С Днем учителя и наставника! Разное

Пишет Виктор Арвведович Ивонин:

Кстати, все почему то забыли, что сегодня праздник – День учителя и наставника. От всей души поздравляю всех коллег и всех тех, кто “не щадя живота своего” вкладывает в сердца и души новых поколений свои знание и своё понимание сегодняшнего мира.
А теперь маленький штрих о том, как этот праздник появился. Было начало лета 1997 г. в составе небольшой рабочей группы учёных экономистов и педагогов мы работали над проектом Национальной программы по подготовке кадров. И вот когда я дошёл до тех людей которые должны были готовить эти самые новые, лучшие в мире кадры, у меня как то защемило сердце и я вспомнил профессора ТашГУ Гегельганца, который между делом пожаловался мне как экономисту на то, что его зарплаты едва хватает на проезд до работы (годы были трудные. Мы чуть ли не ползком выкарабкивались из кризиса и только- только наметилось начало экономического роста). Я промолчал, тем более, что сам наблюдал, что для молодёжи профессия продавца стала намного престижнее, профессии педагога. И вот тогда я вписал в программу слова: “Реализуется государственная политика по повышению престижа и социального статуса педагогической деятельности. Создаются необходимые условия для учёбы, оздоровления и отдыха обучающихся и педагогов”.

При этом я думал о том, что престиж и социальный статус педагогов будут повышать путём повышения зарплаты. Но всё оказалось не так, как я думал. Программа была принята 29 августа 1997 года. Её спустили Кабинету Министров для исполнения. И там стали ломать голову как эту программу исполнять. Дошли до престижа и социального статуса. А как его поднимать, если пощупать нельзя. И тут прочитали дальше о том, что для этого нужно обеспечить “отдых обучающихся и педагогов”. И кому то в голову пришла спасительная мысль, что всё просто надо дать отдохнуть и обучающимся и педагогам. А так как согласно программе учиться должны были все, то всем этот отдых и нужно было предоставить. Так и ввели новый праздник – День учителя и наставника. Я поначалу расстроился, поскольку иначе задумывал. А потом понял, что ребята то в нашем Кабмине прозорливее меня оказались. Ну повысили бы тогда зарплату. И что? Об этом бы сейчас и не помнили. А вот праздник все помнят. Даже мне сегодня ученики позвонили, поздравили. Вот я и вспомнил в очередной раз о скудости своего тогдашнего мышления. Написать, написал, а вот в должном ракурсе тогда этот свой текст осознать не смог. Так что низкий поклон тем, кто этот вопрос за меня хорошо додумал.

23 комментария

  • Олег:

    Пришлось перенести свои замечания сюда, поскольку Вы выделили данное сообщение в отдельный пост. Во первых, присоединяюсь к поздравлениям с праздником наших учителей. И поэтому хочется сделать замечание об ошибке в имени выдающегося биофизика РУз Альберта Ивановича Гагельганса. Также в Вашем тексте получается нестыковка в датах принятия разработанной с Вашим участием Программы от 29 августа 1997 года и более ранним Указом нашего президента от 27 декабря 1996 года о праздновании Дня учителей и наставников с 1 октября. Именно этим Указом и было обусловлено первое празднование Дня учителей с 1 октября 1997 года. Получается, что этот вопрос уже заранее был за Вас хорошо додуман.

