Советская репортажная фотография Макса Пенсона Tашкентцы Старые фото

У кого открывается ЖЖ могут прочесть статью, у кого нет — ждите :-0)

38 комментариев

  • анвар:

    Зашел в ЖЖ и на фото Макса Пенсона " Бродячий цирк",видимо 30-35гг ,артисты- парни в шортах, а девочка в миниюбке и модных(в наше время)сарогах. Здорово. А вот на 53 фото на поле стоит памятник и сказано ,что это Ленин.Если приглядеться ,то видно,что это Сталин в сапогах с заправленными в них брюками,кителе и положением рук.

      [Цитировать]

  • анвар:

    На фото видно ,что это фотомонтаж(видны грани вставки-тон светлый),видимо был такой заказ председателя колхоза или др.

      [Цитировать]

  • Энвер:

    Макс Пенсон, на мой дилетантский взгляд, большой мастер фоторемесла, политическо-конъюнктурного чутья и соответсвующей постановочной режиссуры. Молодец! Однако, очень важно не переборщить. Вот в этом смысле — его антишедевр (или шедевр монтажного "переборщения") — "биллиард в поле". С левой стороны к столу не подойти, и вообще, как-бы висит в воздухе… :-). Но, не суть, хотя показательно. А всё, если вглядеться, — "светлый" мрак и бизнес по старосоветски. В общем, я ему не верю.
    Контрпример (не фото и вообще не соцреализм, а я ему верю!!!) — Марк Шагал. Верю даже летунам над старым Витебском. Шагал — художник, а Пенсон — нет. Повторюсь,- дилетант я, но чувства, вроде, еще не ржавые.

      [Цитировать]

    • АГ:

      Согласна с Вами.
      Основная заслуга славы Пенсона принадлежит его детям и внукам, которые сохранили архивы. А ведь рядом с ним творили не менее талантливые фотографы. Имена которых канули в лета именно из-за утери архивов. И сравнить не с кем…
      Выражаясь современным языком, авторитет Пенсона — грамотный пиар вкупе с отсутствием архивов конкурентов. Вот исчезнут вдруг из информационного пространства талантливые современные прозаики и останется нашим потомкам наследие Донцовой. И будут ею восторгаться все, у кого чувства заржавели.
      А еще, я ненавижу постановочные "документальные" фото. К сожалению, даже Рейтер этим грешит. У нас в Узбекистане был проездом известный российский блоггер. Так вот, он сделал фоторепортаж с цветущего макового поля. Я смеялась от души, но ведь кто-то поверит и лет через сто будет верить.
      Поэтому и обожаю Ходжаниязова. Его репортажи честные.

        [Цитировать]

      • собир:

        Да? А вот в Париже 1939 году ему гран-при дали за «Узбекскую мадонну». А в 1998 году была персональная выставка в самом Лувре.

          [Цитировать]

  • tanita:

    Энвер, приости, но это вещи несравнимые. Ты забываешь, в какой стране жил Пенсон. Ему приходилось соответствовать конъюнктуре. Соответствовать требованиям цензуры. Сам знаешь, что бы с ним сделали, попробуй он вырваться на волю. Шагал уехал за границу, чтобы эту свободу получить. потому что здесь его не понимали и , как водится, травили. не все способны эту травлю вынести. Он уехал, Пенсон — нет. , да, он приспосабливался. Неизвестно как бы повели мы себя на его месте.

      [Цитировать]

  • Энвер:

    Тань, приспособился делать бизнес при существующих правилах. И таких было очень много, в т.ч. весьма талантливых. А еще были Художники. Уехавшие — неуехавшие… Не поверю, что Макс материально бедствовал со своим творчеством. В отличие от…

      [Цитировать]

  • Энвер:

    Вдогонку: От те Дмитрий Налбандян (от Сталина с Мао к "Новой земле" с Брежневым) и Эрнст Неизвестный (от "манежного" разгрома к надгробию Никите)

      [Цитировать]

  • tanita:

    Ну хоть бы Налбандяна не поминал! И что значит "бизнес"? Почему талант вечно должен голодать? А он не хотел. И, наверное, по-своему прав. И даже постановочные фото у него — рука мастера. Верю-не верю…. я вот Эль Греко верю!

      [Цитировать]

  • Энвер:

    "Почему талант вечно должен голодать? А он не хотел. И, наверное, по-своему прав. И даже постановочные фото у него — рука мастера" — Так я и говорю, что он большой мастер своего ремесла! Именно так!

