Помните искались добровольцы для оцифровки архива одной дамы? Ильгиз Монасыпов начал это нелегкое дело (спасибо огромное от всех читателей!). Материалам будет присвоен тег «Архив Татьяны Кулевас». ЕС
Оцифровал очерк жизни и творчества Мухитдина Кары-Якубова. Этот очерк был издан в виде брошюры в 1968 году. Татьяна получила эту брошюру из рук Тамары Ханум с ее дарственной надписью. Разумеется, уже по этой причине Татьяна расставаться с ней не желает. Собственно говоря, именно поэтому я попросил этот материал с целью оцифровать в первую очередь. Результат оцифровки высылаю.
Первый лист с автографом Т.Ханум высылаю отдельно. Полиграфия оригинала безобразна. На качестве распознавания текста это практически не сказалось, но вот фотографии улучшить практически не удалось. А фотографии, думаю, довольно редкие, наверняка они из личного архива Тамары Ханум.
Мухитдин Кари-Якубов принадлежит к числу выдающихся деятелей узбекской советской культуры. Его исключительный по своему богатству и яркости талант проявился уже в первые годы после победы Великого Октября, на решающем этапе исторического развития узбекской нации.
Великая Октябрьская социалистическая революция раскрепостила трудящихся Туркестанского края. Но народ, недавно изнемогавший под игом эксплуатации феодалов и капиталистов, был еще не свободен от влияния старых взглядов, феодально-религиозной морали. Коммунистическая партия вела напряженную борьбу за построение социалистического общества, за воспитание нового, свободного человека. В этой еще небывалой по трудности борьбе важнейшую преобразующую и воспитательную роль должно было сыграть искусство.
Мухитдину Кари-Якубову в ряду зачинателей и активных строителей узбекского советского искусства по праву принадлежит одно из первых мест.
Уже первые самостоятельные шаги М.Кари-Якуббва на поприще музыкального искусства характеризуют его как неутомимого организатора и пропагандиста прогрессивных идей.
В 1916 году в Фергане Мухитдин Кари-Якубов организовал тогда еще немногочисленный музыкальный кружок, в который вошли одаренные музыканты — исполнители на духовых инструментах. Это был один из первых узбекских оркестров, имевший в своем составе не только национальные, но и европейские музыкальные инструменты. Вместе со своими товарищами Кари-Якубов упорно овладевал нотной грамотой и настойчиво стремился к тому, чтобы превратить созданный им кружок в подлинно профессиональный музыкально-театральный коллектив.
В 1918 году М.Кари-Якубов познакомился и тесно сблизился с основоположником узбекской советской поэзии, драматургии, театральной и музыкальной культуры Хамзой Хаким-заде Ниязи. Хамза возглавил коллектив молодых энтузиастов, найдя в Кари-Якубове своего замечательного соратника, убежденного пропагандиста новых идей и форм в искусстве.
С этого момента деятельность коллектива намного расширилась. Было положено начало созданию узбекского музыкального театра.
Революционная идейность, которой было проникнуто творчество Хамзы, стала основой художнической деятельности Кари-Якубова. Богато одарённый артист, уже снискавший себе славу блестящего исполнителя узбекских народных песен, Кари-Якубов стал первым и непревзойденным исполнителем знаменитых боевых песен Хамзы: «Да здравствуют советы!» («Яша шуро»), «Эй, рабочие!» («Хой, ишчилар!»),— звучавших как призыв к революционному преобразованию жизни.
Мухитдин Кари-Якубов стал ведущим драматическим и музыкально-драматическим актером в руководимой Хамзой Ферганской труппе. Он был первым исполнителем роли бая («Бай и батрак»), Фаттиха (IV часть «Ферганских трагедий»), Касымджана («Наказание клеветников»), а также ряда других ролей в пьесах Хамзы.
В суровые годы гражданской войны М.Кари-Якубов в составе одного из первых агитпоездов отправляется на Закаспийский фронт. Пламенной песней и революционным словом актера-агитатора он воюет за победу Советской власти. В 1919 году, в одну из фронтовых поездок, Кари-Якубов вступил в ряды Коммунистической партии.
Глубокое понимание того, что дальнейшее успешное развитие узбекского искусства возможно лишь при обогащении опытом мировой и, прежде всего, русской культуры, толкнуло М.Кари-Якубова на смелый и решительный шаг. В 1923 году он, по собственной инициативе, без каких-либо направлений и рекомендаций едет в Москву, где поступает сначала в студию-мастерскую В.Э.Мейерхольда, а затем, по совету выдающегося мастера советского, театра, становится студентом Центрального техникума театрального искусства. В этом учебном заведении М.Кари-Якубов совершенствует свое вокальное и актерское мастерство.
