Сегодня ташкентскому метро 35 лет! История

Строительство Ташкентского метрополитена (единственной на сегодняшний день системы метрополитена в Центральной Азии, построенной в сейсмоактивном районе) началось в 1970 году и первая линия длиной 12,2 км. и 9 станциями была запущена в 1977 году. Открытие было приурочено к очередному празднованию годовщины Октябрьской революции. Строилось Ташкентское метро при технической поддержке московского метростроя.

Архитектура станций Ташкентского метро считается одной из самых красивых в мире и поэтому посещение их уже давно стало традиционным для туристов и гостей столицы. «Какой из видов общественного транспорта Вы предпочитаете?», — для жителя Ташкента этот вопрос имеет только один ответ: «Конечно же, метро!» Сегодня трудно себе представить, что тридцать лет назад столица не имела любимого жителями вида транспорта, пишет независимая газета «Новости Узбекистана». Метро прочно вошло в повседневный быт и стало настолько обыденным явлением, что редко кто задумывается или вспоминает, как же это было, без метро…

Одной из самых острых проблем любого большого города является проблема общественного транспорта, именно она, основная головная боль городских властей.

Самым старым и наиболее популярным видом транспорта в Ташкенте был трамвай. Бельгийское акционерное общество «Ташкентский трамвай» пять лет прокладывало первую линию конки от железнодорожного вокзала до старогородского базара. Она была открыта 30 марта 1901 года. В 1913 году все линии конно-железной дороги были переведены на электрическую тягу. Старожилы ещё помнят эти лязгающие и почти беспрерывно звенящие красно-желтые, несущиеся в меру своих сил вагоны. До сороковых годов трамвай был практически единственным массовым видом городского транспорта. Были и автобусы, но было их мало, и посему, существенного значения в перевозках они не имели. С 1926 года на линию выходило семь автобусов, и самым вместительным был 40-местный, фирмы «Бенц-Гаггенау». Только в послевоенные годы в Ташкент поступили многоместные автобусы ЗИС-154, которые положили начало массовым автобусным перевозкам. Первый троллейбус, по маршруту Железнодорожный вокзал — Эски Жува, был пущен в 1947 году.

Город рос, население росло вместе с ним, удлинялись трамвайные линии, маршруты автобусов и троллейбусов. Но становилось ясно, что для решения транспортной проблемы нужно искать иные, новые пути. Идея строительства метро витала в воздухе… Пассажиры считают метрополитен самым удобным, быстрым, безопасным видом транспорта. Специалисты объясняют популярность метро его высокой провозной способностью, надежностью и точностью движения поездов, обеспеченных новейшими системами автоматики, четкостью, высоким уровнем культуры обслуживания пассажиров, строгим порядком на станциях и в поездах. И все сходятся во мнении, что метрополитен — самый современный вид городского транспорта.

История метрополитена насчитывает более полутора веков. Первой в мире подземной железной дорогой был Лондонский метрополитен, движение на котором было открыто в январе 1863 года. Первую его линию возводила компания Метрополитен ( в переводе — Столичный), название компании и дало наименование новому виду коммунального транспорта. Но в некоторых странах более популярно название — «подземка».

Строить метрополитен довольно сложно в условиях густонаселенных кварталов большого города с развитыми сетями подземных инженерных коммуникаций. В специфических условиях Ташкента, его высокой сейсмичности, лессовых просадочных грунтов и жаркого климата такое строительство многим казалось невозможным.

Иметь метрополитен в республиках бывшего Союза считалось престижным. Добиться разрешения на начало проектирования и строительства в условиях жестко централизованной плановой системы было невероятно трудно. Руководитель республики в ту пору Ш.Р. Рашидов 18 раз обращался в партийные и правительственные органы в Москве, прежде чем решился вопрос о сооружении метро в узбекской столице.

В августе 1971 года было принято распоряжение о начале строительства метрополитена в Ташкенте. Оно имело огромное значение для города, требовало колоссальных затрат. Постановление было принято с условием долевого участия республики в строительстве. Республика согласилась выделять немалые ассигнования, в противном случае Москва не стала бы финансировать проект.

Строительство Ташкентского метрополитена было начато в январе 1972 года. Трудно поверить, что первый пусковой участок Ташкентского метрополитена был сдан строителями с опережением графика на год. Это беспримерный результат на сооружении таких уникальных объектов, как метро. Это не был случай досрочной сдачи объекта к очередной «дате», после которого объект закрывался на доделки-переделки, Ташкентский метрополитен после пуска 6 ноября 1977 года не останавливался ни на час.

