Трамвайные остановки «Аклан» и, конечная, «Кукча» История Разное

Прислал Фахим Ильясов.

Часть первая.

Рассказывает  Ефим  Соломонович:

Для  многих  жителей  Ташкента,  имевших когда — либо  честь  посещать это  намоленное  место,    благородное  слово  Кукча ,   ассоциируется  прежде  всего  с  мечетью  и  трамвайным  кольцом напротив   входа   в мечеть.   Внутри  восьмого трамвайного   кольца  на  Кукче,   был  небольшой  базар,  где  торговали  молочными  продуктами  и  овощами,   и  в  первую  очередь  бахчевыми. Потом  базар  перенесли чуть подалее,  расширили, и там  уже  с полным  и  законным правом  большинство  торговых  мест  оккупировали  «Чайковчилар» —  спекулянтки.  Про базары Ташкента написано много,   интересно и со  вкусом,  но Кукчинский  базар он,  особенный,  именно  здесь, на  Кукче   продаётся  знаменитый  кукчинский   каймак.   Под словом  каймак имеется в виду то,  что он  свежий, нежный и   слегка   жидкий,  да , да,   именно слегка  жидкий,  и когда    покупатель пробует каймак  на  вкус,  он источает  сладость,  даже  у   женщин  из   немецких  сел   Тоболино   и  Комсомольское,   привозивших  свой  отменный  творог на  Алайский,   сливки имели  всё таки не такой  сладкий  вкус как  у казашек  привозящих  каймак и  катык   из  кишлаков  расположенных  за  посёлком  Назарбек.

Свежий  каймак он  жидкий,  и   уже приехав домой,  когда   наливаешь его в пиалушку  то  его просто хочется выпить сразу из пиалушки,    как какой —   нибудь  свежевыжатый    нектар,    но лучше  всего   каймак  употреблять с патыр — ноном, и не со всяким ,  а  патыр нон для  каймака надо  покупать только на  Чигатае,  я вам дорогие  читатели  раскрываю  самое  секретное  место  продажи патыр-нона  в  Ташкенте,    это не  Чорсу,  это не Кукча, и это   не Дарбаза,  и  даже не  Таккачи,   и  не  «Шофоиз кулок»,    а это именно  Чигатай,    ведь только на  Чигатайском  мосту ,   или рядом  с  мостом   через  речку,  продают  самые  лучшие   в  мире  сорта  патыр — нона,   надо,  только,  спросить у продавцов   лепёшек кто здесь  Мухаббат опа  или  Алишер,   а   всяк  вкусивший   «Гулли патыр»   Алишера, или  «Пичини — патыр»  Мухаббат опы  со  знаменитым   кукчинским  каймаком,      начинает  безмерно  восхвалять  Всевышнего   за то,  что он позволил  ему  смертному,  ещё  при  жизни  вкусить   кусочек  райского  наслаждения,  в райском   уголке Ташкента,     под названием  Кукча.
А свежий  каймак   начинает  густеть,  только,  в холодильнике,  и то,   через  несколько  часов.  В 2003  году  Кукчинский  базар  переехал на новое  место,   на  Кукчу — Актепа,   это  всего   в паре  остановок от Кукчи,  если ехать  на автобусе,  то базар находится ,   как раз напротив  поворота в   сторону  Института  Литературы и Русского  языка.  Как говорит народ  на  Кукче,  —  «Литературни ёнида» — около Литературного.
И хотя уже переименовали Институт  Литературы в Университет  Мировых  Языков,    но народ по прежнему  произносит   «Литературни ёнида».