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Ну и слава Богу. Я же не педагог и программу мне пришлось писать вынужденно. Её до этого года полтора все мусолили. А написать не могли. Вернее написано было много, но то что было написано не «тянуло» по уровню. Вот и вытащили меня из постели. Я накануне ногу поломал. С велосипеда упал. Нога была в гипсе и всё время отекала. Я её иногда прямо на стол клал, чтобы отошла. Народ в рабочей группе подобрался на редкость толковый (Тахир Иминов, Шавкат Курбанов, Эдем Сейитхалилов и я. Позднее пришёл новый госсоветник — Рискиев и тоже к нам подключился). Ногу мою не жалели, но прощали. Деваться было некуда. Дело не сразу пошло. Поначалу Эдем с Шавкатом «землю рыли» отстаивая «свою» концепцию. Я весь день молчал. А в 8 вечера сказал, что мне надоело слушать «Ваша программа — Наша прграмма». Вот как напишем и её подпишет Президент, она сразу станет ни Вашей, ни нашей. Она станет Президентской программой. Наше общее дело состоит в том, чтобы довести её до уровня, который бы соответствовал подписи первого лица государства. А дальше объяснил, как работают «в командах» (я тогда уже много законов написал и во многих рабочих группах с лучшими специалистами страны работал. Я хорошо знал, что у каждого из этих людей свой взгляд на вещи и приходить к общему пониманию проблемы очень трудно). Шавкат и Эдем такого опыта не имели, поэтому я им образно всё объяснил. Я сказал, что любая новая программа как ёлка. В ней есть ствол, есть ветки и есть игрушки. А дальше продолжил, что с утра целый день слушал только об игрушках. Но проблемы с игрушками нет, что хотят, то и повесим и спорить не будем. А вот о ветках уже следует задуматься. Что касается ствола, то пока друг другу не докажем и к единому мнению не придём, до тех пор никуда не сдвинемся. Мужики оказались на редкость сообразительные. Эту мысль на лету схватили и после этого мы прекрасно в одной упряжке работали. Вскоре к нам присоединился и начальник управления Минтруда. Я забыл его фамилию. Но думаю, что на каком то этапе именно он внёс решающий вклад в идею программы. Мы сидели и читали очередной вариант. И вдруг он заметил, что ему какой то раздел не нравится. Этот раздел писали педагоги. И тут я добавил, что мне тоже не нравится, но я не знаю, как его написать лучше, поэтому и молчу. Эдем тут вскипел. Он долго доказывал, что это в программе самое важное и самое главное, что это наша национальная модель. Ну тут я его урезонил тем, что идея непрерывного образования не нова. Её ещё в середине 80-х годов выдумал зав отделом МинВУЗа СССР Калинкин и защитил в Москве диссертацию на эту тему. Тут уж нашего Эдема совсем понесло. Вскоре я отключился и совсем перестал слушать. А мозги, что-то пережёвывали. Но так как у Эдема периодически слышались возгласы, что раздел нельзя вычёркивать, поскольку это национальная модель, то меня вдруг осенило. Я остановил Эдемов монолог и сказал, что именно так и нужно назвать этот раздел «Национальная модель подготовки кадров». Но в этом случае, всё что сейчас написано, придётся выкинуть и формулировать весь текст заново как модель. Тут была пауза вроде как у Гоголевского Ревизора. И вдруг все сразу с этим согласились. Это и был тот самый «стволовой» момент программы. И подошли мы к нему вместе. Один усомнился, второй доказывал, а третий нашёл компромисс. Но дальше было ещё сложнее. У экономистов с педагогами был разный взгляд на вещи. Мне пришлось доказывать, что в системе образования всего три элемента: сырьё (человек), оборудование (здания, парты, учебники) и рабочая сила (педагоги). И вся программа должна говорить о том, как их соединить и что с ними нужно сделать. Со зданиями и педагогами проблем не было. А вот с сырьём начались проблемы. Нужно было определить во что мы это сырьё должны превратить (в образованного человека, в специалиста или ещё во что-то). Списать было неоткуда. И тут я вспомнил философию Там была такая тема — «роль личности в истории». Я об этом и заикнулся. Всем это понравилось. Мы сразу сообразили, что это новое слово в образовании, поскольку мы теперь ребёнка будем рассматривать не как «мешок» для заполнения знаниями, а как гармонично развитую личность. Нашим педагогам (Эдему с Шавкатом) это совсем понравилось. Так что мы эту категорию сразу в программу заложили. Долго потом ковырялись, чтобы её попонятнее изложить, но идея оставалась. Эту же нашу идею с личностью сейчас и в России приняли. Непрерывное образование и всю систему оставили так как наши педагоги накропали, а вот государство, общество, науку и производство уже экономисты туда прицепили. Педагоги такого оборота дел не ожидали. Они за ворота школы и ВУЗа не выходили. Но нам то с Тахиром постоянно макроэкономикой приходилось заниматься, поэтому мы и государство и общество озадачили, и науку с производством тоже. Система подготовки кадров стала приобретать вид стройной достаточно формализованной модели. Это, конечно, не строгая математика, а эвристика, но всё же модель. Вот так и ковырялись с этим текстом почти 8 месяцев. Каримов это дело на постоянном контроле держал. Ему постоянно докладывали, что да как. Он нас не торопил и своё не навязывал. А когда я «застрял» на деньгах, проблему сразу решил. Он сказал «Вы сначала напишите, что Вы хотите с образованием сделать, а потом отдадим Минфину и пусть он на это дело деньги ищет». Это мне первый раз такую свободу действий дали. Я как то приучен сообразовывать желания с возможностями. И потом видел как у Завотделом Минэкономики, который эту сферу обсчитывал, глаза круглыми от наших аппетитов стали. Но когда окончательный вариант Президенту занесли, он всего три поправки своей рукой сделал. Уж очень ему понравилось, как мы его идею раскрутили. Он в цель программы своей рукой вставил — «преодолеть идеологическую зашоренность». И цель сразу ожила, конкретизировалась, стала неформальной. Затем отметил, что нужно подробнее расписать третий этап программы. Пока мы его расширяли, заново переписали и первых два. Но делать это было сложно. Нужно было на два поколения вперёд заглянуть, как минимум лет на тридцать. А это считай почти полжизни. Ну и третья его поправка касалась одарённой и талантливой молодёжи. Он этот раздел попросил расширить. Мы и его расписали подробнее. Программу здешнее представительство ООН забрало. Передали в ЮНЕСКО. Там она серьёзную экспертизу прошла и за неё Золотую медаль дали. Так что мне есть чем гордиться, тем более, что год назад, наш Президент был в Нью-Йорке и там перед всем миром по доброму и с большой гордостью хвастал нашей программой. Так что мне тоже сегодня есть чем гордиться, раз уж я волею случая приложил к этому хорошему делу не только свою руку, но даже поломанную ногу в гипсе. А по поводу того, что праздник до меня придумали, то это Вы хорошо заметили. Только он оказывается не Указом принят, а Законом и не 26, а 27 декабря 1996 года. Ещё раз всех поздравляю с праздником.

