Разные чайханы История

Прислал Фахим Ильясов.
Рассказывает Ефим  Соломонович:

«В Москве  есть всё,  кроме правды».  ( Михаил Веллер,  «Легенды  Арбата»).

В Москве  есть всё,  кроме чайханы.

Чайхана №1.

В Москве на углу улиц  Обручева и Профсоюзной находится » Чайхана №1″,  Чайхана эта  очень уютная,   есть тахты( сурышки),  есть курпачишки(  ватные,  стёганные одеяла )  на  которых можно расположиться  вытянув  ноги,   официанты принесут вам и шурпу,  и  плов с жёлтой  морковью, и самсу с мясом из ташкентской баранины,  и самсу  с тыквой, и манты и ханум,  и качество  пищи  там всегда  отменное,  и есть  специальные  столики  в этой чайхане,   где можно и кальян  с   яблочным или абрикосовым табаком покурить,  и чай тебе подадут с лимоном или  без, хочешь чёрный, а хочешь зелёный,  хочешь китайский чай, а хочешь цейлонский,  всё  есть в этой уютной и гостеприимной   чайхане. А плов, там готовят, гап нет, вообще  объедение,  так как повара выписаны  из Ташкента.  Чайхана эта  очень популярна как у москвичей, так и у гостей столицы.


И есть  места для стоянки автомобилей,  и  официанты вышколены,  всё время  услужливо  стоят за спиной,  считай над душой,    правда, жаль,  что когда я посетил эту  чайхану последний  раз, никто их официантов  не  разговаривал  по узбекски,  вернее не было официантов  из Ташкента,  ну да ладно об этом,  самое  главное что я хотел сказать,    что   сеть ресторанов  под названием  «Чайхана №1»  расширяется в Москве,  их  становится  всё больше и больше,   наша  узбекская  кухня завоёвывает в Москве, всё    больше и  больше   клиентов,  и это очень  хорошо.
Вот только  хочется посидеть в родной, пусть  и бедненькой, но своей чайхане,  с жёлтыми от долгого использования  пиалушками,  с горячей лепёшкой,  или при тебе  же  снятой  черпаком  из тандыра   самсой, увы, в  Москве есть всё,   кроме  настоящей  Чайханы.
Чайханы, именно в ташкентском понимании этого слова, ведь чайхана это такое место, где мужчины не только собираются приготовить плов, выпить перед пловом по сто или двести грамм, нет, это своего рода махаллинский клуб. Клуб, где ты отвлекаешься от проблем, клуб где тебя все знают, и понимают тебя с полуслова, клуб где ты чувствуешь себя намного лучше, чем в любом другом общественном месте.

Чайхана в районе «Масбах» города Багдада.

С  чайханами в Багдаде всё в порядке,  «их  есть у Багдада».

