Талоны на хлеб в 1933-ем году История Разное
Из ЖЖ jnike_07
Интересные талоны на хлеб обнаружились в связи с темой полковника В.Н.Дунина-Барковского (1871-1943), выпускника Николаевской академии генштаба, преподавателя Ташкентского алексеевского кадетского корпуса, основателя Ташкентского коммерческого училища, участника первой мировой и гражданской войны, преподавателя университета и автора книг и учебников. В апреле 1933-го г. его сноха работала медиком на механическом заводе имени Ильича в Ташкенте и в таинственном заборном бюро завода (к сожалению, не знаю даже, что это за таинственный зверь)ей выдали талоны на хлеб на апрель. У меня сразу же возникло два вопроса: 1. Зачем были нужны талоны в апреле 1933 г., если в городе не было голода? 2. Почему талоны не были использованы?
На первый вопрос выдвинул ответ-гипотезу: голода в столице четвертой республики СССР в апреле 1933-го г. не было, продуктов хватало, но профком завода в лице неведомого заборного бюро решил подстраховаться и обеспечить своих сотрудников хлебом по тверой цене. Из этой гипотезы и вытекает ответ на второй вопрос: талоны не были погашены, потому что в них отпала необходимость, хлеба хватало. Ведь трудно себе представить, что аналогичные хлебные карточки 1942-го г., например, могли бы остаться непогашенными.
Родился в сентябре 1933 в Ташкенте. По рассказам матери помню, что в Ташкенте был голод в 1933 и по городу собирали трупы. То же слышал и от тетки. Правда, не знаю точных дат и месяцев.
Но про меня говорили, что родился в сытый месяц (сентябрь) голодного года.
лев[Цитировать]
Где социализм — там и голод… А мне дед рассказывал, что когда они добрались до Таш. в тридцтых (а они были сироты из повольжья) его старший брат «устроился» в лепёшечную. Каждый день приносил несколько лепёшек. Тем и питались мальчишки…
Shkandalist[Цитировать]
Я тоже родился в 1933г в ноябре , правда в Баку,но приехали в Ташкент в начале 1936г и только потому, что здесь не было голода ,тем более с лежащими на улице трупами — этого узбекский народ никогда бы не допустил. Погодные условия позволяют выращивать всё ,а местсный народ хорошие сельхозтруженики. И Вы , Лев , проживая там — это знаете, что всегда был»Ташкент -город хлебный». Вот во время войны были подобные карточки и с хлебом были сложности . Да, конечно потеря этих карточек для семьи была трагедия , на Алайском( рядом жил) буханка стоила 200р.. Но были овощи,фрукты не дорогие.
Анвар[Цитировать]
Я родился в 1942. Мама рассказывала, что в начале тридцатых в Ташкенте на улицах умирали от голода (раскулаченные) туркмены и казахи. Мамы не стало в 1957-м. Но об этом ужасе на улицах города говорила она мне с тех пор, как я себя помню.
Виталий[Цитировать]
Я по поводу трупов на улицах Ташкента. Мой дед вышел из поезда за кипятком на украинской станции Сахновщина и не вернулся. На Украине был Голодомор. У нас в Институте экономики Академии наук в 1970-е умерла еврейка. В годы украинского Голодомора её удочерила семья узбекского академика. Её хоронили на Боткинском кладбище.Поскольку она была официаальной дочерью узбекского академика, всё было организовано на высшем уровне. Её должны были подхоронить в могилу её матери. Никто не помнил года и даты захоронения. Помнили, что в 30-х годах. На Боткинском мне дали кладбищенские книги и я начал их читать. И сейчас я просто скажу о том, что на каждой странице этих книг было не больше двух фамилий умерших. Остальные 28 строчек одного листа книги содержали стандартную запись: — «два трупа казак», «14 трупов казак» и т.д. «Казак» — это казах. Это трупы людей, погибших от голода на улицах Ташкента. Это бывшие люди, которых по утрам собирали на улицах города и хоронили на Боткинском. Это Голодомор. Это политика коллективизации, создания колхозов, а проще говоря, организации в Советском Союзе КИБУЦ, [< иврит qibbыts общество, коллектив]. Вид коллективного сельского хозяйства в Израиле с полным обобществлением всех средств производства и коммунальной организацией быта людей.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
В.А.И.: Поклон за информацию. Это — наша реальная история. Собираемая по крупицам.
