Ещё одна глава про пассажиров. Привычный маршрут Искусство
Александр Махнев.
Маршрутное такси особенный, отличный от других, вид городского транспорта. Конечно это отнюдь не элитное такси, однако и не общедоступные автобус, трамвай, троллейбус. Здесь вы почти по «автобусной» цене, получаете почти «таксовый» сервис. Вас не набивают здесь битком и вам остановят «по требованию», хотя и в пределах определённого маршрута.
Эти нюансы, очевидно отражаются, как на поведении водителей так и пассажиров.
Пассажиры старательно игнорируют существующую всё же разницу между такси «настоящим» и такси маршрутным. В ход идут и грубовато-фамильярные требования остановок и раздражённые реплики, в случае недостаточно быстрого, по мнению клиентов, реагирования водителей на таковые. В общем, со стороны пассажиров общение происходит под девизом: «Деньги плачены! Гони шеф!»
Водители отвечают словом и делом под девизом «Не «нУкай» не запрягал!»
Тут конечно и многочисленные «остроумные» и отчасти издевательские таблички-надписи:
«Тише скажешь – дальше будешь». «Место для удара головой». «Заплати за проезд – не будь зайцем». «Кричи громче – водитель глухой». «Не хлопайте дверью – будьте людьми», или «Хлопайте дверью осторожно, как дверью своего холодильника».
Дверь вообще служит водителю поводом напомнить зарвавшимся «седокам» кто тут на самом деле хозяин. Если дверь закрывается легко, а вы ею громыхнули «с душой» таки получите что-то вроде – дома так дверью хлопай! А если дверь с трудом закрывается, а вы, помня о прошлых замечаниях, опасливо её притворяете, так услышите – ну ты чего каши мало ел?
Так до вас пытаются ненавязчиво донести мысль о том, что вы здесь всё-таки в гостях. Этакий плебей, попавший во что-то аристократическое совершенно случайно и соответственно обязанный вести себя с максимально-возможной скромностью.
Довольно любопытны женские взаимоотношения с дверями маршрутных такси. Надо сказать, что внутренняя компоновка большей части маршруток сделана крайне неудобно для пассажиров. Такое чувство, что это делается намеренно. Может тоже непроизвольное напоминание: не баре мол, и так доедете. А женщины они ж всегда обращены «внутрь». Они всегда озабочены больше не действием, а тем насколько эффектно удаётся выглядеть при его совершении. И вот, значится, она открывает дверь, не особенно вникая в конструктивные особенности замка, потому открывать неловко и поза как пить выходит при этих усилиях малоэффектная. И дверь собака не открывается, и лёгкая паника охватывает подавляющее большинство представительниц слабого и прекрасного… Зрелище, заслуживающее сочувственной улыбки.
Посадка в маршрутное такси (в час пик в основном конечно) это отдельная большая история. Или много-много маленьких.
Сам я обыкновенно в эти дрязги не вступаю. Отнюдь не по причине своей твёрдой жизненной, в этом вопросе, позиции. Скорее в связи с отсутствием таковой. Она есть, но чрезвычайна неустойчива. С одной стороны активные, ежедневные бытовые битвы не по мне. Но и быть философичным созерцателем тоже далеко не всегда удается. Зато такая «болтающаяся» исходная «сочувствующего болельщика» представляет возможность стороннего, хоть и заинтересованного наблюдения, и оценок соответственно.
Не знаю как в других крупных городах, а в Ташкенте в час пик практически ни в один маршрут такси спокойно не сядешь. Туда надо пробиться, прорваться, протиснуться, пропихнуться…
Как ни странно в этом деле наиболее активным оказывается именно слабый пол. Частенько можно наблюдать сценку: супружеская чета при посадке высылает вперёд свою лучшую половину – та уж момента не упустит. Сильная часть робко ожидает в сторонке.
Бабушки заметно здесь выделяются. Видимо генетическая память, обо всех этих военно-гражданских теплушках и совковых беспощадных очередях, сказывается.
