Народный артист Искусство Ташкентцы
Сегодня – 15 сентября великому узбекскому актеру Шукуру Бурханову исполнилось 100 лет. 23 года его уже нет с нами, остались лишь старые кинокартины с его участием, посмотреть которые можно, пожалуй, лишь в Интернете да в коллекциях заядлых киноманов. И, конечно, память. Светлая память зрителей, хотя бы раз увидевших удивительную игру этого актера на подмостках Национального Академического драматического театра Узбекистана.
Шукур Бурханов родился в 1910 году в старогородской части Ташкента. Еще во время учебы в сельскохозяйственном техникуме участвовал в работе драматического кружка. Здесь его и увидел впервые режиссер Маннон Уйгур, пригласивший юношу в 1927 году в труппу Узбекского государственного театра драмы.
Наверное, трудно вот так, с первого взгляда разглядеть в камне еще не ограненный алмаз, но ведь Маннон Уйгур был выдающимся режиссером. Как бы то ни было, но с 1928 года молодой паренек стал актером театра, в котором прослужил долгие годы, создав на сцене целый ряд ярчайших образов по произведениям классической и современной драматургии.
Творчество театрального актера разнообразно: ему были близки как романтические, так и темпераментные характеры, тонкие, психологически-сложные образы, глубокий драматизм и остросатирическая «типажность». О спектакле «Отелло», где он исполнял роль Яго, буквально ходили легенды! Зрители уходили из театра потрясенные до глубины души.
С 1939 года Шукур Бурханов стал активно сниматься в кино. Его первой работой была роль Рустама в фильме «Асаль». Однако самой запоминающейся и первой значительной работой в кинематографе стала роль Карабатыра в фильме Наби Ганиева «Тахир и Зухра» (1945).
У Шукура Бурханова было много запоминающихся и ярких ролей. Он снимался в историческом фильме «Звезда Улугбека» режиссера Латифа Файзиева, в приключенческом фильме «Далекие близкие годы» Камиля Ярматова, играл председателя в «Птичке-невеличке» и Ялантуша в кинобоевике «Буря над Азией» и многие, многие другие.
Наверняка, многие люди старшего поколения на всю жизнь запомнили яркий образ Калина-царя, созданный узбекским актером в фильме-сказке «Илья Муромец». Изумительный талант Шукура Бурханова сотворил из этой, в общем-то, проходной роли настоящее олицетворение зла. Даже в этой небольшой работе можно увидеть величайшего актера.
Из воспоминаний Леонида Броневого, в годы Второй мировой войны эвакуированного в Ташкент:
«…Ташкентским драматическим театром руководил тогда Александр Иосифович Гинзбург… Его «Отелло» я посмотрел, наверное, раз двадцать. Там играли три величайших узбекских актера, с которыми не сравнится никакой Голливуд. Отелло – Аброр Хидаятов, Яго – Шукур Бурханов, Дездемона – Сара Ишантураева. На узбекском языке играли, но все понятно. Воздействие необычайное. Это был второй мой институт. Неформальный».
В послевоенные годы Бурханов с таким же блеском сыграл целую серию положительных современных героев. Но, наверное, настоящую любовь и всенародное признание ему принесли роли в кино. Ведь выход каждого нового фильма в то время был настоящим событием в культурной жизни страны. И эти образы навсегда остались с теми, кто любит узбекский кинематограф, кому дорога история нашего народа. Его заслуги были высоко оценены – он получил звание «народного», был удостоен Государственной премии.
Умер Шукур Бурханов 15 августа 1987 года.
Его именем названа улица, расположенная в Мирзо-Улугбекском районе, родного для актера города. Его помнят и любят. В новом, независимом Узбекистане о нем снят документальный фильм «Народный артист Шукур Бурханов».
Санджар ВАЛИЕВ.
Статья отсюда – http://www.zerkalo21.uz/dalekoe-blizkoe/narodniy_artist.mgr
Фотографии и ссылку прислала Гузаль.
Броневой определенно что-то путает. Насколько я знаю, Шукур Бурханов в «Отелло» никогда и никого не играл. А Яго играл Наби Рахимов. И театром руководил в те годы Маннон Уйгур, а Гинзбург пришел в театр где-то году в 1954. Так что, хоть Броневой и смотрел раз 20, но все напутал.
Тамара Якубова[Цитировать]