История АРДТУ Искусство История

Академический русский драматический театр Узбекистана – прямой наследник лучших традиций русской сцены, сложившихся в Туркестанском крае, в крупнейшем его городе Ташкенте в самом начале 20 века под сильным воздействием демократических идей. Эти традиции оказались прочными благодаря весьма последовательной опоре местных любительских и профессиональных коллективов на передовой опыт отечественного искусства, постоянным с начала 20 века гастролям в Ташкенте многих замечательных мастеров, энтузиазму местной интеллигенции, которая сумела создать в крае свою культурную среду. Все более заметным становилось здесь влияние представителей интеллигенции из числа сосланных в Туркестан.

Уже в конце 60-х годов 19 века в городах края возникли военные, а затем гражданские клубы и собрания с любительскими драматическими и музыкально-драматическими кружками. Наиболее значительные из этих кружков стремились вынести свои спектакли на широкую аудиторию. Их просветительские устремления определили репертуар: видное место в нем заняли пьесы А.Н. Островского
Те же просветительские, демократические идеи руководили большинством русских антрепренеров, когда они стремились в эту далекую провинцию Российской империи. И дорога в Ташкент была открыта передовым театральным коллективам. С начала 80-х годов 19 века все более изменялся состав местного русского населения; на смену военно — чиновничему обществу приходили интеллигенты из среднего сословия. Труппы под руководством Н.И.Ржевского, В.И.Васильева-Вятского, Н.Д.Кручинина, В.М.Янова, Н.П.Казанского старались ориентироваться на интересы передовой части местного общества.
Лучшие традиции русской сцены сложились в Туркестанском крае, в крупнейшем его городе Ташкенте в начала 20 века. Здесь постоянно гастролировали многие замечательные мастера – это антрепризы Николая Собольщикова – Самарина, Степана Кузнецова, Павла Орленева, Мамонта Дальского, братьев Роберта и Рафаила Адельгейм, Мариуса Петипа и великой Веры Федоровны Комиссаржевской.
Крупнейшая антреприза Туркестанского края – это деятельность труппы З.А.Малиновской, которая начиная с 1903 года и вплоть до 1918-го ежегодно работала в Ташкенте. Достаточно сказать, что театр З.А.Малиновской уже в 1903 году играл пьесы «Мещане» и «На дне» А.М.Горького.
Таковы были местные традиции русской сцены, которые и явились твердой основой для успешного развития русского театра в Ташкенте. Очевидна переемственность этих традиций: актер и режиссер труппы З.А.Малиновской – Константин Шоршитейн в 1918 году принял главное участие в создании первого в Средней Азии «Русского театра», открывшегося в Ташкенте, и был его Художественным руководителем. Через год он возглавил здесь же Гарнизонный театр.
Оживление культурной жизни в Туркестане в начале 20 века вызвали зарождение любительских кружков в среде узбекской интеллигенции. Формировалась национальная узбекская драматургия демократического просветительского направления, возглавляемая Хамзой Хаким-заде Ниязи.
Что же касается русского театра, то на протяжении 20-х- нач. 30-х гг. 20 века в Ташкенте работали разные русские коллективы. Их выступления бывали более и менее успешными, а в целом подтверждали одно: Ташкент нуждается в крепком постоянном русском театре, способном пропагандировать мировую культуру.
Открытие Ташкентского русского драматического театра состоялось 21 октября 1934 года спектаклем по пьесе Л.Славина «Интервенция». Премьера острой злободневной пьесы стала программной для театра, основой репертуара которого стала современная пьеса, поднимающая проблемы сегодняшнего дня, ставящая вопросы социальные, нравственные, этические. В разное время это были спектакли по пьесам В.Вишневского, А.Арбузова, К.Симонова, В.Розова, М.Рощина, А.Гельмана, М.Шатрова, А.Чхаидзе, А.Салынского, И.Дворецкого и многих других драматургов.
Основателями театра являются – Художественный руководитель Василий Александрович Чиркин и директор Михаил Карлович Вулконский. Это были люди, которые много сделали для становления культуры театра, усиления его творческой и общественной активности на основе принципов сценического реализма.
Василий Чиркин с 1934 по 1939 гг. поставил 16 спектаклей, наиболее яркие из них – «Интервенция», «На дне», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Отелло», «Гроза», «Дети Ванюшина», «Петр первый», «Бай и батрак». Его режиссура отличалась утверждением высоких идеалов, глубина и правда жизни сочетались с яркостью театральной формы. В.Чиркин сознательно стремился реализовать вахтанговский принцип взаимодействия чувства правды и чувства формы, именно на этой основе создавал он свои лучшие спектакли.
В 1936 году театру присвоено имя А.М.Горького.
Ташкентский театр русской драмы сыграл значительную роль в развитии театральной культуры Узбекистана. Щедро делясь богатейшим опытом русской сцены, он всегда был звеном, скрепляющим связи между русским и узбекским театральным искусством. В свою очередь театр обогащался достижениями узбекской драматургии. В конце 30-х годов 20 века коллектив начал свою плодотворную работу над произведениями узбекских авторов. Так, знаменитая пьеса «Бай и батрак» Хамзы была показана еще в 1939 году и спектакль этот вошел в список лучших ее воплощений. В дальнейшем событиями явились постановки пьес Хамзы «Тайны паранджи» (1956) и «Проделки Майсары» (1960).
На сцене театра были поставлены пьесы известных узбекских драматургов Н.Сафарова, А.Каххара, С.Азимова, М.Шейхзаде, С.Ахмада, Т.Зульфикарова и великого классика Алишера Навои. Деятельность Ташкентского русского драматического театра – пример творческого содружества двух национальных культур.
