Когда в Ташкенте зазвонил первый телефон? История

В июле 1887 года в Ташкенте открылась первая в Средней Азии почтово-телеграфная контора. До этого функции почтальонов выполняли пешие письмоносцы или конные гонцы и посыльные, так называемые «чопар» или «эльчи». Ими, понятно, пользовалась только местная знать.

Приходом России  начались строится новые почтовые тракты между большими городами, стали появляться почтовые ящики.

Развитие банковского капитала и торговых отношений с другими странами дали новый толчок развитию связи. Намного возросли спрос и состав клиентуры, увеличился объём почтовой корреспонденции.

Большую роль сыграло железнодорожное строительство, развернувшееся в Туркестане. В конце XIX века возникает новый вид связи – перевозка почты по железным дорогам.

К концу XIX и в начале XX вв. стали появляться новые виды услуг почтовой связи – пересылка ценных писем, бандеролей, денежных переводов.

В июне 1873 года начинает работу первая в Туркестане международная линия телеграфной связи Ташкент – Оренбург. В 1876 г. в Самарканде, Новом Маргилане, Каттакургане  организовывается телеграфная связь.

В 1884-1900 годах телеграфные линии открываются в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве. В 1901 г. были организованы телеграфные линии связи между Кокандом и Андижаном, Наманганом и Чустом.

В дополнение к развитию телеграфной связи (в конце XIX – начале XX вв.) в труднодоступных горных и сильно пересечённых равнинных районах использовался и другой вид связи – гелиографический. Правда, действовал только в весенне-летний период, когда практически не наблюдаются ограничения прямой видимости из-за погодных условий.

В 1887 году была впервые установлена телефонная связь между квартирой начальника округа и Ташкентской почтово-телеграфной конторой.

А уже в 1891 г. в Ташкенте была организована телефонная сеть общего пользования. К 1901 году список пользователей телефонной связью в Ташкенте достиг 55 абонентов.

В июле 1891 года между начальником Туркестанского почтово-телеграфного округа и генерал-губернатором Туркестана начались переговоры об устройстве в Ташкенте телефонной сети на средства императорской казны.

В Туркестане к 1911 г. насчитывалось всего 85 предприятий связи. Средняя плотность обслуживания одним предприятием составляла 17,6 тыс. кв. вёрст, а по количеству населения – 58 тыс. человек. Количество абонентов телефонной сети Ташкента возросло до 708 номеров, 54 из них находились в старой части города.

Было установлено четыре телефона-автомата: на железнодорожном вокзале, на товарной станции Ташкентской дороги, на Воскресенском рынке и в Городской управе. В 1914 году в Ташкенте было уже 942 абонента и 5 телефонов-автоматов.

В 1915 году в черте старого города была построена вспомогательная станция ёмкостью 60 номеров.

В первой половине ХХ века предприятия связи, оборудованные телеграфными аппаратами, не обеспечивали даже элементарных запросов населения. На одного жителя края приходилось в среднем по 0,25 телеграммы, что было в несколько раз ниже по сравнению с центральноевропейскими регионами.

Огромные территории (Каракалпакия, Кашкадарья, Сурхандарья) оставались без телефонной связи. Из имеющихся в начале 1917 г. 10 телефонных станций 9 находились в ведении частных лиц и служили в основном для коммерческих целей их владельцев. В среднем одно учреждение связи обслуживало 6 400 кв. км территории с населением 150 тысяч человек.

В 1917 году был образован Народный Комиссариат Почт и Телеграфов (Норкомпочтель) Туркестанской Республики, на который было возложено руководство основными видами связи общего пользования: почта, телеграф, радио, телефон, а также контроль за строительством и эксплуатацией всех видов связи, находящихся в ведении других Наркоматов.

К 1925 г. в республике уже функционировало 51 предприятие связи, в 1926 г. – 250, в 1927 г. – уже 392.

Vesti.Uz.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.