Лучший в мире пан Владек Tашкентцы История

Пишет Павел Подкладов:
Шлю Вам свой материал, который лет пять назад был опубликован в журнале «Экран и сцена».

Странно, но факт: во всем русскоязычном интернете я не нашел ни одной статьи об этом человеке. Это тем более поразительно, что его знали и любили миллионы зрителей и по театру, и по кино, и по забавной передаче “Кабачок 13 стульев”, “скоропостижно скончавшейся” во время антикоммунистических “польских событий”. А в “сети” – три строчки: родился тогда-то, работал там-то, умер такого-то числа. И – сухой список из более чем 30 фильмов, в которых он снялся. И только Леонид Филатов в свое время отдал ему дань памяти и посвятил одну из своих замечательных телепередач “Чтобы помнили”. Звали этого человека Роман Денисович Ткачук.

Пусть уважаемый читатель простит автору этих строк отсутствие талантов в области такого литературного жанра, как театральная критика. Даже если бы эти таланты имели место, я все равно не смог бы объективно и хладнокровно разложить по полочкам то, что успел сделать за свою жизнь этот актер, “поверить алгеброй гармонию”.  В этой заметке чувства преобладают над разумом, потому что с Ткачука, пожалуй, началась моя театральная биография. Именно он, сам того не ведая, в детстве заразил меня этой “отравой” настолько, что вот уже 30 с лишним лет я не могу избавиться от “напасти” под названием сцена…

Произошло это в далеком и жарком Ташкенте, куда Романа Денисовича забросила судьба из родного Свердловска. Он окончил режиссерский факультет Театрально-художественного института и остался работать в знаменитом тогда Театре им. М. Горького. Если кто-то думает, что в 50-е и 60-е годы Ташкент был похож на кишлак (по-русски говоря – деревню), где по узким улочкам  шастали верблюды и ишаки (ослы) с хурджунами (переметными сумами) на тощих крупах, а на центральных площадях рос хлопчатник, то он глубоко заблуждается. Указанный населенный пункт, как известно, считался городом хлебным, но главное — он был культурным центром всей Средней Азии. Тогда не было лозунгов: “Россию – русским!” или “Узбекистан – узбекам”!  Поэтому люди уважали и поддерживали культуру “братских соседских народов”  и даже помогали друг другу выжить. И театр здесь был в первых рядах.

Никогда не забыть первого детского похода в “Театргорького”, как мы его называли. Не буду повторять банальности, вроде того, что это было похоже на сказку, на волшебство. Но то, что это поразило в самую душу, попало, что называется “в яблочко”, — абсолютная правда. И почему-то сразу запомнился лупоглазый, улыбчивый паренек  с характерным мягким говорком. (Это сейчас он видится мне пареньком, а тогда казался просто небожителем!) Актер был до того обаятелен и правдив (театральный критик написал бы – органичен), что стоило больших усилий не поддаться искушению и не начать с ним диалог из зрительного зала, а то и броситься на сцену как к “закадычному приятелю”. Он обладал какой-то невероятной привлекательностью, магнетизмом, как бы сейчас сказали – харизмой.  И был настоящим премьером театра и кумиром многонациональной ташкентской публики. Хотя, отмечу без ложной скромности, что в те годы в Театре им.  Горького работало немало замечательных и даже уникальных артистов. Пьесы были, конечно, в основном из разряда бытово-соцреалистических, ведь советская цензура в те годы не то, что западную, но даже русскую классику не особливо жаловала. Но и в самых простеньких пьесах Ткачук, осознанно или интуитивно,  находил изюминку, заставлявшую тебя верить даже самым кондовым драмоделам. До сих пор не могу забыть его в роли какого-то морячка-сердцееда, который по воле режиссера, целуясь со своей пассией, почему-то высоко поднимал ногу и придерживал ею дверь для того, чтобы в комнату никто не вошел. Мизансцена была, что называется, “отпадная!” Но казалась классным, потрясающим ходом, потому что делал это сам Ткачук! Помню его и в роли забавного  узбека (конечно, с усами, в халате и в чалме), у которого то ли что-то стащили, то ли дочку увели, по поводу чего он страстно и жалостно причитал: “Вай, вай, вай!”