    • Олег:

      Виктор Арвведович, я ничего не имею против Вас лично. Мне очень понравился этот сайт о моем родном городе. И очень часто здесь встречаются Ваши посты, почитав которые, находишь в них слишком много сюрреализма. А поскольку Вы позиционируете себя здесь как ученый, то соответственно и ожидается, что в данных текстах должна присутствовать достоверная информация. Любой ученый со временем приобретает навык отличать достоверную научную информацию от научно-популярной, и, тем более, околонаучной. У Вас же встречается именно намеренное искажение информации, что является неуважением к аудитории сайта, поскольку тексты пишутся от имени ученого. Вообще никаких проблем бы не было, если бы Вы позиционировали здесь себя как, например, шоумена, развлекающего посетителей сайта. В этом случае, я думаю, симпатия читателей к Вашим текстам выросла бы многократно.

    • AK:

      Да, умеют на Востоке красиво говорить :)

      • Олег:

        Это точно. Теперь представьте тот же диалог, только в комментах рамблера.

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Ну вот видите. И Гагельганса не так назвал, хотя хорошо и давно с ним знаком. Но не по работе, а по домашнему. И почему то считал, что он Гегельганц. И в адресной книге он у меня так записан. Видимо со слов писал. Как услышал, так и написал. Он сейчас в Дрездене живёт. Заглянул через поисковик и нашёл его в Справочнике «Биофизики России». Хорошо, что хоть кто то сейчас у нас здесь его помнит.
    И с Праздником Вы меня верно поправили. Я этот Закон пропустил и так и думал, что это в Кабмине придумали, после принятия программы. Ан нет. Всё по иному — сначала праздник, потом программа, а не наоборот. Так что Вы кругом правы.

