Когда мы были…, или культура в Таше. Продолжение. Театр Свердлова История
Но кто знает, как сейчас, при молниеносно меняющейся ситуации? Все уходит… Как навсегда ушел театр Свердлова. Совершенно необыкновенный театр, тогда, почему-то именовавшийся филармонией, а когда-то гордо звавшийся «Колизеем». Собственно говоря, задумывался он, как цирк, и одно время в нем давали представления заезжие циркачи. И только потом он стал театром. До революции тот квартал, где он стоял, вернее, все дома, и даже те, что напротив, и бани тоже, принадлежали Георгию Цинцадзе, владельцу двух гостиниц. Так вот, Георгий Цинцадзе был человеком щедрым и благородным. И построил цирк исключительно на свои деньги. Только на интерьер собирались пожертвования. А погиб нелепо. В революцию, красные, спутав Георгия с однофамильцем, имевшим несчастье быть белым офицером, вывели Георгия во двор и расстреляли.
Его жена, Софья Георгиевна, происходившая из старинного княжеского рода, похоронена на христианской карте Боткинского кладбища, и на ее похоронах было много народу. Нужно сказать, что к чести большевиков, остальную семью не тронули, Цинцадзе так и остались жить в доме около театра./здание в колониальном стиле/. А семья была большая. Пять дочерей, Лидия, Любовь. Елена, Нина, очень рано умершая, Вера и сын Сергей. Девочки выросли при театре. Убирали там, подрабатывая на жизнь. Все получили образование. Правда, не музыкальное. Сергей стал знаменитым ученым-почвоведом. Лидия всю жизнь была замдиректора консерватории по хозяйственной части. Любовь, Елена и Вера уехали в Тбилиси. Позже Сергей тоже уехал в Тбилиси, а вот его дочь Наталья, единственный в семье музыкант, закончила Московскую консерваторию и вернулась в Ташкент.
Кстати, театр Свердлова — одно из немногих зданий, уцелевших после землетрясения. И стоит, как говорят, даже сейчас. Правда, в нем нет никакого театра, но он жив, и это прекрасно!
Театр Свердлова стал источником невероятных чудес для меня и моих друзей, и, разумеется, не только.
Одно время при нем был свой симфонический оркестр под руководством Михаила Завадского. Но главное было в другом: какие же там давались концерты!!
Одно из самых моих драгоценных «меломанских» воспоминаний — концерт гениального скрипача Исаака Стерна, уж не знаю, как он попал в Ташкент. Давал он всего один или два концерта, билетов не было, мама достала контрамарку на два лица. И пошли мы с отцом, а мне было… в общем лет мне было мало. А я всю жизнь была и буду благодарна судьбе за те потрясения, вернее, откровения. которыми они меня одарила. Пусть их было не так уж много, но они есть!
И я уверена, что сейчас Стерн, несмотря на национальность, аккомпанирует на скрипке ангельскому хору.
Судьба была добра ко мне еще и потому, что я всеми неправдами / правдами пробраться было невозможно/, оказалась на концерте Бенни Гудмена.
Господи, что же творилось среди меломанов. Какой вой подняла тогдашняя идеология! Говорили, что в оркестр Гудмена внедрены агенты ЦРУ, что, возможно, было не так уж далеко от истины в те времена. Было это… если не подводит память году в шестьдесят втором, и давал Гудмен два концерта, 13 и 14 июня. За неделю до этого я рыдала целыми днями, умоляя маму что-то сделать. Она, наконец, сдалась и воспользовалась старыми газетными связями. Получила я контрамарку и пролезла на первый концерт, как бы неправдоподобно это ни звучало.
Боюсь, что в зале были не столько любители музыки, хотя, конечно, и они присутствовали, сколько официальные лица и тогдашние любители гламура.
…Серые костюмы с красными лацканами… удивительная певица-афроамериканка… Потрясающий джаз. Настоящий.
Шок…. Я вообще была, как в тумане. Не только для меня эта музыка стала настоящим откровением. Боря Шамшидов, правда, считает, что оркестр был несколько коммерциализован, но тем не менее…
Потом, уже много лет спустя, я узнала, что в этот самый вечер, в ресторане «Шарк» , где играл ансамбль под управлением Юрия Живаева, появились музыканты из второго состава оркестра Бенни Гудмена и стали играть вместе с ансамблем. Кому -то в тот вечер очень повезло. По крупному. Потому что уж среди этих слушателей наверняка было больше любителей и ценителей джаза.