Не стоит, однако, думать, что в Ташкенте Ткачук только и делал, что развлекал публику. У него были и серьезные роли в хороших пьесах. Он играл  разбитного хулигана в печальной пьесе Зака и Кузнецова “Два цвета”,  строгого флотского офицера в “Океане” Штейна, китайца в какой-то национальной исторической драме, Присыпкина в “Клопе”, Фортинбрасса в “Гамлете”. (Да простит меня Владимир Рецептер, но моя душа тогда возмущалась: почему роль Гамлета  дали ему, а не Ткачуку?!).  Ташкентские театралы рассказывали легенды и о его Раскольникове… Словом, ролями его не обижали. И поклонники  вниманием – тоже. После спектакля возле служебного входа в театр на улице Карла Маркса всегда толклась уйма почитателей, чтобы хотя бы одним глазком лицезреть кумира. Он выходил из театра, не рисуясь, абсолютно “без понтов”, как говорит нынешняя молодежь. В нем, конечно, угадывалось чувство собственного достоинства, но оно было замешано не на высокомерии, а на сознании того, что он делает свое дело хорошо, талантливо, без дураков…

Сама Судьба привела меня на его последний ташкентский спектакль, который играли летнем театре на открытом воздухе по причине жары. Это была незамысловатая комедия греческого драматурга под названием  “Требуется лжец”, в которой Ткачук, конечно, играл этого самого очаровательного лжеца. От расстроенных билетеров узнал, что артист уезжает насовсем. Это был удар! Я не мог смотреть на сцену, не находил себе места, маялся, страдал. В антракте побежал в так называемый “Сквер революции” в ближайший цветочный ларек и купил там огромный букет красных роз. Так и попрощался с любимым артистом: с розами в руках и со слезами на глазах. А он стоял на сцене, кланялся, и руки его тряслись. Уехал он в Москву “в звании” народного артиста Узбекистана.

В Театре сатиры Ткачук, несмотря на звездное окружение, прижился довольно быстро.  Видно, опять же сказалось отсутствие “понтов”, а также то, что он не умел лезть по чужим головам в “первачи”. Поэтому-то, наверное,  его и не съели. Стал получать роли, причем, очень неплохие. В основном это были, конечно, комедии, но театралы помнят и захаровский “Темп-1929”, где был совсем другой, необычный Ткачук – тонкий, резкий, лиричный! Им с Марком Захаровым в  Григории Гае удалось соединить, как тогда говорили, тему гражданского звучания с какой-то очень проникновенной человеческой нотой, что в те годы было редкостью. Хотя люди, которые знали Ткачука близко, считают, что даже этот значительный образ был в чем-то плакатным и не позволил артисту в полной мере реализовать то лирическое начало,  свойственное его “психофизике”. Но все же в московской жизни артиста были в основном комедии, где использовался его природный клоунский дар, ради которого, наверное, Ткачука в Сатиру и пригласили. Тогда в этот театр попасть было невозможно: билетами “заведовала” мафия, выбившаяся теперь в олигархи. Но иногда проникнуть в театр все же удавалось. И однажды, добыв билетик на знаменитые “Маленькие комедии большого дома”, я был осчастливлен: вместо Анатолия Папанова в новелле “Пой, ласточка, пой!” играл мой “лучший в мире”  Ткачук. Папанов был великий актер, но и Ткачук в этой роли – ничуть не хуже…Помню его и в одном из театрально-эстрадных обозрений, поставленных Александром Ширвиндтом. Режиссер, видимо,  решил: раз ты из Узбекистана – изволь, пляши соответствующие танцы! И мой земляк не ударил в грязь лицом: надо было видеть, как  москвич уральско-ташкентского происхождения  украинец Роман Ткачук в узбекском халате выделывал ногами и плечами кренделя под  зажигательные звуки дойры (барабана), отплясывая лихую андижанскую польку! Вот и попробуй после этого не употреби расхожую фразу об актерстве от Бога…

Надо признать, что актеры театра Сатиры всегда отличались мощным темпераментом, способностью смачно “хлопотнуть мордой”, побалаганить и покуражиться на сцене, даже если это шло поперек спектакля. Это называлось импровизацией, считалось, так сказать, высшим шиком. На актерском слэнге таких “импровизаторов” всегда величали “актер-актерычами”. Роман Денисович никогда не был таким: в отличие от многих других  в нем всегда был какой-то внутренний “пограничный столб”, не позволявший ему наигрывать и  излишне бедокурить на сцене, даже если это обеими ладонями и глоткой одобрял  зритель. Хотя, наверное,  в принципе он принял правила “игры” и старался не выбиваться из “сатировского” имиджа…

