История картин Храма Иконы Казанской Божией Матери Разное

Наш автор Alex Dalinsky зачем-то ведет ЖЖ, приходиться копировать.

В Коканде есть  небольшая православная церковь, которую построили в 1908 году, и на ее звоннице когда-то  красовался отлитый из ханских пушек колокол с именем «Михаил Скобелев». Затем звонницу снесли, и церковь долгое время служила то  госпиталем, то складом.  С 1959 года  настоятелем в ней служит отец Владимир Сторожук,  с матушкой Марией.

То, что они с Украины, стало  ясно, после первого характерного  «г» матушки. До Коканда отец Владимир служил в  Почаевской лавре, затем в Оше. Оттуда перевелся в Коканд.
Отец Владимир  еле передвигает ноги, сказываются  многочасовые  православные службы и возраст – 88 лет, но с удовольствием открывает для нас Храм,  выносит 12 свечек и велит поставить их перед иконами.  Денег не берет. Как не берет и за Здравие и Упокой, которые мы послушно пишем по его требованию.

Я оглядываюсь вокруг и вдруг замираю – на стенах  православной церкви висят картины. То есть это не иконы, а алтарные образы, которые больше характерны для католической церкви.

На правой стене висит «Въезд Иисуса в Иерусалим»,  на левой «Благословение младенцев», по центру «Иисус у моря»,  рядом с иконами вольная копия с Васнецовской мадонны,  на входе  — вольная копия с Ивановской картины  «Явление Христа Марии Магдалине». Это  было так удивительно! Сам  батюшка Владимир  не знает, откуда они —  когда  он возглавил приход,  картины уже висели. Он не стал их снимать.

С правой стороны —  видите? Вольная копия Васнецовской мадонны.

По возвращению  в Ташкент вопрос о картинах мы адресовали через Фейсбук  человеку, знающему все произведения искусства Узбекистана наперечет – Турсунали Каримовичу Кузиеву. Оказалось, что не мы первые замерли в удивлении перед этими картинами —  когда Турсунали Каримович был в Коканде, он тоже этому  немало удивился и попытался разузнать  о происхождении картин. Ему рассказали очень человечную историю, которой хочется верить, хотя доказательств ее подлинности нет.
После войны через Узбекистан везли пленных, до Бекабада, на строительство гидроэлектростанции. Некоторым везло больше, и они попадали в Коканд или Ташкент, где условия были получше. В Коканд попал  пленный итальянец, который был   изможден и болен. Конечно же, он нашел свою Мадонну,  на восточной  земле в образе Казанской Божьей Матери.  Он часто лепил  из хлеба фигурки Мадонны,  делал наброски карандашом на библейские темы на кусочках бумаги и молился. Кокандцы пытались его поднять на ноги, откормить и вылечить — сжалившись над измученным парнем  сестры храма пошли на хитрость. Им вдруг «срочно понадобились» художественные работы для Церкви – было испрошено  разрешение у начальства, куплены холсты и краски, и художник получил возможность сменить строительные работы на творчество. Конечно же , не обошлось без проблем, об «подрывной деятельности»  узнали в  НКВД, и церковь опять пошла на ложь во спасение. Сказали, что художник всего-то подреставрировал старинные картины, и вернул в Храм. Итальянец не долго прожил после написания своих картин – он похоронен  на Кокандском кладбище, вместе с  остальными 68 итальянцами, и узнать, кто именно это был,  теперь не представляется никакой возможности. Только имя, только годы жизни  и смерти в архивах…

7 комментариев

  • АГ:

    Очень интересный краеведческий материал. А какая драматургия! Спасибо!

      [Цитировать]

  • elle:

    Давно я не видела полов, покрашенных такой краской. Свежевыкрашенные. Видно, редко кто туда заходит. В Советское то время, Коканд был почти чисто узбекским городом. А сейчас — чего уж говорить.

      [Цитировать]

  • Надежда:

    Кто-нибудь знает контакты автора? Очень-очень надо!!!

      [Цитировать]

  • Екатерина:

    Спасибо большое за интеренсый рассказ.всю жизнь хожу в эту церковь.всегда засматривалась но в голоову не приходила такая история.что же касается населения коканда то тут ошиблись в сов.время коканд был очень многонациональный город.здесь были руссике татары грузины турки греки.только греков был каждый 3 дома.я сама гречанка и сейчас я в коканде.

      [Цитировать]

    • VTA VTA:

      Екатерина, в Коканде не остались потомки братьев Мандалак? Они до революции владели гренажным заводом и их дом, говорили, сохранился до сих пор.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.