Обыкновенная чайхана на базаре,   не в самом   центре города,   имеет небольшой  зал столов на десять и столиков  пять  стоят  на улице,   с утра и до вечера  включён телевизор, вот только,  посетители смотрят  программы   разные, и в разное  время.
С самого утра, а чайханы там открываются с шести утра,  все слушают суры из Корана, читаемые самыми  лучшими чтецами  Ближнего  Востока.  Потом народ слушает пение Файруз, утреннего соловья, как её называют арабы.
С утра в чайхану идёт простой  народ, в столовой  при чайхане, но отделённого небольшой  ширмой уже  готовится утренний  суп (шорба, — по арабски),  народ  выпив шорбы с хубсом ( плоские  лепёшки) начинает пить чай.
Чай  подаётся в маленьких  стаканчиках,  чай крепкий,  могут по желанию клиента,  добавить молока в  чай.  Есть  небольшой  выбор  сэндвичов с сыром или  с бобовыми.   После восьми приходят в чайхану торговцы, вернее хозяева  магазинов, это почтенные  арабы,  они не торопясь заказывают шиш — кебаб,  потом не спеша пьют  чай просматривая  местные  газеты,  к девяти они уходят по своим лавкам и магазинам.
С девяти и до одиннадцати наступает небольшое  затишье.  Идёт уборка столов и помещения,  завозятся  свежие овощи и минеральная  вода.
Да, к чаю вам, в любой чайхане Ближнего Востока, всегда подадут холодную воду,  хотите  бесплатно из под крана, а хотите минеральную, за небольшую плату.  Сиденья там разные, есть  широкие  большие скамейки, где можно сидеть поджав ноги, есть просто столы и стулья. Вечерами собираются завсегдатаи,  они играют в нарды,  домино,    смотрят телевизор,  обсуждают политику,  некоторые  курят  кальян,   даже вечером,  всегда есть шиш — кебаб в наличии.  Чайханы работают допоздна,  до полуночи.  Курпачишек там нет,   вместо  них  на скамьи и   стулья постелены  разные коврики.
Чайханщик, по вашей просьбе может принести вам соку  и  мороженого из соседнего кафе.
Вечером посетители чайханы смотрят  футбол,  новости,  египетские  фильмы или американские  фильмы. Телевизор обычно выносят на улицу.
А в  зале чайханы,  зал, это  конечно,   очень громко сказано,   во внутреннем  помещении   чайханы,  если  никто не хочет смотреть телевизор, то чайханщик включает радио,  а  по  радио вечерами,   часто передают  концерты покойной певицы и артистки Умм  Кальсум ,  которая  бесподобно пела песни наподобие наших макомов.  Арабы обожают её пение.  Песни Умм  Кальсум настраивают   слушателей  на  философский  лад ,  заставляют  людей  размышлять о  жизни,  о любви,  о  справедливости  и  свободе.  Народ  в чайханах   пьёт как чай, так и  кофе,  а также и  минеральную воду.
В таких  чайханах  всегда  рады гостям из  России,   чтобы поговорить с ними,  чтобы обсудить новости, посетовать на то, что опять поднялись цены на продукты питания,  а потом начинаются вопросы, а как там у вас в  России… Для многих арабов, под словом Россия до сих подразумевается  СССР.    Единственно, что знает простой народ хорошо, это  наши города Самарканд  и  Бухара.
А в  городе  Киркуке  (  Ирак),  есть  улица Самарканд, и на этой улице есть здание  Самарканд, а в этом здании есть небольшая чайхана,  естественно, тоже  Самарканд.  Хозяин этого здания, чистокровный араб,  проникнутый нашей историей назвал своё здание
«Бинаатис  Самарканд» ( Здание Самарканд), а от имени этого здания, и улица  получила  своё название.   Хозяин   здания  Самарканд   очень богатый араб,  поэтому  он   никогда,  практически не  бывает в своём  здании, у него десятки сотрудников в этом здании,  но чайханщику  он дал наказ,  чтобы он обслуживал гостей из Ташкента, по «первому  разряду», и  мы ,  будучи в Киркуке,   часто пользовались гостеприимством  хозяина чайханы,    с таким родным на чужбине названием,   Самарканд.
Чайхана Самарканд  в городе  Киркуке,  практически,   ничем не отличается от багдадской чайханы, разве что закрывается пораньше,   не полночь, а в одиннадцать  вечера.
В чайханах  Багдада и Киркука, увы никто,   как мы в  Ташкенте,   вскладчину,   не готовит плов, там  плов готовят не в чайхане,   а в кафе   и ресторанах,
и  по азербайджанским  рецептам,  а точнее по иранским.

Дамаск,  чайхана в  районе Мезра, вблизи  Джама  Аль  Кувейти.

