Ташкентские корни «Арменфильма» История

Большой вклад в развитие Узбекистана внесла и вносит армянская община, которая отличается своей сплоченностью и кипучей энергией. Интересные факты из жизни ташкентских армян до революции 1917-го года собрал самаркандский историк Рубен Назарьян.

• В 1880-х годах одним из первых в Туркестанском крае заводов искусственных минеральных вод владел армянин Агамалов.
• Первая в крае биологическая станция при Ташкентском сельскохозяйственном обществе была открыта в 1899 году по инициативе А.И.Шахназарова.
• В   первые  десятилетия ХХ века одно из крупнейших племенных птичьих хозяйств Туркестанского  края принадлежало М.И.Цатурову.
• Первый стационарный цирк в Туркестанском крае был построен в Ташкенте на улице Джизакской (близ городского сада) армянином с грузинской фамилией Цинцадзе в 1902 году. Ему же принадлежала и одна из лучших городских гостиниц.
• В последние десятилетия XIX  века и   в  первые  десятилетия века ХХ практически вся лесная торговля, торговля нефтью, керосином и техническими маслами находилась в руках армянских предпринимателей.
• В начале ХХ века и вплоть до большевистского переворота три частных аптечных магазина Ташкента принадлежали армянам. Два из них, расположенных на Кауфманском и Махрамском проспектах, были собственностью богатого купца —  главы армянского общества Ташкента И.А.Бекназарова, отца известного актера и кинорежиссера Амо Бекназарова, чье имя ныне носит ереванская киностудия «Арменфильм». Еще одной аптекой (на улице  Романовского)  владел некий предприниматель  Арбелов (Орбелян).
• Прибыв в Ташкент в 1900 году, И.А.Бекназаров имел подряд на строительство одного из участков  сооружавшейся железной дороги Ташкент-Оренбург.
• Всего десять дней — с 1 по 10 июля 1906 года в Ташкенте выходила ежедневная газета «Новый путь» под редакцией Акопа Будаговича Акопова. А затем издание было приостановлено по распоряжению администрации.
• В ташкентской мужской гимназии установленная властями квота учащихся армян составляла 4% ( 20 человек), а в женской гимназии города 1% — четыре девочки.
• В ремесленное училище, где готовили столяров, токарей, слесарей и кузнецов, ежегодно по квоте принимали 2% армян.
• В городском 8-летнем коммерческом училище квота для армян составляла 4%, или 10-12 человек.
• В начале ХХ века на  Кауфманском проспекта Ташкента, в доме №57, открылось Армянское общество. В 1908 году в этом доме стала функционировать и армянская церковь, а при ней русско-армянская приходская школа.
• В русско-армянской приходской школе первоначально было только два учителя – заведующий, он же преподаватель армянского языка и истории, с годовым окладом в 600 рублей и учительница русского языка с годовым окладом в 240 рублей. В первый год обучения школа приняла 13 мальчиков и 11 девочек. Плата за обучение составляла 41 рубль 66 копеек в год.
• В первое десятилетие ХХ века армянское население Ташкента было весьма невелико – общая численность общины не превышала 500 человек. Для сравнения отметим, что в те же годы в Асхабаде (Ашхабаде) проживали 6264 армянина, в Мерве (Мары) – 1591, Красноводске – 1094, Кизил-Арвате – 912, Самарканде – 750, Андижане – 431, Коканде – 378.

11 комментариев

  • Бусурманин:

    До Карабаха отношения всегда были дружественными. После 90-х годов со стороны армянских лобби идет тюркофобская политика (т.к. азербайджанцы тюрки), особо проявляющаяся в русскоязычной Википедии. Что ж, переждем кризис, и наладятся опять дружественные отношения, время лечит.

  • r_waters:

    Не забывайте, кто по национальности была Ширин, героиня поэмы Навоий! Правильно!

    И еще. Жена великого узбекского поэта Тураба Тулы (Т.Туляходжаева) тоже была армянкой по-национальности, но в знании узбекского языка и обычаев давала фору любой махаллинской! Земля ей пухом! Удивительной доброты была женщина!

