Космическая лаборатория на Ил-76 Старые фото

 Пишет Радик Газиев.

В 1977 году, ровно 35 лет тому назад, взлетел первый самолет Ил-76К, модификация самолета Ил-76, спроектированная в нашем КБ и построенная на ТАПОиЧ, для контроля приборов и испытания космонавтов в режиме невесомости. В течении последующих 10 лет, производством завода, с улучшением конструкции планера и салона для космонавтов, было собрано еще 5 самолетов лабораторий с марками, начиная с Ил-76К и кончая Ил-76МДК. Трудности в проектировании и производстве самолета заключались в том , что все системы самолета (гидравлика, маслянная, топливная система и т.д.)  должны были работать в режиме невесомости. Вначале на хвосте самолета в большом контейнере разместили противоштопорный парашют, который мог предотвратить падение самолета, весом, почти, в 200 т., в неуправляемый штопор при эволюции самолета, на последующих самолетах отказались, убедившись в надежности  самолета.  Режим невесомости получался при крутом наборе высоты в 500 м., на высоте 6 км., затем резкий переход в пике, под углом 40 град., и затем, при необходимости, повторение, до 20 раз за день полета. В течении 20-22 сек., на вершине горки возникал момент невесомости, в это время группа космонавтов парила в салоне или выполняла упражнения. Самолет при эволюции подвергался значительным перегрузкам и, несмотря на усиление крыла и оперения, ресурс его конструкции уменьшался более чем в 10 раз, а после, 120 с лишним, горок, самолет подвергался утилизации.

Однако, самолет — лаборатория, Ил-76МДК, смог воспитать свыше 100 космонавтов в СССР и России, а также, из ряда зарубежных стран запада и востока, причем, как считают нынешние экономисты, обучение и полет космонавта в космос оценивается в 20 млн. долл. Для нас конструкторов эти 10 лет, можно сказать, были золотыми, заполненными яркими событиями. К нам зачастили космонавты, курирующие проектирование и строительство, а также просто космонавты-гости, пожелавшие увидеть г. Ташкент. Мы часто ездили в Звездный городок, где свободно посещали испытательный центр, музей Ю. Гагарина и космонавтики, могли общаться с героями — космонавтами: А. Николаевым, Г. Береговым и др. возглавляющими подготовку в космос. В последнее время, насытившись увиденным, просто отдыхали у красивого пруда в городке обитания космонавтов. Ю. Гагарина мы видели раньше, при посещении им нашего завода, кстати, первые космонавты начинали проводить свои тренировки на самолете Ту-104, объем салона которого и время в невесомости было в 2-3 раза меньше нашего Ил-76К.

Предлагаются случайно сохранившиеся некоторые фото космонавтов с работниками ОКБ и конструкторами завода.

На фото 1. космонавт Ю.А.Гагарин и О.К.Антонов,

фото 2. космонавт Г.Титов и, напротив, нач.6 главка МАП А.В.Болбот.

фото 3. космонавты А. Леонов и, кажется, П .Беляев и, с краю, директор завода В. Н. Журавлев,

фото 4. космонавты с ведущими конструкторами завода,

фото 5. космонавты с конструкторами КБ завода,

фото 6. космонавт В.Севастьянов в беседе. Кстати , мы с ним, как однокурсники МАИ, виделись несколько раз и в Москве, и в Ташкенте. 

фото 7. Вместо космонавта П.Попович пригласили посмотреть г.Ташкент, его жену М .Попович, ДТН, летчика-испытателя наших самолетов Ан-12 и Ан-22, осуществившей на них десятки мировых рекордов.

 Как говорят: — «Главное, не сколько прожил, а что запомнил».
С уважением, Радик.   

4 комментария

  • Yultash:

    на фото 3, рядом с Леоновым — по-видимому космонавт Владимир Шаталов.

      [Цитировать]

  • Владимир:

    В 77м году директор был Смвец, Журавлёв был гл. инженер. Сивца не стало в начале 80х.

      [Цитировать]

  • Радик Газиев.:

    Здравствуйте Владимир. Вы правы, в 77 году на ТАПОиЧ директором был В.Н.Сивец, но представленные фотографии не имееют дат и собраны за 10 лет, как указано в заметке. В.Н.Журавлев стал директором с января 1985г., т.е. в эти 10 лет. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Георгий Томин:

    Радик Газиев, большое спасибо Вам за рассказ.

    скажите пожалуйста! а такой же контейнер с противоштопорным парашютом ставился на другие типы специальных Ил-76?

    вот обсуждение подобной машины: http://russianplanes.net/ID57529 Ваше мнение будет решающим!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.