Самарканд и его окрестности: мавзолей Ходжа Данияра или Святого Даниила История
Эльмира Алейникова.
Последняя статья из серии задуманных мной рассказов о любимом городе Самарканде. Время не властно над этим городом, пережившим и периоды расцвета, и периоды упадка, и периоды равнодушия.
В это странное и, в тоже время вполне в духе толерантного Самарканда, место я попала случайно вместе с московскими друзьями, приехавшими в командировку в Узбекистан. Мы остановились ненадолго в Самарканде и, проведя бессонную ночь на площади Регистан (муж подруги фотографировал сначала вечерний, затем ночной, а под утро предрассветный Регистан), намеревались ехать в соседний Джизак. Таксист, с которым мы договорились на пятаке о поездке, оказался очень общительным человеком, к тому же большим патриотом своего города. Не помню уже как, но он нас уговорил по дороге заехать в мавзолей Ходжи Данияра. По литературе и рассказам, я знала немного об этом святом для паломников месте, однако идти туда не очень хотелось из-за начинающейся июльской жары. Я даже представить себе не могла, как по солнцепеку в полдень потом ехать в Джизак через перевал, если задержаться хотя бы на час у могилы святого. Друзья же отреагировали бурно, с энтузиазмом расчехляя фотокамеру и, полные адреналина, который почему-то зашкаливает у туристов во время экзотических путешествий, и несмотря на ночь, проведенную в полудреме на скамейке в центре Самарканда, потопали за довольным таксистом. Он же был и нашим гидом во время экскурсии вокруг мавзолея, которую провел очень хорошо. Позже, в дороге я узнала, что он по профессии учитель истории, а вождение такси – приработок во время летних каникул.
Несмотря на то, что информация об этом месте у меня была, мавзолей и его аура повергли меня в шок. Никогда ранее я не встречала в одном святом месте паломников, верующих в разных богов. Грамотнее сказать „представителей ведущих мировых конфессии”, однако речь не о том, а о самом Данияре, Данииле или, если хотите, Даниэле, вернее даже о его останках, попавших в древний Самарканд из далеких заморских стран. Американские триллеры здесь просто бледнеют и скукоживаются от своей скучности и пресности, затем просто ложатся в тенечек и отдыхают, уступив место захватывающей истории, полной приключений, опасностей и интриг. Попробую кратко рассказать вам об этом неординарном для наших краев месте, сдобрив историю моими эмоциональными переживаниями, ведь я была действительно потрясена.
Мавзолей Хаджи Данияра или Святого Даниила — одно из самых известных культовых мест в Самарканде. К нему одинаково уважительно и почтительно относятся мусульмане, христиане и иудеи, приходя сюда со своими чаяниями и не тяготясь присутствием верующих, относящихся к другой конфессии. Эту пародоксальную ситуацию нужно увидеть самому, чтобы понять и прочувствовать нераспространенную теорию о том, что Бог един для всех людей планеты Земля, только в различных точках земного шара его называют по-своему. Следуя этой теории, можно сказать, что и святые, должны быть едиными для всех. Таким для людей стал Данияр, Даниил, Даниэль. Это имена одного и того же пророка, которые можно встретить в мусульманской, христианской и иудаистской литературе. И, несмотря на то, что каждая вера считает его „своим парнем”, конфликтов между верующими не возникает, никто не собирается ссориться и утверждать, что он только для иудей, или только для мусульман. Он чудотворец для всех, помогающий в трудных ситуциях тем, кто обращается к нему за помощью.
