Ан-12 на ТАПОиЧ История
Пишет Радик Газиев.
Перенос стелы с макетом самолета Ил-76 на центральную площадь завода, к счастью, дополнит открытый музей некогда знаменитого, авиационного предприятия. и, возможно, усилит интерес у некоторых читателей к истории ТАПОиЧ. Предлагаю, к этому, небольшую заметку, посвященную нашему старожилу: «Дебют самолета Ан-12 на ТАПОиЧ». Немного истории.
Фото из интернетов.
Самолет Ан-12 был запущен в серию в 1959 г. в г. Иркутске, затем, убедившись в сложности освоения необычного самолета, подключили к его освоению Воронежский и Ташкентский авиационные заводы, которые одновременно подняли машины в 1961г. Головным заводом назначили Воронежский авиационный завод, поскольку он с 1957 г. выпускал пассажирский самолет Ан-10, имеющий до 86% аналогии, по конструкции, с транспортным самолетом Ан-12. Однако, как в басне Крылова, каждый завод начал тянуть свои интересы, изготавливал по своему, и оснастку, и плазы и т.д. Агрегаты самолетов почти не были взаимозаменямы. После некоторых споров и сравнений натуральных самолетов по внешности и его характеристикам признали, что ТАПОиЧ должен и может один изготавливать этот новый самолет. В этих мероприятиях большое участие принял новый Главный инженер ТАПОиЧ. К.С.Поспелов. Иркутский и Воронежский авиационные заводы перевели на другую продукцию. На ТАПОиЧ за 10 лет было выпущено около 1000 самолетов Ан-12 и их модификаций.
Самолет Ан-12 по своей конструкции и неприхотливости в эксплуатации завоевал всеобщее признание многих эксплуатирующих организаций мира. 14 стран приобрели их, на ТАПОиЧ их изготавливали невиданными в истории темпами, до 100 самолетов в год.
Одновременно завод осваивал новый, самый большой самолет в мире АН-22 «Антей», который был больше и тяжелее самолета Ан-12 в 3-4 раза, причем, параллельный темп выпуска самолета Ан-22 «Антей» составлял до 10 самолетов в год. Это был расцвет завода, полным ходом росли корпуса цехов и городок авиастроителей. Самолету Ан-12, как первому и единственному, транспортному самолету в СССР, придавали особое значение, на нем были отработаны свыше 30 различных модификаций военного и гражданского назначения, которые позже, были использованы на последующих, транспортных самолетах (с катерами на борту для спасения бедствующих на море, для тушения пожара, самолеты РЭП -радиоэлектронного противодействия, для постановки помех, летающие лаборатории, для сброса капсул космонавтов и т.д.). На гражданских самолетах Ан-12 шло освоение нефтяных и газовых месторождений Севера, Сибири, космодрома «Байконур» и т.д.
Самолеты Ан-12 сыграли основную роль в действиях войск во время «холодной войны, все Центры Восточного блока в Европе были оснащены этими самолетами. Операции в Чехословакии, на Кавказе, в Афганистане, помощь Перу и др. странам почти всех континентов мира проводились, в основном, на них.. Будучи в командировках в эксплуатирующих организаций в СССР и за границей по отработке самолетов Ан-12, я слышал только восторженные отзывы об их стойкости и надежности. Писатель В.Захарченко, друг О.К.Антонова, в книге «Антонов», Москва, ЖЗЛ, 1996г., не постеснялся описать курьезный случай с самолетом Ан-12: — «В «Литературной газете» описан еще один почти невероятный случай. Летчики самолета Ан-12 совершили преступление — напились во время полета. Полтора часа самолет летал неуправляемый, не отвечая на запросы с земли. Затем пилоты проснулись, пришли в себя и благополучно приземлили самолет». За 10 лет производства самолета Ан-12 ТАПОиЧ не имел ни одного нарекания на некачественную продукцию.
В 1990е годы ТАПОиЧ посетила большая делегация из ОКБ им.О.К.Антонова. Генеральный конструктор П.В.Балабуев, который ранее возглавлял филиал ОКБ в г. Ташкенте, в нашей частной беседе посетовал на то, что рано сняли с производства самолет Ан-12, ибо все заграничные рынки по транспортной авиации стали перехватываться другими государствами, а повторный запуск этого самолета ТАПОиЧ отказался. В это время шло освоение самолетов ОКБ им. С.В.Ильюшина, а именно, Ил-76 и Ил-114. Приятно, что ТАПОиЧ был высоко оценен среди самолетостроительных ОКБ СССР и мира. Хочется верить, что открытый музей авиации при заводе с этими самолетами сохраниться надолго.
Предлагается четыре фото самолетов Ан-12, подлежащих быстрому восстановлению силами завода, после летных происшествий.
С уважением Радик.
Уважаемый, помогите разобраться. В 1986 году ТАПОиЧ имел свой заводской, грузовой самолет АН-12. Он практически регулярно летал между Ташкентом и Москвой. Насколько я помню, он был белого цвета и синей полосой по внешнему борту. И от тех образцов, что представлены сегодня в интернете он отличался компоновкой штурманского места: сидя наверху, в левом кресле, можно было видеть землю под ногами штурмана. То есть, нижняя часть фонаря штурмана была прозрачна. На более поздних моделях значительная часть фонаря штурмана снизу уже не прозрачна, а в еще более поздних моделях там уже установлена новая навигационная аппаратура, внешне представляющая собой обтекатель, выступающий на носу самолета снизу. Не сохранилась ли где-нибудь реальная фотография заводского самолета АН-12? Просто интересно.
анна[Цитировать]
как наши предлагали в 90-х г продать ТАПОИЧ , кому попало !!!!!!!!! кто ни приедет , тех везли на завод — ну купите………………
шамиль[Цитировать]
ТАПОиЧ после распада СССР был обречён. Поэтому и привозили туда первого попавшегося иностранца, — то индуса, то пакистанца. Как сами заводчане в то время иронизировали «ищем лоха на живца», чтобы спихнуть пусть даже и по бросовой цене. Но даже этого не получилось.
Гриша[Цитировать]