    • Олег:

      Это совершенно закономерно, что имя Альберта Ивановича присутствует в интеренете, поскольку у него большое число научных публикаций. Врочем, по имени в поисковике можно найти ссылки на научные публикации любого ученого, и даже аспиранта (если хоть что-то опубликовано). Вся система рейтинга ученого в мире построена на количестве его научных публикаций. Но, вероятно, существуют ученые, на работы которых нет ссылок в интернете…

    • Cветлана:

      А я вот сомневаюсь, что Вы его знали «по домашнему». Вы бы не написали так о нём в сатье — просто «Гегельганс». Я очень хорошо знаю Альберта Ивановича Гагельганса, заведующего кафедрой биофизики биологического ф-та Университета. И я поздравляю его, всех моих преподавателй биофака..Да всех, кто имеет хоть какое-нибудь отнощение к учёбе!С прздником вас, учителя и преподаватели. Здоровья вам, терпения и всего самого-самого!!!

    • Aida:

      О частном: а как можно передать привет Эдему Сейитхалилову?

      • Виктор Арведович Ивонин:

        Он в Ташкенте. Весной созванивались. Он материал передавал и просил своего аспиранта проконсультировать. Визитку нужно найти.

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Олегу. Нет ничего особенного, в том, что Вы нашли материалы опровергающие то, что я написал. Это совершенно нормально. Я назвал фамилии, тех, кто вместе со мной работал над Национальной программой. Обратитесь к ним и Вы получите от них совершенно иную трактовку событий. Это специфика человеческого мышления и человеческой памяти. Для примера попробуйте сфотографировать одно и то же здание с разных сторон и Вы неизбежно обнаружите, что снимки различны. Так и в устных свидетельствах людей. Сколько людей, столько мнений. И тем не менее устные свидетельства ценнейший научный материал для историков. Поэтому Институт истории Академии наук Узбекистана сейчас активно занимается этой новой методологией, называемой на Западе «Orol histori». Я не смогу раскрыть её полностью, но суть в том, что существуют специальные методы накопления и использования устной информации. В том числе методы её проверки. Одним из них Вы успешно воспользовались. При этом исследователь не вправе обвинять респондента в умышленном искажении информации. Она и без этого всегда закономерно искажена, при сравнении с другими источниками. Дело историка рационально пользоваться документальными и устными источниками. В начале этого года уже вышла первая книга «Устная история Узбекистана». Там есть большой раздел, основанный на моих материалах. О правомерности и научности устной истории говорит методология Холокоста. Он практически полностью построен на устных свидетельствах людей. А так как известно, что достаточно опросить другую группу людей и предыдущий результат может быть подвергнуть сомнению, было принято решение подвергать уголовному преследованию людей отрицающих Холокост. А ранее точно также была создана история США. Так как не было никаких документальных свидетельств покорения Дикого Запада, то историки просто опросили стариков и на специальной конференции договорились между собой считать это официальной историей Америки. То же самое делают сейчас и наши историки. в начале 90-х в условиях системного кризиса мы утратили множество документальных источников. К примеру один из кооперативов сдал в макулатуру практически весь архив нашей Академии наук. Выступая при праздновании Дня независимости Президент не случайно сказал, что прошло уже 20 лет и многие не знают, или забыли, то что было в первые годы становления государства. Но я это помню и я один из немногих говорящих и пишущих людей, которые были в самом сердце событий и своими руками творили экономическую политику и экономические реформы страны. Вот уж поверьте, что мне приходилось ворочать миллиардами, писать и защищать в Олий Мажлисе первые Законы страны. И мне в это время было не до публикаций. Я свои труды на полках не держу. Они у меня, как и у Королёва, «летают». Это по моим Законам работают наши биржи, по моим законам проведена приватизация, по моим правилам и программам начал создаваться и работать малый бизнес, по моим положениям работают Холдинги. Вот об этой истории, написанной моими руками, я и рассказываю. А уж дело профессиональных историков исследовать, что в этих рассказах достоверно, что я забыл, на что не обратил внимание, а что просто придумал. И такое у людей тоже бывает. Рассказав что либо однажды в шутку, и пару раз повторив это, иногда сам начинаешь верить, что это так и было. Это нормальное свойство человеческой психики. Поэтому профессиональные историки, владеющие Орол Хистори, не удивляются, а лишь уточняют эти моменты, опираясь на широкую гамму своих специфических источников. Вот и всё. А я потихоньку пишу здесь, что и как происходило у нас и что мы делали, за эти 20 лет. И уверяю Вас, что я это знаю лучше, чем наш Институт экономики Академии наук, поскольку я создавал нашу экономическую историю сам, а не переписывал из готовых, кем то написанных документов.
    Теперь об учёных не имеющих ссылок в Интернете. Часть из них известна — это «подснежники». Люди известные и авторитетные. Часть никому не известны. К примеру, в своё время Королёв. Он кстати и диссертацию не писал. Прочитал доклад на 7 страничках и всё. Ему писать было некогда.
    По поводу Альберта Ивановича. Я никогда с ним не общался по поводу его научной деятельности и всегда думал, что он химик. Так и написал в своей книге. Вам спасибо, поправили. И мне теперь придётся править в следующем издании.