Даниэль один из четырёх великих израильских пророков в иудаизме, пророк, книга которого вошла в Ветхий Завет христианской Библии и пророк исламской традиции. Не берусь утверждать, что он действительно совершает чудеса, но вот что случилось в этих местах на самом деле. История это подтвердилась, о ней мне рассказывали сами самаркандцы, в том числе один из аксакалов-журналистов, не доверять которому я не могу. Рядом с мавзолеем растет фисташковое дерево, которому более 500 лет, и которое почти высохло. Наряженное в многочисленные разноцветные косыночки и лоскутки с пожеланиями паломников, оно уже не радовало ни зеленью весной, ни тенью летом. И вот чудо! Полувысохшее дерево обрело новую жизнь в 1996 году, когда Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил могилу и дерево. Говоорят, до сих пор живет… Вот и не верь после этого в провидение, силу человеческой веры и чудеса.
Самаркандский историк Абу Тахирходжа Самарканди (XVIII в.) пишет в своей книге «Самария»: «Мазар Ходжа Данияра находится за чертой города Самарканда, внизу северной стены городища Афрасиаб. Недалеко от мавзолея течет знаменитая река Сиаб. Простолюдины называют эту могилу могилой Пророка Данияра, но его могила находится в Мосуле. Говорят, что эта могила одного из сподвижников Кусам ибн Аббаса (двоюродного брата Пророка Мухаммада). Да будет милостив к нему Аллах! Могила покрыта камнями из Зеравшана. Говорят, что Ходжа Данияр был очень благочестивым. Со стороны головы мазара, ближе к речке Сиаб есть и родник Ходжа Данияра. Да будет к нему милостив Аллах!».
Ничего не понятно, не правда ли? Так кто же там, возле Афросиаба захоронен? Люди вокруг, гид, наш водитель в один голос рассказывали о святом пророке Данияре/Данииле, ни словом не обмолвившись о Кусам ибн Аббаса, двоюродном брате пророка Мухаммада. Значит, действительно в мавзолее погребены останки универсального для разных религий пророка? Чтобы разобраться в путанице с захоронением, обратимся к литературным источникам. Может быть, они прольют толику света на то, кому же мы поклоняемся, у кого просим сотворить чудо ради нас.
Согласно библейской трактовке, Даниил в переводе с еврейского означает «судья — бог» или «бог — мой судья». Он родился в Иерусалиме в 603 году до н.э. и происходил из рода царей Давида и Соломона. Когда Израиль в 586 году до н.э. был захвачен царем Вавилонии Новохудоносором, Даниил был увезен в Вавилон (современная территория Ирака) вместе с другими юношами знатного происхождения. Они стали изучать разные науки, в числе которых были астрология и искусство, толкования снов. Самым способным из иудейской молодежи оказался Даниил. При этом он проявил себя непреклонным в религиозных убеждениях. Он даже отказался от вина и мясной пищи, добившись разрешения питаться одними овощами, чтобы следовать предписаниям религии. Поэтому мудрость Даниила трактуется в Библии как божья награда за набожность. За мудрое истолкование одного из сновидений Новохудоносор осыпал его своими милостями, сделав наиболее приближенным к себе человеком. В преклонном возрасте Даниил обратился к царю с просьбой отпустить его на отдых. После чего он переехал в Сузы (современный г. Шуш в Иране), где умер и был похоронен в царской усыпальнице. Считалось, что дух пророка оберегает город от всех несчастий и невзгод, а его останки помогают его жителям избегать нищеты и голода. По преданиям, именно поэтому Сузы расцвели и купались в богатстве.
Амир Темур в своем очередном семилетнем походе в Малую Азию (1397-1404 гг.) узнал о чудесной могиле пророка, совершил паломничество к мавзолею и решил, что его столица Самарканд тоже должна быть богатой и процветающей. Часть останков святого, а по легендам, именно его руку, с большими почестями отправили в Самарканд. Когда караван из пятидесяти верблюдов приблизился к столице, то все они вместе остановились у места на берегу речки Сиаб, где сейчас и находится мавзолей. Здесь и решили предать останки земле, тем более, что это место было очень схоже с захоронением в Сузах. Опять же по преданиям, почти сразу после захоронения из-под камней стал бить родник, и жители города и окрестных кишлаков в течение многих веков пользуются этой водой, веря в ее целебную силу. Родник бьет и сегодня. Мы выждали свою очередь и выпили по жестяной кружке, привязанной почему-то цепочкой к решетке, холодной, прозрачной воды. Она была вкусная и, слава Богу, никаких негативных изменений в моем организме не вызвала, кроме ломоты в зубах (была очень холодной). А особой я бы ее назвала уже за то, что она чистая, немутная и без запаха. В общем, чудесная вода!