Посадка. Двери уже давно облеплены со всех сторон и вдруг: мощный рывок бабульки, активная работа локтевыми суставами и – о, чудо! – «божий одуванчик» уже «там». Вопреки всякой логике. Мест нету? Так в дело идёт умоляюще — униженный тон: сыночек пустите бабушку. Вот буквально сейчас разрыдается! Пускают голубушку, подвинувшись, потеснившись. Бедолага некоторое время торопливо повествует о своей убогой судьбинушке, но к выходу совсем оттаивает и осваивается: Водитель! Я же просила вас остановить! Бестолковый какой-то – злобно огрызается пассажирка на вполне дружелюбные оправдания шофёра. За последним тоже впрочем, не заржавеет – и трогать не спешит, и проехать может чуть дальше определённого места парковки. Не упустит короче намекнуть лишний раз на вышеупомянутое тонкое обстоятельство.
Стою в толпе. Конечная остановка на «Центральном рынке». Опередить здесь «базарных завсегдатаев», категорически не реально. Они в связи со своей профессиональной деятельностью существенно лучше под требуемый «принцип действия» заточены.
Не переживаю — каждый день отсюда возвращаюсь домой, точно знаю – пару ближайших машин уйдут «на ура!», а там можно и поспокойней загрузиться. При том, замечаю, что не один я тут такой «мудрый». Небольшая группка держится чуть в стороне опасаясь быть затоптанными))) Водила останавливает вдалеке от жаждущих. «Активисты» устраивают забег на не очень короткую дистанцию. Недолгое, остервенелое сражение, крики, кто-то поскользнувшись едва не падает и… внутрь попадают все участники забега! Без исключения. А ведь чуть не позашибли друг-друга.
Осуществляю посадку в транспорт. Уже несколько «пропустил». Зазывала то и дело выдаёт завершающую погрузку остроту: ТТЗ через КПЗ! Полный, «с сиропом», езжай! Но вот, наконец, кажись моя. Уже ногу знанёс на ступеньку и тут врезается нечто сзади. Меня естественно сметает. Но всё ж удаётся в итоге протиснуться. Наблюдаю за торпедировавшей меня женщиной. Симпатичная, молодая, в хорошей шубе. Видимо поймав мой взгляд — явно смущена. Остыла от битвы и теперь у неё просто на лбу написано: а чего это я?
А вот другая мизансцена, тот же «час пик»: машины подходят часто, но и наполняются мгновенно. Три дамы, из тех что принято именовать «кошёлками» отягощённые покупками мечутся от одного авто к другому всё время запаздывая. Наконец отчаявшись, решают «поймать» «в складчину» настоящий таксомотор. Это надо на главную трассу выходить, метров пятьдесят в сторону. И вот, когда они уже на обочине, на «конечку» выныривает откуда-то «левая» маршрутка, совсем пустая. Марш бросок, бедных женщин в обратную сторону, я наблюдаю в окно «РАФика», неторопливо расположившись внутри. Успели сердешные!)) Запыхались совсем. Ой как мы набегались – возбуждённо делятся впечатлениями. А цена вопроса: двадцать пять минут спокойного ожидания или столько же нервной беготни с полной выкладкой. Вот уж верно: «суета сует, и всё суета».
Всё-таки как ни крути, а терпение – добродетель)).
Ну а чего тут поделаешь? Люди. Тем более «наши», привычные к ненавязчивому сервису. Вечно живущие под «дамокловым мечём», опасением – опоздать к раздаче. Тут и женская особая активность понятна. «Лучшие» наши — меркантильнее, бытовей. Острее, наверное, чувствующие ответственность за обустройство конкретной судьбы, семьи… а не за мир в целом)) Им ещё суп может варить, а не последними новостями в телевизоре интересоваться))
Всё понятно. И всё же бывает печально всё это видеть.