Живя в Москве, молодой артист вдохновенно пропагандирует узбекское песенное творчество. Благодаря своему огромному певческому дарованию, богатым голосовым данным и яркой, выразительной исполнительской манере, он сумел сделать узбекскую музыку близкой и понятной широкой аудитории столичных слушателей. В это время М.Кари-Якубов — участник многих больших концертов и вечеров, где он выступает вместе с Владимиром Маяковским и Николаем Асеевым, артистами Южиным и Обуховой.
Мухитдину Кари-Якубову принадлежит слава первого выдающегося пропагандиста узбекской музыки среди слушателей Москвы. Огромный постоянный успех имели его концертные выступления во многих городах Туркестанской республики.
Учитывая выдающиеся заслуги М.Кари-Якубова, ЦИК Туркестанской Советской Социалистической Республики присваивает ему в 1923 году первому почётное звание Народного певца Туркестана.
В 1925 году М.Кари-Якубов и Тамара Ханум включаются в группу советских артистов, которые должны были представлять молодую Страну Советов на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже.
Перед отъездом артистов за рубеж в Москве в Большом театре был дан пробный концерт «Творчество народов СССР». На концерте присутствовали представители партийных и общественных организаций столицы, а также аккредитованные в Москве иностранные дипломаты.
Концерт прошел с огромным успехом, особо печать отмечала выступление М.Кари-Якубова и Тамары Ханум. Газета «Известия» в те дни писала: «Самым очаровательным в показе была пара узбеков – Тамара Ханум и М.Кари-Якубов;. Исполненный ими на «бис» номер «Или-ла» — песня-игра с покрывалом, — конечно, пленит Париж изумительным изяществом мелодии, танца и мимики. Здесь тончайшее, как в миниатюре, искусство Востока, забытая в фокстротах грация и чистота эмоции».
Парижане восторженно восприняли искусство узбекских артистов. Об их исключительном успехе писали многие французские газеты. В одной из них отмечалось: «Концерт закончился прелестным дуэтом, спетым и протанцованным Тамарой Ханум и Мухитдином Кари-Якубовым, который привел в восторг публику и по настоянию зала был «биссирован».
После, выступлений в Париже узбекские артисты получают приглашение из Берлина, где дают концерты в знаменитом зале Бетховена берлинской филармонии. Характерен отзыв об этих концертах главы Берлинской музыкальной академии профессора Шульмана. Известный собиратель песенного фольклора народов Востока, он заявил узбекскому певцу: «Господин М.Кари-Якубов, Ваш голос и все искусство передачи песен производит исключительное впечатление, благодаря Вашим песням мы получили хорошее представление о прекрасном искусстве вашей родины.
1926 год — важный рубеж в истории узбекского искусства. В это время М.Кари-Якубов создает Узбекский Этнографический музыкальный ансамбль, который, по его мысли, должен был заложить фундамент будущего профессионального музыкального театра нового типа Кари-Якубов сумел воодушевить на творческий подвиг и сплотить в коллективе известных национальных музыкантов, певцов и танцоров, которые несли в своем творчестве лучшие традиции искусства узбекского народа. В состав этнографического ансамбля (кроме М.Кари-Якубова и Тамары Ханум) входили такие замечательные мастера, как Юсуп-кизик Шакарджнов, Усто Алим Камилов, Ахмеджан Умурзаков, Тохтасын Джалилов, Абдукадыр Исмаилов, Мухитдин Ходжа, Джурахон Султанов, Мадаминджан Исхаков, Арифджан Ташматов, Давлят Ахунов, Низам Халдаров, Мамат-бобо, Худайберды и Атаходжа Саидходжаевы.
Уже через год Этнографический ансамбль совершил большую гастрольную поездку по городам Советского Союза, выступив перед зрителями Москвы, Ленинграда, Казани, Уфы и Баку. Высоко оценивая роль узбекского ансамбля, В.А.Луначарский отмечал, что «труппа, возглавляемая т.Кари-Якубовым, является чрезвычайно ценным художественным коллективом, собирающим и распространяющим произведения народного творчества Узбекистана. Организуемые этой труппой концерты носят характер художественно-показательный, научно-этнографический и культурно-просветительный».
Принимая во внимание глубоко прогрессивные устремления и большой организаторский талант М.Кари-Якубова, руководящие органы Узбекской республики направляют его в ряд городов с целью создания там новых театральных коллективов. С деятельностью М.Кари-Якубова непосредственно связано создание музыкально-драматических театров в Андижане и Коканде, где он был художественным руководителем, режиссером и выступал как артист.
В 1929г. Государственный Этнографический ансамбль был реорганизован в Первый Государственный узбекский театр музыкальной комедии и сатиры. Директором и художественным руководителем нового коллектива оставался его организатор — Мухитдин Кари-Якубов.
Значение этого театра в деле дальнейшего развития узбекского искусства определяется не только его подлинно художественными яркими постановками, завоевавшими очень большую популярность среди масс. Руководя этим коллективом, М.Кари-Якубов показал себя убежденным и настойчивым пропагандистом передового опыта русского искусства.