Сезоны Ташкентского русского драматического театра своеобразны и неповторимы, о них можно рассказать многое. История театра изобилует яркими событиями. Путь непрерывных поисков, взлетов и отступлений, путь упорной борьбы за передовое театральное искусство. Театр щедро раскрыл перед зрителем сокровищницу мирового искусства. Вольнолюбивые герои романтической драмы Шиллера и Гюго, образы великих трагедий Шекспира, яркие и жизнеутверждающие персонажи комедий Мольера и Гольдони, искрометный юмор которых подкупал зрительный зал, все это духовное богатство было горячо принято ташкентским зрителем, полюбившим свой театр и его актеров.
Многие спектакли, по признанию критиков, стоят в ряду значительных достижений театрального искусства 30 – 50-х годов 20 века. Это – «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1935), «Петр первый» А.Толстого (1938), «Маскарад» М.Ю.Лермонтова (1939), «Три сестры» А.П.Чехова (1941), «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1944), «На бойком месте» А.Н.Островского (1949), «Пигмалион» Б.Шоу (1951), «Дачники» А.М.Горького (1952), и др.
Русский театр драмы им.Горького становится подлинным очагом реалистического искусства, в котором стремление к жизненной правде сочетается с яркой театральностью.
Труппа театра формировалась путем приглашения известных актеров и режиссеров. Первоначальное ядро ее составили: В.А.Чиркин и Е.А. Простов (режиссура), А.С.Загаров, Е.Л.Ленина, А.М.Шестаков, Н.С.Фирсов, Л.М.Петрова. Несколько позднее в труппу вошли Г.Н.Загурская, П.С.Давыдов, О.И.Андреева, О.И.Герасимова, А.П.Розанцев, Н.Г.Хачатуров, З.А. Радецкая и др. Актерский состав с самого начала был весьма сильным, он и определял характер творчества театра. Режиссура была достаточно профессиональной. Благодаря незаурядному актерскому мастерству, творческому единомыслию, театр завоевал настоящий авторитет.
В годы Великой Отечественной войны немало сделано было актерами театра для обслуживания тружеников тыла, часто они выступали в госпиталях, на мобилизационных пунктах, перед эвакуированными в Узбекистан. Всю свою энергию театр отдавал обслуживанию воинов Советской Армии. В 1942 году артисты А.А.Гзовская, А.П.Розанцев, О.Е.Бежанбек в составе бригады узбекских мастеров сцены выезжали на Западный фронт. Первым спектаклем – откликом на события того времени была постановка драмы «Профессор Мамлок» Фридриха Вольфа. В 1941-1945 годы театр обращается к произведениям патриотического звучания – прежде всего современным. Наиболее глубокого раскрытия жизни театр добился в спектаклях «Русские люди» К.Симонова и «Нашествие» Л.Леонова.
Пьеса К.Симонова «Русские люди», поставленная режиссером Я.А.Варшавским, рассказывала о боевых буднях маленького гарнизона. Здесь, в грохоте ожесточенных боев, окруженные со всех сторон гитлеровцами, простые люди показывали чудеса героизма, выявляли лучшие черты характера русского человека. Яркие незабываемые образы создали артисты А.И.Соловьев, Н.Н.Воробьев, А.В.Милославский, Г.Н.Загурская, Е.Л.Ленина.
Живой образ непокоренного народа создали артисты театра в спектакле «Нашествие» (режиссер-постановщик С.Г.Бирман). Бесстрашие перед лицом озверевшего врага супругов Талановых (артисты Е.К. Злобин и О.И. Андреева) служило для зрителей примером подлинного патриотизма.
В послевоенные годы, с приходом способных выпускников Ташкентского театрального института, произошло укрепление и омоложение труппы. В эти годы в театре уже работали, ставшие известными артистами, М.Ф.Мансуров, К.Г.Ефремова, В.Д.Александрова, Е.К.Злобин, Н.П.Алексеева, Д.А. Алексеев, В.К.Козлов, Н.С.Хлибко, Ф.П. Котельников, К.М. Михайлов, П.В. Чепрунов, С.Б. Аулов, П.С.Дроздов, В.А. Русинов, Н.И.Мягкова, Л.С.Мельникова, Л.С.Колесников, Т.М.Аванесянц, К.И.Мощенко. Позднее пришли Е.Г.Яворский, М.Р.Любанский, Р.Д.Ткачук, В.Э.Рецептер, И.А.Ледогоров, Н.П.Сундукова.
Поворот в творческой деятельности театра произошел в середине 50-х годов 20 века и определился он благодаря новой режиссуре, тяготевшей к самостоятельным поискам, к современной стилистике. С этого времени более заметным стало стремление коллектива к новым театральным формам. Этапными для театра стали постановки «Настоящий человек» по роману Б.Полевого (1954г., режиссер С.Микаэлян), «Клоп» В.Маяковского (1956г., режиссер Ф.Шейн), «История пустой души» — первое воплощение романа – эпопеи М.Горького «Жизнь Клима Самгина» (1958г., режиссер А.Гинзбург), «Иркутская история» А. Арбузова (1960г., режиссер А. Гинзбург). Спектакли, поставленные Александром Осиповичем Гинзбургом, человеком беспокойным, не умеющим и дня прожить без поиска, удивляли размахом нового прочтения драматургии. Ему был противопоказан узкий, прямолинейный взгляд на жизнь, общество, человека.
60 — 70 годы 20 века отмечены яркой режиссурой и интересными актерскими работами. Этапными для театра стали постановки «Гамлет» У.Шекспира (1961г., режиссер А.Михайлов, в роли Гамлета — Владимир Рецептер), «Полк идет» — воплощение романа М.Шолохова «Они сражались за Родину» (1965г., режиссер М.Спивак), «Власть тьмы» Л.Н.Толстого (1966г., режиссер М.Спивак).
Спектакли, поставленные Михаилом Львовичем Спиваком, звали к углублению в психологию человека, в его внутренний мир, в природу его поступков. Актер, таким образом становился первостепенным, а иногда и единственным объектом режиссерского внимания.
В 1967 году театру присвоено звание «АКАДЕМИЧЕСКИЙ».