Эта  неприметная чайхана находится в районе  Мезра, неподалёку от  мечети Аль Кувейти,  то есть Кувейтской.  В чайхане народ собирается  с утра, но в отличие от багдадской чайханы, здесь с утра все  пьют кофе.  Потом переходят на чай, но  по утрам,    первая чашка у посетителей  чайхан в городе  Дамаске, это  всегда   кофе.    В  Дамаске  народ  собирается в чайхане,   чтобы  поиграть в   нарды,  здесь идут  нешуточные   баталии за доской шиш-беша.     В  основном , в чайхану  приходят жители близлежащих  домов,  в  отличие  от  Багдада,   большинство  жителей  Дамаска  живут в  многоэтажных  домах.    По вечерам их дети играют в маленьких   парках и скверах,  а отцы проводят   время в чайханах.
В  Дамаске в чайхане можно заказать шашлык,   причём,    туша  баранины    висит прямо  перед тобой, ты говоришь хозяину один килограмм,    и он сам режет мясо,  и  делает из половины мяса шиш кебаб, а  из  другой половины шашлык,  пока готовится  шашлык,    на  стол подают несколько видов   закусок,  графин холодной   воды, и графин айрана с  листьями райхана ( базилика)   внутри.
Шашлык никогда  не бывает плохим,   всегда он очень   вкусный,  никогда не бывает так, чтобы мясо было  жёстким,  или  жилистым,  или второй   свежести,  как «осетрина второй свежести» в буфете театра,  как написано в книге   Булгакова  «Мастер и Маргарита».  Кроме шашлыка в чайхане вам  подадут сэндвичы с сыром,  блюда из бобовых,   называется  «Хуммус Би  Тхейин»,  это что -то,  типа нашего «Нохата»,  но в кашевом варианте, на  плоской   тарелке,   сверху обильно политой  оливковым   маслом,  и   поверх  этой  вкусной   каши, под названием  » Хуммус  Би  Тхейин»,    сверху насыпана небольшая  горка сваренного  гороха.  Всё это подаётся с соленьями и салатами,  с луком,  горячим хубсом( плоские  лепёшки),    когда ешь «Хуммус Би Тхейин» макая в него горячий хубс, то  получаешь  эстетическое  наслаждение от   того, что как  это  здорово,  что   здесь, в далёкой  Сирии,    вся  эта  еда ,    хоть немного,  но  напоминает наш  Ташкент.   Наш народ  прозвал блюдо «Хуммус  Би  Тхейин»  по  своему,  —    «Замазкой».
В остальном также как  и  в  Багдаде, здесь с утра слушают  чтение  Корана,  потом  поёт  знаменитая  Файруз, а   вечером  телевизор,  нарды, и пение  Умм  Кальсум.  Летом  чайханы  в  Дамаске,   работают до  одиннадцати.
Народ в  Дамаске   приветливый,  с юмором,  любят шутки и  анекдоты,   любят разыгрывать друзей    и   не обижаются,   если их самих  разыгрывают.

Чайхана в  Ташкенте.