Не стоит, однако, думать, что  Роман Денисович подвизался в Театре сатиры лишь на  вторых ролях. Случались у него и главные: в первые годы после приезда в Москву он, например,  какое-то время играл Присыпкина в “Клопе”, потом —  в пьесе Григория Горина “Феномены” — первой режиссерской пробе Андрея Миронова. (Судя по всему,  Андрей Александрович привечал Романа Денисовича, и потом, намного позже,  предложил ему роль Свистунова в своем последнем спектакле “Тени” по Салтыкову-Щедрину). Валентин Николаевич Плучек, в конце концов, тоже “признал” Ткачука: дал  даже роль в “нетленке” под названием “Женитьба Фигаро”. И мой любимый артист в роли вечно пьяного садовника Антонио вовсе не потерялся на фоне “звездунов”… Но вершиной его творчества стала роль Подсекальникова в “Самоубийце” Н. Эрдмана в постановке В.Плучека. Эту работу до сих пор очень живо и радостно вспоминают и театралы, и коллеги Ткачука. Театральный критик, наверное, сказал бы, что в его исполнении не было “чистого жанра”: смешной и несчастный Подсекальников вызывал массу самых разных чувств: и смех, и душевное сочувствие, и жалость. Пожалуй, только в “Самоубийце” артисту, наконец, удалось в полной мере проявить свой тонкий лирико-комедийный дар. Помнится, я сидел на этом спектакле довольно близко, и  до сих пор не могу забыть глаза несчастного Подсекальникова, в которых светилось невыразимая безысходность, отчаяние маленького человека, которого, как зверя, “гонят весело на номера”…

Ткачук, наверное,  мог бы сыграть значительно больше. Но Плучек, говорят,  не любил “Кабачок 13 стульев”. А Роман Денисович там надолго “прижился” в роли пана Владека: глуповатого, но обаятельного мужа  пани Терезы. И народ его страшно полюбил за эти качества. Ибо, как сказал поэт: “А клоун глупее вас, и это приятно вам”. И здесь судьба тоже столкнула автора этих строк с любимым артистом. Если читатель помнит, в “Кабачке” на заднем плане прыгали некие “музыканты”, которые, так же как и “певцы”- главные герои, только делали вид, что издают звуки. Лже-музыкантам давали в руки трубы, саксофоны и гитары, и они скакали по сцене или среди столиков, зарабатывая 4 руб. 50 коп. за съемочную смену. Одним из музыкантов какое-то время был и автор этих строк, который  во время перекуров между съемками удостаивался чести стоять рядом с  Державиным, Мишулиным, Рунге и… со своим любимым “паном Владеком”. Но я страшно зажимался: язык так никогда и не повернулся вспомнить ташкентские годы… Наблюдая за ним в течение этих перерывов, я радовался, что кумир моей юности не приобрел столичного лоска и звездных ухваток: он производил впечатление мягкого, интеллигентного, очень доброжелательного и толерантного человека. Те, кто знал его близко, до сих пор говорят о необыкновенном душевном тепле Романа Денисовича…

Говорили, что “кабачкистов” не любили снимать кинорежиссеры. Но Ткачука эта “обструкция”, слава Богу, миновала. В его багаже — больше 30 ролей, и в каждой всегда была какая-то изюминка, смак! Ну, разве забудешь его грустного пьянчугу – зав. клубом из “Деревенского детектива” или смешного пациента в “Собачьем сердце”? А в  “Балладе о Беринге и его друзьях” он даже сыграл самого Петра Первого! Специалисты-историки говорили, что он был как две капли воды похож на царя… Но все же свою роль в кино, подобную Подсекальникову в театре, он не сыграл. Невольно приходит на ум крамольная мысль: если бы не было великого клоуна Юрия Никулина, то его киношные роли с не меньшим  успехом мог бы сыграть Роман Ткачук. Потому что его герои были из той же когорты чаплинских персонажей, у которых не поймешь,  плачут они или смеются…

Да простят меня близкие люди Романа Денисовича, если я вторгнусь во что-то очень личное. Но расскажу лишь то, что услышал от тех, кто знал семью Ткачуков близко. Роман Денисович всю жизнь был однолюбом и просто обожал свою жену. Когда она умерла, жить дальше он не смог. И умер на следующий день после нее.

