Велвл Гуревич и его «Темная ночь» Tашкентцы История

Михаил Пойзнер, Одесса

Песня «Шаланды, полные кефали» из кинофильма «Два бойца» (он снят на Ташкентской киностудии в 1943 г., режиссер Л.Луков, сценарий Е.Габриловича по повести Л.Славина «Мои земляки»), блистательно исполненная Марком Бернесом – общеизвестна, любима и, думаю, не требует каких-либо особых комментариев.

Мастерское подражание одесскому песенному фольклору (на музыку Никиты Богословского) выполнено Владимиром Агатовым. Он же является и автором легендарной «Темной ночи».

Рукописный текст знаменитой «Темной ночи». Автограф Агатова. 1943 год

Известно, что «Шаланды» не предполагались первоначальным вариантом сценария кинофильма «Два бойца». Луков «настаивал» только на «Темной ночи». Но так получилось, что «Темную ночь» Утесов, нарушив все правила приличия, запел еще …до выхода на экраны «Двух бойцов» (кто-то «конкретный» проболтался о «Темной ночи»…). Таким образом, для зрителей был утрачен сам момент внезапности.

«Шаланды» писались по требованию Лукова уже «вслед уходящему поезду», чтобы как-то дополнительно охарактеризовать главного героя – одессита Дзюбина. Эти обстоятельства возлагали на Агатова особую ответственность. Уровень того нового, что предстояло написать, должен был быть никак не ниже «Темной ночи». С этой задачей Агатов справился гениально.

Не надо забывать, что «Шаланды» появились в военное неоднозначное время. Когда совсем не до старомодной галантности и участия в выяснении отношений какого-то Кости с какой-то Соней на фоне одесского образа жизни. Однако здесь, думаю, Агатовым был заложен определенный подтекст – вера в то, что война закончится, а все «мирное», определяющее смысл жизни, вернется. Вернется непременно!

Что же должно было двигать автором «Шаланд», когда буквально «за один присест», отрешившись от военных тревог, он, киевлянин, окунулся в незнакомый достаточно противоречивый одесский мир – мир с кефалью, биндюжниками, рыбачкой Соней, моряком Костей, портовыми грузчиками, Французским бульваром и Фонтаном?..

В результате получилась хорошо сколоченная «штучная» вещь, образная и органичная, имеющая право на самостоятельную жизнь.

«Ошибся» Агатов в «Шаландах» только в одном-двух моментах – наш Фонтан мог покрыться не черемухой, а, скорее всего, акацией. И одессит Костя, скорее всего, курил не «Казбек», а все-таки наше «Сальве». Но это всё одесские мелочи…

Характеристика Агатова, подготовленная в 1940 году драматургом В. Ардовым и подписанная А. Новиковым-Прибоем

…Сталинские лагеря не миновали и Агатова. Он был арестован чуть ли после съемок «Двух бойцов» и просидел вплоть до 1956 года. Одно время Агатов отбывал срок вместе с известной актрисой театра и кино Татьяной Окуневской. К моменту ее прибытия в лагерь Агатов уже был там своим человеком («Вемогущий Володя… может достать всё из-под земли», писала Т. Окуневская в своей книге «Татьянин день». Вагриус, М., 1998.) В записке, адресованной прибывшей в лагерь Окуневской, он писал: «Здравствуйте! С печальным прибытием в наше лесное царство! Подтвердите, вы ли это действительно, потому что уйма сплетен, и я усомнился. Если это вы, не падайте духом, на общих работах мы вас не оставим.
Ваши коллеги и я индивидуально
Владимир Агатов».

Татьяна Окуневская вспоминала:
«…Боже ты мой, а я и не знала, что его арестовали, сама я с ним по работе не сталкивалась, но он из луковской команды, это он написал для Лукова «Темную ночь», «Шаланды, полные кефали» и считается хорошим поэтом-песенником, его шлягеры гуляют по городам и весям…
…Перед вахтой вся бригада, Володя впереди, совсем не изменился, кинулись друг к другу, в голове туман, какая-то жуткая иллюзия той настоящей, человеческой жизни».

В лагере Агатов взял над Окуневской шефство, оберегая от уголовников. Ведь всё это происходило в мужском бандитском лагере! Здесь Агатов – директор лагерного театра, одновременно администратор и завлит. Он в дружеских отношениях с начальником политотдела лагеря, оказавшимся интеллигентным человеком и настоящим офицером. Агатов добился, чтобы Окуневскую назначили художественным руководителем культбригады. Не всё так просто, если учесть, что известная актриса была у всех на виду. Это даже опасно – все репетиции проходили в мужском лагпункте…

Агатов организует при культбригаде женский хор, для чего отыскивает в соседних лагерях и переводит к себе в лагпункт (другими словами, спасает от голода и издевательств) талантливых исполнителей. Здесь и чудо-балетмейстер из Днепропетровска, и «первая скрипка» из Театра Советской Армии, и известный всей стране «пианист с хорошим аккордеоном», и даже знаток украинских танцев…

…По свидетельству современников, Владимир Агатов вернулся из лагеря в Москву сломленным и больным человеком.