О,  какой  это кайф,  собираться в чайхану, уже накануне ты весь  в предвкушении  того,  что  завтра будет  сборище  с  ребятами,  что   завтра ты увидишь  своих одноклассников и соседей по  Кукче,    будешь вкушать пловешник  приготовленный  обладателем  «Золотого  Капкира»  Анваром  Артыковым,   и  уже с вечера  начинаешь мечтать об этом.  На второй  день с утра , ты едешь с Анваром на базар,   так как покупку риса он не доверяет никому,  покупаешь   у своего  мясника  баранину  с думбой, а  затем   Анвар  сам  выбирает  рис,  после чего вы  покупаете   весь   джентльменский  набор необходимый  для приготовления  блюда  под названием ОШ,  и  едете в свою  заветную  чайхану.   В чайхане уже  ждут  остальные  ребята,  и под общий говор, шутки и анекдоты, проходит процесс приготовления плова, все уже знают что делать,  кто-то  чистит лук и чеснок,  кто — то готовит салат  «Ачик Чучук»,  кто  -то   разжигает  огонь  под  котёл,   кто то режет мясо и т.д.
Но дело не плове, а дело в самой чайхане, ведь мы, выросшие на Кукче, и привыкшие собираться в чайхане с девятого класса, и сидеть, не на самых чистых, пусть слегка сальных, прокуренных и впитавших в себя все запахи чайханы аж с 1905 года, курпашичках, мы всё равно не променяли бы всё это, на новомодные рестораны — чайханы, ведь уют созданный в чайхане многими поколениями, не перенести в другое место.
Только в чайхане, например, ты можешь узнать как твой сосед Эшонкул ока, оказывается не купил автомобиль «Запорожец в 1983 году, потому что все накопленные деньги, они с женой истратили в Москве на лечение тёщи, на оплату реабилитационных поездок в санатории в Кисловодске, на лекарства и дорогу, и только, в 2003 году Эшонкул ока с помощью детей купил наконец «Нексию», а вся эта история рассказывается махаллинским рассказчиком так интересно, что забываешь о времени, причём во время рассказа, обязательно кто нибудь добавит какие — либо новые штрихи в этот рассказ, и скромный Эшонкул ока в твоих глазах вырастает в сказочного героя, спасшего жизни многих людей.
Или например, тот же рассказчик говорит, что в одна тысяча …..таком году, уважаемый всеми нами Сиддык ока, спас человека от выпивки, предоставив тому работу у себя в цехе, и тот человек начав работать, потихонечку отошёл от выпивки, эту историю я уже знал, но слушал её с ещё большим интересом, так как там, то есть в той истории, жена этого выпивохи молодцом себя проявила, она в первые недели, просто сопровождала мужа на работу, а в день зарплаты она забирала у кассира (Заранее предупреждённого Сиддык ока) его деньги, а её муж просто расписывался в ведомости.
Все эти рассказы милы нам потому, что мы всех их( героев махаллинского рассказчика) знаем, мы выросли при них, они нас знают,
Под эти рассказы ты расслабляешься, отдыхаешь, набираешься впечатлений и уходишь из чайханы с новым взглядом на соседей.
Ведь несмотря на все происходящие большие события и изменения в мире, маленький мир твоего детства , впитанный тобою вместе с запахами твоей родной махалли, улиц и людьми твоего детства, по прежнему тебе близок и дорог, чем бы ты не занимался, и где бы ты не находился в данный момент.

Саломат булинглар.

5 комментариев

  • Татьяна:

    Коллега, повторюсь: вы удивительно умеете передать атмосферу ТОГО САМОГО Ташкента, да и рассказать об азиатских чайханах…
    Катта-катта рахмат!!

      [Цитировать]

  • ELLE:

    Чайхана, она и есть — чайхона. Что тут скажешь? Тем более, что женщины, как правило, в чайхану не ходят.
    Я по поводу эпиграфа. Автор выбран не случайно?

    «Вообще-то по-гречески «эпиграф» — это любая надпись на любом предмете…
    Эпиграфом часто как бы воздается честь автору, из которого он взят. Но на хрена Боливару нести двоих, честь не резиновая, и так все потеряно, кроме нее, так береги смолоду.
    Конечно, на разные случаи жизни хороша Библия. Но у читателя могут быть собственные отношения с религией, да и религий на свете много.
    Остаются из сокровищницы мировой литературы более или менее крылатые и бородатые фразы да всеобще-ничейный фольклор.»

      [Цитировать]

    • Ефим Соломонович.:

      Уважаемая ELLE, я недавно перечитывал книгу Михаила Веллера, — «Легенды Арбата», и так совпало, что начал её перечитывать после посещения Чайханы № 1, и всё и это подвигло меня написать несколько фраз о чайханах в разных городах мира, но самые удивительные чайханы есть в Кувейте. о них я уже не стал писать, чтобы никого не утомлять.

        [Цитировать]

  • Татьяна:

    А зря не написал. Лично я с удовольствием бы почитала. Меня, как заядлую путешественницу, тянет в дальние страны.

      [Цитировать]

  • Илья:

    не ташкентец, но ташкентские чайханы люблю

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.