100 лет назад по Ташкенту пошёл первый электрический трамвай История

Ровно сто лет назад, 29 декабря 1912 года,  по Ташкенту пошел первый электрический трамвай. Городской головой (мэром) в ту пору был Николай Маллицкий, известный русский ученый, журналист  и педагог.

До этого по столице Туркестанского генерал-губернаторства ходила только конка.  Пары смирных лошадей  таскали по маршрутам от вокзала до базара в Старом городе и  от Воскресенского базара (театр им. А. Навои) до собора св. Сергия Радонежского (площадь X. Алимджана) миниатюрные вагончики.
Владельцы конки получали весьма солидные доходы. Имея чистой прибыли почти сто тысяч рублей в год, они выплачивали городу символический налог, чуть больше “сбора с собак и велосипедистов» по словам одного бойкого журналиста-сатирика. В полную собственность Ташкента конка должна была перейти только в 1942 году!

В сентябре 1908 года Николай Малицкий, ставший во главе города, договор между владельцами конки и Городской Думой пересмотрел и настоял на том, чтобы наладить устройство и эксплуатацию городских железных дорог с электрическими двигателями. Общая стоимость предприятия была определена в три с половиной миллиона рублей, а срок концессии составлял сорок пять лет.

Уже в августе 1910 года ташкентские инженеры В. Гейцельман и Н. Габбин начали строительство электрической станции (многие помнят еще старое название трамвайной остановки “Дизельная” у Музея искусств). Рельсовый путь удлинился до 40 километров, а подвижной состав вырос до 70 единиц (из них 50 моторных вагонов).
Первый маршрут был открыт от Воскресенского базара до Церкви Св. Сергия, а на следующий день, 30 января 1912 года,  – от вокзала до Воскресенского базара. 15января 1913 г. электрифицирован участок Воскресенский базар — Урда, а 22 января 1913 г. – линия по Шейхантаурской ул. до Старого города.

Строители ташкентского трамвая первоначально не очень были уверены в доходности предприятия и потому в основу постройки заложили минимальные средства.

Поэтому слишком легкие рельсы не соответствовали тяжести вагонов, слабо учитывались климатические условия Ташкента, вагоны имели маломощные моторы, а токопроводящие устройства были таковы, что в случае обрыва останавливалось движение на протяжении почти трех километров.  Но в целом ташкентский трамвай эксплуатировался довольно успешно и, естественно, создавал существенные удобства в городской жизни столицы Туркестанского края.

Сразу после февральской революции в России бельгийское анонимное общество «Ташкентский трамвай» до последней возможности сократило расходы на ремонт и восстановительные работы, вывезло за рубеж всю основную документацию.

К 1918 году, когда трамвайное хозяйство Ташкента было национализировано, оно, можно сказать, пришло совсем в плачевное состояние. Дальнейшая экономическая разруха и нараставший топливный кризис заставили трамвай остановиться совершенно.

Лишь с 1920 года возобновилось движение, да и то нерегулярное — по специальным нарядам учреждений и предприятий для перевозки рабочих и грузов. Для общего пользования трамвай в Ташкенте был заново пущен только 22 сентября 1921 года.

Наследство бельгийского анонимного общества «Ташкентский трамвай» стало основой городского транспортного хозяйства. Оборудование, пути, подвижной состав — все успешно эксплуатировалось десятилетиями.

А характерные маленькие вагончики, будто сошедшие со старинных фотографий, можно было увидеть на улицах столицы даже в 50-е годы.

Ташкентский трамвай по протяженности линий занимает 3 место среди городов СНГ после Санкт-Петербурга и Моcквы.
Судьба же Николая Маллицкого была трудной, но счастливой.
По воспоминаниям его дочери, он ушел с поста градоначальника, когда в Ташкент приехал Александр Керенский и потребовал переизбрать Думу. Малицкий слишком хорошо знал своего бывшего ученика еще по гимназии, где преподавал историю с географией, и к тому же не доверял эсерам, взявшим власть.
Блестящий знаток узбекского, таджикского и арабского языков, журналист (возглавлял «Туркестанские ведомости»), он стал одним из основателей Ташкентского университета, также преподавал в Высшей военной школе востоковедения, и в 1926 году получил звание Красного профессора.

Во время гражданской войны, он говорил молодым людям: «Надо идти с народом. Даже если вы присягали «царю и отечеству». Царь один, а отечество огромно. Силы нужны для борьбы с интервентами».

