Воспоминания дады. Часть десятая. Хайдар История Ташкентцы
Пишет Гульнара Зуфарова.
ХАЙДАР
Однажды, (было это зимой в январе) ходжа-почча направил нашего отца к Хайдару-казаху, который жил на краю рисового поля, привести его отелившуюся единственную корову в счёт погашения долга. На лошади по грязи в холод поздно вечером отец добрался до хижины Хайдара. Он рассказывал: «Хижина была маленькой без окон и без дверей, а там жили 4 человека — Хайдар, его жена и двое детей. Возвращаться было уже поздно, пришлось там заночевать. Хозяин постелил мне две вязанки сена. После ужина я дал лошади сена и привязал её, а сам не раздеваясь, надвинув на глаза теплую шапку, лег забравшись поглубже в сено. Ветер сквозил в доме. Лежу и думаю, что у меня одежда тёплая, обувь тоже тёплая, портянки в махси (сапогах), так что ноги тоже теплые. Несмотря на это пронизывает дрожь. Бедный Хайдар с двумя детьми. Неужели он не мерзнет? Под ними был постелен тюфяк из мешка и соломы. Одного ребёнка отец, завернул к себе в чапан, а другого мать взяла и спряталась в сено.
Ночью я очень долго обдумывал. Мой зять самый жадный человек на свете — скряга. Ну чтобы случилось, если бы он отдал свою одежду этим людям? Старшая сестра тоже без совести: даёт цыганам деньги, вспомнил вчерашнюю похлёбку. Если я увезу их единственную корову, то я посягну на последнее, что дал им бог. Если не заберу корову, то зять пошлёт другого вместо мня. Ночью раздался детский плач. Старший: «Папа, я замерз», Хайдар сказал, что сейчас разведут огонь и будет тепло. Взял топор и вышел из хижины. Вскоре он принес нарубленные дрова, вместе с сеном стал поджигать костер в середине хижины. Дрова были мокрые, и вскоре комната наполнилась дымом. Больше я не мог спать и вышел наружу. Так я бродил до утра. Утром не нашлось даже лепёшки для завтрака. Я покушал суп из сечки, и затем оседлал лошадь, а Хайдар пригнал корову. Я ему сказал: «Хайдар, ты пока корми детей молоком. Я не забираю корову. Если она будет очень нужна, пусть он сам её заберет», и сел на лошадь. Хайдар: «Лучше бы ты взял корову. Если он придёт сам, то скажет: «Плати долг, казах! И изведёт своей руганью». Когда я приехал к зятю, я рассказал о тяжёлом положении этого человека-Хайдара. И что оставил ему корову, на что почча заметил: «Оказывается бойвачча пожалел его, мог бы и лошадь ему оставить». Долго злился и ворчал зять, и вышел из дома. После него сестра добавила: «Кажется Хайдар, угостил тебя пловом и казы, поэтому ты оставил корову?»
— Нет опа, откуда у него плов и казы? У него даже черной постели нет.
— Зачем тогда оставил корову? Значит, этот казах дороже, чем сестра и племянники.
— Опа, но ведь он тоже человек. И у него ещё двое детей.
— Ладно, Бог лучше тебя знает, не надо помогать человеку, который сам себя нее может прокормить. Лодырь он!
После этого мой отец возненавидел их, потому что буквально через три дня увели корову у Хайдара. Узнав об этой истории, что отец не взял корову, наша бабушка очень сильно ругала его. И у зятя вымолила простить глупость своего сына.
Гульнара! Извечный спор человеческих душ: стоит помогать беспомощным или пусть пропадают, если сами себя спасти не могут. Даже в одной семье решают этот вопрос по-разному. В ленинградскую блокаду моя старшая тётка Тамара лишилась продовольственных карточек и покончила жизнь самоубийством. Так рассказывала её сводная сестра, в семье которой она жила. Вскоре их всех вывезли в тыл. Моя мама не поверила ни слову. До конца жизни не общалась с этими людьми. Она возненавидела их так, как ваш прадед своих жадных родственников возненавидел. А некоторые продолжали поддерживать с ними отношения…
lvt[Цитировать]
«не надо помогать человеку, который сам себя нее может прокормить. Лодырь он!» Тем не менее зятек сам почему-то помог (одолжил) Хайдару. Ей нужно было мужу выговаривать, а не брату. Как сейчас говорят «двойные стандарты», к мужу одни, к брату другие.
АГ[Цитировать]
Дедушка оставил нам свои «Воспоминания…» с разными примерами поведения людей в воспитательных целях. Нас он не ругал, когда мы-малышня баловались или не слушались, а рассказывал истории про Мирзабека-труса или Ходжу Насреддина. Мы с удовольствием слушали, делали выводы и забывали про свои проказы. Ругали нас родители и ая (бабушка), а дада влиял своим поведением и добрым словом. «Воспоминания..» продолжили эту традицию. Кстати, те события, о которых вы читаете, знали дедушкины братья и сестры, просто именно он их записал. Хочу еще раз напомнить: все это предназначалось для повзрослевших внуков и правнуков, уже не сказки, а правдивые истории из жизни, но с той же целью:война-это ужас, подлость, воровство, лень, предательсво-не приемлимы. В его записях семья не сказочный идеал, а настоящая сложная правдивая. Попробуте сами описать историю своей семьи правдиво и поймете как это сложно. Кто не совершал ошибок и был не всегда благородным героем? А как описать, если это твой близкий родственник? А если прочитают его дети и может быть скандал? Много вопросов. Можно вообще ничего не писать, так делает большинство людей. Но кому-то это надо…
Гульнара Зуфарова[Цитировать]
Интересно написано. Спасибо. Были тяжелые времена.
Да и сейчас в Узбекистане многим тяжко. Каждый месяц посылаю на еду сестренке, которая вышла замуж за узбека. Вырастут дети и все будет хорошо. Если можешь, то помоги.
Бусурманин[Цитировать]