Высокую оценку получил узбекский музыкальный театр на Первой Всесоюзной Олимпиаде искусств народов СССР в Москве в 1930 году, где особо отмечаются выдающиеся организаторские и актерские способности М.Кари-Якубова.
Заветной мечтой М.Кари-Якубова было создание узбекской национальной оперы. Хорошо понимая, что эта сложнейшая задача может быть решена лишь благодаря органическому соединению лучших традиций национальной культуры с традициями русского музыкального театра, М.Кари-Якубов организует при театре учебную студию. В качестве преподавателей студии были приглашены из Москвы режиссеры М. Цветаев, А. Эйхенвальц, Н. Рославец, балетмейстеры А. Цаплин, К. Бек и солист Большого театра Саянов.
Последовательно развивая свою идею, М.Кари-Якубов приступает в 1935 году к организации оперной студии при Московской Государственной консерватории, которую сам и возглавляет. В этой студии учились такие известные деятели искусств Узбекистана, как Мухтар Ашрафи, Халима Насырова, Карим Закиров, Мутал Бурханов, Сулейман Юдаков, Талибжан Садыков, Боборахим Мирзаев и другие.
В эти годы, в начальный период деятельности Первого Государственного узбекского музыкального театра и подготовки к созданию национальной оперы, особенно ярко расцвел вокальный талант самого Кари-Якубова. Обладатель сильного и мягкого «бархатного» баритона, наделенного богатством обертонов, самой природой поставленного в манере, близкой европейскому звуковедению, М.Кари-Якубов неотразимо воздействовал на слушателей. Его пение, выдержанное в лучших национальных традициях, органически впитало в себя черты передовой русской вокальной школы. Высокая певческая культура, выдающийся сценический талант, тончайший артистизм помогали М.Кари-Якубову создавать в первых оперных постановках образы, поражавшие своей глубиной и выразительностью. Певец был глубоко любим своим народом. Прекрасно зная классическую музыкальную культуру узбекского народа, в своем исполнении он великолепно умел сочетать ее с новыми музыкальными формами, чем по существу продолжал традиции Хамзы.
В 1937 году узбекский театр выступает в Москве на Первой декаде узбекской литературы и искусства.
Высокую оценку получает певческое дарование М.Кари-Якубова: ему было присвоено почетное звание Народного артиста Узбекской ССР и вручен орден Трудового Красного Знамени.
Мухидтин Кари-Якубов был первым исполнителем главных оперных партий в спектаклях организованного в 1939 году театра оперы и балета — «Эр Таргин», «Улугбек», «Махмуд Тароби» и других.
Своим искусством М. Кари-Якубов прочно утверждал новый сложный жанр в узбекском театре.
С именем М.Кари-Якубова связано создание Узбекской Государственной филармонии, директором и художественным руководителем которой он был в 1936, а затем в 1947 году. Возглавляемый замечательным мастером, этот коллектив развернул широкую пропаганду творчества первых узбекских композиторов, лучших произведений народного творчества и произведений русской и европейской музыки. Особое внимание М..Кари-Якубов уделял организации и укреплению симфонического оркестра филармонии.
Народный артист Узбекской ССР Мухитдин Кари-Якубов скончался в расцвете своих творческих сил 2 февраля 1957 года. Его вклад в развитие узбекской Музыкальной и театральной культуры огромен. Вся подвижническая деятельность выдающегося художника и организатора, борца за передовые идеи в искусстве и пропагандиста всего лучшего, что создано народом, имела значение первооткрытий. Каждое из замечательных начинаний Мухитдина Кари-Якубова приводило к новым прогрессивным сдвигам в узбекском советском искусстве. Это был подлинно народный артист, отдавший свой талант служению народу.
«…М.Кари-Якубов приступает в 1935 году к организации оперной студии при Московской Государственной консерватории, которую сам и возглавляет. В этой студии учились такие известные деятели искусств Узбекистана, как Мухтар Ашрафи, Халима Насырова, Карим Закиров, Мутал Бурханов, Сулейман Юдаков, Талибжан Садыков, Боборахим Мирзаев и другие».
Обратите внимание — неожиданно названы еще четыре имени тех, кто, скорее всего, может присутствовать на совсем недавно появившейся на сайте фотографии (1937 года) узбекской студии при Московской Государственной консерватории!
Кто-нибудь сможет сопоставить имена и людей на фотографии?
А как трогательны и просто очаровательны молодые мамы с младенцами в первом ряду!
С уважением Зелина
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Интересный материал, а надпись, конечно, драгоценная. Спасибо.
VTA[Цитировать]
«Архив Татьяны» — на мой взгляд это имя для тега не слишком удачное. Здесь на сайте Татьян много. Ну назовите его хотя бы «Архив Татьяны К»
Ильгиз[Цитировать]