Заслуженным инженером Узбекистана.
И дом мама с папой построили, и сад посадили, и нас с братом вырастили. И постолярничать умел, делал для дома удобные скамейки, табуретки. А когда красил окна-двери при домашнем ремонте, доверял и мне «помахать кисточкой». Делал все тщательно, обстоятельно и красиво, даже в саду. Тогда все соседи делились опытом, как правильно обрезать деревья, как и чем опрыскивать виноград… Вспоминается как папа, высокий красивый, стоит на стремянке и «обламывает» виноград, а я с удовольствием собираю молодые побеги, чтобы пожевать сочную кисло-сладкую мякоть или виноградные «усы».
Соседи по махалле приходили к папе за советом: «Владимир Федорович, помогите, подскажите, вы человек грамотный уважаемый». Мама говорила, что многим помог в непростых житейских ситуациях.
А уж мы, домашние, конечно тоже обо всех событиях (в том числе «очень важных» детских) рассказывали вечером в кругу семьи. Часто хохотали, вспоминая веселые моменты прошедшего дня, ведь папа был жизнерадостным человеком с чувством юмора.
А сколько интересного мы с братом увидели и узнали, благодаря отцу! И с Москвой «познакомил», и с Ригой, и с Лермонтовским Кавказом… Если выезжали куда-то отдыхать, то просто лежать на пляже нам было совсем не интересно, обязательно исследовались окрестности, любили ходить в горы, на экскурсии.
И в Ташкенте в выходные старались сходить в театр, а потом «заглянуть на мороженое» в парк Горького или в кафе «Буратино» на Сквере. И семейные традиции были. У папиной тети Шуреньки собирались «по средам» родные и друзья. Взрослые вели интересные беседы, бывало «расписывали пулечку». Не забывали и нас, детей, накрывали маленький столик, где обязательно было приготовлено что-то вкусное, а потом играли в игры. Часто эти встречи, благодаря Альбине Витольдовне, превращались в музыкально-литературные вечера, где каждый становился «артистом»-читали стихи, пели песни, рассказывали забавные истории…
Давно это было, но было! И будет помниться! А потом вспоминается, как на школьный выпускной мы пошли вдвоем с папой, потому что мама тяжело заболела. И папа сделал все, чтобы помочь ей подняться, а сам уже чувствовал, что болен, но оберегая нас, не говорил об этом. И как боролся с болезнью, превозмогая боль и стараясь не причинять беспокойства близким.
Папы не стало 27 мая 1974 года. И как много людей помогли и поддержали нас в то время, — это и родные, и коллеги родителей («хлопковики» как они друг друга называли), и соседи, и друзья мои и брата. Спасибо им всем.
А «жизненная река» продолжала свое течение. Я закончила институт, вышла замуж и уехала в Крым. Родила двух замечательных сыновей, одного из которых назвали Владимиром (он и внешне стал похож на деда), а теперь у моих сыновей уже растут их сыновья-правнуки Владимира Федоровича Лавниканиса.
Нина, здравствуй. С большим интересом прочитал о Владимире Федоровиче, его семье. И хотя, я хорошо помню Вашу семью, узнал много нового из жизни Владимира Фёдоровича. Написано, ясно, интересно и от всего сердца. Молодец. Желаю тебе, и не сомневаюсь, твоему замечательному семейству: здоровья, счастья, любви и благополучия.
Валентин Хохлов. Курск[Цитировать]
Валентин, спасибо за память о папе, за добрые слова поддержки. Неожиданно было увидеть твой отзыв, ведь материал опубликован давно, а часть откликов «потеряна» при повторном печатании. Тем приятнее увидеть «привет из юности». А ведь предстоят 100-летние юбилеи наших дорогих мам! Мои контакты (эл. Почта) есть у Виталия (к сожаленью давно не писал). А еще на днях появился контакт с Бобровичами. Надеюсь, и с вами удастся быть на связи. Всего доброго вам с Аллой и сыновьям-внукам.
Нина Лавниканис[Цитировать]