Ташкент Макса Пенсона. Вечерняя иллюминация Старые фото

Пишет Айида Каипова.

«Новогодняя елка»
Полюбуйтесь на эту елку – предшественницу нынешних огромных елок на площади! Светящиеся фигурки горнистов над крыльцом, арка. Мне кажется, елка установлена в бассейне, и эта фотография, сделана с тыльной стороны дворца? Я ошибаюсь?

«Театр имени Хамзы». Указан 1934 год. Надпись на фронтоне: «Да здравствует культура национальная по форме, социалистическая по содержанию»

«Ресторан в парке» В каком парке мог быть этот ресторан?

37 комментариев

  • Timur:

    Не на первом снимке не бассейн, знаменитых лягушат нет, а с фасада был заезд для фаэтона, тогда это не дворец пионеров, а что сам запутался…

      [Цитировать]

    • Aida:

      Мне кажется, что бассейн с лягушатами был пошире

        [Цитировать]

    • Art68:

      Все правильно это Дворец пионеров. Только это не тыльная сторона , а фасад.
      Сейчас это не заметно(видать подняли уровень), а раньше от входа во дворец (через дорожку)были ступеньки вниз, а там был куруглый фонтанчик (небольшой). с улицы его не было видно потому что вокруг утопало в зелени. Кустов было много их не ровняли там было все в зарослях .. Наши мамы, пока мы, неугомонные детки, занимались в изостудии(на втором этаже, кстати, на фото видна дверь) в жаркий полдень там на скамеечках отдыхали накрывшись газеткой-))))..были времена..эх)))

        [Цитировать]

      • Art68:

        Заезд для фаэтона был и у фасада где вход, и с тыльной стороны(сейчас там сделан балкон на первом этаже. Во дворце на первом этаже была парадная столовая, которая окнами и дверью выходила в парк. Будучи детьми, мы этот дворец облазили весь внутри.

          [Цитировать]

    • Yultash:

      Ещё раз — М.Пенсон был мастер художественного фото. У него много «комбинированных» снимков — коллажей, где на одной картинке соединены фотографии разных мест или изображений. Отсюда и сложность в определении места конкретного. Есть и «политический заказ» — на фото с театром явно «приклеена» группа из лидеров большевизма…))) А на фото с ёлкой собраны — дворец -ель — пионеры вместо собак- фонтан c людьми вместо лягушек (да и не тот фонтан — наш выше ростом)…

        [Цитировать]

      • Art68:

        Согласна, что М.Пенсон был Мастером.
        но при выстветлении этого фото(где дворец) видно что это не коллаж)))дети стоят-сидят вокруг небольшого фонтанчика, сама елка красуется на чаше фонтана.
        Вокруг клумбы,огорожены заборчиком, которые потом станут теми густыми зарослями))).Скульптурки пионЭров?..знаете, скульптуры собак в 70-х годах не было на балконе.Стояли они с другой стороны дворца…

          [Цитировать]

        • Aida:

          Да, в 70 собаки были сзади. Круглый фонтанчик, как оказывается, был.
          Не во всякой фотографии можно найти коллаж. А если и коллаж, что мешает его рассматривать и комментировать хотя бы на предмет составных частей.

            [Цитировать]

          • Yultash:

            Можно и нужно комментировать и восхищаться работой мастера. А вот точное место съёмок определить не всегда можно… Я только об этом.

              [Цитировать]

          • Art68:

            А смысл Пенсону было делать коллаж этого фото, если это есть в натуре ???
            Фонтачик круглый не просто был, он и сейчас существет в немного изменном
            виде.
            На фото Пенсона проглядывается еще одна скульптура, если кто помнит
            этот спуск к фонтачику — то в 70-х там на постаменте стояла небольшая скульптура ленина, при внимательном рассмотрении фото стоит не та скульптура с
            протянутой рукой, а что-то с круглым шаром,похоже на атланта,
            тот что стоял у музея искусств(но не уверена).

