Дом с якорями История Разное

Пишет Татьяна Вавилова.

                   

    Есть в Самарканде дом, который не дает мне покоя. Спрашивала о нём у всех, у кого только могла, в том числе и в комментариях на этом сайте. Но ответа не получила. На улице Шохрух Мирзо, через дорогу от «Крытого рынка», я увидела старое здание.

image001

 

    В 2008 году среди жилых домов старой постройки, оно выглядело высоким и нарядным. Толстые стены и парадное крыльцо выдавали солидный возраст дома, такие строили до революции. Крышу украшала характерная для того времени башенка, вазы с гирляндами,  а сбоку была терраса с резьбой.

 image002

image003

image004

                                       Фотографии  2008 года.

image005

 

                                               Фотография 2010 года.

 

          В мой последний приезд в Самарканд  дом был перекрашен и  выглядел маленьким по сравнению с  новой застройкой. На сердце стало тревожно за  судьбу старика,  доживет ли до следующего раза?

  Здание необычное и предназначение его для сухопутного нашего края казалось загадочным.  Над парадным входом с классическим ажурным навесом выделяется морская эмблема – перекрещенные якоря. Да и на верхушке какие-то морские символы.

 image006

 

     Тут я вспомнила рассказы своих родных о бурном Каспии, страшной качке и морской болезни. Семь лет подряд дважды в год они пересекали Каспий, чтобы приехать на каникулы домой, а затем вернуться обратно в Оренбург на учебу.  Путь из Туркестанского губернаторства в центральную Россию обычно пролегал через  Каспийское море. В то время  по Каспию плавали  пароходы нескольких обществ, но самым известным было общество  «Кавказ и Меркурий», которое имело в Туркестане несколько агенств и огранизовало предварительную продажу билетов в каждом городе.  Не в этом ли здании помещалась одна из контор?

     Сначала пытаюсь разгадать, что означают перекрещенные якоря.  Не просто же так они украшают  фасад дома. В сети нашелся сайт « Ведомственные флаги Российской Империи».    http://www.vexillographia.ru/russia/EmpirVed.htm

А в нём сведения из книги В. Соколова «Флаги Российской империи и СССР в документах».

Читаю:

    «Флаг для пароходов «Кавказ и Меркурий» был утвержден Императором 1 ноября 1858 года (ПСЗ №33687). Флаг представлял собой российский триколор, а на его более широкой полосе изображали орла с царского штандарта белого цвета. Новый флаг общества «Кавказ и Меркурий» в Каспийском море утвержден Императором 29 июля 1896 года. В действие введен 1 января 1898 года. На бело-сине-красном флаге на верхней полосе у древка помещалась золотая императорская корона, а в вольной части – золотой почтовый рожок».

 

image007image008

 

     Однако никаких якорей на флагах общества не видно. Ищу далее.

 

«В справочных флажных таблицах французского ВМФ XIX века фигурируют флаги почтовых пароходов. Флаг пароходов в Каспийском море был красным с якорями и синим почтовым рожком.»

 image009

 

  Не в точности, но очень похоже на самаркандские якоря. Может быть якоря означали, что пароходство перевозило не только пассажиров, но и почту? На флагах речной полиции тоже были скрещенные якоря, а посередине  герб соответствующей губернии.

 image010

Но какая речная полиция могла быть в Самарканде?

 

   А вот ещё: « синий флаг с триколором в крыже, двумя якорями и красным почтовым рожком был почтовым флагом казенных пароходов, предназначенных для пакетботного сообщения с турецкими портами. Он утвержден Императором   30 декабря 1842 года и просуществовал до 1878 года (ПСЗ №16393)».

 image011

 

      Всё же перекрещенные якоря это знак почтовый, а не фирменный.

Обратилась к своему любимому справочнику по Самарканду М. Вирского, чтобы узнать какие ещё пароходства переправляли самаркандцев через Каспий и где находились их конторы.  В разделе реклам, конечно же, снова знаменитый «Кавказ и Меркурий» :

 image012

        Реклама за 1894 год.

      Указан и адрес конторы общества, да только  улица Шохрух Мирзо до революции называлась не Ташкентским проспектом, а была Александровским.

  Кроме «Кавказа и Меркурия», в Самарканде открыли свои представительства пароходства «Надежда» и «Каспий», а также Аму-Дарьинская военная флотилия, которая тоже перевозила почту и пассажиров на пароходах «Царь» и «Царица» по тогда ещё судоходной и даже иногда бурной реке. В конце 19 века эти конторы не располагались на Александровской улице, а данных за 20-й я не нашла.

 Нет ничего о здании с якорями и в книге В. Нильсена «У истоков современного градостроительства Узбекистана», но есть сведения, что в 1903 году была пробита улица к старому русскому кладбищу.  Именно на это кладбище я и приезжаю в Самарканд и иду мимо дома с якорями.

    Смотрю  «Туркестанский календарь» за 1904 год. Увы, адресов контор пароходств в Самарканде нет, но есть адрес главного агента общества «Кавказ и Меркурий» в Средней Азии:  Геннадий Эдуардович Галлаун проживал на Александровском проспекте в доме общества.  Логично предположить, что дома для служащих находились рядом с конторой общества, но радоваться рано. Улица Александровская очень длинная и на ней вполне могли разместиться конторы разных пароходств, а номера домов указывать было не принято, только имена владельцев.  

  Последняя надежда на архив, но здесь меня ожидало полное разочарование. В фонде пароходных обществ «Кавказ и Меркурий» и «Восточное» хранятся только входящие бумаги с адресами Главного управления в Петербурге. Самаркандских адресов нет.

 Так кто же и для чего построил дом с якорями в Самарканде? Что там было в советское время? Кто знает? Отзовитесь!

 

 

8 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.