Кукча, — это и  школа № 40,  и бывший летний кинотеатр  «Янги Хаёт»,  и бывший   зимний  кинотеатр,   это и аптека между остановками «аклан» и «Кукча», а если свернуть у аптеки  направо и идти прямо с небольшим поворотом влево после мостика через «Анхор» , то там был коневодческий завод, по простому когзавод, оттуда выводили выгуливать и купать в речке коней, потом конзавод закрылм, он долгое время стоял пустой, ну а затем там открыли швейный цех, чтобы дать работу местным женщинам. Кукча , это ещё и семейные пекарни с левой стороны трамвайных линий, и ещё на Кукче в конце улицы Амангельды начинается овраг, и в этом овраге есть стрельбище для  спортсменов ,    и часто по   воскресеньям , на этом стрельбище   устраивались  соревнования, типа первенства какого нибудь ДСО или ДОСААФ. Кукча  это и   воскресные  собачьи бои на  улице  Генерала  Узакова.   Это мечеть и кладбище.     Во время  праздничных  молитв  «Руза  Хайит»  и «Курбан  Хайит,   мест в мечети не  хватает,  и тогда  народ   раскладывает  свои  молельные  коврики  прямо  на  асфальте  по  улице  Уйгур.   Количество  прихожан  мечети в этот день не  поддаётся  подсчёту,  их  очень много , несколько  тысяч  человек.
Народ жил и живёт на  Кукче самый разный.  Есть семьи  которые из поколения  в поколение сохранили  своё  благородное имя,  честь и   достоинство, а некоторые  даже сохранили  часть  богатства,    оставленное  им  предками   ещё  с  николаевских  времен,  на  Кукче народ   говорит  про  царское  время , не иначе как,  —  «Николай зомонида» —  то есть ,  «Во времена  правления  Николая»,   и самым авторитетным и самым  антикварным  считается  тот предмет или та  вещь,  которая  сохранилась  ещё с тех,  царских   времён,  то есть  «Николай  Зомонидан».  Есть на Кукче  семьи которые  завоевали свой  авторитет в советское  время,  это семьи  фронтовиков,  учёных,  мастеров разных  ремесел, врачей и педагогов.
Есть семьи про которых никогда  не было ни слышно,  ни видно.
Есть  семьи которые имеют очень высокий  авторитет в махалле,  а есть семьи  которые  потеряли  свой  авторитет,  но  есть и такие  семьи которые народ  просто  не любит и не уважает,    особенно не  любят на  Кукче  те семьи, чьи члены  когда — то, и  кого -то  обманули в  махалле.  Молва про такого человека  распространяется со скоростью  света.
Но,   даже такому  человеку   соседи помогут  в трудную минуту,  потому ,  что он свой, махаллинский.   Но обычно  такие  семьи  сами  стараются  поменять  место своего  жительства.
Есть семьи,   где   сын постоянно  сидит в  тюрьме,   отец умер , а мать сидит  без работы,  дочери не могут существенно  помочь,  и такие семьи   махалля  не  оставляет  в одиночестве.   Составляются  списки  нуждающихся,     многолетний  и бессменный  председатель махаллинского  комитета,  фронтовик  Олим ока  Артыков( ныне  покойный),    организовывал  сбор  пожертвований  для  нуждающихся   семей,    помощь  продуктами,  организовывал  уход за  больными  одинокими стариками или старухами.  Олим ока старался  помочь всем тем  кто нуждался,  при Олим ока, при его непосредственном  участии,  и под его  контролем,    построили  на  месте  кольца  восьмого  трамвая  Дом  Быта,  со  множеством  услуг,   при нём  махаллинское  кафе   приносило   хороший  доход в казну,   торжества в кафе «Кукча»  проводились по два раза  в день,  была  огромная  очередь на  проведение   торжеств.  Олим ока  Артыков   любил  рассказать о том,  что  сделано в махалле,  что  сделано  конкретно для  жителей  махалли,   скольким  людям помог (имя не называлось, так как левая рука не  должна  знать , что делает  правая)  безымянный товарищ,  сколько  человек  пришли  на  хашар в дом  Муслима  опы,  чтобы  этой    бедной  семье  перекрыть крышу  дома, ничто не  ускользало  от  внимательного  глаза  фронтового  разведчика,  всё примечал,  все  недостатки   пытался   исправить,  а   на  каждый  праздник, в   День  Победы,  Олим  ока  надевал   свои  многочисленные  ордена  и  медали,  и ходил на правительственный приём ,  или на  приём  в  хокимият.  Один раз Олим ока пришёл очень  расстроенным  с приёма   в  хокимияте,  молчал,  молчал,  но   через  несколько дней он рассказал своему  другу  о причине своего  плохого  расстройства.
Оказывается,  во время  приёма в хокимияте,   выступая   перед  многочисленными  гостями,    один   участник  войны  начал рассказывать   про  свои  подвиги,  Олим ока ничего и  никому  не  сказал  на том
приёме,   а другу  своему   потом  поведал  ,  что   человек,  который  хвастался    своими  подвигами   на фронте,  никогда  на  передовой  не был,  а всю войну   проболтался  в  штабе,   и вот теперь надев  ордена  он  хвастается     подвигами,   которые  этот  человек  никогда  не  совершал.    Обидно стало фронтовому  разведчику Олим ока Артыкову за ложь.   С тех пор Олим ока  никогда  не  здоровался с тем  человеком.    Лучшего чем  Олим ока,    и   более душевного  председателя  махаллинского  комитета  в Ташкенте  не было, за  каждую   семью в  махалле,   в   которой   вдруг  произошло непредвиденное событие,  Олим  ока  переживал  как за  свою,   и он   в любой  ситуации  и  в любом  деле,    на  всю  жизнь  оставался   фронтовым  командиром  переживающим  и отвечающим    за  своих  подчинённых. Про самого  Олим ока   написано много статей,  и  рассказов,   в фронтовых ,     в республиканских и во  всесоюзных  газетах и журналах,   а в его доме на бывшей улице  Гусева, ныне улица  Кукча,  есть небольшой  музей в честь  Олим ока  Артыкова,      любовно   организованный  его сыном  Анваром   и   внуками.  Олим ока умер    несколько лет тому  назад.
Аллах Рахмат килсин.