      [Цитировать]

  • tanita:

    Слушай, как это ты Налбандяна помнишь?! Я думала одна помню. Молотов и еще кто-то там на палубе корабля, клянусь, как живого вижу! Вот он, яркий пример выживаемости!
    Можно сказать, с него Церетели пример брал. Щас только и процветают такие, как Церетели, еще этот, который никас софронов….тьфу. Так какя разница? Раньше был налбандян, сейчас паточный Шилов и Церетели… и не нужно говорить о Глазунове, про него мне все известно.

      [Цитировать]

  • Энвер:

    Тань, как ты замечательно почти всех и помя…, пардон, упомянула! :-)

      [Цитировать]

  • tanita:

    Энвер, а ты заметил, что вот нельзя назвать ни одного нонешнего художника, которому, можно, как говорится, верить! Я сейчас думала-думала, не могу. и все. Вот смотрбю я на эти картины — хоть бы что шевельнулось. Вот где коньюнктурщики-то!!!!

      [Цитировать]

    • Энвер:

      Таните — кого считать "современными"? К сожалению, уже совсем практически не в курсе про текущую культур-мультур. А если вернуться к 60-никам (которых пока еще можно считать современниками, и некоторые еще в здравии) — думаю Имена есть. Не могу рассуждать, да и еще раз отмечу свой непрофессионализм. Просто вот из скульпторов, к примеру, мне очень нравится Э.Неизвестный. Прекрасная передача-интервью по каналу "Культура". Я и в "манежный" период о нем кое-что знал, видел фотографии работ "манежников" перед их разгоном Никитой(это мне дв.брат показывал-рассказывал, он с Эрнстом был знаком еще по "пребыванию" в Свердловске… Ну а говорить в данной изобразительной теме о поэтах-писателях-музыкантах, пожалуй, не очень в тему.
      Вот, лучше, сообразить, можно ли считать М.Пенсона "соцреалистом" при его "нереальных" монтажках? Или поставить точку в том, что "соцреализм" есть "клюквенная" разновидность сюрреализма?

        [Цитировать]

    • Маргарита:

      Таните. Если мы их не знаем, это не значит, что их нет. Время рассудит, кто талант, а кто конъюктурщик.

        [Цитировать]

  • Gereh:

    Биллиард в поле , на берегу и девушка в позиции на старт для пловцов — не понял как они играют и как нырять с такого старта.

      [Цитировать]

  • MK:

    Увыжаемый Энвер! Другому бы не стал, но Вам отвечу. Зайдите на сайт Пенсона и найдите его автопортреты, Вы увидите как страшно изменилось его лицо лет за 20. Этот человек ни мог не понимать: где и когда он живет.
    Он был художник и умел даже в постановочной фотографии передать трагизм и обаяние своей эпохи. Это совсем не Налбандян, поэтому мы его продолжаем смотреть и рассматривать. Нам что- то рассказывает напряжение лиц и поз, мы видим отчаянье узбеков, втиснутых в советский антураж. Много о чем рассказывают нам эти фотографии. А что архивы сохранились, так значит, знал себе цену, позаботился сохранить.

      [Цитировать]

    • Энвер:

      Дорогой МК! К сожалению, до автопортретов не успел в ночи, но обязательно посмотрю. Но после Ваших слов могу предположить, что некоторые уж очень "штучки" в его постановках и монтажках сделаны нарочно, типа подстрочного сарказма по отношению к действительности. Может быть. Тогда отношение меняется. Я споначалу про такой вариант не подумал. И Зощенко вспомнил.

        [Цитировать]

      • ВТА:

        Именно так! И Зощенко правильно вспомнили!

          [Цитировать]

        • Маргарита:

          А мне кажется, каждый в этих фото видит именно то, что хочет увидеть. Особенно хорошо это удается очень сильно "потом", когда ни автора, ни эпохи, ни страны, где он творил, нет и в помине.

            [Цитировать]

      • Yultash:

        Привет, дорогой! Посмотри, почитай — не сладко ему жилось. А Родня не просто "сохранила", а спасла и восстановила архив. Насколько я понял в создании сайта Пенсона принял участие и наш уважаемый ЕС. В заметке показано место Пенсона в фото искусстве СССР и Уз.
        http://www.maxpenson.com/albums?id=62

          [Цитировать]

        • Энвер:

          Ю! Спасибо за ссылку, нашел, но прочту уже на работе, убегаю. Сегодня не очень будет "рабочий" день. В связи (прошу прощения у всех за оффтопик), обращаюсь к тебе, как к дуайену нашего геологического сообщества, вывеси, пожалуйста, пост по случаю наступающего!