Если в других местах Узбекистана, где расположены мавзолеи святых, ты оказываешься в плоских дворах и двориках, то здесь приходится подниматься вверх и спускаться вниз по каменистым тропинкам из-за того, что могила прилепилась к горе. По источникам, современный шестикупольный мавзолей (сохранилось лишь пять куполов) был построен в начале ХХ века самаркандскими мастерами-мыловарами, главой которых был Махмуд-аксакал. Однако гравюра середины ХIХ века и фотографии конца ХIХ века свидетельствуют, что первоначально могила была покрыта речным камнем (причем форма и вид могилы несколько раз менялся), и со стороны головы стояли несколько священных шестов.
Тропы с утра были забиты людьми, снующими туда-сюда с пластиковыми бутылками, в которые они уже набрали святой воды. Некоторые приехали с большими канистрами, чтобы запастись целебной водой для домашних или больных. Мне показалось не очень красивым фотографировать в таком месте, поэтому у меня в архиве нет ни одного снимка с мавзолея пророка Даниила. Такая странность со мной случилась впервые, обычно, несмотря на благолепие и возвышенное настроение, я умудряюсь сделать с полсотни фотографий, однако на этот раз я была какая-то потерянная от увиденного и услышанного. Честное слово, никогда ранее не задумывалась о том, что один и тот же святой может быть почитаем сразу тремя верами…
Внутри мавзолея длинная (18 метров) могила, покрытая богатой тканью. Паломники обходили ее и дотрагивались кончиками пальцев до ткани, которые тут же прикладывали к лицу. Мы обошли захоронение вместе с нашим проводником, послушали молитву муллы, сидящего в уголке, и вышли снова наружу. Не сговариваясь, задали один и тот же вопрос водителю такси „Почему могила такая длинная, если тут только одна рука Даниила?”. Не верилось, что пророк был великаном с такими огромными 18-метровыми руками. Наш гид пожал плечами, давая понять, что не нужно заморачиваться такими мелочами, и перевел разговор на другую тему. Вопрос остался открытым. Возможно, могилу специально сделали такой большой, чтобы враги не смогли легко найти останки Даниила? Или чтобы места ему было больше. Не знаю. Но подобную длинную могилу святого я уже видела в Каракалпакии, на Миздакхане. Там говорили, что захоронена только нога святого. Ножка, по видимому, принадлежала гиганту. Позже я где-то прочитала, что в 2001 году на территории комплекса мавзолея Даниила велись археологические раскопки, и были найдены остатки мечети ХIV века. А вот о размере внятной информации я так и не нашла.
Повязали ленточки разорванного носового платочка подруги на ветки деревца, растущего неподалеку от мавзолея как истинные зароострийцы, ведь именно из зароостризма идет традиция просить деревья, растущие у святых мест, об исполнении сокровенных желаний и жертвовать им тряпицы. Не помню, о чем я просила, но, видимо, о чем-то очень хорошем, раз нахожусь в добром здравии и пишу эти строки.
Эльмира Алейникова.
Ташкент-Самарканд.
Ну, Эльмира…. я ваша верная поклонница на всю жизнь! Потрясающе — это очень слабо сказано. Ну, как же вам не завидовать белейшей завистью?! Господь бог, который точно для всех один, и пусть меня побьют камнями за это утверждение, вне всякого сомнения. благословил вас талантом рассказчика. Горжусь знакомством с вами,
Ваша Т.
tanita[Цитировать]
Татьяна, спасибо на добром слове! Мне они как бальзам на душу :-)
Эльмира[Цитировать]
Да правда, здорово! Я ничего подобного не знала. Это тот Даниил, что во рву львином?
tanita[Цитировать]
По преданию могила Даниила со временем увеличивается в размерах, растет.