Аклан,  под этим названием есть трамвайная остановка,  есть  махалля  первый Аклан,    и  махалля  второй Аклан,     есть также  улица Аклан.  Сейчас махалля  второй  Аклан  уже  переименована  в махаллю  Кукча.  Поэтому  говорить и  писать о  Кукче  и Аклане  надо  обязательно   вместе.  На Аклане  заканчивается   территория  «Постройки»,  анклава  » Средазэнергоцветмета»,   и сразу  за  за  забором   «Постройки» идёт  узкий  проход  к  речке  «Анхор», и по обеим  сторонам  речки  есть  узкие тропы,   а для  гостей  Кукчи,   ходьба  по этим  узким,   кривым  и  неосвещённым  тропинкам   вдоль  речки,  особенно   после  наступления  темноты,    помогает  выделить   их  организму        двойную  порцию   адреналина.
На самом деле, там ничего страшного нет, просто очень темно, и встреча  с любым человеком на  этой узенькой дорожке ,  да  ещё  в   темноте,  может  вызвать у человека  неадекватную  реакцию.
Аклан одно время был  спортивной  площадкой   всей  Кукчи,   здесь на  улице  Шерозий  развивался самый популярный спорт в мире,  — футбол.
На  Аклане играли между собой  школьники  разных возрастов,  юноши  18  — 19 лет,    и  взрослые   мужчины 25 — 30 лет,  ну а после  тридцати все  переходили в разряд  простых  болельщиков  футбола.  Ещё популяризировали на  Кукче  волейбол,  особенно в  школе  № 40,  под  руководством  учителя   физкультуры  Рахматилла  ока.
Увлеченных  другими  видами спорта на Кукче были  единицы.   И один из представителей других видов  спорта, как раз   жил на Кукче,  это   заслуженный  мастер  спорта,   член сборной  команды  СССР по велоспорту  Эдик  Равилов,   многократный  победитель и призёр  разных соревнований, начиная от чемпионатов   УзССР,    СССР,     велогонкой Мира,   и  чемпионатов мира  по велоспорту.
Если  идти  от  Аклана  вниз  по улице  Шерозий , то вы непременно  упрётесь в школу №141,  эта  школа  знаменита  в  масштабах  Кукчи тем,  что  там была  секция  бокса.  Но пацаны  походив в кружок бокса несколько  месяцев, затем  бросали  заниматься  этим  видом  спорта.  Причина  была одна,  и довольна  банальна, пацанам ходить в секцию  бокса  запрещали  родители,   никто из  кукчинских родителей не хотел видеть своих  мальчиков  боксёрами,  все  родители   мечтали,  чтобы  их дети овладели  престижной  профессией  и  зарабатывали  деньги,  а не махали там кулаками, на каком — то дурацком  ринге.  Но  заниматься  футболом никто из родителей не запрещал своим сыновьям,  настолько это тогда,  было  повальным  увлечением,   а когда  в махалле  появлялся  кто — нибудь  из настоящих  футболистов например,  Хамид Рахматуллаев,  или  Максуд  Шарипов,  то ребятня,  глядя  на них  вожделенно,  молча   провожала  их к тому  дому,   куда   они приехали,  и никаких  автографов  никто  из  ребят  не  просил,   да  никому  и в голову  не  приходило  беспокоить  такого  важного  гостя ,   соизволившего  посетить   их  махаллю.

