Раньше и ещё раньше. Чалма или тюбетейка? Старые фото
На первом фото «правильная» красная чайхана 50-х (судя по приемнику) годов. Фото явно постановочное, судя по тому, что мужчина показушно читает передовицу. И портрет Энгельса очень к месту :-0)
На втором фото из группы Мараканда
УГОЩЕНИЕ ПЛОВОМ ВО ДВОРЦЕ АМИРА БУХАРСКОГО. Кермине (современная Навоийская область, Узбекистан). Открытка неизвестного российского издательства начала XX века.
Разница кардинальная. Интересно, почему вместо чалмы стали носить тюбетейки? Чалма была у «богатых»?
Правильно ответят специалисты, но на моей памяти чалма исчезла во времена атеизма. Я всегда считала, что это головной убор мусульманина. А у старика-соседа, который продолжал носить чалму и в 50-х, под ней была тюбетейка, но мягкая, бархатная и однотонная. Обычно темная, синего или зеленого цвета.
VTA[Цитировать]
И еще по-моему, такие «наверченные» чалмы были у знатных и богатых людей. Я много раз встречала узбеков, у которых поверх тюбетейки был просто скрученный платок и повязан, как чалма. Гораздо скромнее. чем у тех, кто изображен на открытке,
tanita[Цитировать]
Мне кажется, что чалму могли носить люди, совершившие хадж.По крайней мере,старинные надгробья таких людей увенчаны чалмой
акулина[Цитировать]
Акулина, по-моему они имели право носить зеленую чалму. И к из имени прибавляли «хаджи»
tanita[Цитировать]
На памятниках цвета не видно))), а про хаджи, правильно, я это знаю
akulina[Цитировать]
А, с пловом не густо 3-4 человека на ляган, сейчас так не принято…
Тимур[Цитировать]
Чалма, она же по арабски шималь, или шаль, начали носить со времен пророка Мухамеда, так как в те времена, арабы много раз ходили в походы и воевали, и поэтому Пророк Мухамед сказал правоверным, чтобы они носили свой саван на голове. И если кто — либо погибал в походе, то погибшего воина, не омывая, заворачивали в шималь(чалму) и предавали земле.
Это одна из версий про чалму описанная в книгах, про другие версии не слышал и не читал.
Ефим Соломонович[Цитировать]
Я тоже от бабушки слышала, что чалму носили как запасной вариант савана по пути в Мекку.
Зухра[Цитировать]
По другой версии-(Г.В.Носовского,А.Т.Фоменко-Забытый Иерусалим)чалма …..ну это надо прочитать оригинал,чтобы в это поверить….А цвет чалмы-черная ,зеленая ,белая…..это ведь тоже на что то указывает….
olga[Цитировать]
У мусульман – белого, христиан – синего, иудеев – желтого, огнепоклонников – красного цвета.
r-jan[Цитировать]
Простите, а христиане носили чалмы? Впервые слышу. Не подскажете. когда и какие? А иудеи тоже? Интересно очень, расскажите подробнее. если можно.
tanita[Цитировать]
Все, прочитала христианам и иудеям жившим в багдадских халифатах, но это было очень давно. Как я поняла, форма, количество складок и длина чалмы свидетельствуют о профессии, возрасте и даже месте проживания владельца.
tanita[Цитировать]
А тюбетейка-легкая шапка,покрывающая макушку головы…В Средней Азии,в Поволжье и Крыму-традиционный головной убор.Но недавно просматривала детские фотографии своего мужа и удивлением обнаружила одну-на ней он и его брат с родителями летом в Ленинграде-на голове мальчишек -тюбетейки.Вспомнила-была такая мода-и одно время в магазинах продавались такие шапочки,похожие на тюбетейки.Мальчишки с удовольствием их носили.Вопрос-почему вместо чалмы носили тюбетейки-неправильный вопрос.Тюбетейку,как легкий головной убор-носили и с чалмой(так как она наматывалась вокруг тюбетейки )и без нее.Без чалмы,а не вместо чалмы.И вот эти товарищи -отдыхающие в Красной чайхоне-они в тюбетейках,которые не снимали даже в помещениях.Но если бы они работали под солнцем-они бы повязали бы вогруг головы еще и нечто похожее на чалму.Да и в прохладное время года простые люди как то утепляли голову с помощью тюбетейки и куска материи. Это уже в советские времена тюбетейку и чалму,как комплект головного убора в зимнее время,заменила пыжиковая или каракулевая шапка.
olga[Цитировать]
Разница в фотографиях не только в чалме и тюбетейке :
На первой фотографии сидят в рубашках,
а на второй в тёплых халатах,
Наверно, время года играет роль.
Знаю, что чалму носили люди после определённого возраста, для целей указанных выше
и/или религиозные служители.
Вероятно, это служило ещё и знаком определённого достатка — К Бухарскому эмиру в гости, небось, не всякого приглашали.
geolog18[Цитировать]