Об этой истории знают многие. Но мало кому известно, что наутро всех наших уволили. Сразу и без объяснений.
Да какие там объяснения.
И без того понятно.
А театр Свердлова продолжал жить. И жил еще долго… до известных событий.
Сколько же было концертов! И какие!
Тогда в моде была югославская эстрада, и Джордже Марьянович и Радмила Караклаич были всеобщими любимцами. А Има Сумак! Совершенно необычайная, для нас, странноватая с единственным в своем роде голосом в пять октав перуанская певица. Насколько я знаю, она даже пела в перуанской опере, а свое мировое турне начала в шестьдесят первом именно с Советского Союза. И песни у нее были «не наши», диковатые, от них мороз по коже шел. Песни тамошних индейцев. Впечатление ошеломляющее. Наверное во многих домах тогда были небольшие пластинки с ее песнями, выпущенные ташкентским заводом грампластинок. Постепенно мода на нее прошла, но она еще долго выступала, переехав в Америку, и умерла только в 2008 году.
В театре Свердлова выступал и тогда знаменитый театр на Таганке. «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту.
Одно из тех впечатлений, которые становятся откровениями. Если честно, в таких случаях я не могу оправиться несколько дней. Как от удара. Лилия Свердлина рассказывала, что в то время в Ташкенте находился Константин Райкин, который приехал свататься к внучке Тамары Ханум. Давался какой-то концерт, и вдруг Борис Хмельницкий исчез! Леонид Филатов срочно поехал к Константину, упросил его выступить, и тот спас положение: показывая свой коронный номер: разных животных…
Лундстрем, Миансарова, Высоцкий, японское варьете, да что там перечислять… Меня не убьют за вульгарность, если скажу, что это был высший культурный пилотаж?
Собираясь писать этот очерк, я говорила со своим, ныне находящимся в Германии другом Борей Кожухиным. И он вдруг меня спросил, была ли я на концерте оркестра Марино Марини, наделавшем много шума в Ташкенте./помните:е-е-е, хали-гали…/
Я ответила, что была. Только билеты были входные, и мы с моим спутником весь концерт стояли. И тут Боря похвастался, что был на всех/!!!/ концертах. На мой закономерный вопрос, откуда у него такие связи и деньги, он открыл страшную тайну: оказывается, если зайти во двор театра, увидишь лестничку, ведущую на второй этаж, в, пардон, экскюзе муа, мужской туалет. Ну а оттуда легче легкого зайти в зал и стой там, сколько твоей душе угодно!
Нет, есть же проныры на свете!
Обида-то какая!
«Мне никогда ничего не говорят». — как жаловался один из старших Форсайтов.
Ну почему мне никогда ничего,…вот бы я развернулась!
Ага, бодливой… и дальше по пословице…
И еще немного о прошлом и настоящем театра Свердлова… Это Ира Богдановская пишет:
В театре Свердлова была лучшая акустика, там зал такой сводчатый, и ЗА ЭТО в нем сделали биржу. Мой друг Алик Ванжа какое-то время пытался там работать брокером. Я его спрашивала: Алик, чем вы там торгуете? Он говорил: Крупными партиями насвая. Прикалывался.. Но филармония пропала. А ведь там все гастролеры выступали. Театр на Таганке приезжал, ставили «10 дней…» и «Добрый человек..». Мы конечно все смотрели. После «Доброго человека..», в кот. Высоцкий играл летчика, мы с сестрой поймали его на выходе. МЫ! Живого Высоцкого!! И, набравшись наглости, моя сестра стала его уговаривать выступить в ТашГУ с песнями (она в то время там в комитете комсомола заправляла), и он долго смущенно отнекивался (сестра моя красавица была, и не такие люди западали), а я просто рядом стояла и наслаждалась моментом…..