Забивался как-то в маршрутный автобус, следующий на кладбище. В «Родительский день». Народу сами понимаете. Стою в сторонке, наблюдаю. Задорно, жёстко, как в последний путь. Вырвалось непроизвольно: Граждане ну не надо же так торопиться! Все там будем.
А впрочем: Что вы им толкуете: жизнь коротка? Они ж за место в маршрутке готовы насмерть биться.
ПРИЛОЖЕНИЕ к ещё одной главе.
№ 1. Старик Фрейд?
Сколько здесь биньет стоит? – внезапно выдала сильно немолодая, но, кстати сказать, весьма импозантная старушенция в маршрутном такси. Я аж вздрогнул. Отчего-то сразу представилась её бурная молодость.
Еще надпись в маршрутке:"на просьбу остановить где-то здесь, остановка получится где-то там".
А в автобусе уже видела табличку: "запрещается — говорить по телефону и слушать музыку".
Ирина[Цитировать]
а как насчет таблички: "место для удара головой" !!!
Muk[Цитировать]
Наличие маршрутных такси — признак неорганизованности и отсталости в организации пассажирских перевозок городским транспортом (трамвай, автобус, троллейбус)
В приличных странах маршруток нет.
Timur[Цитировать]
Почему? В Израиле — полно! И, кстати, очень удобно. Мне маршрутки больше нравятся, они быстрые, а с этими турникетами в автобусах едегшь на час больше обычного.
tanita[Цитировать]
я говорил про нормальные страны. В странах Европы, где мне довелось побывать, транспорт работает как часы и маршруток нет.
Timur[Цитировать]
При наличии нормально работающих трамваев,троллейбусов и автобусов с оптимальным интервалом движения маршрутные такси не нужны.
татьяна[Цитировать]
Прочитала — удивилась. Не ожидала, что в ташкентских маршрутках такой ажиотаж. В Мосве ничего подобного нет. Никто ничего не берет с бою. И двери во многих такси открывает водитель. Автоматически. Правда, на большие расстояния у нас маршруток -газелей теперь нет. Ходят частные автобусы. Четыре льготных места для пенсионеров — бесплатный проезд. Автобусы большие, так что очереди только на конечных остановках и то, чтобы войти. Но у нас и автобусы и троллейбусы неплохо ходят. Смотрю, Тимур наверное, прав насчет отсталости и неорганизованности пассажирских перевозок. У нас маршрутки — дополнение, в Ташкенте — чуть не основной транспорт. Отсюда и давка.
tanita[Цитировать]
Танита,
кто Вам сказал, что в Ташкенте плохо ходят автобусы? :)
Это раз. Во-вторых — раз в Москве есть маршрутки ( хоть какие, хоть из золота сделанные) — общественный транспорт в этом городе "болен".
Timur[Цитировать]
Да вы же,Тимур и сказали::) Наличие маршрутных такси — признак неорганизованности и отсталости в организации пассажирских перевозок городским транспортом (трамвай, автобус, троллейбус)
Маршрутки в Мосве не золотые, но ситуация разительно отличается от описанной А. Махневым. Очередь на маршрутку более пяти человек — большая редкость.
tanita[Цитировать]
За всю Москву не говорите, пожалуйста. Видели очереди на маршрутку и настоялись в них достаточно.
Нелли[Цитировать]
Вообще очереди на автобусы на конечных метров в Москве поражают — смотреть страшно, чуть не на остановку! И, самое главное, некоторые едут чуть не пару остановок, отстояв в такой очереди! Вообще московские автобусные маршруты до меня доходили — однажды сели в автобус, надо было ехать почти до конца, но автобус нам устроил обзорную экскурсию по району! Прямая главная улица, на ней ряд длинных магазинов, так автобус свернул с нее в НАЧАЛЕ магазина БУМ,проехал по закоулкам остановок шесть, снова вывернул на главную, но в КОНЦЕ этого магазина! Потом снова свернул снова и так далее — если бы мы знали, то мы быстрее прошли бы через эти магазины добрую половину маршрута…
J Silver[Цитировать]
тем не менее в москве хоть очередь есть. нашим бы вдолбить это простейшее правило общежития)
александр махнёв[Цитировать]
А ведь раньше очередь стояла. Например, в 60-х на массиве Высоковольтный на 41-й автобус, в 70 или 80-х, точно не помню, на конце маршруток на том же массиве (у железной дороги). А потом победили сильнейшие.
