Имена великих авиаторов Tашкентцы

Пишет Радик Газиев.

Предлагаю небольшую заметку об авиаторах, внесшие посильный вклад в развитие авиации Узбекистана.
Немного истории. Посещая дом семьи В.В.Вахидова, в 1960е годы, обитающей в районе Беш-Агач, я обратил внимание на наименование улиц, расположенных вдоль Педагогической улицы, которые, вдруг, оказались посвящены знаменитым авиаторам, внесшие большой вклад в первые годы становления авиации в СССР. Что было удивительно, облагораживание этого района происходило в довоенное время, когда первые авиационные мастерские и последующий авиационный завод (ТАПОиЧ) начинали располагаться за десятки км. от этих мест. Видимо, при благоустройстве района, наименование улиц были предложены ранее, авторитетным товарищем, работающим в области авиации в Узбекистане, хорошо знающим этих знаменитых авиаторов.

В частности, улица П.И.Баранова, первого министра авиационной промышленности Советского Союза. Он знаменит тем, что в короткий срок, в трудных условиях жизни, смог возродить авиационную промышленность в молодой стране. В частности, находясь в командировке в США, он смог найти общий язык с президентом США Ф.Д.Рузвельтом, закупил большую партию, почти бесплатно, поддержанных самолетов и моторов и на базе их организовал ряд ОКБ и авиационные заводы в стране.

Рядом другая улица, одного из первых Героев Советского Союза им. С.А.Леваневского. В 1934г. С.А.Леваневский участвовал в спасении экипажа и пассажиров, затертого во льдах Северного ледовитого океана парохода «Челюскин». С тех пор стала традицией награждать в СССР знаменитых людей званием Героя Советского Союза с вручением Золотой звезды и ордена Ленина.

Рядом улица Героя Советского Союза В.П.Чкалова, он известен всем своими подвигами в дальних перелетах, в том числе в США, через Северный полюс, открыв этим новую авиационную трассу между двумя странами. В честь него был назван и наш ТАПОиЧ, который он курировал. Что печально, все три авиатора погибли в авиакатастрофах, в расцвете сил, по разным причинам, чем и, видимо, оказались достойными в наименовании новых улиц. Все посетили США и были хорошо там принятыми. Возможно, были и другие улицы авиаторов в этом большом, благоустраивающем  районе, в предвоенные годы.

Перебрав работающих в Узбекистане видных, авиационных специалистов, я остановился на знаменитом авиаторе СССР Николае Петровиче Каманине. В 1939-1941г., он, будучи полковником авиации, возглавил ВВС Среднеазиатского военного округа, на правах зама руководителя округа. Он хорошо знал этих авиаторов, именно, ему было поручено возглавить спасение «челюскинцев» и он, в числе первых, получил золотую Звезду Героя Советского Союза. Работая в Ташкенте, Н.П.Каманин уделил большое внимание развитию авиации в Узбекистане.

Им, в Ташкенте, были созданы две воздушные дивизии из полков бомбардировщиков, истребителей и штурмовых самолетов, которые дошли до Берлина во время Отечественной войны. В эти годы он организовал ввод войск в Иран, чем предотвратил проникновение немецких войск в подбрюшье Средней Азии, создал перевалочный пункт в Тегеране по получению техники из США по Ленд-Лизу. Охрана объектов в Тегеране позволила, впоследствии, в 1943г., организованно провести конференцию трех союзнических держав.

Однако, в 1942г. Н.П.Каманин был вызван в Москву, где ему было поручено руководство частями дальней авиации, вплоть до победы над фашистской Германией. Организация эвакуированного из Химок в Ташкент авиационного завода не обошлось без участия Н.П.Каманина.

В 1956-58г. Н.П.Каманин, после окончания Военно-воздушной академии снова оказался в Ташкенте, возглавив ВВС Туркестанского военного округа, уже в чине генерала. В это время усиленно строился космодром Байконур и все строительные материалы и техника поступали из Узбекистана, конечно, при участии Туркестанского военного округа. При Н.П.Каманине было предложено, вначале, строить космодром в Уэбекистане, однако из-за соображения секретности остановились на безлюдном месте Казахстана, у реки Сыр-дарьи.  Космодрому  была присвоено наименование «Ташкент-90». По завершению строительства космодрома Н.П.Каманина отозвали в Москву для организации испытательного центра подготовки космонавтов и создании «Звездного городка», под Москвой. Все первые космонавты были подобраны Н.П.Каманиным из бывших пилотов, его учеников. Он первый предложил Ю.А.Гагарина Генеральному конструктору С.П.Королеву, также организовал выход А.Леонова в открытый космос и т.д. Каждый космонавт проходил строгую проверку через его руки, он же, сидел у пульта, во время полетов в космосе.