Много и разных людей приезжало на Кукчу, кто — то погостить у родственников, кто — то на свадьбу, кто — то к друзьям, кто — то на смотрины девушки, и т.д..
Начнём  с того,  что   чужаков  на  Кукче  не любят,  чужаков   на  Кукче   просто  уважают,  но  это  пока  чужак  не нарушит  общепринятых ,  нигде  не  писанных  канонов  Кукчи.  Тогда  чужаку  воздастся ,  воздастся,  ну это конечно громко  сказано,  но если ,  вдруг,   на  какой — нибудь  кукчинской   свадьбе  приезжий   из  тьму таракани   типа  Бадамзар  и Луначарское  шоссе (а для  уважающего   себя  кукчинца,  вся территория находящаяся  дальше  Хадры,  уже  провинция),  то   даже  не  выпив  ничего крепче минералки,   не дай  Бог, гость  хоть  взглядом   обидит  сидящего  рядом  с ним  самого   отъявленного  кукчинского  забулдыгу и пропойцу,  то чужак  этим   «кровно»  обидит всех  забулдыг  присутствующих  на  свадьбе, а таких на  каждой  кукчинской  свадьбе  наберётся от   одного  до  трёх  человек    ( естественно,  что  пьяниц   этих,   никто и никогда  не  приглашает на  мероприятия,  но они  ведь   являются соседями,  и этим  всё   сказано),    и   тогда  начинаются  небольшие  разборки на Кукче.    В тот год, не помню какой,  приехал один  парень на  кукчинскую свадьбу  ,  якобы  сопровождая  одну  из своих  родственниц,  назовём  его    Чужаком,  он действительно    всего  второй  раз в своей жизни  попал  на  Кукчу,   первый раз парень был на Кукче в далёком  детстве,    а сейчас,  его   дальняя  —  предальняя  родственница,    приведя  парня  на  свадьбу,  окунулась в  мир  своих  подруг — кумушек,   и напрочь  забыла  о парне.   Наш  Чужак,  посаженный не  на самое  ВИП  место, так как его никто не знал,       встревоженный  пьяно —  назойливыми  соседями  за  столом,  требующими  уважать  их,  не  хотел  никаких  конфликтов,    он приехал на эту  свадьбу  по совету  своих  тётушек  с благими намерениями,  посмотреть на  девушку по имени Мукаррам , дочку  самого  заместителя  директора ,     самого  большого в  Ташкенте   склада  хозтоваров  на  Чукурсае,     студентку  пединститута,  волоокую  красавицу, и почему — то не  комсомолку,   чтобы   оценить её  достоинства,   а  потом  рассказать своим  тётушкам  о своих  впечатлениях,  поэтому  Чужак   совсем  не  хотел  разбираться  с  этими  кукчинскими алкашами,   но не тут -то было,  кукчинские  пропойцы  почуяв  добычу,    начинают  всё  больше  и  больше  приставать  к  Чужаку.   Под  конец   Чужак , приехавший  из  далёкой  махалли  под  названием  Рабочий  Городок,  с  улицы  Третья  Кисловодская,   не  пьющий  вообще,  выходит из  себя,  берёт  за  шкирку  рядом  сидящего  пьяницу, и  вытаскивает  его на  улицу в надежде  утихомирить,  но тут его   конечно  останавливают,   пьяниц  выпроваживают со  свадьбы,  а  Чужака   пересаживают  ближе ,  к   уже  предупреждённым о смотринах ,    родственникам   Мукаррам,  так сказать,   поближе  к  его  будущим   родственникам ,  и  Чужак   потихонечку  начинает  осваиваться  и  становиться  своим.  После  свадьбы,   его просят не уезжать  самостоятельно,  так  как  если он  вдруг  приехал, на  эту   свадьбу — смотрины  будущей  невесты   без машины,  то  его обещают  проводить или  отвезти домой  на  машине,    все  уже  знали  о том,  что  кукчинские  алкаши  всегда  ждут   «неуважающих» их Чужаков на  трамвайной  остановке,   и это было обычным  местом   вот таких вот,  якобы  «хозяев»  Кукчи,   ожидавших    Чужака, чтобы показать ему   кто здесь  хозяин. Они могли избить человека  и  отобрать у него деньги.    Обычно,  чтобы  не портить отношения  с пьющими  хулиганами,     организаторы мероприятий   дают этим здоровым бездельникам  пару бутылок   водки с  закуской,   и на этом инцидент  бывает  исчерпан.   Но Чужак ,  выросший   среди  рабочегородской  шпаны,  и привыкший  давать сдачи  в драке,  сам  подошёл  к  махаллинским пьяницам  и хулиганам,   и  ни слова не говоря ,  взял и врезал  одному  из этих  пьяниц,    поджидавших его на  остановке,   и  этого было  достаточно.  Остальные  просто  стояли  и молчали,   близкий  родственник  будущей  невесты Чужака   всучил  алкашам пару  бутылок  водки ,  те  быстро  угомонились, и на этом вся  ссора  тихо  и мирно  закончилось.
Чужаков здесь не  любят,  Чужаков  здесь  уважают.
Вот таким образом   произошло  первое    знакомство с Кукчой  будущего  доктора  физико — технических наук,  профессора  Московского  физтеха,  Н. А.  Ибрагимова.