Семидесятые

Яркие спектакли Виктора Стрижова «Ревизор» Н.В.Гоголя (1969г.), «Путешественник без багажа» Ж.Ануя (1969г.), «Человек из Ламанчи» Д.Вассермана и Д.Дэрион (1970г.), «Дело» А.С. Сухово-Кобылина (1974г.), «Комедия ошибок» У.Шекспира (1974), «Царь Федор Иоанович» А.Толстого (1975г.), «На дне» М.Горького (1976г.) продемонстрировали высокую профессиональную культуру режиссера, чуткость к восприятию нового. Это и снискало В.М.Стрижову славу режиссера, постановки которого всегда были желанными для зрителя.
Большой успех выпал на долю спектакля «Трамвай «Желание» Т.Уильямса (1972г., режиссер О.А.Чернова). Это был успех и постановщика, и вошедших в труппу актеров Л.Грязновой, В.Павленко, В.Никитина.
Ташкентский театр драмы проходит сложный путь. Были неудачи, сомнения, были периоды подлинного расцвета, творческого подъема. Но театр постоянно ищет пути к сердцу современника, всегда искренен и упорен в своих стремлениях.

Восьмидесятые

Вячеслав Алексеевич Гвоздков имеет свою творческую программу, стремится к созданию разнообразного репертуара, к первооткрытиям в сфере новой драматургии периода перестройки, связан с авторами нового поколения восьмидесятых. Его спектакли «Сад без земли» («Сестры») Л.Разумовской (1984г.), «С трех до шести» А.Чхаидзе (1984г.), «Зинуля» А.Гельмана (1985г.), «Рядовые» А.Дударева (1985г.), «Завтрак с неизвестными» В.Дозорцева (1988г.), «Диктатура совести» (1987г.) и «Дальше, дальше, дальше…» М.Шатрова (1988г.).
Большим зрительским успехом пользуется спектакль «Полет над гнездом кукушки» Д.Вассермана (1984г.). «… Мы вдруг почувствовали, что в этой пьесе поставлены те проблемы, от решения и понимания которых зависит судьба каждого и судьба человечества в целом. Сегодня мир может выжить, если сделает ставку на человеческое в человеке, на социальную справедливость по отношению к каждому, если во всех областях деятельности перестанут опираться на страх» (В.Г.Гвоздков).
Ярко и интересно работает режиссер А.С.Кузин, поставивший спектакли «До третьих петухов» В.Шукшина (1982г.), «Семь долин» по произведениям классической поэзии Востока (1983г.), «Глоток свободы» Б.Окуджавы (1986г.), «Не играйте с архангелами» Д.Фо (1987г.), «Калигула» А.Камю (1989г.), «Лев зимой» Д.Голдмэна (1990г.).
Две постановки на сцене театра имени М.Горького осуществил М.Я.Вайль, художественный руководитель театра «Ильхом». В Русском академическом театре он поставил драму Э.Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1985г.) и «Чайку» А.П.Чехова (1987г.).
В спектаклях В.Гвоздкова, А.Кузина, М.Вайля виртуозно работали актеры В.Баграмов, Г.Пачис, Э.Дмитриева, Л.Михайлова, М.Шамшина, А.Пачис, В.Вержбицкий, Н.Иванов, О.Володина, И.Авдюшкина, В.Цветков, Б.Шевченко, О.Васильев и многие другие.

