Памяти Светослава Благова История Ташкентцы
Автор Лариса Самарцева
«Он был чистого слога слуга»
В этом человеке было все необыкновенно — от имени Светослав, а не Святослав, так как его отцу, чекисту, нельзя было давать сыну имя хоть как-то напоминавшие о недавнем православном прошлом советского государства, до судьбы очень талантливого, но не сбывшегося писателя.
Слава как-бы нехотя присутствовал в редакции главной газеты республики «Правда Востока», иногда писал для нее очерки , публикации которых всегда были литературным событием . Так необычен был его мир, в котором жили и переплетались образное и поэтичное, детские ассоциации и неожиданные, ему одному открывшиеся грани жизни, всегда потрясающие своим необычным видением. Его творчество всегда парило над реальностью будничной, суетной, жесткой.
В рамках жесткой дисциплины семидесятых и начала восьмидесятых он умел быть независимым и отстраненным от «великих дел и свершений» тех лет, жил своей жизнью, полной внутренней напряженной интеллектуальной работой, поэзией – он любил Пастернака и мог часами читать его наизусть, дружил с Владимиром Рецептором, Алексеем Пьяновым, Дамиром Рузыбаевым, сыновьями художника Н. Волкова.
Документальное кино, в которое он вошел в 70-е годы, наверное, привлекло его возможностью писать не по заказу, а от души, полной чувств и ощущений, наблюдений за жизнью простого человека и простых , казалось-бы, событий. Это кино не посягало на его личную свободу и свободу творчества, позволяло выразить себя в слове, которое потом рождало кадр. И пусть не всегда это совпадало , но на бумагу можно было перенести тот мир, который жил в его душе.
Он очень любил Узбекистан, свою родину, любил узбекские обычаи, людей, природу. Ценил узбекскую кухню и, конечно же, плов. В его приготовлении он видел особую восточную мудрость и философию. В его плове, украшенном зернами граната или клубничными ягодами, было что-то напоминавшее живопись Николая Волкова. Даже названия его литературных сценариев отражали его нежное отношение к этому миру: « Высокие тополя», «Белая рубашка», «Бобо»…
На киностудии документальных фильмов Узбекистана Слава встретил режиссера, который казалось, как и он думал, любил и чувствовал. Снятые в этом творческом союзе ленты «Бобо», «Притча», «И пришла вода», полные поэзии и света, стали фильмами на все времена, не устарев ни единым словом, ни единым кадром. Ведь рождались они в сердцах двух мастеров, двух больших художников – писателя Светослава Благова и режиссера-оператора Даврана Салимова.
От автора: У меня сохранились два произведение Славы Благова. Одно – «Арык», литературная заявка к несостоявшемуся фильму, другое – дикторский текст к снятому М. Каюмовым полнометражному фильму «Есть на востоке добрый город». Их и предлагаю вам прочесть, оценить поэтический дар автора и вспомнить…
Ташкент, 2011
Лариса! Спасибо, что вспомнили Славу Благова. Я до сих пор помню его лирические журналистские материалы по Ташкентской периодике. У него можно было чему поучиться. Н. Красильников.
Николай Красильников[Цитировать]
Ошибка в написани фамилии моего отца Александра Николаевича Волкова . Все остальное верно Слава ( как мы его называли ) был исключительно тонкий и нежный человек , несмотря на напускаемую иногда брутальность , которой были подвержны подвержены молодые писатели того времени под воздействием Э Хемингуэя , отрывшегося для нас в те годы . Оттуда пришло и обращение Старик принятое между нами . Он действительно жил по своей планиде — сохраняя свою независимость . Ничего не знаю о судьбе его стихов , я жил уже в те годы в Москве , но мы часто встречались , во время приездов его в Москву и мои в Ташкент .
Александр Волков[Цитировать]
Спасибо, что хоть кто-то написал про Благова!
Со Славой мы познакомились в скульптурной мастерской у Дамира Рузыбаева, на Сапёрной. Очень подружились и я часто бывала у него дома на Чиланзаре. Он жил там в однушке на последнем этаже.
У него в шкафах было много вырезок из газет, наверное с его публикациями. И когда он их брал в руки, помню произнёс фразу, которая почему врезалась мне в память: «Наёмные лгуны».
Я тогда не понимала, что это такое, сейчас знаю.
Его лучшим другом был Владимир Рецептер.
А Слава был классным парнем, с тонкой душевной организацией, таких больше нет.
Виолетта Лаврова[Цитировать]