Главным человеком  на  Кукче  для  всех  болельщиков  футбола  был  киоскёр  Обид ока,  это в  его руках были  все  пятнадцать  номеров, дефицитного   еженедельника   «Футбол»,   поступающего   в  продажу   каждый  вторник.  Народ занимал очередь  с   шести  утра,  киоск  открывался в  семь,  газеты  привозили в  восемь,  народ народом, но у  киоскера  Обид ока был  свой  расклад,   он выставлял на  продажу  штук пять номеров  еженедельника,  а остальные  припрятывал  своим   людям,  пацаны его ненавидели,  и  простояв  в очереди  с шести и до девяти утра,    пропустив  первый  урок  в школе,  они  всё  равно  оставались без   своего  любимого  еженедельника  «Футбол».
Если удавалось купить кому — либо  из ребят  приложение к газете  «Советский  Спорт»  Футбол,  то этот еженедельник  зачитывался  до   дыр,  все статистические  данные из   еженедельника  переписывались в тетради и  альбомы.  ФИО  футболистов  всех  команд  чемпионата  Советского  Союза  по классу «А»,     все  пацаны  сороковой   школы  знали  наизусть.   После того как Обид ока  перестал продавать «Футбол»  вообще,  то ребята  стали  ездить за покупкой еженедельника  на   остановку  «Шейхантаур»,  там  видать  болельщиков   футбола  было  мало, и  поэтому   еженедельник  часто  бывал  в свободной продаже.  А  сначала еженедельник «Футбол»  был  приложением к   газете «Неделя»,  это потом он стал приложением к   «Советскому Спорту».

На Кукче были  две  парикмахерские,   в одной из них работал Миша ока,  бухарский  еврей с Богдана Хмельницкого,  а точнее проживавший в переулках  между  улицами   Богдана  Хмельницкого  и  Педагогической.  Это был самый  лучший  мастер  на   Кукче,  очередь к нему  была  по записи,  на нас пацанов  он не обращал  внимания,  но   пацанам  тем не менее,  иногда,  всё таки  удавалось постричься  у самого  Миша ока,   под «Молодёжную»  или  «Канадку».     Миша  ока  умело   стриг,   брил затылки и лица  кукчинцев,  и когда он делал это, то присутствующие в парикмахерской  не  могли  оторвать  свои  взоры  от его  работы,  настолько ловко,  красиво и без  суеты,  Миша  ока брил и стриг  своих клиентов.
По натуре   Миша ока был молчуном ,  он больше слушал, а сам Миша ока,  ни о чём не спрашивал у  взрослых   клиентов,  а   у молодёжи  он  интересовался,  только,  их учёбой,  больше ничем,  он всегда  говорил пацанам,  хватит пинать мяч,  пора  начинать  учиться. Сам  Миша  ока,  даже  школу не  закончил.    А  оживал  Миша  ока   во  время  обеда,   когда   он закрывал парикмахерскую  на  полчаса,   и с удовольствием  ел свой обед,  без умолку    болтая на   таджикском  диалекте  бухарско — еврейского  языка со своими двумя  другими коллегами.
Постоянный   клиент Миша  ока,   кукчинский  водитель  грузового  автомобиля   по имени   Салахиддин,   как — то спросил у Миша  ока,  —  «Миша  ока, а  вы   собираетесь уезжать,   в Америку  или  Израиль» ?   на этот  вопрос  Миша  ока ответил Салахиддину,   что он никуда  не собирается  уезжать.    Салахиддин  на это  сказал  Миша ока,  — » Когда  бухарский  еврей  говорит, что он никуда  не  собирается  уезжать, то он  значит  скоро  уедет».
Миша  ока  уехал  ровно через две недели после  разговора  с  Салахиддином.  Это было в  конце  восьмидесятых  годов.
Но остальные  кучинские  парикмахеры  не  уехали   вслед за  Миша — окой,   они работали ещё  несколько  лет,    пока не снесли их  парикмахерские  будки.
Очень не хватает не  только Кукче, но и всему  Ташкенту  парикмахеров типа  Миша ока.     Настоящих  мастеров   парикмахерского  искусства.