              [Цитировать]

            • Aida:

              Этот атлант родом из этого здания, он входил в коллекцию князя. Потом его передали в музей.
              Кстати, еще в детстве слышала байку, что когда дворец отдали детям, весной был субботник, здание приводили в порядок, мели, чистили, мыли. Потом комиссия пошла вокруг здания проверять работу -как вымыты окна. Одно окно грязное. Стали смотреть из здания — в здании все окна чистые. Опять со двора — одно грязное. Стали искать комнату с грязным окном. В результате нашли комнату-тайник, где и хранились произведения искусства из коллекции, и атлант в том числе.

                [Цитировать]

        • Art68:

          Кстати, на одноклассниках в альбоме про Ташкент — «гуляет » фотография дворца 60-х годов. Так вот там эти «пионеры стоят» внизу у входа, и трубят себе.
          Видать, их таскали для создания заднего фона съемки.

            [Цитировать]

          • Yultash:

            вряд ли…. а вот с помощью фото-редакции перенести и пионеров и собак и бассейны и лягушек и др. др. можно… сейчас проще — цифровые технологии пришли к нам на помощь, а вот ранее /я бывал в фотографиях — сам малость баловался/ — это и есть мастерство!

              [Цитировать]

  • ВТА:

    Ресторан в парке Тельмана. И в описании снимка это указано, и я сама хорошо помню. Он был на островке, а вокруг, днем, конечно, папа катал меня на лодке, лодочная станция на берегу была. Водоем был большой, а берега илистые, глинянные. Елка же, конечно, во дворе дома князя, когда там был Дворец пионеров.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Танюша, мне тоже кажется, что это в парке Тельмана.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Я обратила внимание, что на снимках фасад и подъезд к нему выглядят по-разному. То виден подъём от ворот до дверей, то вместо него ровная лужайка. То по середине нечто вроде фонтана, то просто цветник. У входа — то олени, то пионерка.То на балконе изостудии сидят собаки, то пусто. Думаю, ёлка стоит перед входом во дворец, в этом самом цветнике-фонтане.

      [Цитировать]

  • Читатель:

    Театр имени Хамзы, это старый театр Хамзы на улице Навой, который заново перестроили..?

      [Цитировать]

  • tanita:

    Аида, по-моему, это таки байка. Я вроде читала, что князь сам передал коллекцию в дар новому правительству

      [Цитировать]

  • Aida:

    Вот потому и говорю — байка ))

      [Цитировать]

    • Art68:

      Байка или нет, нам не суждено узнать никогда, все ушло…
      дворец много еще что скрывал от посторонних..например, не все знают что был подземный ход из подвала дворца в церковь напротив. Под алтарной частью был склеп, кто там покоился история умалчивает, но старушка-вахтер нам говорила, что покоились дети князя умершие во младенчестве. Можно по разному относиться к этой информации, верить или нет, но работала она там давно…а мы в самую жару спускались заниматься в подвал,потому что на втором этаже(в бывш. кабинете князя,его библиотеке)было душно В подвале было много ответвлений,некоторые закрыты были за чугунной оградой. Кстати,там же когда то были и естественные холодильники.

        [Цитировать]

    • ВТА:

      Про замурованную купальщицу несколько поколений старожилов рассказывали, но в мемуарах Искандера ничего нет ни о ней, ни о тайном подземном ходе. А атлант стоит в вестибюле музея искусств, но прямо на полу и без пьедестала кажется очень маленьким. И вообще мне коллекция европейской живописи показалась скудной, по сравнению с тем, что было раньше. Очень мало подлинников, все копии выставлены.

        [Цитировать]

      • Larisa:

        Внизу, под первым этажом музея огромные запасники европейской живописи. Когда снимала фильмы, приходилось там бывать и даже отбирать картины. Экспозицию периодически меняют, возможно Вы попали именно в это время.