Была там на концерте Джордже Марьяновича, и еще на спектакле «Король Генрих IV» с молоденьким еще Олегом Борисовым
Aida[Цитировать]
Список можно значительно расширить — Новогодние ёлки 50х, студенческие вечера ТашПИ 60х (в т.ч. посвящённые закрытию хлопковых сезонов), гастроли театров Оперетты (со Шмыгой), БДТ (Лебедев, Юрский, Волков и др. в «Деловых людях» по Шукшину, Куклы Образцова («Необыкновенный концерт» и «Под шорох твоих ресниц»), Ленинградский «Биг-бенд» и масса др.А какие там среди зрителей были девчонки!? ))))
Yultash[Цитировать]
Ещё Борис Анатольевич Голендер здесь о нем писал немного:
http://www.mg.uz/publish/doc/text52467_kolizey_=_teatr_sverdlova
Alexandra[Цитировать]
А еще концерт Аллы Соленковой, легендарная «Березка» Игоря Моисеева, концерт народного артиста СССР Дмитрия Гнатюка. Мы жили на Дизельной (Узбекистанская 3) и все концерты посешали сначала мои родители, а позднее и я с ними. А бани,как сейчас,помню все до мелочи. Недалеко кинолекторий и Дом Ученых
elinor-44[Цитировать]
Позвольте всех поздравить с праздником Курбан-хаит и пожелать благоденствия и мира.
Дай Бог, чтобы чувство милосердия посещало нас не только в праздники.
Танечка, а как в Ташкенте отмечался этот праздник в дни вашего детства и юности7
В нашем доме (я выросла в русско-узбекской семье в Карши)не принято было отмечать религиозные праздники, папа был коммунистом, тогда боялись даже слово «хаит» произносить, наверное. Тайно проводили никох, когда вырастали и женились дети, приглашая муллу домой, и нам, детям, никто не рассказывал о национальных праздниках.Даже бабушка Саида молчала, хотя она жила в старинном Ходжихайране и, наверное, знала все народные традиции, да и папа не мог их не помнить. Только теперь понимаю, насколько велик был страх в людях после пережитого, если даже своим детям не передавали дедовских традиций. Наверное, родители таким образом пытались уберечь нас от возможных неприятностей, связанных с идеологией атеизма. Хотя пасху мы прекрасно знали, и крашенные яйца были, и куличи по праздникам. А бугурсоки — бабушка их привозила как гостинцы, я даже не знала в детстве, с чем связаны они, как и сумаляк. В Ташкенте сильнее было влияние духовенства, крепче власть махаллинских традиций, проявлялись ли эти праздники в 50-60-е годы?
Тамара[Цитировать]
Тамара, возможно, в Старом городе праздники и справлялись. Дело в том, что я жила в кввартале, где узбеков почти не было. В основном, русские, евреи, армяне. Наикосок жали семья гулямовых, отец был вторым секретарем обкома. Вряд ли там праздновали курбан-хаит. А профессор Мирсагатов был очень идейным коммунистом… тоже вряд ли. Пасху у нас справляли на весь двор две семьи. Причем именно походы в церковь тщательно скрывались.
Помню, как ваша тезка случайно при мне открыла ящик комода, а там лежит такая красивая картинка. Я хотела рассмотреть получше, а она быстро задвинула ящик и сказала, что об этом нельзя никому говорить. Мне тогда было лет пять, а позже я поняла, что это была икона. Но в пасху красил яйца весь двор, а куличи пекла даже моя мама, хотя… гм… как бы это ей и не пристало, ввиду другой религии. Просто праздник. Просто мы «стукаемся» этими яйцами, кто раньше ращзобдьет чужое. Об остальных праздниках не имею ни малейшего понятия. Я недаром писала, что тайком крестила сына. Конечно это не запрещалось официально, но сколько же потом следовало разбирательств! Требовали осудить, заклеймить…
Татьяна[Цитировать]
Принимая поздравления и также присоединяюсь к Тамаре с поздравлением всех мусульман с праздником Курбан-байрам.