    • Олег:

      Авторы данного сайта очень бережно относятся к историческим свидетельствам и фактам, по крупицам собирая разрозненную инфрмацию о нашем городе и стране. Поэтому очень странно было видеть новую трактовку истории возникновения праздника Дня Учителя в Узбекистане, который принимается не Указом Президента, а с Вашей косвенной подачи в Кабинете Министров. И тот факт, что А.И. Гагельганса в своей книге Вы обозначили как химика, также свидетельствует, что факты для Вас — вещь второстепенная, на первом месте — самопиар любыми средствами.

    • Олег:

      Специалистами Центра устной истории при Академии наук Узбекистана подготовлен к изданию научный сборник «Устная история Узбекистана». Выпуск данного сборника предусмотрено проектом «Устная история Узбекистана ХХ века: методы и источники научных исследований». Сборник подготовлен на основе собранных в ходе исследования материалов, организованной экспедиции в Ферганскую долину http://www.12.uz/#ru/news/show/culture/5493/hightext/история_Узбекистана/ Остается только подождать подтверждения от специалистов о Вашем участии в этой экспедиции и личном вкладе в этот сборник, поскольку методология устной истории предполагает наличие хотя бы двух рассказчиков и направленного диалога. У нас все же не Дикикй Запад, чтобы остался лишь одни свидетель исторических событий.

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Кстати, самые интересные и самые правдивые мои истории размещены на сайте: http://proza.ru/avtor/bessler/

  • IMM:

    Есть известное выражение-«врёт как очевидец»…

  • Виктор Арведович Ивонин:

    У нас с Вами есть разница — Вы историю собираете, а я её творю. Но есть и общее — «у нас навар и мы при деле».

    • Олег:

      Это творчество лишь в Вашем воображении, в реальности на сайте Вы просто пытаетесь вставить свои 5 копеек post factum к уже свершившимся историческим фактам, и тем самым, привлечь к себе внимание.

  • АГ:

    ))) Как педагогу, мне много есть чего сказать «личности в истории», но, как педагог, не буду… )))) Учителям всех благ!!!

  • J Silver:

    Так-то по данной теме мне тоже есть, что сказать, и особенным подспорьем может послужить некоторый стаж работы на производстве…
    Но тоже воздержимся…

  • Тамара:

    О, как все не празднично…
    С праздником, коллеги! Только что спустилась с гор, была на фестивале авторской песни и поэзии «Осенний аккорд» в Ходжикенте и привезла прозвучавшие с фестивальной сцены поздравления всем-всем учителям.
    В этот день принято поздравлять и наставников. У каждого из нас их было немало в жизни. Кого уже нет — добрая память. Позвольте вспомнить дорогие мне имена: Нина Афанасьевна Кочнева — первая моя учительница; Леонора Ивановна Солодилова — образец и наставник по жизни, директор школы 161 г. Ташкента; Эмилия Павловна Чубакова — преподаватель биологии и химии; профессор Александр Николаевич Тихонов — мой научный наставник. Светлая им память.
    Нззкий поклон, пожелания здоровья и благополучия всем, кто учил уму-разуму после школы: профессору Александре Николаевне Давшан, Сергею Ивановичу Зинину, Валентине Ивановне Забурдяевой, Ало Максумовичу Ходжаеву и другим моим наставникам. Каждый дал знания и научил чему-либо доброму.