На  Кукче  проживала  семья  великого,  народного  артиста  СССР,  Зикира Мухамеджанова,    это потом  их  семья  переехала  в другое  место,  а в те годы  Зикир  Мухамеджанов  скромно  выходил  из своей  улицы  Курганча   на  остановку   трамвайного  кольца  «Кукча,  и скромно  стоял  где — нибудь  в тени  деревьев,  ожидая  трамвай.   Если  кто — либо  и подходил  к  Зикир Мухамеджанову  поговорить,
то   разговор  этот был ,    явно не  о   творческих  планах  артиста,    или  о  репертуаре  театра  имени  Хамзы,   шёл   обычный  житейский   разговор   между   двумя   соседями,   о жизни,   о детях, о погоде,    о  том  что трамваи  стали  ходить  реже,  и что  надо бы  кому — то  заняться этим  вопросом, да вот никто  почему — то не хочет  написать об   безобразии этом  в газету,  и т.д.
И  ни слова не  упоминалось  ни о театре,  ни  об искусстве, ни  о новых  спектаклях и т.д.,  народ  на  Кукче  ,  честно  говоря  был далёк  от  искусства.  Кукчинцы  больше  интересовались  тем,  как  бы  детям  дать достойное    образование,  как бы  поднакопить на  свадьбу  старшего   сына,   да  как бы  помочь дочери ,  которая недавно  выйдя  замуж ,  теперь  живёт со  свекровью —  извергом.  Конечно,  пройдёт   время,  они  и сына  женят,  и  дочь  найдёт  общий  язык  со  свекровью,  особенно когда   они же и  помогут  купить  дочери   и  зятю ,  двухкомнатную  кооперативную  квартиру  около магазина  «Ганга».
А искусство,  а  что  искусство,   так ведь его   каждый  день  по телевизору  показывают,  и концерты и кино,  а  в театр или в кинотеатр пойти,  так пусть туда  молодёжь  ходит,  так  считали  пятидесятилетние   родители,  сами  ещё  не   толком не  вдохнувшие   радости   жизни  полной  грудью,  и  всё  откладывающие на  «потом» ,      свою  давнюю    мечту,   поездку   всей  семьёй в  Ялту или в Сочи ,   старающиеся   всё  отдать  детям.
Великий  Зикир Мухамеджанов,  а  на Кукче его  одно время   называли генералом  Рахимовым ( по  фильму   «Генерал  Сабир  Рахимов»),   на  трамвайную  остановку ,   выходил всегда один   с левой  стороны  Кукчи.

 

А вот    с правой   стороны  трамвайных  линий,  с улицы  Саргузашта,    иногда, и  очень  редко,    но всегда  с помпой  выходила  на остановку,  и  всегда  в  сопровождении   кучи  подруг  или  родственников ,   народная  артистка  УзССР    Коммуна  Исмаилова.   Обычно она  ездила  на  автомобиле   «ЗИМ»,   этот  автомобиль  вознёс  её,   в глазах  простых  кукчинцев,    до  уровня  небожителя.   Одну  из её  песен , — «Терган пахта Кремилга  йул булсин,  йул  булсин»  —  «Пусть будет  собранному    урожаю  хлопка  прямая  дорога  в  Кремль» по  радио   передавали  почти до   конца  девяностых годов  прошлого  столетия.
Конечно,   Коммуна  Исмаилова  не стояла  и    не  ждала  трамвай,   а   с  подругами  садилась  на  такси и уезжала,  но  прежде  чем  сесть   в такси,   Коммуна  Исмаилова    минут  тридцать , а то и  больше,    общалась  с народом ,   а  вокруг неё  всегда  собирался  народ  в  огромном  количестве,  особенно  женщин,  и при этом   Коммуна  Исмаилова  не забывала   продемонстрировать     своё  новое  платье,  пошитое  специально   для неё  в  кремлёвском пошивочном ателье   для  дней  декады  культуры  и искусства  Узбекистана  в  Москве.
На    второй день после  этой  встречи  с  певицей,     вся  Кукча и Чорсу   уже  говорили   только  о том,  что   в  Москве ,   сам  Брежнев дал приказ о том,   чтобы  в  ателье  Кремля,       нашей  Коммуне  Исмаиловой    пошили   сразу  десять  платьев из  самого  лучшего  японского  шифона или  креп — жоржета, или  панбархата.   Детали уже  не  играли роли,  самое  главное то,  что  народная   артистка  УзССР,  знаменитая  певица  Коммуна  Исмаилова  сделала  себе за  двадцать  минут  такую  рекламу,   что   потом   этот   умелый  пиар  работал  на  неё    ещё  много  лет.    Да и  народ , с удовольствием,   ходил    её  концерты.   Иногда, автомобиль  «ЗИМ »  Коммуны  Исмаиловой  останавливался  около  базара,  и оттуда  никто не выходил,  проходило   минут семь — восемь,  за  это    время  куча народу  собиралось   рядом с  автомобилем ,  и  по простоте своей  душевной,  народ  пытался  заглянуть в окно,  но не тут было,  всех  ожидало разочарование,   окна  ЗИМа  были  плотно  закрыты  белыми  шторками,   причём со всех  сторон.
По   прошествии  некоторого  времени,  когда  народу  вокруг  машины  собиралось  размером  в  хорошую  толпу,   из машины ,  словно  пава   выплывала  Коммуна  Исмаилова,   мужчинам  стоявшим рядом  с  машиной даже не  приходило на  ум  подать  ей  руку,  не  приучены  были  кукчинцы  к этикету.   Они все  начинали  наперебой  говорить ей ,  — » Ассалому — алейкум  Коммуна  опа».  А  женщины  не  отрываясь  разглядывали   её  очередное новое  платье  и  бриллиантовые   серёжки.  Пусть ЗИМ  был  уже  стареньким,  но выглядел   автомобиль   очень  неплохо,  и хотя у  Коммуны  Исмаиловой  была  и  другая  машина,  но для   показа себя на  публике,  она  выбирала  почти  уже  винтажно — раритетный   ЗИМ.