ВТА[Цитировать]
конечных метро, разумеется…
J Silver[Цитировать]
Что-то я не сталкивалась с такими "битвами" за место в маршрутке. Может, это только на каких-то определённых маршрутах. Ну, там от Ипподрома до куда-нибудь.Может, что-то произошло за 7 последних месяцев в Ташкенте, что-то изменилось? И действительно, ха-ха, только прочитав комментарии, подумала о том, что здесь, у нас, маршруток нет!!!
Светлана[Цитировать]
Что-то автор загнул!
Лично я ни с чем подобным не сталкивался никогда — все гораздо спокойнее…
Надписей таких никогда у НАС не видел — вот в Москве видел, а в Ташкенте нет! Водители никогда в остроумии не упражнялись при мне — как-то это не в наших традициях…
Кстати, РАФиков-маршруток давно нет, только Газели и импортные иногда…
Маршрутки, в принципе, нормальный транспорт, только Газель не особо удобная машина, а зеленые недоношенные Ивеко в качестве автобуса еще хуже…
J Silver[Цитировать]
я вообще литератор так называемого "фотографического" типа, так что уверяю вас- выдумки здесь самый минимум, и реальное положение это никак не искажает.
александр махнёв[Цитировать]
Еще бы уточнили, где это вы так "нафотографировали" — разные ситуации бывают, конечно…
J Silver[Цитировать]
На метро Горького. Направления Карасу и Рахат. Очень похоже.
tormoz[Цитировать]
уточнить? да навскид! №28 от алайки, №№ 28, 41, 76 -от автостанции ТТЗ. №95- академгородок-аэропорт. в этот можно сесть почти исключительно на конечках. если конечно сильно повезёт. разумеется я имею в виду пиковое время. а в остальное многие маршруты просто резко сворачивают свою активность. не интервал увеличивают! отнюдь. просто ездят через одного. так что можеьт и сядешь- если конечно дождёшься.
я на маршрутках езжу круглый год. шесть дней в неделю. откуда только и куда не случается. раньше думал просто несколько неудачных маршрутов попались. теперь уверен- это принцип действия. и я конечно могу написать вдвое большую статью обясняющую такую ситуэйшен, вот только… транспорт это кровеносные сосуды города. и клиент не должен входить в положение оказывающих услугу. это же абсурд просто.
александр махнёв[Цитировать]
я собственно и хотел затеять небольшую дискуссию об бщественном транспорте. нынче ташкентцев по всему миру рассыпано- как там в ваших новых краях?
александр махнёв[Цитировать]
Похвальное слово маршруткам в городе Красноярске! Господа, не верьте всяким гадостям, которые распространяют про этих бедолаг! Никогда в советские времена не было здесь нормального муниципального транспорта. Я помню только бесконечное ожидание на морозе и сражение у дверей за место на подножке. Кстати, во многих уголках российской провинции было ничуть не лучше. В 9о-е на красноярских улицах позиции захватили большие автобусы с кондукторами, которые собственно и являются местными маршрутками. Их постоянно пытаются сжить со света, то за нежелание возить пенсионеров по льготным картам, то за то, что их большие бока создают пробки на дорогах. Но теперь в самый сильный мороз я могу добраться до любой окраины без проблем. Мэрия пытается возродить общественный транспорт. Покупаются новые автобусы, частных перевозчиков обвиняют во всех грехах, но государственные автобусы сгорают вместе с гаражами, а безобразничают на мостовых не только маршрутки. Муниципалы командуют трамваями и троллейбусами. Метро строили городскими силами, финансов не хватило. Копали-копали да и бросили!
lvt[Цитировать]