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Конечно, непосвящённому трудно понять роль Национальной программы по подготовке кадров и её выдающегося места в развитии экономики Узбекистана. Он пока мыслит совсем не теми категориями. Всё дело в том, что до сих пор бытует мнение о том, что образование человека – это затратное дело и функция государства состоит в том, чтобы финансировать образование для «подъёма уровня жизни» населения. Между тем, во второй половине ХХ века американскими экономистами доказано, что рост экономики в развитых странах обеспечивается исключительно за счёт интеллектуального капитала нации и его вклад в национальное богатство доходит до 70-80%. За это открытие американцы получили две Нобелевские премии, а учитывая это, Узбекистан, первым из стран с переходной экономикой принял развёрнутую программу наращивания интеллектуального капитала. Уже на первом этане выяснилось, что интеллектуальный капитал, создаваемый в Узбекистане конкурентоспособен и вполне востребован на мировом рынке. Первым масштабную экспансию на узбекский рынок интеллектуального капитала совершил Израиль импортировав к себе его значительную долю. За ними последовали Украина и Германия. Позднее Узбекистан начал экспорт своего интеллектуального капитала в Россию и Казахстан. Анализ показывает высокую эффективность привлечённого из Узбекистана интеллектуального капитала. Так в Израиле он обеспечил технологический прорыв в создании беспилотной авиации, а учитывая высочайший уровень узбекской математической школы, этот капитал стал становым хребтом израильских кибервойск, которые сегодня имеют лишь считанные единицы высокотехнологичных стран. В Германии интеллектуальный капитал импортированный из Узбекистана практически полностью направлен на решение экологических проблем развития. Благодаря этому Зелёная партия Германии существенно подняла свой рейтинг, и согласно опросам, сейчас вместо традиционных 6% способна набрать на выборах свыше 20% голосов в Бундестаг. Россия и Казахстан в импорте интеллектуального капитала из Узбекистана существенно отстали. Однако его приток обеспечил инвестиционный бум в этих странах. О влиянии экспортных интеллектуальных ресурсов Узбекистана на экономику России можно судить по темпам развития экономики этой страны в период кризиса 2008-2009 гг. Близорукое решение российского руководства вернуть интеллектуальные ресурсы Узбекистану, чуть не обернулось экономической катастрофой. Валовый внутренний продукт России за год снизился на 18%, тогда как в Узбекистане поднялся на 8%. Таким образом, подтверждается правильность курса Узбекистана на всемерное наращивание интеллектуального капитала страны, сформулированного в Национальной программе по подготовке кадров. Именно она превратила Узбекистан в одного из крупных экспортёров, созданного в стране интеллектуального капитала, одного из ведущих игроков на этом новом пока, но чрезвычайно перспективном, сегменте мирового рынка.

  • J Silver:

    Не люблю я шутки такого рода…

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Сильвер. Я такой реакции и ожидал. Но это не шутки. Категория человеческого капитала (Human Capital) появилась в публикациях второй половины ХХ века в работах ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Существенный вклад в создание теории человеческого капитала внёс выходец из Украины Саймон (Семён) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г. В современной литературе термин «Человеческий капитал» часто трактуется как «Интеллектуальный капитал». Во времена Союза это называли «Человеческий фактор» и я эту вещь преподавал в 70-е — 80-е годы высшему руководящему звену управления республикой. Сейчас над этой проблемой у нас работают очень серьёзно и финансирует эти исследования ПРООН (Организация Объединённых Наций). Я фамилии Нобелевских лауреатов дал. Не поленитесь. Загляните в Интернете. Надеюсь, шуточное восприятие отпадёт. Но Ваша реакция вполне нормальна. Именно так всегда воспринимается всё новое. И есть только два способа убеждения — логика и ссылка на авторитет. С логикой на этом сайте слабовато, а если здесь и Нобелевские лауреаты не авторитет, то «тушите свет». Как писал мой учитель — академик Николай Прокофьевич Федоренко: — «Невежество не способно примириться с тем, что оно чего-то не постигает. Ограниченность инстинктивно презирает предмет своего непонимания, рисуя его врагом».