29 комментариев

  • Татьяна:

    Фаим, спасибо, что пишете о Ташкенте с такой любовью. И спасибо за то, что мы все имеем возможность читать ваши эссе.

      [Цитировать]

  • Aida:

    В юные годы ходила на то самое стрельбище — по тарелочкам стрелять.

      [Цитировать]

  • Aida:

    Гузаль, если Вы читаете этот коммент, а не найдется ли у Вас «в загашнике» фотографий Кукчи, улицы Уйгура?!…

      [Цитировать]

  • Dish:

    Я бывший кукчинский (хотя родичи все там), подтверждаю всё. У того самого парикмахера я брился в детстве налысо, у упомянутого председателя махалли была «Нива», я учился с его внуком в одном классе. Пожалуй забыли про 186 школу поведать. Ну а самая самая кукчинская икона это автобус Пазик по 27 маршруту, про него можно целую книгу написать. А вообще надо навестить свою махаллю родную.

      [Цитировать]

  • ЕС:

    Хорошо бы сделать экскурсию по Кукче и прилежащим улочкам.

      [Цитировать]

  • Бекзод:

    Ефим Соломонович, вот наконец-то мы на Кукче.
    Помните, кольцо трамвая на Кукче народ называл Саккизни охири — конец восьмого трамвая. Это потом туда стал ходить 11-й и уже в 80-е 27-й на Фархадсий рынок. Кукчинский базар был знаменит конечно каймаком, а также дешевыми овощами. Например, в сезон «закруток» я с бабушкой и дядей ходили туда за помидорами, баклажанами и другими для икры, маринада и всего такого. В такой сезон возле базара было много «Запорожцев» за рулем которых как правило бывали старики. Они снимали переднее сиденье в «Запе» и туда загружали покупки.
    Вход в мечеть был красивый, старинный, прямо напротив остановки трамвая. Стоя там можно было наблюдать за свадебными процессиями, когда невестка и жених приходили в мечеть для обряда НИКОХ (венчание). На кладбище лежат много наших родственников. Одна из них святая наша Рахима катта ойи, жена двородного дедушки.
    Рядом с мечетью был продуктовый магазин, рядом с ним продавали домашние лепешки. Напротив маганиза с другой стороны улицы была, помоему, парикмахерская, какие-то лавки. А сразу за углом была дверь, рядом с которой всегда стоял самовар, расписные подносы — жестянщики помоему сидели.
    В 40-й школе долгие годы работал завучем Самад ака. Он был слепцом на одни глаз. Преподавал историю. Потом он работал в 92-й школе близ ул.генерала Узакова. Народ в округе называл его «кур Самад» (Слепой Самад), но и уважал.

