Воскресенский базар Старые фото

Glasasha: Великолепная фотография, по–моему! А как прописана татарская мечеть! Кстати, Дом Знаний стоит на месте мечети, кто–то знает?

10 комментариев

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    по материалам книги А. И. Добросмыслова «Ташкент в прошлом и настоящем», Ташкент, 1912 год:
    Базары. Главный базар в русской части города Воскресенский или как его называли до 1983 года, Пьяный базар. Он образовался тот час же по возникновению русского Ташкента и состоял из ряда грязных, низких и ветхих сартовских лавочек, здесь была допущена продажа вина и пива. Сюда то и шло в праздничные дни все простонародье и свободные от службы солдаты. Заметим, между прочим, что в русской части Ташкента в 1868 г было 270 домов, до 1000 жителей обоего пола и всех возрастов, 44 кабака, из которых 14 на Пьяном базаре. Содержали кабаки по большей части отставные нижние воинские чины и их жены и между ними встречались и жены офицеров. Так, например жена полковника Елизавета Христиановна Жемчужникова содержала три кабака. При своем возникновении Пьяный базар находился на окраине города, а в начале восьмидесятых годов он уже очутился в центре города. Кабаки были изгнаны из него, но название Пьяный базар удерживалось и до начала 20-го века. В 1882 и 1883 г.г. базар был перестроен заново: возведено 48 лавок из жженого кирпича и 75 из сырцового. Лавки построены частными лицами, но первые через 48 лет, а последние через 30 лет переходили в собственность города. В начале 20-го века Воскресенский базар, выходивший фасадом на улицу Романовского и Махрамский проспект, имел довольно приличный вид. Главное здание состояло из двух отделенных полукруглых корпусов окруженных крытой галереей. Но в центре базара, невидимом с улицы, располагалась масса мелких рядов и лавочек с фруктами, зеленью, молоком, рыбой, обувью, галантереей, сушеными фруктами, хлебом и т.д. а в базарные дни (в среду и субботу) здесь производилась торговля и разным старым хламом. Здесь же располагалась и биржа предложения труда. Словом, на Воскресенском базаре было все, но больше всего грязи в зимнее время и пыли в летнее. Замощение производилось с конца 1910 года. Теснота была ужасная.

    Основные торговые сооружения Вос­кресенского рынка, как со стороны примы­кающих улиц, так и со стороны внутрен­ней площади, имели тенистые галереи, чем напоминали традиционные гостиные дворы. Вокруг рынка, на другой стороне улиц, также располагались магазины, пас­сажи, гостиные дворы, ремесленные кус­тарные мастерские. Среди них могут быть отмечены Пассаж бр. Яушевых — компакт­ное угловое здание с внутренним двором, к которому примыкали служебные и тор­говые помещения, расположенные на двух этажах. Здание было построено в 1913 г. в формах модерна, но имеющих хорошие пропорции и хорошо прорисованных. Дру­гое торговое здание, где также учитыва­лись местные климатические условия, находилось на другой стороне рынка. Здесь по первому этажу шла длинная галерея с металлическими стойками, связывающая между собой изолированные помещения, в которых торговали различными товара­ми. В отличие от традиционных гостиных дворов, здесь на втором этаже располага­лись жилые комнаты, объединенные вы­ходящей во двор и ориентированной на север галереей.

    Торговые здания находились и на дру­гой стороне улицы Романовского; в пре­делах Воскресенского рынка была и цент­ральная городская аптека, построенная в 1910 г. Далее, на север по этой улице, рас­полагался цирк Ф. А. Юпатова, построен­ный в 1913 г., вновь цепочка магазинов, включая большой одноэтажный общества «Треугольник». Напротив магазина бы­ли небольшой сквер, посаженный в 1893 г., и церковь Иосифа и Георгия. На той же стороне улицы, выходя на нее боковым фасом, располагались дворец, подсобные постройки и парк великого князя.

    Были еще базары: хлебный, лесной, куриный, скотский и другие. Все эти базары нуждались в приведении их в приличный вид и улучшении в санитарном отношении.

    Еще в 1868 г. очень большая терри­тория на юго-восток от городской застрой­ки, включая обширную урюковую рощу и городище, где находился Ташкент до VIII в., известное под названием Минг-урюк, была выделена под городскую яр­марку. Здесь предполагалось сосредото­чить сезонную торговлю привозимыми сель­скохозяйственными продуктами, домаш­ним скарбом и скотом, разместить раз­личные питейные заведения. В 1873 г. архитектор А. И. Леханов составил для ярмарки проект Биржи. Тогда же он спро­ектировал и очень крупный комплекс ка­раван-сарая, в котором по периметру боль­шого трапециевидного двора располага­лась система проходных лавок, связан­ных между собой с двух сторон открытыми галереями».