          [Цитировать]

  • alla:

    Мраморного Атласа с небесным сводом на плечах я видела на старом фото дворца.Он стоял напротив центрального входа в парке.(сайт Старый Ташкент)Похожего Атласа встречала в Одессе))))
    А эту тайную комнату нашли,когда измеряли внутренний и внешний периметр—было явное несовпадение—это мне рассказывала моя учительница физики Лилия Петровна Чепелева.Ее отец присутствовал при этом.Это была тайная комната с одной картиной—место уединения князя.

      [Цитировать]

  • Larisa:

    С “Купальщицей” была связана интересная история у моих друзей — Светланы и Владимира Петрушенко. Когда нашли “Купальщицу” о ней много писали в газетах.
    У Петрушенок был друг художник, назовем его Игорь, настоящее имя я не помню. О находке он знал, и всё собирался с’ездить в Ташкент написать копию. В то время мы все жили на Украине, в военном авиационном городке. Светлана ждала ребенка. Игорь сказал: Светка, если родится дочь, с меня подарок — копия “Купальщицы”.
    Света родила дочь Жанну. Игорь вместе с Володей на военном самолете АН-12 улетели в Ташкент. Володя Петрушенко был начальником связи полка Криворожской авиационной дивизии ВТА (военно-транспортная авиация). Игорь несколько дней провел в музее искусств, писал копию “Купальщицы”. Через неделю экипаж летит домой. Все видели, что Володя занес в самолет что-то большое, плоское и аккуратно завернутое. Экипаж из любопытства стал спрашивать, что это? Володя молчал-молчал, а потом говорит: да, баба, голая. Все стали просить — покажи. Володя ответил: только дома! Иначе — не долетим.
    Прилетели домой. Света повесила картину в гостинную. Весть о картине пронеслась по эскадрилье, а затем знал уже весь полк. Каждый день после службы мужики гурьбой и по одному стали приходить смотреть картину. Обувь не снимали, ведь заглядывали на минутку. Света была необыкновенной чистюлей, терпела, гостей принимала, но вскоре картина перекочевала в коридор, довольно длинный и просторный. Сосед, штурман, Викентий, каждый день проходя мимо квартиры Петрушенок, звонил, Света широко открывала дверь и становилась в сторону, Викентий не заходя, долго стоял, смотрел, а потом поднимался на свой этаж…
    Копия замечательная. Выполнена в натуральную величину и только специалист может определить, что это копия. Я много раз любовалась этой прекрасной картиной, а когда вернулись в Ташкент, мы с сыном часто ходили в музей искусств, жили совсем рядом. Заходила в зал к “Купальщице” и вспоминала замечательных моих друзей. Петрушенок уже нет в живых, но “Купальщица” жива, находится в Харькове, радует Жанну и ее семью, напоминая, что её приход в этот Мир был ознаменован таким прекрасным подарком.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Картина была чрезвычайно любима и популярна в Ташкенте нашего детства. Во дворе на Жуковской, в комнате тёти Поли, висела неумелая копия этого полотна. Во время войны тётя Поля за неё отдала какие-то продукты. То есть, «Купальщица» котировалась даже на чёрном рынке.

      [Цитировать]

    • ВТА:

      Все-таки повезло нам, что Великого князя именно в Ташкент сослали!

        [Цитировать]

      • tanita:

        Это точно! Клептоман, не клептоман, кто там знает, одно точно: много добра он Узбекистану сделал, и много всего хорошего. Кстати, в мой последний приезд в Ташкент я тоже обратила внимание на то, что подлинников стало очень мало. Не знаю насчет того, чтор делается в запасниках. Верещагина давно никто не видел! Можетю и распродано все в частные коллекции…. хорошо, если не уничтожено

          [Цитировать]

  • Геннадий:

    Если можно про «Купальщицу» (далее -К): по моему, это был такой «бизнес». Копировали К, а затем по просьбе заказчика придавали К сходство с требуемой особой. Полученный шедевр дарили, как правило, на свадьбу. Все были довольны. По крайней мере, наблюдал в трех домах таких К, подаренных на свадьбу в 50-х годах прошлого века.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.