      [Цитировать]

  • ЕС:

    Бекзод, на этом кладбище мавзолей Зайнуддина бобо? О нем было несколько материалов:
    https://mytashkent.uz/tag/zaynuddin-bobo/

      [Цитировать]

  • Бекзод:

    ЕС, да-да! 43 поколение шейха Зайнутдина живет там же на Кукче. Это — профессор УМЭД, дипломат и хороший человек Алишер Файзуллаев.

      [Цитировать]

  • Бекзод:

    ЕС, знаю эти места очень хорошо, так как жил и живу поблизости

      [Цитировать]

  • Бекзод:

    ЕС, кстати беседа с А.Файзуллаевым на сайте была бы очень интересна для посетителей. Как Вы думаете?

      [Цитировать]

  • ЕС:

    Бекзод, Да, было бы отлично. как это организовать? Идеально было бы, если бы он прислал воспоминания и рассуждения на почту. Так как я не знаю, о чем его спрашивать?

      [Цитировать]

  • Aida:

    ЕС, Бекзод, Dish, Sean, Ефим Соломонович, — не смею вам указывать, однако не могу не заметить, что на Кукче вы вместе (одним гапом, так сказать) по-моему еще ничего не ели — ни плова, ни манты, ни даже самсой утренней выпечки не перекусывали.
    Грустно это, можно даже сказать, печально…

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Аида, не травите душу. Вместо того, чтобы собраться в Ташкент, позвать меня и вместе объесть весь город в смысле шашлыка и мантов, вы мужиков расстраиваете…

      [Цитировать]

  • Aida:

    Я планирую поездку следующим летом. Присоединяйтесь. А мужиков я не столько расстраиваю, сколько настраиваю :-)))

      [Цитировать]

  • Aida:

    Да, еще я думаю, что объесть весь город вряд ли нам удастся, но, что не съедим, то погрызем

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Я нга следующий год тоже собираюсь. И я думаю, что понадкусываем… ой, не доживу… А объесть ? Нам вдвоем? Да запросто! Мы, да общие друзья, да ваши друзья, да мои друзья…вот компания какая!

      [Цитировать]

  • Guzal:

    Дорогая Аида! Извините, только прочла (завал на работе), вечером дома поищу обязательно.

      [Цитировать]

  • Бекзод:

    ЕС, попробую выяснить, как это можно сделать.

      [Цитировать]

  • Aida:

    Guzal, шпасиб!..

      [Цитировать]

  • Farro:

    Жаль, что закончился маршрут… А не планируется нечто подобное, такой своеобразный сериал на сайте? Было бы очень интересно почитать…

      [Цитировать]

  • Ефим Соломонович:

    Farro,

    Это первая часть про Кукчу, будет ещё и продолжение.

      [Цитировать]

  • Ефим Соломонович:

    Бекзод!
    Самад ока, я прекрасно помню, помню в седьмом классе, у нас половина класса имели двойки по черчению, а уже заканчивался учебный год, и вот вызывает Самад ока нас, а нас , «отличников» боевой и политической подготовки было человек десять, Самад ока выдаёт нам несколько ведер краски и говорит, если покрасите школьные ворота, будет вам «тройка» по черчению, и мы как последователи дела Тома Сойера, с огромным удовольствием покрасили огромные школьные металлические ворота, предварительно отдав Самад ока, те подобия чертежей которые мы, якобы, начертили. К концу учебного дня, мы получили заветные «тройки!, и были просто счастливы.

      [Цитировать]

  • Бекзод:

    Ефим Соломонович,
    Самад ака ни худо рахмат килсин

      [Цитировать]

  • Ефим Соломонович:

    Бекзод!

    Аллах рахмат килсин Самад окамизни, яхши одам эдилар, жонлари жаннатда булсин!

      [Цитировать]

  • Farro:

    Ефим Соломонович, Большое спасибо за эти «Остановки» и с нетерпением жду продолжения.

      [Цитировать]

  • Руслан:

    Мне кажется, стоит уже скомпоновать (и издать) книгу по всем этим заметкам. «Остановка «Кукча». Спасибо за эссе — они читаются на одном дыхании!

      [Цитировать]

  • Aida:

    Присоединяюсь к мнению Руслана

      [Цитировать]

  • Алла:

    ПРИВЕТ!!! Парикмахер Миша ока -это мой Папа!! спасибо что его ещё помнят

      [Цитировать]

    • Ефим Соломонович:

      Алла! Вашему папе, дорогому Миша -ока, и ещё Борис -ока, от Кукчинцев катта — катта салом! Дай им Бог всем здоровья!

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.