Только, прошу прощения, о кибуцах в Израиле, вроде как, несколько иная, неголодная слава… Хотя, и там, по рассказам, соцспособ спотыкнулся…
Энвер[Цитировать]
Уважаемы Энвер!
Слово «кибуц» — от «квуца» — «группа».
Существовали кибуцы трех политико-экономических направлений, обединенные в соответствующие «движения» — объединения.
В настоящее время все кибуцы находятся в одном кибуцном объединеии. Большая часть кибуцев прошла процесс приватизации, т.е. практически, как коллективное хозяйство они прекратили существование. Некоторые кибуцы и достаточно успешные продолжают быть коллективными хозяйствами в полном объеме.
М.Ф.
mark[Цитировать]
Уважаемый Марк! Спасибо — я не знал, что было три направления. А про приватизацию — знал, рассказывали, когда я был на обеде в столовой одного кибуца в р-не озера Кинерет. И что некоторые с коллективным устройством сохранились.
Энвер[Цитировать]
Доброе утро, Энвер!
На южной оконечности Кинерета расположен первый кибуц «Дгания» (от слова «дганим» — злаковые, зерновые). Первый ребенок родившийся в кибуце — Моше Даян (Китайгородский).Рядом с кибуцем, в месте истока Иордана из Кинерета религиозно-туристический объект «Ярденит»- предполагаемое место крещения Иесуса.
Думаю, Вы все это знаете и без меня.
Всего.
М.Ф.
Марк Фукс[Цитировать]
Да — обед с «той самой рыбой» по дороге в Ярденит.
В Ярдените (и вообще в стране) был дважды, с перерывом ровно в 10 лет. Тода раба.
Энвер[Цитировать]
Брухим абаим!
М.Ф.
Марк Фукс[Цитировать]
Дорогой В.А.И. .Не надо так рьяно доказывать своё видение » голодомора»в Ташкенте, тем более связывать с колхозами. Каждый дехканин ещё имел свой зем. участок, выращивал всё,что хотел для себя и рынка. Возможно и были разные трагедии,прибывали( как сечас говорят) БОМЖы,не приспособленные к местной жизни,Сами подтверждаете,что это были безымянные люди. Разве это можно называть ГОЛОДОМОР? Ни один из Аксакалов( старцев ) не вспоминал это- я с ними многими общался .Пишу не для полемики об этом. Поговорим лучше о КИБУЦ -как слышал о не плохих обществах.
Анвар[Цитировать]
Моя бабушка по отцу умерла в голодомор на Украине. Двадцатые годы.
Татьяна[Цитировать]
Есть такой приём в науке — редукция информации, то есть отсеивание «информационного шума». Он появляется неизбежно, из-за стиля подачи, недосказанности и даже эмоций автора. Поэтому работая с новой информацией нужно всегда выделять главное и не принимать во внимание наносное и несущественное. А здесь, во-первых, главное то, что я даю абсолютно достоверный и единственный доступный документальный источник информации о том, что происходило во время Голодомора в Ташкенте. Во-вторых, говорю о том, что причиной этого явилась политика коллективизации. А так как, понятие колхозов для нового поколения «тайна за семью печатями», указываю на то, что это аналог Кибуц, которые наша молодёжь знает как свои пять пальцев. Но дело не в колхозах и не в кибуцах. Это лишь форма организации производства. Суть дела в том, что Карл Маркс кое что не дописал в своём Капитале. Он дал понятие прибавочного продукта и сказал, что он присваивается капиталистом. Но при этом скромно упустил, что большая часть этого продукта присваивается не капиталистом, а государством. Когда большевики, разграбив буржуазию, поняли, что теперь грабить некого, решили подправить Маркса и создать систему изъятия государством прибавочного продукта у работника. В промышленности это просто. А вот незаметно изъять две трети урожая у крестьянина было невозможно. Тогда и решили по опыту кибуц объединить крестьян, собрать их урожаи в общую кучу и вот от неё то уже незаметно отстёгивать себе на госнужды. Но аппетиты оказались непомерными и крестьяне возмутились — перестали пахать и сеять. Вот и начался Голодомор. Продовольствие в те годы государство добывало с боем, под дулами пистолетов у крестьян. Сбор опавших колосков после жатвы на пустых колхозных полях приравнивался к хищению государственной собственности. Отловленные сборщики, получали 58-ю статью «Враг народа» и 10 лет каторжных работ. Всё это было. И документы об этом совершенно открыто вы можете увидеть в Республиканском музее политических репрессий в г. Ташкенте. А на улицах Ташкента в те годы подбирали трупы казахов, у которых отобрали скот и они шли за хлебом в Ташкент, но до хлеба так и не дошли.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
«главное то, что я даю абсолютно достоверный и единственный доступный документальный источник информации»
что то многовато в последнее время вещателей истины откапывается. Уже и в Ташкенте т.н. голодомор объявляют, забывая откуда пошло бессметрное «Ташкент — город хлебный».
