Александр Симонов: “Мой путь в мир любительского кино” Ташкентцы
Наверное, как у многих людей, путь в страну «Видео», открыл для меня фотоаппарат. Первое знакомство с фотосъёмкой произошло в школе, в шестом классе. В те годы ещё не было цифровых фотоаппаратов, и каждый кадр был на вес золота, приходилось понимать много профессиональных терминов, таких, как время выдержки, экспозиция, число диафрагмы, глубина резкости и т.д. Надо было заряжать в кассету плёнку из 36 кадров, затем проявлять её в фотобачке. Плотно закрывалась дверь в таинственный мир фотокомнаты, где в нереальном свете красного фонаря происходило чудо проявления, когда в ванночке начинали проступать первые контуры снимка. Сейчас тем, кто родился в последние пятнадцать — двадцать лет, трудно представить чарующий процесс появления, пойманного объективом, чёрно-белого изображения. Медленное рождение портрета или пейзажа на белой фотобумаге, когда её розоватая белизна перетекает в чёткие линии рисунка, нарисованного солнечным светом и желанием фотографа.
Светлая магия фотоискусства познакомила меня с моей будущей женой – Жанной Симоновой. Когда мы поженились, то у нас на полке лежали два одинаковых фотоаппарата ФЭД-4, на стене висели две одинаковых гитары, в прихожей стояли два туристических велосипеда, а на антресолях ждали горных походов два рюкзака. Общность интересов звала нас в горные путешествия, где мы составляли фотоколлекции из сотен несорванных тюльпанов, и десятков горных заоблачных озёр. Это было время цветных слайдов. В магазинах мы терпеливо искали дефицитную слайдовую плёнку “Orwo Chrom UT-18”, со смешной для нынешних фотоаппаратов чувствительностью в 45 единиц по ГОСТу (что не позволяло фотографировать без фотовспышки вечером или дома). Но именно эта легендарная плёнка позволяла нам сохранять в кадрах наши походы и восхождения на вершины:
Сможет нас возвратить только память назад, Брызнут красками слайды с экрана! Снова тропы, усталость, отбой и закат, Сны и звёзды, подъём очень рано. Мы уходим из гор и твердим: "Ну и пусть!" Мы на слайдах уносим рассветы. А зимой эти слайды развеют нам грусть, И вернут дни прекрасного лета…
Эпоха цветных слайдов (80 — 90 годы прошлого века), осталась в моей памяти, как тёплое время общения при просмотре слайд — фильмов. Мокрая плёнка, сверкающая всеми цветами радуги после проявления, нетерпение первого свидания с отснятыми снимками, медитация разрезания плёнки на кадры… И, наконец, долгожданная встреча, где королём на троне стоит диапроектор, извлекающий из прошлого яркие и сочные краски пейзажей и портретов. Ничто так не объединяет людей, как совместный просмотр живописных картин пережитого интересного события, в котором они принимали участие. И, конечно же, песни под гитару, чтение стихов. Это и есть незабываемый облик той «слайдовой» эпохи.
Знакомство с миром любительского кино, произошло для меня в 1987 году, когда мы с женой стали готовиться к экспедициям по изучению загадок феномена Тунгусского метеорита. Тогда я руководил республиканской общественной экспедицией в район падения Тунгусского метеорита. Также мы изучали таинственное Дешембинское озеро, и необычные природные аномалии Южного Приангарья. В дорогу была взята любительская кинокамера «Кварц». Трудно сейчас это представить, но одной заряженной кассеты хватало только на 2 минуты съёмки! Полный завод пружины камеры позволял снимать в течение 8 – 10 секунд. А по возвращении домой начинались уроки химии – надо было приготовить 5 растворов для проявления цветной киноплёнки. Десятиметровые плёнки заряжались в большие специальные бачки. Почти до утра приходилось крутиться между промывочной ванной и бачками.
На следующий день веранда превращалась в непроходимые джунгли, где с бельевых верёвок свешивались мокрые лианы полусотни метров киноплёнки. А затем начинался процесс резки и склейки. Главными орудиями видеомонтажа тогда был специальный резак, клей и маленький пресс. И вот после нескольких дней непрерывной работы, в затемнённую комнату приглашались участники путешествия и сочувствующая «диванная партия», включался стрекочущий кинопроектор и на белом экране оживали беззвучные кадры похода или экспедиции. В самый интересный момент плёнка рвалась, в комнату вносился утешительный чай, «скорая помощь» в лице авторов осуществляла экстренное лечение с помощью клея. И опять затемнялась комната, и белый экран становился неярким окном в события недавнего прошлого. В применяемой в любительском кино восьмимиллиметровой киноплёнке звуковой дорожки не было, и звуковым сопровождением являлись авторские комментарии к фильму, реплики зрителей или музыка с проигрывателя. Иногда, звуковое сопровождение записывалось на магнитофон, и использовались самодельные электронные синхронизаторы, но всё равно звук и кадры кинофильма жили в ритме случайных встреч и расставаний.