Закончил Н.П.Каманин военную службу раньше времени и не победно, после гибели 3х космонавтов, в 1971г, из за разгерметизации кабины. Были виноваты конструкторы, неудачно спроектировавшие конструкцию капсулы. Н.П.Каманин настаивал на обеспечение космонавтов скафандрами, но Главный конструктор успокоил его в надежности конструкции и его герметичности. Космонавты впервые перешли и обжили космическую станцию в космосе, но при возвращении, при спуске на землю, не смогли закрыть вентиль капсулы, произошла разгерметизация кабины. Н.П.Каманину, как руководителю полета пришлось написать  рапорт (с выходом на пенсию, в 1972г.). После него началась чехарда в руководстве космических полетов, нелегкая была эта работа, и не каждый мог, особенно в первые дни освоения космоса. 

На пенсии он не смог долго жить, но успел написать книгу «Летчики и космонавты», а после его кончины второй сын (оба сына пошли в авиацию, но первый сын ушел из жизни в расцвете сил) смог собрать его материалы и издать 4 книги «Скрытый космос», где были описаны первые шаги в освоении космического пространства. 

Н.П.Каманин в своих воспоминаниях мало описывает работу в Ташкенте, ибо дважды, в его присутствии в Узбекистане, все шло под грифом секретно.

Он был девятым ребенком в семье, живущей в деревне, придумал себе год, чтобы поступить в авиационную школу, отличался скромностью, и т.д.  
С космонавтами, его учениками, нами на ТАПОиЧ были спроектированы и построены 6 самолетов — лабораторий Ил-76К и Ил-76МДК, по изучению поведения космонавтов и техники в режиме невесомости, мы часто бывали в «Звездном городке», встречались там и в Ташкенте, почти, со всеми первыми космонавтами и восхищались, правда, со стороны, самим Н.П.Каманиным. Обидно то, что в своих воспоминаниях первые космонавты и их биографы описывают все, что можно о них:  быт, отдых, спорт, рыбалку, встречи, но мало кто упоминают своего учителя, благодаря которому они стали космонавтами. Но это, видимо, и есть жизнь, меньше об незаметно ушедших. Возможно, кто-нибудь из читателей поправит меня или дополнит наименованием улиц города бывшими авиаторами.

К сожалению, сейчас, от этих наименований, также, как и от имен героев ТАПОиЧ, не осталось и следа, это также, веление времени.
Прилагается пара фото Н.П.Каманина на работе и отдыхе. 

С уважением, Радик.

4 комментария

  • eugeen13:

    Очень интересно и познавательно!!!

      [Цитировать]

  • Святослав:

    «он организовал ввод войск в Иран»
    НЕ согласен — даже ГЕНЕРАЛ Каманин не смог бы это сделать без ведома И.В. Сталина. А вот организовать работу «перевалочного пункта» или сформировать дивизии — он действительно мог, выполняя задания либо Ставки, либо командования ВВС (генерал П.Ф. Жигарев, если не ошибаюсь). Поправка — к 1943-му году смешанных авиадивизий почти не осталось. А все сформированные новые сразу становились в свои классы — бомбардировочные, штурмовые, истребительные.

      [Цитировать]

  • Чиланзарец:

    «Однако, в 1942 г. Н.П.Каманин был вызван в Москву, где ему было поручено руководство частями дальней авиации, вплоть до победы над фашистской Германией».
    Стесняюсь спросить — а куда девался маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов, командующий АДД (дальней авиации)? Автор так смело «снял с должности» известного летчика, «поставив на его место» хоть и известного, но все- же генерала — не специалиста в делах АДД? Н.П.Каманин командовал штурмовой авиадивизией. В ней, кстати, служил самый молодой пилот нашей армии — Аркадий Каманин, старший сын генерала. Даже «мессер» умудрился сбить на своем У-2 (затем По-2). Жаль, умер слишком рано.
    Автор, учите матчасть.

      [Цитировать]

  • Чиланзарец:

    Уточняю: 292-я штурмовая авиационная дивизия (1942), 8-й смешанный и 5-й штурмовой авиационные корпуса (1943-1945)

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.