    Ярмарка, однако, не развивалась, со временем потеряла свое значение, а не­благоустроенная территория стала поль­зоваться мрачной репутацией. Ее начали застраивать интендантскими и артилле­рийскими складами, а в девяностых го­дах часть территории использовали для строительства городской больницы и ремесленного училища. В 1893 г. на значи­тельной территории был разбит Александ­ровский парк.

    Впоследствии, перед небольшим зда­нием театра (перестроенного из Биржи), на краю парка намечалось создать новую обширную площадь, обстроенную здания­ми общественного назначения. Для нее в 1904 г., в связи с предполагавшимся пе­реводом епархии из Верного в Ташкент, инженер А. А. Бурмейстер спроектировал большое здание кафедрального собора. Од­нако перевод епархии не состоялся, и со­бор построен не был. В 1916 г. на запад­ном краю предполагавшейся площади было построено крупное здание Судебных установлений.

    Этот район, оказавшийся, в связи с ростом города, в самом его центре, так до самой революции и был неблагоустроен­ным, застроенным ветхими постройками «куриного базара», «барахолки», харчев­нями, будками и прочими невзрачными сооружениями. Пыль, грязь, антисани­тария — характерные его приметы.

    Базары в туземной части с древних времен были расположены в центре города в котловине. Это была какая-то ужасная клоака, состоящая из ряда улиц, исключительно занятых конурами-лавочками (до 3000), узких и кривых, по которым часто не только проехать нельзя было, но и разойтись было трудно нескольким лицам. Улицы были немощные, крытые соломой, навозом и т.п. Грязь и вонь круглый год были невозможными. Вот эту клоаку начальник города С. Р. Путинцев в 1886 году вздумал почистить, и, прежде всего он встретился с грубым невежеством местных жителей, которые, желая отстоять старые порядки на базаре, распустили слух, что переустройство базарных рядов делается для того, чтобы здесь же на базаре построить казармы и поместить в них войска, и во вторых, что много лавок построено на вакуфной земле, которой, по шариату, как святыни касаться нельзя. Пришлось С. Р. собирать представителей духовенства и вести с ними долгие беседы, пока не удалось склонить их на свою сторону. 26 июля 1886 года кази дали начальнику города выписку, что переустройство базара не противно шариату, если не будут задеты интересы владетелей вакуфов в смысле доходности имуществ. В течение 1886 и1887 г.г. улицы на базаре были расширены, значительно выпрямлены, замощены и покрыты тесом, впоследствии замененным железом.

    «Шайтан-арба» появилась на дорогах Туркестанского края, как вестник нового, удивительного века. И двигалась она не по дороге, а по железнодорожному полотну. Случилось это в 1899 году после начала движения поездов на участке от Ташкента до Красноводска. С опаской смотрели тогда жители близлежащих домов на чудовище, лязгающее железом, шипящее и обдающее во все стороны паром.

    Появление же «шайтан-арбы» на улицах Ташкента вызвало бурю восторгов и удивлений. Коляска с пассажирами без лошадей двигалась сама по себе. Чудеса, да и только!

    Рассказ о первых автомобилях на дорогах Узбекистана был бы не полным, без истории ташкентского трамвая, который появился в нашей столице в самом начале Х1Х века. Это была обычная «конка», то есть небольшой вагончик, который тащили по рельсам лошади. Маршрут его движения протянулся от железнодорожного вокзала до базара в старом городе и от улицы Романовской (ныне Ш. Рашидова) до Сергиевской церкви, что стояла на Пушкинской улице. 30 вагончиков конного трамвая обслуживало тогда 230 лошадей.

    Возрастающие потребности города не удовлетворяли возможности «конки» и ташкентские власти в сентябре 1908 года приняли решение перевести трамвай на электрическую тягу. С бельгийским анонимным обществом, которое получило название «Ташкентский трамвай» был заключен договор. По контракту, заключенному городской думой с бельгийским обществом, все трамвайное хозяйство должно было перейти в собственность города в… 1952 году.

    Первый трамвай на электрической тяге в городе Ташкенте пошел в 1913 году по улице Пушкина. Но шло время. После 1917 года в городе действовало всего 26 километров узкоколейки, по которой на 4 маршрутах ходило 50 маломощных трамваев и еще 20 прицепных вагонов. К 1940 году протяженность трамвайных путей составила уже более 100 километров.

    Единственный вагончик, воспоминание о тех уже далеких годах, сохранился во 2-м трамвайном депо. На улицы он уже давно не выезжает. Но вот однажды ему пришлось проехаться по улицам Ташкента. Его «пригласила» для участия в съемках кинофильма «20 дней без войны» киностудия «Ленфильм». По такому случаю его подремонтировали, подкрасили, придав ему, вид той далекой военной поры и даже на конечной остановке 11-го маршрута, что на Кукче, установили дополнительные рельсы для съемок эпизодов художественного фильма.