Увы, большевики в это не поверили.

В январе 1919 года Н. Г. Маллицкого арестовали после Осиповского мятежа. Просидел в Ташкентском ЧК он 16 дней и был выпущен после долгого разбирательства и ходатайства за него людей, хорошо его знавших.
7 мая 1931 года Н. Г.  Маллицкий был снова арестован после заседания госплана, на котором обсуждался вопрос о строительстве на реке Вахш электростанции, где он доказывал, что начинать такую большую стройку, нужно построив сначала хорошие дороги. Через семь с половиной месяцев выпустили оправданного. Но в январе 1932 года его и ранее арестованных с ним вызвали и объявили о ссылке в Чимкент, где он с женой едва не умер от голода. работая экономистом в Облводхозе в Каракультресте.

Н. Г.  Маллицкий вернулся на преподавательскую работу в Университет – он был профессором географического факультета. Также он работал и в Таджикском учительском институте, в институте истории и этнографии.
В начале войны Маллицкий предложил штабу САВО сделать описание физико-географических районов Средней Азии для лётчиков. Ему был предоставлен маленький открытый самолет, на котором он летал вдвоем с пилотом. От оплаты этой работы он отказался, просил считать эту свою работу своим вкладом в будущие победы.
Во время войны он работал над капитальным трудом «Динамика водных ресурсов Средней Азии». Эту работу, основанную на точных цифрах и фактах и ещё не опубликованную, он послал в Москву на соискание степени доктора наук. Эта работа эта затерялась (позже была найдена), а восьмого марта 1945 года Николаю Гурьевичу Маллицкому присвоена степень доктора наук без защиты диссертации.

В 1945 году Университет и Академия наук Узбекистана отметила пятидесятилетие научной и педагогической деятельности Маллицкого. Торжественнее заседание проходило в помещении, где Николай Гурьевич часто бывал и работал, в здании по улице Абдуллы Тукаева 1.
Николаю Гурьевичу было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Узбекистана.

Умер Николай Гурьевич Маллицкий 30 октября 1947 года от инфаркта.

Источник.

8 комментариев

  • Фото аватара Мастура:

    …»Судьба же Николая Маллицкого была трудной, но счастливой». В чем счастье человека, отдавшего всю свою жизнь за внедрение в Узбекистане первой линии электрического трамвая, за блестящее знание узбекского, таджикского и арабского языков, и плодотворную педагогическую деятельность, научные открытия? И за это же несколько раз арестованного. Во истину сильный духом человек. Он остался верен себе. Светлая память Николаю Гурьевичу Маллицкому. Спасибо за память…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    Извините за занудство, Николай Маллицкий был не городскОй головой (второе предложение), а городскИм головой

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ю.Ф.:

    Николай Гурьевич Маллицкий, родившийся в Оренбургской губернии, действительно заслуживает доброй памяти ташкентцев и всех узбекистанцев — и как педагог, выпускник Петербургского историко-филологического института (географический факультет), много лет отдавший в Ташкенте педагогическому поприщу — в Учительской семинарии, в гимназии, а после 1917 года в университете и еще нескольких высших и средних специальных учебных заведениях, и как журналист, бывший редактором «главной» газеты Туркестана — «Туркестанских ведомостей» (правда, недолго, но и за короткое время он сумел развить в газете очень востребованное в то время научно-краеведческое направление), и как глава Ташкентского городского общественного самоуправления — Городской голова (1907-1917), сделавший немало для развития городской инфраструктуры, и как ученый-географ, работавший в первую очередь над проблемами гидрологии, ставший наставником многих специалистов в области географии в Узбекистане, Таджикистане (студентов-таджиков он обучал в Таджикском учительском институте, находившемся в Ташкенте). О каждом направлении деятельности Маллицкого в отдельности можно писать целые статьи. И хорошо бы более документированные. Жизнь Маллицкого, как и многих других людей его времени и его круга, была невероятно богата на повороты судьбы, на взлеты и падения. Глава исполнительной власти в одном из крупных городов Империи(кстати, по занимаемой территории Ташкент был крупнейшим городом дореволюционной России), статский советник, кавалер нескольких орденов, после революции некоторое время трудился на рядовых канцелярских должностях, на работу летом ходил босиком, берег единственные сапоги, которые надевал уже на работе. Но, благодаря упорству, посвятив себя научной и педагогической деятельности, смог со временем подняться на соответствующий уровень. Несколько уточнений к тексту (только основные). К аресту Маллицкого в мае 1931 года никакой Госплан и Вахш не имели отношения. Он был арестован вместе с большой группой профессоров-востоковедов Среднеазиатского университета (все они были из числа дореволюционных интеллигентов) по обвинению в противодействии советизации учебного процесса, в буржуазных уклонах (короче, антисоветская деятельность). Вместе с ним были арестованы А.Семенов, М.Андреев,А.Шмидт, Ю.Пославский и другие, всего 11 человек. К делу этому приложила руку группа студентов из числа активных комсомольцев и молодых коммунистов (некоторые из них потом стали довольно известными учеными, причем известными по заслугам). Все арестованные востоковеды получили «высылку» на разные сроки и в разные места (Шмидта, например, выслали в Архангельск). С Маллицким обошлись весьма «гуманно», ему было предоставлено право самому выбрать место высылки -любой город (за исключением 12 крупнейших городов Союза). Он выбрал Чимкент — привычный климат, а главное, относительно недалеко от Ташкента, чтобы привезти жену, она была не транспортабельна, прикована к постели, нуждалась в уходе, а в Ташкенте за ней ухаживать было некому. Как раз на годы высылки (январь 1932 — май 1934) пришелся ужасный голод, поразивший многие регионы Союза, в том числе Казахстан (одной из причин его была коллективизация). Жена Маллицкого, Ольга Николаевна (урожденная Остроумова), оставила пронзительный дневник о жизни в Чимкентской ссылке, в котором рассказывает ужасные подробности о голоде, включая случаи людоедства.
    Профессором Н.Маллицкий стал в 1927 году, утвержден был Комитетом ученых и учебных заведений ЦИК СССР. Что значит — красный профессор. Важен профессионализм, а не цвет. В последние лет 13 жизнь Маллицкого в целом относительно наладилась, его заслуги были оценены. Трагедией явилась смерть жены в 1943 году, плохими были жилищные условия (дом его в 1918 году национализировали и уже не вернули), Но все-таки в конце жизни он считал себя счастливым человеком.
    Насколько я могу судить, текст о Маллицком написан на основе коротких воспоминаний о нем, написанных в свое время его дочерью, Елизаветой Николаевной. Они были где-то на рубеже 80-90 годов опубликованы в «Звезде Востока» и послужили основой для нескольких публикаций о Маллицком. К сожалению, это не надежный источник, нуждающийся в уточнении и проверке, что в свое время не было сделано. Дело в том, что Елизавета Николаевна писала свои воспоминания уже в конце жизни, плохо помня события, потеряв зрение (часть воспоминаний писалась другими людьми под диктовку). Она многое путает, что, конечно же, для нее простительно. Будем надеяться, что когда-нибудь будет написан обстоятельный труд о жизни и деятельности достойнейшего ташкентского деятеля — Николая Гурьевича Маллицкого.

      [Цитировать]

  • Фото аватара parkentskiy:

    А где он похоронен?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ю.Ф.:

    Н.Г.Маллицкий похоронен на Боткинском кладбище, могила его сохранилась. Он был зятем известного туркестанского просветителя, востоковеда, общественного деятеля Николая Петровича Остроумова. Другим зятем Остроумова был еще один очень известный в Ташкенте деятель — Л.В.Ошанин. А еще одним родственником Н.П. (женат на его внучатой племяннице) был известный библиограф и востоковед Е.К.Бетгер. Все перечисленные лица похоронены на Боткинском кладбище и могилы их сохранились.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег А.:

    Интересно, кем ему приходился штабс-капитан 1-го Туркестанского стрелкового арт. дивизиона Константин Гурьевич Маллицкий?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Вера Н:

      Олег А.:

      Интересно, кем ему приходился штабс-капитан 1-го Туркестанского стрелкового арт. дивизиона Константин Гурьевич Маллицкий?

      Вера Н.

      У Маллицкого Николая Гурьевича не было братьев, только две сестры.
      Но мы тоже не всё знаем, если вы подробнее опишите время, место, семью, может
      быть, приложите фото, будет очень интересно, заранее благодарю.

      А память у моей бабушки, Елизаветы Николаевны была идеальной до конца жизни,
      она помнила всех по именам и чинам, читала на память стихи, помнила французский
      язык с царских времён (учила в гимназии), да, она повторялась, но только потому,
      что жила прошлым, ценила и боготворила своих родителей, а писала под диктовку
      по одной причине — полная катарахта.

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.