Павел Подкладов

24 комментария

  • Татьяна:

    Прекрасный актер. Прекрасный человек. Все, кто жил в том времени , помнят его и любят. И те годы тоже помнят. Вечная память человеку, которым восхищались несколько поколений.

      [Цитировать]

  • Yultash:

    Роман Ткачук начал работать в театре ОДО. Именно там в середине 50х годов он стал популярным, любимым актёром, на которого ходили в театр…А уже затем известным актёром перешёл в «Горького»…

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Да, действительног странно, почему автор не нашел в Интернете ни одной статьи о Ткачуке. Я помню, что недавно читала о Ткачуке. хотела прислать ссылку. Но нашла одиннадцать страниц ссылок, и это еще далеко не все.Так что стоит набрать в поисковике имя и фамилию — и там целая россыпь …

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    http://www.rutelek.com/mf/94640/Ja-Gamleta-igraju-dlja-sebja-Roman-Tkachuk
    Это ссылка на документальный фильм онлайн
    «Я Гамлета играю для себя»…

      [Цитировать]

  • еllе:

    Прочитав эту статью, приходишь к выводу,что Р. Ткачук, будучи великолепным драмматическим актёром, вынужден был играть комедийные роли. У него фактура такая, что режиссёры больше видели его в комедийных ролячх, нежели Гамлетом. А то, что он сыграл в одной «обойме» с такими артистами, как Михаил Жаров и Лидия Смирнова», пусть, даже, в таком пустячковом фильме, как «Деревенский детектив», делает и ему честь и фильм у придаёт «изюминку». Фильм помню хорошо. Чёрно-белый. Раньше часто по ТВ показывали. Сейчас совсем забыли о таких фильмах. Всё больше увлекаются мыльными сериалами.

      [Цитировать]

  • еllе:

    Актёр от бога, конечно. Ничего не скажешь. Непризнанный гений? Или не претендовал? В своём кругу хорошо знали о его способностях, которые не вполне могли раскрыть режиссёры. Образ мог создать такой, что посмотришь и скажешь:» Так, ведь, я его знаю! Только что видел за углом!» Типа, свой в доску. Хотя, между ним и всеми стояла всегда незримая стена.

      [Цитировать]

  • Акулина:

    Впервые я его увидела на сцене театра ОДО в спектакле «когда цветет акация» (мне было тогда лет 10). Играл он шебутного такого парнишку по имени Боря. Полвека прошло, а я его все вижу именно таким. кажется, что он не менялся. один мой сотрудник, учившийся когда-то во 2-й школе рассказывал, что Ткачук вел в этой школе драмкружок и детки его «доводили»

      [Цитировать]

  • еllе:

    Кстати, о пресловутом «Кабачке». Р. Ткачук в роли мужа пани Терезы мне как-то не глянулся. А вот, пани Моника — совсем другое дело. Актриса Ольга Аросева, и тогда была не молода, а сейчас, и подавно. Но, очень жизнерадостная, обаятельная и остроумная женщина. Язык не поворачивается назвать её старушкой. Она была в паре с паном Профессором. Но, супружеской парой они не были. Кажется, были друзьями.

      [Цитировать]

  • Лариса Ивановна:

    Умер Роман Денисович на 62 году жизни 10 января 1994 г, на несколько часов пережив свою жену. Похоронен в Москве на Долгопрудненском кладбище.
    Сайт «Могилы знаменитостей»
    http://m-necropol.narod.ru/

      [Цитировать]

  • Александр Колмогоров:

    «Р. Ткачук в роли мужа пани Терезы мне как-то не глянулся.» А по-моему, пан Владек — гениальное воплощение подкаблучника. Это не феерический типаж, который достался, скажем, Аросевой или Мишулину. Но роль сыграна блестяще. Как и все, сыгранное Романом Денисовичем. Разумеется, это мое скромное мнение. А еще вспомнился случай с Раневской, ставший анекдотом. Актриса Н. говорит Раневской: «Все кричат — Сикстинская мадонна, Сикстинская мадонна!.. А мне не нравится!» На что Раневская отвечает: «Милочка! Эта дама уже столько лет стольким нравилась, что имеет право выбирать — кому нравится, а кому нет.»

      [Цитировать]

  • еllе:

    Сейчас какое-то поветрие пошло. В артистических кругах стало модно рассказывать байки и приписывать их Раневской. Поди, разберись теперь — говорила, не говорила. Она одна могла бы сказать правду.