Leonid[Цитировать]
Получается, что тот… Хотя все эти истории такие сказки ;-), что определить что-то доподлинно почти нереально.
Ой, я тут про тряпочки на дереве увидела в конце очерка… забыла подчистить текст :-)
Сейчас меня наши экологи чехвостить будут в который раз :-((
Ухожу от их гнева спать.
Татьяна, спокойной ночи и спасибо!
Эльмира[Цитировать]
Честно говоря, Эльмира, то дерево и в 1983 году было таким же зеленым как и позавчера, когда я был на могиле святого Даниила.. так что его святейшество Алексий ll как бы не при делах..
Leonid[Цитировать]
Леонид, ну дайте людям верить в чудо :-)))
Хочется самаркандцам, чтобы оно зеленее стало… И как-то же запомнить событие нужно было, вот и придумали. В этой истории столько белых пятен, что я не ручаюсь ни за одно слово.
Эльмира[Цитировать]
В любом случае очень хорошо, что последователи трех мировых религий посещают это место. Мирно и спокойно. помоему это и есть чудо!
Leonid[Цитировать]
абсолютно согласна. В этом самое оно и сеть. Остальное — мифы. Толерантность — вот главное в этом месте.
Эльмира[Цитировать]
Вы ошибаетесь со временем , это было в 2000х года
вкратце из истории —
» [i]За время своей жизни Святейший патриарх Алексий II совершил несколько деяний, которые с уверенностью можно назвать чудом. Одно из самых удивительных произошло в Самарканде. Там во время посещения могилы, где захоронены почитаемые представителями трех религий — христианами, мусульманами и иудеями — мощи пророка Даниила, Святейший обратил внимание на засохшую фисташку. Это мощное развесистое дерево было маленьким кустиком, когда Тамерлан привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию останки Даниила, с помощью которых он надеялся уберечь город от землетрясений. 600 лет фисташка стояла рядом с мавзолеем пророка и укрывала паломников от зимнего ветра и летнего зноя.
— К приезду Алексия II она уже несколько лет была сухая, — вспоминает Олим, сотрудник мавзолея, отвечающий за садовые растения. — Мы все собирались ее спилить, но не успели. Думали убрать дерево после окончания визита.
*Автор материала совершенно случайно оказался на святом месте, через полчаса после происшествия и единственным из журналистов прикоснулся к чуду*
Патриарх освятил место, а потом сам спустился к святому источнику и принес воды, которой окропил дерево.
— Это произошло 16 октября, а в марте фисташка впервые за пять лет зацвела, — говорит Олим.
Весть о волшебстве мигом разлетелась по Самарканду. Об ожившем дереве говорили затаив дыхание и уже тогда многие называли патриарха святым человеком.
К мавзолею Ходжи Данияра, как пророка называют мусульмане, потянулись паломники со всего мира. Даже Дмитрий Медведев во время прошлогоднего визита в Узбекистан попросил своего узбекского коллегу Ислама Каримова показать ему чудо-дерево.
*Могила пророка представляет собой склеп длиной 18 метров. Поверие гласит, что кости Даниила постоянно растут и когда упрутся в стену могилы, начнется очередная мировая война*
Страж порядка
О совершенном патриархом чуде с новой силой заговорили вместе с вопросом о его канонизации. Противники православной церкви хотят подвергнуть сомнению некоторые его деяния, в том числе и самаркандское чудо. Например, когда в начале марта на некоторых сайтах появилась информация, что дерево не зацвело, в Самарканд прилетела католическая делегация, чтобы вовремя зафиксировать «неувязочку». Весна в Узбекистан действительно пришла поздно, и на фисташке успели дать побеги лишь несколько веточек. Одну из них горе-туристы со смехом обломили.