  • Ефим Соломонович:

    Ташкентские армяне, это особая каста благородных, добрых и искрящих юмором людей. В Ташкенте проживало много великих людей, и среди них есть немалое количество представителей армянского народа.
    Всех перечислять в комментариях нет смысла, для этого нужна отдельная статья, но не упомянуть великую Тамару — ханум, не могу, также как и
    Эльчибекова, Атаханова и многих — многих других.

  • Will:

    Извините, почему фамилии не похоже на армянские? А.И.Шахназаров, И.А.Бекназаров, Эльчибеков, Атаханов — эти же типичные фамилии туркских народов.

  • Ефим Соломонович:

    Dear Will,
    Армянский народ испокон веков проживает в тесном контакте с тюркоязычными народами, отсюда и влияние. Но сейчас, самое популярное имя у армянского народа, по меркам СНГ, это — Армен.

  • lvt:

    Простите,не верится в армянина с грузинской фамилией Цинцадзе.

  • tanita:

    Вообще-то Цинцадзе точно был грузином, и кто-то из его бетей потом уехаьл в Тбилиси. Я как раз писала об этом в части второй очерка «Когда мы были». Цинцадзев частности, принадлежал бывший театр им.Свердлова, до революции, конечно. И назывался он «Колизей».

  • григорян евгений:

    Уважаемые Господа! С распадом Союза пришлось стать беженцем с территории Грузии,
    где возник дико-пещерный нацизм, созданный З.Гамсахурдия, что общеизвестно.
    Теперь живя в Канаде, с помощью интернета пытаюсь наладить контакты с земляками
    на бывшей территории СССР, ибо долго жил и в средней Азии, в Джамбульской области Казахстана. В условиях СССР прожив основную жизнь, семья у меня интернациональная. Жена полу немка, а уже взрослые внучки одна латышка а другая грузинка Цинцадзе и конечно на обломках империи нам места не нашлось, о чем сожалею. Являясь армянином конечно слежу за деятельностью нашего народа который рассеян по всему миру и нет возможности территориально объединиться. Особенно печально положение в россии, Где русофобия угнетает армян. Их огромный вклад в ядерную науку культуру и подвигами защиты земли российской, о чем умышлено замалчивают, как маршала Баграмяна, а особо Александра Суворова по матери Петросян. Раньше отмечалось в энциклопедии, а теперь русофобы об этом знать не желают, как о ядерщиках Алихановых? многих удивляют фамилии. У меня в молодости был друг Хичинян, он чтобы поступить в медицинский стал Хичиновым, а став высококлассным специалистом, но живя в Грузии сменился на Хичинашвили, чтобы получить титул профессора. Такова позорная действительность Под властью имперских традиций. В америки любой народ имеет равные права, независимо от фамилий. Привет из Канады! С уважением Григорян.

  • григорян евгений:

    Следует отметить как уже сказано что довелось долго проживать в средней Азии,
    Джамбульской области Казахстана район Кордай Во имя истины для несведущих это
    есть, опять же особенность советской империи, которая принудительно выселила десятки тысяч семей с первых послевоенных лет с 46 года и до самой смерти Сталина. Только смерть диктатора остановила процесс репрессий насилия над народом. Однако всегда и во всем как видим проявляется ущемление прав людей всех зависимых народов, в условиях вражды наций, что подрывает единство народов. Этот процесс искусственно подогревается, для ослабления единства, что может угрожать центральной власти с имперскими интересами. Но это отдельная Тема от которой страдают все народы Бывшей родины. Смешанные физически — этнически народы, но разрозненные духовно — этнически, представляют из себя неорганизованное стадо которыми легко управлять.
    Такова печальная действительность, в свете этого, особо сложное неопределенное положение Армении. Счастливы те кому удалось выехать на запад, но однако всё омрачается положением соотечественников, на территории бывшей империи.

    • lvt:

      Уважаемый Е. Г. В каком контексте вы употребляете слово «русофобы»? Ведь это как раз люди, которые русских ненавидят. Не поняла вашу основную мысль. С большим уважением отношусь к замечательной независимой Армении, актёру Джигарханяну, режиссёрам Вахтангову, Рубену Симонову, актрисе Цецилии Мансуровой, художникам Айвазовскому и Сарьяну т.д. и т.п. Список талантливых детей Армении, реализовавших себя в России, бесконечен. А уж под какими псевдонимами они они творили в разных странах мира, это их личное дело. Например, замечательный французский певец АДАМО.