      [Цитировать]

  • ЕС:

    Господа, я все же нарушу стройный хор… Мне кажется, что основная для нас заслуга Романа Ткачука в том, что он из Ташкента.

    Все роли в кино его на редкость слабые и не запоминающиеся, как и сам его персонаж пан Владек. Ну просто никакой он в Деревенском детективе и не блеснул в других фильмах. Может на сцене он был велик рядом с Аросьевой, Папановым, Державиным, не знаю, не видел, но роли в фильмах как-то не яркие мягко говоря.

    Надеюсь, ничьих чувств не задел. Был бы рад ошибаться, переубедите меня если сможете.

      [Цитировать]

    • Татьяна:

      ЕС, а стоит ли? Переубеждать. Кому-то Ткачук по душе, кто-то равнодушен. Лично мне — по душе. И в «деревенском детективе» он хорош. Бесхарактерный, не слишком таланливый, старательный служака, боящийся переменить свою жизнью…нет, это персонаж. А так, мало ли что… вот мой сын восторгается Пелевиным, а он мне — вообще никак, а говорят, на фоне общего падения продаж книг Пелевин — исключение…что тут зависит от лично моего мнения? Не мой и не мой, а Ткачук, видимо — актер не ваш. На этом мы с вами и помиримся, надеюсь.

        [Цитировать]

  • Yultash:

    ЕС-«не знаю, не видел»…..
    А можно делать вывод в таком случае?)))))
    Посмотрите- Ткачук в главной роли в театре, народные — на подхвате!))
    http://video.yandex.ru/users/hekata/view/9/?cauthor=alexeevnata&cid=4
    http://video.yandex.ru/users/hekata/view/10/?cauthor=alexeevnata&cid=4

      [Цитировать]

    • Инесса Кимовна:

      Спасибо за ссылку! С удовольствием посмотрела -прекрасный спектакль и замечательный наш Роман Ткачук! Ещё ни один наш актёр не потерялся на фоне столичных знаменитостей и Р.Ткачук всегда был любим и его знали любители-театралы.

        [Цитировать]

  • Александр Колмогоров:

    Уважаемый Е.С.! Да, нам интересны прежде всего ташкентцы, наши земляки. Но это не может быть «основной для нас заслугой», как Вы пишите, талантливого человека. А что, если бы, скажем, в Ташкенте родился такой тип, как… Гитлер? В чем была бы его, извините, «основная для нас заслуга»?

      [Цитировать]

    • Aida:

      В Ташкенте жил человек, который «работал» под Гитлера, потом он уехал в Москву, это были годы перестройки. А где он сейчас, кто-нибудь знает? И по-прежнму в облике Гитлера?

        [Цитировать]

  • Русина Бокова:

    Узбек :
    Вы правы-вспомнила, но это в принципе рядом

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Гитлер сейчас живёт в Ташкенте. Я его года два назад встретил. Зашли с ним в немецкий бар на Куйбышевском шоссе и выпили по кружке пива. Он действительно уезжал в Москву. Снялся там в каких то фильмах. Работал там вместе с Лениным и Сталиным. Потом к ним все привыкли и он вернулся в Ташкент. По праздникам одевает свою коричневую форму и ходит по улицам Ташкента. С удовольствием фотографируется со своими почитателями и раздаёт автографы.

      [Цитировать]

  • Александр Колмогоров:

    Вот видите, удочка закинута полушутя, но удачно. Нашего ташкентского Гитлера зовут Саша Шишкин. Когда-то он поступал учится вместе со мной, Ирой Авдюшкиной,Васей Псатасом, Колей Ивановым и другими в театральную студию театра Горького на курс В. М. Стрижова. После первого курса его отчислили. Спустя годы он действительно всплыл в Москве. Время от времени пересекаемся с ним на премьерах или гастролях ташкентских театров. Он дарит знакомым какие-то газеты, афиши, визитки. И считает свою судьбу удачной. Что ж, бывает и этого достаточно человеку для счастья — быть на кого-то похожим.

      [Цитировать]

  • Наталья:

    Как грустно…Уходят любимые с детства актеры. Почему-то уходят в 90-е…Роман Ткачук из тех горячо любимых,его ни с кем не спутаешь.Вечная память.

      [Цитировать]

  • Иван:

    Нет больше Мастера,но его работы остались.Уверен,таких не забудут.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.