Улица Навои со стороны Урды. Еще два здания плюс бонус… История Старые фото

Пишет Олег Николаевич.

 

Мы продолжаем путешествие по этой центральной улице города, но теперь посмотрим на два здания возле Урдинского моста.

Привожу опять фрагменты из книги товарища Ворониной 1951 года об этих зданиях… всё таки интересна оценка специалиста, данная 60 лет назад.

 

 

 

Далее маленький бонус, связанный по смыслу, а не по месту расположения. Всё та же книга, но фрагмент о другом здании – на БешАгаче…

 

 

В завершение фото здания уже «Ватана» — вроде уже 60-х годов…

24 комментария

  • Анатолий:

    Первый в Узбекистане широкоформатный кинотеатр !»Родина»

      [Цитировать]

  • акулина:

    Первый широкоформатный — дворец искусств (его так и называли — панорамка), а Ватан широкоэкранный, В то время широкоформатного еще не придумали

      [Цитировать]

  • Анатолий:

    Панорамное кино-это другое дело.

      [Цитировать]

  • Анатолий:

    Какие очереди стояли за билетами в кинотеатр «Родина»

      [Цитировать]

  • акулина:

    И даже культпоходы устраивали. «Хождение за три моря» я так и смотрела — культпоходом

      [Цитировать]

  • tanita:

    Очереди были правда безумные. Но удавалось же!!! Акулина, а Илью Муромца и Дон Кихота там не смотрели? А Афанасий Никитин — Стриженов…. А дон-Кихот,- Черкасов, а Бурханов — Калин-царь….

      [Цитировать]

  • lvt:

    Вычитала в справочнике про «Родину»:»Cтройные колонны театра напоминают айваны мечетей Хивы и Бухары, с той разницей, что здесь резьба на колоннах выполнена не на дереве, а на бетоне»( 1962). Благодаря публикациям Олега Ник. , мы погрузились в перипетии яростной борьбы, кипевшей вокруг архитектурного облика улицы Навои. Наверное,ей предназначена была роль парадной витрины Советского Узбекистана 50-х гг. Я думаю, замысел был вполне адекватно воплощён . Кинотеатр не сам по себе торчал, а в ансамбле с двумя зданиями по соседству (тоже в восточном духе). Теперь в центре современный театр. Как они там уживаются? Мне в юности ряд домов по чётной стороне казался забором между старым и новым городом. Хотелось бы узнать что-нибудь о странном сооружении на углу Урицкого и Энгельса, Доме Коммуны, да и обо всём ташкентском конструктивизме. С уважением lvt.

      [Цитировать]

    • tanita:

      lvt. почему странное сооружение? Домом коммуны, собственно, назывался не только этот кинотеатр, но и весь дом. В жилом доме жили работники КГБ с семьями. Дом был очень большой, вот не помню, трех-или четырех этажный, серый, мне смутно помнится. но не ручаюсь, что он был выстроен буквой «г», там жили несколько моих одноклассников,: Галя нуритдинова, Саша Кондрашечкин, Таня Доронкина, Толя Карабеков. Там всегда была тень, и у выходаа/ нужнл было спускаться по лестнице, росли маклюры. Мне говорили, что в кинотеатре раньше был цирк, но опять же ничего сказать определенного не могу. Здание было не странное а просто круглое, без всяких излишеств, столь противных сердцу моего оппонента под ником «Володя». Кассы были снаружи. По-моему, касса была одна. Небольшое фойе, и зал, с не слишком хорошим звуком.
      Насчет колонн, вызвавших столько споров: меня всегда поражала их легкость. Они кажутся такими тонкими, изящными, а резьба… низкоий поклон тем, кто ее исполнил. Вот конструктивизм…мда, умолчу. .

        [Цитировать]

      • Т. Вавилова:

        Сколько раз в Дом Коммуны всем классом в кино сбегали? А потом собрание: «Кто зачинщик??» Но здание меня не вдохновляло. Таня, а почему Карабеков с тобой учился, ты же моложе, а он и у нас в 5 классе сидел? Пардон, за отступление от архитектурной темы.