Поэтому, когда в 1994 году я впервые взял в руки аналоговую видеокамеру, её возможности показались мне фантастикой. Высококачественное цветное изображение (по сравнению с восьмимиллиметровой любительской киносъёмкой) и главное чистый звук, который покорно следовал за артикуляцией, снимаемых на камеру, людей. Когда я в первый раз снимал пришедших на встречу друзей, они серьезно верили моей шутке, что просмотр будет через неделю, после проявления и склейки плёнки. До сих пор я помню их изумлённые лица, когда я без объяснений, тайком, подключил видеокамеру к телевизору. Это была немая сцена из Гоголевской пьесы «Ревизор». Друзья оцепенели от удивления, когда увидели себя в телевизоре.
Сейчас можно удивить лишь показом необычного и красивого материала, либо высоким качеством режиссуры или случайным неожиданным сюжетом. Освободилось время для непосредственного творчества. Новый шаг в любительском кино – это появление цифровых видеокамер и программ для нелинейного монтажа в компьютере, типа “Adobe Premiere”, Pinnacle Studio, Sony Vegas и т.д.
Цифровая камера появилась у нас 2002 году. С её помощью были отсняты горные походы, высокогорные перевалы, озёра и вершины. Иногда, нам удавалось снять диких животных и птиц (орлов, норок, сурков, сусликов, горных козлов и т.д.), которые неожиданно «выходили» на нашу съёмочную площадку. Были сделаны различные фильмы о путешествиях по горам, о встречах с интересными людьми и с друзьями, зарисовки о Ташкенте и т. д. Друзья, уезжая в ближнее и дальнее зарубежье, берут с собой эти фильмы и потом пишут, что часто пересматривают их, вспоминая былые походы.
А иногда приходят по E-mail слова благодарности от незнакомых людей, которым по неведомым мне путям попали в руки эти фильмы. Это, конечно, радует.
Кроме известной классической и эстрадной музыки, мы с женой, используем в своих фильмах мои стихи, наши песни и инструментальные аранжировки на наши песни. Ведь очень интересно сделать фильм полностью авторским. Сложно, но возможно.
В этом году мы случайно узнали о втором Республиканском фестивале любительских фильмов, куда и предоставили свои короткометражные фильмы. Такие фестивали нужны не только для демонстрации результатов своих творческих экспериментов, но и для обогащения опытом других авторов, для новых знакомств и общения. Они позволяют расширить свой кругозор, увидеть неожиданный взгляд или ракурс на известные вещи, да, просто познакомиться с новыми интересными людьми.
Александр Симонов
Очень интересные и информативные воспоминания. Спасибо.
Маленькое уточнение по поводу:
«В магазинах мы терпеливо искали дефицитную слайдовую плёнку “Orwo Chrom UT-18”, со смешной для нынешних фотоаппаратов чувствительностью в 45 единиц по ГОСТу (что не позволяло фотографировать без фотовспышки вечером или дома).»
На обращаемых пленках ОРВО ХРОМ чувствительностью 18, 21, и выше градусов DIN снимали при дневном свете, так как при производстве они были цветосбалансированы на дневной свет или с помощью вспышки, которая давала спектр близкий к дневному. Кроме того, эти пленки балансировались под объективы производства «Пентакон –ГДР», наилучшие результаты с советскими объективами они давали при съемке на объективы «Индустар» с лантановым просветлением.
М.Ф.
Марк Фукс, Израиль[Цитировать]
Здравствуйте, Саша. Давно с Вами не виделись. Вдруг увидел про вас статью в нете. После нашего фестиваля любительских фильмов «Она ЕР» Хотелось бы узнать, как ваши дела. Что снимаете, ходите ли в горы? Позвоните мне +99893-5357812 или 2372369. Буду рад услышать ваш голос.
Борис Лебедев 3.03.2015
Борис Павлович Лебедев[Цитировать]