Гончарный круг, украшенный цветами. Послесловие к выставке Разное Ташкентцы
Автор Михаил Гар, фото Анны Тыщенко.
Ануш Авакян и Рубен Саакян знакомы шесть лет. Год назад оба загорелись идеей породнить керамику и флористику и создать единые композиции, удивительные по форме и замыслу. Четыре месяца поиска и споров (Рубен: «До драки не доходило, посуду не били»). Сотни эскизов. В результате – совместная выставка в Галерее изобразительного искусства НБУ. За три дня ее посетило несколько тысяч человек.
Что побудило меня вернуться к этому событию? Прежде всего, желание по-своему рассказать о нем и подчеркнуть его неординарность. Событие состоялось благодаря тому, что два замечательных художника, преодолев обособленность и привычку творить в одиночестве, пришли к соглашению о единстве противоположностей.
Поздравляю всех поклонников искусства с рождением красивого Единства! Вы стали свидетелями редкостного явления.
Дебют в Галерее был представлен без знаков препинания. Просто – «Круг Квадрат». И в разговоре со мной художники скромно подтвердили: «Просто – Круг Квадрат». Пять с плюсом такой скромности!
Не имею возможности привести все высказывания зрителей, посетивших выставку. Но фрагмент одного диалога был услышан.
— Квадрат, дорогая олицетворяет Землю, существование, четыре элемента.
— Да, дорогой. А круг символизирует космос. Он являет собой совершенство, гармонию, вечность.
Дорогие мои, вы абсолютно правы: это и есть Единство Противоположностей.
Обратите внимание вот на какую особенность. Ануш и Рубен, создавая свои произведения, используют два древнейших материала – глину и растения. Люди науки утверждают: и глина, и растения появились прежде человека. Древние легенды рассказывают: египетский бог плодородия Хнум создал из глины на гончарном круге человека, а шумерский бог вод Энки призывал «добрых и благородных творцов» помочь ему в лепке человека и его судьбы.
Глина, рождающая детей…
Глина под руками Ануш превращается в произведения, радующие людей. Рубен открывает людям красоту и смысл, заключенные в сочетании растений, выросших на глине.
Круг Квадрат. Единство Гармония.
Ануш – художник-керамист. Свои творения она называет по-домашнему: «посуда».
Ануш говорит:
— Я считала мои работы самозначимыми. А когда начали совместный проект с Рубеном, увидела, что они могут обрести совершенно другое звучание. Без цветов «посуда» пуста, а цветы без «посуды» нуждаются в опоре.
Рубен – флорист-дизайнер, основатель сети салонов «Дом цветов Goodveen», председатель Национальной ассоциации флористов Узбекистана.
Рубен говорит:
— Ануш мастер идеальных керамических форм. Моя задача заключалась в том, чтобы найти для них соответствующее продолжение. Я хотел показать, как можно фантастически красиво использовать керамику Ануш, причем, каждый раз
по-новому наполняя эти формы оригинальным содержанием. На выставке люди увидели, что скульптуры Ануш могут украсить любой интерьер.
Вопрос Рубену:
— Не жалко, что цветы увядают?
— Разве музыкант, окончив играть, льет слезы на клавиши? Он может снова сыграть этот опус или начать другой. В отличие от музыканта я не «играю» дважды то, что однажды уже было исполнено. Каждая прошлая композиция – шаг к созданию новой. В этом заключается настоящее мастерство.
Ануш Авакян и Рубен Саакян показали зрителям двадцать два произведения. Ни одно из них не имело названия. Как сказали бы музейные работники: «Этикетаж отсутствовал». Так, видимо, художники своеобразно проявили уважительное отношение к посетителям:
«То, что вы видите, — музыка для вашего воображения».
И кто-то из посетителей внес свою лепту — положил половинку денежной купюры на лоно композиции из болотной ряски и оранжевых ягод.
Мне понравились все работы. Но к одной я возвращался снова и снова. Зеленый круг над керамическим квадратом.
Позже узнал секрет: эта композиция состоит из четырех тысяч хвойных игл. В течение восьми часов их – одна к одной — собирали в круг над квадратом четыре ученицы Рубена Саакяна. Тонкая работа. Кропотливый труд.
Благослови, Господи, истинных мастеров.
Шикарная была выставка!!!
АГ[Цитировать]