— Я сделал им замечание, — говорит случайный свидетель вандализма Улукбек. — Но они не обратили на меня внимания и стали спускаться к источнику, из которого Алексий II брал воду, чтобы окропить дерево.
Когда туристы ступили на ведущую к ключу дорожку с холма, на котором стоит мавзолей, прямо им под ноги осыпался пласт глины, а из холма показался гладкий отполированный череп и кости.
— Видели бы вы, как они бежали, — смеется Улукбек.
Останки на следующий день изучила бригада археологов. Рядом с ними нашли меч и элементы доспехов времен Тамерлана.
— Судя по всему, это был знатный воин, может быть, один из боевых друзей Тимура, раз он удостоился чести лежать рядом с мавзолеем пророка, — предполагает доктор исторических наук Саид Аббасов.
Кем бы ни был при жизни хозяин черепа, его появление сейчас можно считать чудом. Одним своим видом он защитил и честь Алексия II, и святое место от незваных гостей.[/i]» источник [url]http://eg.ru/daily/x-files/18236/[/url]
Анатолий[Цитировать]
Примаков встречался с Патриархом всея Руси. Поветрие такое было у политиков – встречаться с Патриархом. Так вот, Патриарх Алексий был в Храме в церемониальном облачении, и гвоздем его была накидка (омофор). Примаков спросил Патриарха об этом элементе церковного гардероба. Алексий сказал, что сия деталь важна зело и присутствует на важнейших церемониях вот уже несколько столетий. Короче, церковный раритет высокой значимости. Примаков говорит : – А у Вас никто не пробовал прочитать, что на ней написано? Алексий удивленно сказал, что ничего там не написано. Так Примаков его шибко огорчил. Предмет сей сделан из парчи. Парчу изобрели в Сирии, лучшая парча – сирийская, и православная церковь (РПЦ ) веками ее в Сирии закупала, русские попы даже сейчас предпочитают сирийские ткани. А на накидке арабеска (надпись, стилизованная под узор). Надо быть реальным спецом, чтобы в переплетении ветвей увидеть арабские лигатуры, Примаков им был. На омофоре русского патриарха написано:
«Ла Ллахи илла ла ва Мухаммад расуллул ла!» «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет — пророк Его!»
Решат[Цитировать]
Евгений Примаков бывший министр иностранных дел России
или это другой Примаков ?
Анатолий[Цитировать]
Решат: Хороший прикол, склонен поверить. Евгения «Примуса» глубоко уважаю за разное. И «школа» у него была — супер. На одном курсе с ним учился мой кузен, только по другому языку специализация. А знания, надо сказать, тогда и там давали отменные…
Энвер[Цитировать]
Тот самый, Евгений Примаков-арабист, знает арабский.
Решат[Цитировать]
Примаков — величина!
АГ[Цитировать]
Я посетила гробницу Даниила в 1994 году. Тогда это было малопосещаемое место: нам встретились лишь несколько местных женщин у родника. А сама гробница была заколочена. Подруга моя сумела сфотографировать надгробный камень, просунув фотоаппарат сквозь щель в оконной решетке. Внутри было очень пыльно, но на камне можно было разглядеть рельефную арабскую вязь. Никаких покрывал на камне, никаких ковров тогда и в помине не было. Вот то, что я видела и запомнила.
Сара[Цитировать]
Могила такой длины по двум версиям. Первая легенда гласит о том, что она изначально была такой длинной, чтобы враги и алчные люди не нашли, где именно захоронены мощи (часть кисти или горсть песка с могилы). По второй версии, могила растет и будет расти до судного дня. Даниил воскреснет и совершит суд над людьми, а рука его объемлет всю землю и начнется вечное счастье.
Дильноза[Цитировать]