Ташкентские адреса Сергея Есенина. Железнодорожный вокзал История Ташкентцы

Сергей Зинин, кандидат филологических наук.

Первым ташкентским адресом, связанным с именем Сергея Есенина, следует считать железнодорожный вокзал Ташкента. Сюда он приехал вместе со своим другом Григорием Романовичем Колобовым (1893–1952) 13 мая 1921 года и прожил в специальном служебном вагоне до самого отъезда в Москву.
Красивое здание вокзала Среднеазиатской дороги было сооружено в 1901 году по проекту архитектора Г. М. Сваричевского. Фасад здания был разделен на три части. Высокая центральная часть была перекрыта куполом, кровля которого имитировала черепицу. Над центральным подъездом были установлены большие часы.

Кроме здания вокзала на территории станции находились главные мастерские, депо, большой материальный склад, нефтехранилище, приемный покой, дешевая столовая для железнодорожников, чайная. Железнодорожная станция Ташкент была отделена от города каналом Салар. С городом станцию связывали три широких улицы: Госпитальная, Духовская и Куйлюкский проспект.
С. Есенин и его спутники приехали в Ташкент в специальном вагоне 1-го класса, который имел бронированные боковые стенки зеленого цвета, а внутри был небольшой салон и два двухместных купе. Вагон после революции был передан в распоряжение Контрольной фронтово-разгрузочной комиссии Народного комиссариата путей сообщения, которую в 20-е годы возглавлял Г. Р. Колобов, близкий друг С. Есенина.
Кроме стола, стульев и дивана, у последнего окна салона с левой стороны к стенке был прикреплен столик для пишущей машинки. С. Есенин писал А. Мариенгофу: «Вагон, конечно, хороший, но все-таки жаль, что это не ровное и стоячее место. Бурливой голове трудно думается в такой тряске». Спецвагон в Ташкенте поставили за зданием вокзала на дальнем запасном пути. Во время пребывания в Ташкенте С. Есенин со своими спутниками ночевал в служебном вагоне.
«Жил Есенин в своем вагоне, — вспоминал художник Ф. В. Лихолетов, — стоявшем где-то на дальних путях Ташкентского железнодорожного вокзала. Утром, переступая через многочисленные рельсы, вместе с Колобовым и их спутником шли на привокзальную площадь, брали извозчика и ехали в город — либо к Ширяевцу, который, по-моему, в эти дни не ходил на службу, либо сразу в какую-нибудь чайхану в Старом городе — завтракать. Иногда по дороге прихватывали и меня (я жил в одном из переулков, близ Пьян-базара, так прозвали Воскресенскую площадь)».
Нередко С. Есенин принимал ташкентских друзей у себя в купе. «В вагоне мне приходилось бывать, — вспоминала Е. Г. Макеева (Михайлова). — Есенинское купе всегда было в порядке, на столике лежали местные газеты и стопка бумаги, полка была застелена одеялом, на котором тоже были бумаги и книги. Помню, там лежала большая кипа сборников Есенина, которые он привез с собой и дарил потом перед отъездом».

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.