    А не так давно в столице республики произошло одно очень интересное событие. Оно было посвящено торжествам по случаю столетия со дня пуска первого ташкентского трамвая. С раннего утра хозяева встречали и принимали гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Гостей принимал первый заместитель хокима города, председатель правления ГА «Ташгорпасстранс» Равшан Файзуллаев, который выступил перед собравшимися с докладом «Городской электротранспорт Узбекистана на рубеже веков». А затем по городу прошелся парад ветеранов электротранспорта. Все сохранившиеся экспонаты были любовно отреставрированы и показаны гостям и жителям города. Немного позже появляются первые автомобили и в Ташкенте. На пыльных, не мощенных улицах города, на глазах удивленных зевак, затарахтел четырехместный «Рено». На его тисненом кожаном сиденье восседал генерал от инфантерии Н. Гродеков — генерал-губернатор Туркестанского края. Несмотря на явные преимущества новомодной новинки ташкентская знать, несмотря на усилия некоего Могилина пытавшегося организовать продажу автомобилей, равнодушно отнеслась к этому событию и продолжала использовать старый испытанный способ передвижения для своих повседневных нужд. Несколькими грузовыми автомобилями располагало военное ведомство, гараж которого находился в крепости. Мизерное количество автомобилей не могло решать серьезных хозяйственных задач. Перевозки грузов осуществлялись гужевым, вьючным и отчасти водным транспортом — по Амударье и Сырдарье. Последующее расширение масштабов строительства, увеличение посевных площадей хлопчатника и других культур подтолкнуло развитие автомобильного транспорта. А появление автомобилей на улицах Ташкента разбудил, растревожил его провинциальную, размеренную жизнь, он стал приобретать вид крупного столичного города. Это событие подхлестнуло активность его жителей, изменило отношение ко многим обыденным вещам, растревожил умы и надежды.

    А вот автобусы жителям Ташкента понравились сразу. Первые 9 автобусов зарубежного производства начали курсировать в Ташкенте в 1910 году. «Работали» они на купца Шадыходжаева. Первым ташкентским автовокзалом стал тогда Воскресенский базар (ныне это площадь имени Алишера Навои). Автобусы следовали по маршрутам: поселок Никольский — Куйлюк, Никольский — Соборная площадь, вокзал — Воскресенский базар.
    Источник: Сайт Государственной службы безопасности дорожного движения.

    Рассказывая об архитектуре Ташкента, странно не начать с театра имени Алишера Навои, построенного в 1947 году. Но начнём издалека, с предыстории.
    Место, которое нынче занимает театр и площадь со знаменитым фонтаном, было ранее известно как Воскресенский базар. Крупнейший рынок европейской части Ташкента, появившийся ещё в 70-х годах XIX века, был также популярным местом досуга.
    Источник: Сайт ГАБТ им. Навои

    Площадь, где теперь стоит ГАБТ, у перекрёстка Махрамского (ныне Узбекистанского) проспекта и улицы Романовского (ныне Биюк-Туран) до революции занимал Воскресенский базар, главный рынок Ново-Городской части, где встречались сартские и русские торговцы с совершенно различным ассортиментом. Главным, впрочем, посредником в русско-туркестанской торговле всегда были татары — «наши» тюрки-мусульмане, и в том же Казахстане редкий старый русский город обходится без татарской слободы. В Ташкенте татар и в наши дни 4,5% населения (а это порядка ста тысяч!), а к началу ХХ века это был второй по численности пришлый народ (2,3 тыс. человек), живший по обе стороны Анхора и принёсший в Туркестан «джаддидизм» — просвещённый светский ислам ХХ века. История ташкентских татар есть, например, здесь. Минарет Татарской мечети (1883), выглядывавший из-за Воскресенского базара, был мягко говоря непохож на узбекские, но и для России его квадратная форма абсолютно необычна. На месте мечети и стоит ныне Большой театр.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Минарет Татарской мечети (1883), выглядывавший из-за Воскресенского базара, был мягко говоря непохож на узбекские, но и для России его квадратная форма абсолютно необычна. На месте мечети и стоит ныне Большой театр.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    А вот автобусы жителям Ташкента понравились сразу. Первые 9 автобусов зарубежного производства начали курсировать в Ташкенте в 1910 году. «Работали» они на купца Шадыходжаева. Первым ташкентским автовокзалом стал тогда Воскресенский базар (ныне это площадь имени Алишера Навои). Автобусы следовали по маршрутам: поселок Никольский — Куйлюк, Никольский — Соборная площадь, вокзал — Воскресенский базар.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рассказ о первых автомобилях на дорогах Узбекистана был бы не полным, без истории ташкентского трамвая, который появился в нашей столице в самом начале Х1Х века. Это была обычная «конка», то есть небольшой вагончик, который тащили по рельсам лошади. Маршрут его движения протянулся от железнодорожного вокзала до базара в старом городе и от улицы Романовской (ныне Ш. Рашидова) до Сергиевской церкви, что стояла на Пушкинской улице. 30 вагончиков конного трамвая обслуживало тогда 230 лошадей.
    Возрастающие потребности города не удовлетворяли возможности «конки» и ташкентские власти в сентябре 1908 года приняли решение перевести трамвай на электрическую тягу. С бельгийским анонимным обществом, которое получило название «Ташкентский трамвай» был заключен договор. По контракту, заключенному городской думой с бельгийским обществом, все трамвайное хозяйство должно было перейти в собственность города в… 1952 году.