В завершение приведу слова Евгения Евтушенко об Агатове (Е. Евтушенко. Строфы века. Антология русской поэзии. Полифакт. Москва-Минск, 1997):

«Автор двух знаменитых во время войны песен из кинофильма «Два бойца», где играли такие блистательные актеры, как М. Бернес и Б. Андреев. Бернес, исполнявший роль одессита Аркадия Дзюбина, виртуозно спел стилизацию Агатова «Шаланды, полные кефали». Фильм «Два бойца» я смотрел в своем детстве на станции Зима, наверное, раз двадцать. Эта лукавая озорная песня была неожиданным подарком судьбы среди крови, голода, разрухи.
В конце жизни Агатов опубликовал грубый пасквиль на А.Д. Синявского. Жаль…».

Умер Владимир Агатов в 1966 году, в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На памятной плите начертано: «Темная ночь, только пули свистят по степи…».

Такая вот «со страшным скрипом» судьба весельчака, словоохотливого человека, любителя розыгрышей и смачных анекдотов… Человека, который смог одинаково успешно подняться до «Темной ночи» и опуститься до «Шаланд».
http://www.odessitclub.org

Из архива «МЗ»

Владимир Гариевич Агатов (Велвл Исидорович Гуревич), поэт-песенник, родился в 1901 году в Киеве. В молодости поменял много профессий, в том числе был журналистом-фельетонистом. В 18 лет выступал с литературными заметками в сборнике «Стихи и проза о русской революции», где встречаются имена А. Блока, А. Белого, З. Гиппиус, М. Горького, С. Есенина, Н. Клюева и В. Маяковского. С 1919 года работал в киевских газетах «Пролетарская правда» и «Киевский пролетарий». Впоследствии переехал в Одессу, где работал в газете «Гудок» в то время, когда там работали Валентин Катаев, Ильф и Петров, Лев Славин, Эдуард Багрицкий. Позднее работал в московских изданиях «Правда», «Огонек», «Рабочая Москва». Издал первый сборник стихов «Зеркала», написанных под влиянием поэтов Серебряного века. Позднее формируется уже как поэт-песенник. В 40-х годах Владимир Агатов уже вполне сформировавшийся творческий работник, работает в области драматургии малых форм на эстраде, поэт-песенник, «неостанавливающийся общественник». Уже известны его песенки «Кокаинетка» (из репертуара А. Вертинского), «Чайный домик», «Шахматы», «Марш о Красной Армии», знаменитая одесская блатная «Ох, уж повезло косому Ваньке» с залихватским припевом: «Алеха жарил на баяне, шумел, гремел посудою шалман…», которую исполнял даже Владимир Высоцкий. Однако слава Владимира Агатова началась с песен к кинофильму «Два бойца», который снимали в Ташкенте в 1942 году. Владимир Агатов приехал навестить жену и сынишку, которые находились там в эвакуации, но режиссёр Луков снял его прямо с поезда, не дав увидеться с близкими, и привёз на студию, по дороге рассказав замысел будущей песни. Богословский наиграл мелодию. Владимир Агатов написал стихи сразу же почти без помарок. Интересно, что первый тираж пластинок с «Темной ночью» был отправлен в «переплавку» — в одном месте слышался шорох. Оказалось, что работница фабрики звукозаписи слушала эту песню и плакала. И одна слезинка попала на восковую матрицу, с которой печатался тираж… Из других песен на стихи Агатова известны «Воспоминание» и «Друзья» (М. Блантер), «Домой» (А.Лепин), «Наша любовь» (Н. Богословский), «Чайный домик» (И. Хайт).

Источник

Спасибо за ссылку В. Хану.

1 комментарий

  • Татьяна:

    «Подняться… опуститься» Агатов был автором стихов к одной из лучших песен о войне. И мне кажется, нужно отделять зерна от плевел. «Шаланды » в своем роде прекрасная песня, и что тут говорить о том. что кто-то опустился. А пасквиль на Синявского… разве можно осуждать человека действительно сломленного, больного и смертельно запуганного?! Знаете, когда говорят, что мол кто-то донес на кого-то под пытками, а много ли найдется таких, кто не сломится, когда тебе пальцы зажимают дверью и спать не дают сутками? Кроме того, Богословский, мягко говоря, тоже не не был порядочным человеком.
    А написал, повторюсь, одну из лучших песен о войне. стоящую в одном ряду. с «эх, дороги» и «Пехотой»…

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.