          [Цитировать]

        • tanita:

          Танюша, да кого оно способно вюохносить. Конструктивизм, блин,..простите, Но вс ежки ностальгия, согласись! А Карабеков был ужасом и кошмаром школы. Насколько я поняла, у него папа был высокий чин. Мне так кажется, он просто остался на второй год. А потом такое творил, как нынешняя золотая молодежь. Ну, Валентину Петровну ты знаешь. она терпеть не будет. невзирая на чины, она его вообще из школы исключила! После этого я о нем ничегошеньки не знаю. Вы в Дом Коммуны сбегали? А я в «Тридцатку.

            [Цитировать]

          • Т. Вавилова:

            В Тридцатку далеко было, а потом Казахстан построили, туда бегали.

              [Цитировать]

          • Т. Вавилова:

            Точно, «Спутник», он «Казахстаном» потом стал. Правда, может сейчас уже другое название. Я не успеваю запоминать даже улицы, только выучу, уже по-другому обозвали. Вот теперь понимаю, почему мама все улицы называла как до революции. Мучиться не хотела.

              [Цитировать]

            • tanita:

              Ага. Вот я хоть убей нынешние названий ташкентских улиц не запомню. Хооть молотм вбивай. Кроме Мустакиллик и улицы Амира Тимура. Но это я долго училаю

                [Цитировать]

  • tanita:

    ВДОХНОВИТЬ. Что это на меня нашло, опечатка на опечатке. Это я забарабанилась на клавиатуре… .

      [Цитировать]

  • lvt:

    Танита, он мне казался странным и загадочным. Слово «коммуна» тогда ассоциировалось со светлым будущим, а это сочетание цилиндра и параллелепипеда стояло неухоженным, с выбитыми стёклами, заделанными картонками, дощечками, тряпками. Таким же оказался и кинозал, чёрный, стулья самые старые в Ташкенте. Правда, именно там я посмотрела «Звёздного мальчика». В нашем Ташкенте за обликом больших домов следили. По крайней мере, в центре. Как-будто все дома, как дома, а этот за что-то наказали…А ведь ЧК — богатая организация. Кажется фасады даже отделаны не были.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Он словно олицетворял занятие своих жильцов… загадочным он мне не казался, а вот неприятным — точно. Очень мрачным. тогда кинозал не казался черным. мы туда бегали постоянно. И на «Парашютку», Вот я новый очерк написала, там и про Дом Коммуны. А этот дом он же стоял не на улице, а как-то в глубине большого двора.
    Ну, не люблю я конструктивизм! Я колонны «Родины» люблю! И сталинский ампир! Говорю же, я полная мещанка. и меня это не смущаетю. что всего возмутительнее!

      [Цитировать]

  • lvt:

    С 63 по 66 гг. на Энгельса что-то улучшали (от Урицкого до института связи )и много поломали мелких строений. Дом Коммуны оказался как бы на отшибе. Но пространство перед ним от трамвая не смотрелось двором. Скорее пустырём. Как он выглядел со стороны 43-ей школы, не знаю.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Совершенно верно, именно пустырем. А со стороны сорок третьей он был загорожен домами, хотя там был проход через калитку в заборе. После шестьдесят шестого, когда кинотеатр снесли, этот дом вообще казался каким-то заброшенным. хотя там люди жили конечно. Он сейчас сохранился? Насчет того, что много домов поломали, верно. Там оставалась библиотека, это точно, какая-то школа, но в стороне, кожвендиспансер, но это у самого института связи. а частных домов оставалось совсем немного.

      [Цитировать]

  • Rifle:

    красота и ностальгия

      [Цитировать]

  • Инесса Кимовна:

    Каждый день ходили мимо этого здания на работу и домой.Жили мы тогда на 11 квартале Чиланзара и наш 32-ой ходил от Чорсу и до дома .Позже ,когда здание отдали театру Хамзы,ходили туда на «Отелло»,места были оборудованы наушниками,но я одно ухо оставляла,чтобы слышать голоса актёров ,а не переводчика.Вообще-то можно было и без наушников,русский текст знала почти наизусть.Играли артисты замечательно и здание внутри было очень уютным.Как давно всё это было,а помнится будто вчера…

      [Цитировать]

  • БК:

    Министерство совхозов стало впоследствии Министерством сельского хозяйства.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.