    Первый трамвай на электрической тяге в городе Ташкенте пошел в 1913 году по улице Пушкина. Но шло время. После 1917 года в городе действовало всего 26 километров узкоколейки, по которой на 4 маршрутах ходило 50 маломощных трамваев и еще 20 прицепных вагонов. К 1940 году протяженность трамвайных путей составила уже более 100 километров.

    Единственный вагончик, воспоминание о тех уже далеких годах, сохранился во 2-м трамвайном депо. На улицы он уже давно не выезжает. Но вот однажды ему пришлось проехаться по улицам Ташкента. Его «пригласила» для участия в съемках кинофильма «20 дней без войны» киностудия «Ленфильм». По такому случаю его подремонтировали, подкрасили, придав ему, вид той далекой военной поры и даже на конечной остановке 11-го маршрута, что на Кукче, установили дополнительные рельсы для съемок эпизодов художественного фильма.

    А не так давно в столице республики произошло одно очень интересное событие. Оно было посвящено торжествам по случаю столетия со дня пуска первого ташкентского трамвая. С раннего утра хозяева встречали и принимали гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Гостей принимал первый заместитель хокима города, председатель правления ГА «Ташгорпасстранс» Равшан Файзуллаев, который выступил перед собравшимися с докладом «Городской электротранспорт Узбекистана на рубеже веков». А затем по городу прошелся парад ветеранов электротранспорта. Все сохранившиеся экспонаты были любовно отреставрированы и показаны гостям и жителям города.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Главный базар в русской части города Воскресенский или как его называли до 1983 года, Пьяный базар. Он образовался тот час же по возникновению русского Ташкента и состоял из ряда грязных, низких и ветхих сартовских лавочек, здесь была допущена продажа вина и пива. Сюда то и шло в праздничные дни все простонародье и свободные от службы солдаты. Заметим, между прочим, что в русской части Ташкента в 1868 г было 270 домов, до 1000 жителей обоего пола и всех возрастов, 44 кабака, из которых 14 на Пьяном базаре. Содержали кабаки по большей части отставные нижние воинские чины и их жены и между ними встречались и жены офицеров. Так, например жена полковника Елизавета Христиановна Жемчужникова содержала три кабака. При своем возникновении Пьяный базар находился на окраине города, а в начале восьмидесятых годов он уже очутился в центре города. Кабаки были изгнаны из него, но название Пьяный базар удерживалось и до начала 20-го века.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рассказывая об архитектуре Ташкента, странно не начать с театра имени Алишера Навои, построенного в 1947 году. Но начнём издалека, с предыстории.
    Место, которое нынче занимает театр и площадь со знаменитым фонтаном, было ранее известно как Воскресенский базар. Крупнейший рынок европейской части Ташкента, появившийся ещё в 70-х годах XIX века, был также популярным местом досуга.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Площадь, где теперь стоит ГАБТ, у перекрёстка Махрамского (ныне Узбекистанского) проспекта и улицы Романовского (ныне Биюк-Туран) до революции занимал Воскресенский базар, главный рынок Ново-Городской части, где встречались сартские и русские торговцы с совершенно различным ассортиментом. Главным, впрочем, посредником в русско-туркестанской торговле всегда были татары — «наши» тюрки-мусульмане, и в том же Казахстане редкий старый русский город обходится без татарской слободы. В Ташкенте татар и в наши дни 4,5% населения (а это порядка ста тысяч!), а к началу ХХ века это был второй по численности пришлый народ (2,3 тыс. человек), живший по обе стороны Анхора и принёсший в Туркестан «джаддидизм» — просвещённый светский ислам ХХ века. История ташкентских татар есть, например, здесь. Минарет Татарской мечети (1883), выглядывавший из-за Воскресенского базара, был мягко говоря непохож на узбекские, но и для России его квадратная форма абсолютно необычна. На месте мечети и стоит ныне Большой театр.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Ну и ещё пара фото

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Вот так с арбами

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Махрамская улица (проспект?)

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.