Ташкент стоит на очень подвижном грунте, который имеет свойство уменьшаться в объеме после увлажнения. Порода уплотнялась искусственно. Конструкции усиливались сейсмическими поясами. Метро сооружалось в сложных условиях. Но ни «вывалы», которые раздвигали бетонные стены, ни подземные сели не останавливали проходчиков. Они шли с опережением графика работ, осваивая новую технологию метростроения в зоне высокой сейсмической активности и сложных инженерно-геологических условий.

В силу известных причин распался бывший Союз. В нелегких условиях переходного периода, разрыва многолетних хозяйственных связей строительство метро не прекращалось ни на день. Благодаря вниманию и поддержке Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова работы по проектированию и строительству новых линий метро успешно продолжаются.

В октябре 2001 года введен в эксплуатацию 1-й участок Юнусабадской линии от станции «Минг Урик» до станции «Х.Абдуллаева», с 6-ю станциями протяженностью 7,5 километров. Продолжается строительство ее второго участка длиной 4 км с 3-мя станциями, трестом «Ташметрострой». От станции «Х.Абдуллаева» до станции «Файзулла Ходжаев», уже пройдено более 300 метров тоннеля. При бесперебойном финансировании строительство завершится через 2-2,5 года. Строительство только одной этой станции увеличит пассажиропоток на Юнусабадской линии в два раза, т.е. с 28 тыс. сегодня до 50-55 тыс. Это связано с тем, что расположена она на пересечении магистралей и скопления торговых комплексов.

На сегодняшний день разработана проектно-сметная документация и утверждены технико-экономические показатели продления Юнусабадской линии от станции «Минг Урик» до «Южного вокзала», длиной 5,2 км с 4-мя станциями.

В связи с развитием крупной строительной индустрии в Сергелийском районе и значительной его удаленности от центра города, возникла крайняя необходимость в строительсиве отдельной линии метро от жилищного массива Сергели до Ипподрома с удлинением Чиланзарской линии более чем на 11,5 км с 7-ю станциями. Причем, предусмотрено возведение 4-х станций этой линии, и прокладку 9 км пути выполнить в наземном, эстакадном варианте. Эти работы будут выполнены за счет привлечения иностранных инвестиций. Постоянное внимание и забота правительства республики и руководства города к нуждам метрополитена вселяют уверенность, что «подземное чудо Ташкента» и впредь будет удивлять и восхищать миллионы ташкентцев и гостей нашего города.

9 комментариев

  • Фото аватара J_Silver:

    Хорошо запомнилось, как мы первый раз воспользовались метро, возвращаясь с демонстрации! Кое-где еще фанера закрывала дырки, не везде были засыпаны туннели, но уже метро стало возить пассажиров…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Farro_Kh:

    Продолжение Юнусабадской линии остановлено. Раз и навсегда? Неизвестно. Или же 2 бескорыстных мужичка вручную, лопатами и кайлом идут навстречу друг другу — только такой вариант:)

      [Цитировать]

  • Фото аватара leonid:

    А Алматы это как бы и не Центральная Азия?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Tierus:

    Строительство, оставшихся станций юнусабадской ветки законсервировано ещё лет 10 назад, котлованы для станций стоят открытыми и не позволяют расширить дорогу по улице А. Даниша, хотя расширение этой дороги совершенно необходимо. Котлован предпоследней станции «Юнусабад» полностью засыпан мусором.

      [Цитировать]

  • Фото аватара nadejda:

    ya jivu kak raz u dorogi Ahmad Donish no nichego zdes ne stroyat uje ochen davno.i po vidimomu ne budut a vot rasshirit dorogu i pravda ochen nujno.zdes nevozmojno ezdit ya uj ne govoryu o tom kak lyudyam trudno pereyti dorogu uchityvaya daje to chto est znak peshehoda no ni odin voditel nikogda v jizni ne propustit cheloveka i eshe otmaterit vdogonku.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Татьяна:

    Однажды начавшись строительство метрополитена никогда не кончается.Этот тезис в Ташкенте сумели благополучно опровергнуть.Хотя работы по его строительству непочатый край.Только работай и работай,создавай действительно рабочие места.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Арт:

    Такое ощущение что эта статья была написана лет 10 тому назад и просто перпечаталась без исправлении. Сейчас даже слухи о скоростном трамвае в Ташкенте выглядят через чур оптимистично к сожалению (

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тамара:

    Какая из дат начала строительства точная?
    В этой статье три даты:

    «Строительство Ташкентского метрополитена (единственной на сегодняшний день системы метрополитена в Центральной Азии, построенной в сейсмоактивном районе) началось в 1970 году…»

    «В августе 1971 года было принято распоряжение о начале строительства метрополитена в Ташкенте.
    ……………………………..
    Строительство Ташкентского метрополитена было начато в январе 1972 года.»

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.