            [Цитировать]

        • ЕС:

          Есть дополнительные штрихи к портрету Макса Пенсона из его биографии, скоро публикую

            [Цитировать]

          • Yultash:

            Из опубликованных документов —
            "Москва, 13.08.1938
            Тов. Пенсон,
            В соответствии с Вашим согласием вести фотосъемку для советской части Нью-Йоркской выставки высылаем Вам съемочный план и пленку. Вам необходимо немедленно начать съемочные работы и первый негативный материал передать тов. Кутьину.
            Просим иметь в виду, что работа производится для большой международной выставки, на которой наша страна должна выступить и показать в вещах, в фактах социалистическую действительность, счастливую жизнь свободных народов. Во всей работе по съемке объектов по высланному Вам плану необходимо делать ударение на радостный свободный труд в условиях культурного производства, заботы о людях. Надо показать многообразную и интересную жизнь советских рабочих в часы досуга: клубы, учебу, культурный быт, воспитание детей и пр.
            Рассчитывая на Ваш опыт и мастерство ждем от Вас интересного материала.

            Директор ПТМ Тамаркин
            Зав. Редакционно-съемочным отделом Озерский"
            +
            "…После приезда с канала СНК Узбекистана на меня было возложено оформить фотографиями республиканскую выставку «15 лет УзССР». Выставка открыта.
            Триста четыре моих фотографии отражают жизнь, быт, культуру с/хозяйство и промышленность Узбекистана, экспонируются на этой выставке в диаграммах и монтажах.
            Принимал участие в выпуске фотоальбома посвященному 15-летию Узб. ССР.
            Более 100 моих фотографий экспонируются на выставке в Узбекском историко-революционном музее, специально организованной к 15-летию Узб. ССР.
            Выполнил ряд фотографий о Большом Ферганском Канале для музея революции Бухары и т.д.
            Тов. Пригожин – работаю много не смотря на мой довольно солидный возраст (скоро 50 лет) молодежи еще «не уступаю»… а иногда впереди по оперативности (шутка).
            Тов. Пригожин, на «Советское фото» не удалось подписаться так как подписку не принимают. Если есть возможность через редакцию получать «Советское фото» – был бы очень благодарен.
            В отношении подготовки предстоящей весной фотовыставки – с большим удовольствием занимался бы, но увы: у меня нет ни одного листа матовой художественной бумаги и достать ее в Ташкенте абсолютно невозможно. Фотобумага в Ташкенте – редкий гость."

            Интересно, а сейчас с фотобумагой как? Или всё "цифра" съела?))))

              [Цитировать]

    • ВТА:

      Вот с Вами, МК, согласна абсолютно. И для нас большое счастье, что остались фотографии Пенсона, низкий поклон его родным и ему, разумеется. Все, кто жил в ту эпоху и кто читал или будет читать и способен к анализу, сделает свои выводы и увидит настоящее. В конце концов только так и можно судить о любом времени, — со скидкой на обстоятельства, узучая историю, сопоставляя и анализируя. Рассматривая фото Пенсона, я меньше всего обращаю внимание на парадность и "замысел", разве что это помогает понять, что именно мне хотят внушить и чего не было и в помине. Мы, советские, давно научились видеть за кадром и читать между строк.

        [Цитировать]

      • ЕС:

        30-е годы, Узбекистан, я лично вижу только фотками Пенсона…

          [Цитировать]

      • tanita:

        Аналогично. Трагедия М. Пенсона в том, что ему пришлось жить в ТЕ времена. А то, чтоУзбекистан тридцатых именно отражен в снимках Пенсона — это факт. И, скажите пожалейста. часто ли бывало, что родня так тщательно хранила архивы? Это наша удача.

          [Цитировать]

    • собир:

      Вот с чего вы взяли вот это «мы видим отчаянье узбеков, втиснутых в советский антураж»? Да нормально узбеки жили в колхозах. Поменяли обычного бая который выжимал из них все соки на красного бая, который хоть чего-то боялся в этом бренном мире. Вы не задавались вопросом почему Узбекская ССР так сравнительно легко пережила коллективизацию по сравнению с другими республиками? Да потому что их уже давно коллективизировали местные баи.

        [Цитировать]

  • olga:

    Замечательные репортажные фотографии..

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.