“Калинка, калинка, калинка моя…” Разное
Автор текста Алина Дадаева. Фотки мои с празднования Масленницы весной этого года. В «Калинушке» когда-то пели мои сотрудницы по ТАПОиЧ…
Встретив этих удивительных женщин на автобусной остановке, невольно удивишься. А затем — улыбнешься. Женщины поют. Дружным, слаженным хором — задушевные народные песни. И прохожие вдруг как-то преображаются и даже начинают подхватывать. Будто теплый лучик пробился сквозь толщу серых будней. Наши герои против хрестоматийной хандры, хворей и прочих жизненных неурядиц выставляют непробиваемый щит — пение. Они — ансамбль славянской песни «Калинушка».
Многие годы «Калинушка» растет во Дворце культуры авиастроителей. Посадили ее в ныне далеком 1972 году. Спустя шестнадцать лет прежние руководители уехали, и «Калинушку» возглавила Марина Владимировна Косымбарова бессменный художественный руководитель ДК, а главное, женщина удивительной воли, терпения и любви к народной песне. Произошло это в 1988 году. И до сего дня не происходило ни одного «затишья», ни разу не пустел репетиционный зал «Калинушки».
А, меж тем, ансамбль вовсе не был профессиональным музыкальным коллективом, туда приходили (и приходят!) люди самых разных профессий, влекомые исключительно любовью к народным напевам. Среди тридцати участников хора никто не имеет специального вокального образования. Зато есть самоучки — играют на гармони, балалайке и даже фортепиано. Непрофессионализма не стесняются — да и какое уж тут стеснение: разве знали ноты наши бабушки-дедушки, когда пели в деревнях под тальянку «Ой, мороз» да «Выйду ночью в поле с конем…»? Но Марина Владимировна к «подопечным» относится со всей строгостью, и пожурить может, и совет дать. Даром, что артисты — преимущественно люди пожилые, с большим жизненным опытом. Но в ансамбле — все обязаны в равной степени слушать руководителя, иначе получится не хор, а крыловский квартет.
Большинство «певчих» уже несколько лет как на пенсии, но есть и те, кто совмещает работу с постоянными репетициями и выступлениями. Репетиции — по графику: дважды в неделю — если пропускаешь по уважительной причине, будь добр, предупреди коллектив. Впрочем, кнут здесь и не требуется — слишком пряник сладок: для артистов каждая встреча — отдушина, и душевная радость, и общение со сверстниками.
— Здесь душа отдыхает. Все проблемы забываются. Мы удивительным образом чувствуем друг друга, — говорит Неля Михайловна Сидоренко. – Большинство артистов примерно одного возраста, с общими проблемами и воспоминаниями. Жаль только, что молодежь не спешит присоединяться. Нам ведь смена необходима. Иных уже и на свете нет. А, чтобы песня не умерла, она должна передаваться молодым.
Так, по наследству, песня была «подарена» и «Калинушке». Никто не запел «вдруг», ни для кого слово народной песни не стало откровением — каждый принес ее из детства, из материнских колыбельных, из молодецких плясок.
— Отец мой — оренбургский казак, вся жизнь его пролетела песней, — рассказывает Венера Александровна Спиридонова. – И мать пела, и братья, и сестры. А теперь и дети поют. Только сыновья у меня далеко – в Хабаровске. А все равно звонят мне сюда, в Ташкент, и просят спеть им русскую народную. Я пою, и чувствую, как у них по щекам слезы катятся…
Кстати, Венера Александровна впервые услышала «Калинушку», когда сыновья были совсем маленькими – приводила их на музыкальные чаепития во Дворец культуры. Уже тогда малыши во главе с матерью знали весь репертуар наизусть. Но в хор Спиридонова пришла много позже, когда ребята подросли. В «Калинушке» она уже двадцать лет.
— И все эти годы во мне будто звучит песня. Возвращаюсь вечером после репетиции – а внутри вибрируют любимые мотивы. Дома не умолкаю, бывает с подругами и на улице поем. Как-то шли по тротуару в концертных платьях, вдруг к нам подходит незнакомый молодой человек и просит спеть русскую народную. Ну, мы и спели. А он вторую просит, потом третью, так и получился целый концерт на улице.
А иногда песня и валериановые капли заменить может.
— Помню, как в день школьного экзамена сын загулялся допоздна, — вспоминает Венера Александровна. – Ох, разозлилась я на него! Думала, сорвусь, накричу. Но сдержалась – закрылась в комнате и начала…петь. Сын стучится ко мне, растерянный, испуганный: «Мам, что с тобой такое?» А я ему «Уйди!» И так пока весь репертуар не пропела. Что ж, полегчало.
Зоя Георгиевна Зоглива на репетициях забывает не только о житейских проблемах, но и обо всех возрастных недугах.
— Бывает, давление подскочит, или голова закружится, родные ворчат, просят дома остаться, а я все равно иду на репетицию. Как услышу музыку, сразу и кровь заиграет, и слабость пройдет, так и хочется в пляс пуститься.
И вовсе не в метафорический пляс. «Калинушка» не только поет, но и организует музыкально-театрализованные представления, пляски, праздники. Выступает в школах, колледжах, институтах, этнических центах, на заводах и даже на крупных концертных площадках. Бескорыстно, конечно. Да и собственных средств на пошив костюмов не жалеют. Все делают собственными руками, из собственного кошелька. Помещение и часть реквизитов предоставляет ДК, все остальное – на плечах «Калинушки» и на совести так и появившихся за минувшие годы спонсоров.
Но главное – «Калинушку» любят, искренне, просто, не аргументировано, не притязательно. Как можно любить народную песню, в которой, как единогласно сказали все вокалисты, «вся жизнь отражена», которая, быть может, и есть сама жизнь.
Алина Дадаева
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.