Большое спасибо Татьяне за воспоминания о театрах Навои и Свердлова! Лично у меня родилась любовь к опере и балету посещая оперный театр Свердлова. Дело в том, что в нашем классе(шк 50) учился Георгий и благодаря его мамы Нины Ивановны Буйко мы ,ученики этого класса ,как поощрение ,могли бывать на спектаклях этого татра. Все наши посещения опер оставили сильные впечатления в нашем детском сознании. Безусловно все видимо догадались ,что всему этому способствовал создатель и гл. режиссер Ташкентского оперного театра и профессор консерватории ,далее художественный руководитель оперного театра,депутата Верховного Совета пяти созывов -Эмиль-Ольгердт Иосифович ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ. Вот только после завершения строительства японцами театра А.Навои — оперный татр Свердлова перестал функцианировать и стал концертным залом им Свердлова. А теперь его сын Георгий Юнгвальд-Хилькевич ,как все знают,известный кинорежиссер. И мы тоже бегали смотреть на японцев,аккуратно одетых,улыбающихся и перемещающихся по городу строем без военизированной охраны и тогда впервые увидели сандальки на деревянной подошве.
анвар[Цитировать]
Татьяна, так интересно читать ваши записки. И фотографии отменные. Ваши или ЕС добавляет? Спасибо и вам, и ему. Расскажу о случае, который вспомнился благодаря вам. Лет пять назад в Ташкент из Японии приезжал один из бывших пленных, участвовавший в строительстве театра Навои. Еще довольно бодрый улыбчивый дедушка, он с любовью трогал ладошками стены театра, рассказывал о тех временах — без надрыва. Прием устраивался, кажется, по поводу круглой даты со дня основания Узбекско-японского центра, прямо в театре, в корейском ресторане. Наличие такого заведения в театре мне казалось нонсенсом, но в том случае оно пригодилось, да и спектакля, к счастью, не было: в театре, выстроенном японскими пленными, чествовали человека, который работал за тем самым забором. Может, Таня или Анвар его даже видели… в тех сандальках на деревянной подошве…
Помню, сфотографировала старичка, но не уверена, что смогу найти в архиве этот снимок. Наверное, фотографии есть в Узбекско-японском центре.
Тамара[Цитировать]
Тамара, фотографии, конечно, Гузаль, она мне прислала несколько блоков, я переслала ЕС, ввиду полного неумения вставлять фотографии в текст, а Гузаль поблагодарила в самом конце, не знаю, выложен ли текст до конца. Насчет японца — это ужасно интересноЮ, можно, я вставлю. в книгу?
Татьяна[Цитировать]
ТАНЯВ ваши воспоминания моих пять копеек.
Конечно, на всех перечисленных вами концертах я бывала- как доставались билеты-не помню, мама старалась. В этом театре и я поработала. правда недолго.И должность у меня была обалденная-зав.учебной частью театральной студии(хотя студии как таковой и не было, только директори я, заведующая). Потом мне всё это наскучило и меня взяли в ансамбль народного танца и с ними я укатила на гастроли, с которых сбежала и тогдашний директор театра Назаров Амо Рубенович вынужден был меня уволить, хотя и очень хорошо ко мне относился.
Теперь о Высоцком. Помните его песню-НУ ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ЭТОЙ НИНКОЮ, ОНА ЖИЛА СО ВСЕЙ ОРДЫНКОЮ…Это была Нинка Максимова, подружка лучшая моей подруги настоящей Тани Апарцевой, вместе они работали тогда на телеграфе на Таганке и учились в вечерней школе во дворе театра. Т.к. артисты Таганки были безденежны, а девочки с ними дружили(соединяли их с разными абонентами)после спектаклей девчонки приносили бутылку и закуску и вместе-Высоцкий, Хмельницкий, Шацкая пили , ели и хохотали, а больше всех их смешила та самая Нинка Максимова, будучи человеком невероятно остроумным. Она действительна была охоча до мужского полу и не раз приходила на работу и в театр с подбитым глазом- но умна была!Теперь она уже умерла. А о другой девочке Высоцкий написал песню-МАДОННА, ТЕЛЕФОННАЯ КНИГА-ТРЕБНИК
Русина[Цитировать]
Моя мама ходила на концерт Имы Сумак в театре Свердлова. До сих пор вспоминает.
А эти фото Сумак в узбекском платье вы наверное видели.
— М. Тургунбаева и Има Сумак. 1962 г.
https://gonza03.livejournal.com/122492.html
виолав[Цитировать]
Спасибо! Уникальное фото!
Татьяна Вавилова[Цитировать]