Девяностые и последующие годы

Восемнадцать лет создает Владимир Шапиро свой театр. Его постановки – «Дурацкая жизнь» С.Злотникова (1990), «Зойкина квартира» М.Булгакова (1991), «Графиня Юлия» А.Стринберга (1991), «Все в саду» Э.Олби (1992), «Священные чудовища» Ж.Кокто (1992), «Великая магия» Э.Де Филиппо (1993), «Тот ,кто получает пощечины» Л.Андреева (1994), (Лысая певица) Э.Ионеско (1994), «Жорж Данден, или Одураченный муж» Ж.-Б.Мольера (1995), «Ужасные родители» Ж.Кокто (1997), «Затмение, или Игра пустоты» Ф.Саган (1998), «Служанки» Ж.Жене (1999), «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского (2000) и др. завоевали симпатии зрителей.
В спектаклях В.Шапиро формировалась и выросла сильная группа актеров – В.Вержбицкий, И.Авдюшкина, А.Дубровин, О.Володина, Н.Иванов, Л.Михайлова, Г.Луковникова, О.Овчинникова, Л.Стоцкая, Ф.Полонская, Н.Барсукова и многие другие.
В своем творчестве В.Шапиро добивается ясного, доведенного до конкретности смыслового решения спектакля.
Глубоко проникая в мир драматургического произведения, он извлекает из него то самое важное, что необходимо театру именно сегодня. Его режиссура отличается четкостью замысла и фантазией, лаконизмом и последовательностью воплощения, актуальностью и значительностью мысли.
Владимир Шапиро смело вывел на подмостки новое, молодое поколение Академического русского драматического театра Узбекистана. Это выпускники Школы-студии театра. Сегодня зрители могут увидеть молодых актеров в спектаклях: «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони, «Татарин маленький» А.Пояркова, «Дамское танго» В.Аслановой, «Фигаро-эскиз» по мотивам комедии П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Коломенковый рай» (сценическая фантазия по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»), «Le Monstre, или Человек, который платит» Ива Жамиака, «Когда лошадь теряет сознание» Ф.Саган, «Цветок смеющийся» Н.Кауарда, «И был вечер, и было утро…» М.Ладо, «Вестайдская история» А. Лорентса, «С тобой и без тебя» А. Менчелла, «Романтики» Э. Ростана и др.
Олег Галахов, Валерий Кудашкин, Иван Ненашев, Наталья Епонешникова, Сергей Архипов, Андрей Кошелев, Анастасия Пенькова, Диана Дубровина – вот неполный перечень талантливых артистов, ведущих сегодня вместе с актерами старшего и среднего поколений репертуар Академического русского драматического театра Узбекистана.
На сцене театра идут пьесы разных жанров, авторов различных стран. Театр стремится в каждом спектакле решать новые задачи, осветить светом рампы самые различные стороны жизни человеческого духа.
Более 45-ти спектаклей поставил В.Шапиро на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана. Они определили его художественный почерк, который нельзя отделить от сценографии, музыки, пластики и других компонентов спектакля. Основанные на продуманных решениях, все они входят в его спектакли, как точное выражение замысла.
И сегодня коллектив театра, воспитанный на художественных традициях и современных достижениях мирового театра, представляет зрителю свои новые спектакли.

3 комментария

  • Фото аватара lvt:

    На сайте "кино-театр ру" много хороших отзывов о спектаклях этого театра. Главное, что театр жив, что не даёт оборваться нити, связующей дни. А то уже приходилось читать, будто "Жизнь Клима Самгина" впервые получила сценическое воплощение в Маяковке, а китайская пьеса "Гроза"- на московской сцене, а вовсе не в Ташкенте ( под названием "Тайфун"). У нас ведь история русского театра заканчивается на берегах Волги… Кто-нибудь из ташкентцев видел последние премьеры бывшего театра им. Горького?

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.