Упрощением и оболганием истории колективизации занимаются враги России свидомые бандеровцы с целью доказательства т.н. «голодомора» и очередного очернения нашей истории. а такие вот «вещатели» этот мусор везде разносят.
Абсолютно понятно и доказано, что для повышения выработки любой сельхоз-продукции необходимо переходить на промышленный способы производства — т.е. необходимо укрупнять хозяйства. Мелкие хутора не в состоянии обеспечить продовольствием многолюдные города с крупным промышленным производством — нужна сельхоз техника, много земли, работников и т.п. А факты же таковы, что до революции в Росийской Империи насчитывалось 15-16 млн. крестьянских хозяйств, а в начале 1930х — их было уже 24-25 миллионов. При этом, производство товарного хлеба отставало от производства хлеба в РИ до 1й мировой войны в 2 раза. Вывод — коллективизация была насущной необходимостью для победы в будующей войне, подготовка к которой уже шла в то время во всех европейских странах.
Конечно, проведена она была с большими издержками и перекосами на местах, Но она позволила нам провести индустриализацию в невиданно короткие сроки и выстоять в Великой Отечественной.
Потом, ВСЕ собранные в ходе коллективизации средства шли на закупку импотрного оборудования для дальнейшего развития отраслей народного хозяйства, а не на виллы и бентли для большевиков. Это и обеспечило рекордные для истории человечества темпы развития СССР в то время.
Артем[Цитировать]
Здравствуйте, я казах, потомок тех людей, которые пережили коллективизацию. В степи это было страшным бедствием — у народа отобрали весь скот, есть было нечего. Наш народ жил тем, что выращивал скотину и это был наш ХЛЕБ и наша ЖИЗНЬ. Может быть этот процесс в Узбекистане прошел глаже — люди занимались земледелием, у нас же не осталось ничего. У моего деда было 4 жены, мой отец был 21 ребенком в семье, он родился в 1935, так вот, учитывая, что 6 его братьев погибли на фронте и 1 вернулся, остальные умерли с голоду. Это правда жизни. Порядка половины населения Казахстана в те годы погибло или вынуждено было уйти за рубеж. Я пишу это не для разжигания национальной розни с русскими, я пишу это для того, чтоб правда оставалась правдой и чтоб умершие мученической смертью не предавались забвению. Мир праху их.
Аргын[Цитировать]
Уважаемый Аргын! Спасибо за Ваш комментарий.
Я с Вами совершенно согласен — это не повод для национальных разборок, это общая трагедия многих народов, при «эксперименте» с коллективизацией — в первую очередь, русских, украинцев, казахов, киргизов и многих других. Но важно то, на что Вы обратили внимание — по скотоводческому населению это ударило особенно сильно, в силу специфики хозяйствования. Однако, эта часть всесоветской трагедии не столь широко известна. И чтоб, не дай Бог, такое не повторилось, обо всем надо знать. Как ни парадоксально, уместна фраза одного из идеологов сего тотального истребления людей: «Уку, уку, жане уку» (В.И.Л.)…
Энвер[Цитировать]
Аргын, вы всерьез думаете, что в коллективизации виноваты русские? Ох, сколько же так называемых кулаков умерло в лагерях, ссылках от голода и холода. Одна такая кулачка позже рассказывала маме, что их привезли в Соловки. в монастырь, почти не кормили, а в этом монастыре нары были от пола до потолка. Так вот. каждое утро у подножия этих нар находили трупы. Разбившихся детей. Да и взрослых тоже. Это не русские, не казахи, не узбеки… власть была такая. Пожирающая, как Сатурн, детей своих.
А насчет памяти вы правы Мир праху всех, кто погиб. как мученик. И порядочные люди их помнят.
Татьяна[Цитировать]
Нет Татьяна, я же написал, что пишу не для разжигания национальной розни, я это пишу для Артема, который видит в фактах голодомора угрозу для России. Если для человека «перекосы» — 10-15 млн человек ерунда, а имидж так дорог, то трудно будет людям у Вас, если такие придут снова к власти.
Аргын[Цитировать]
в принципе везде трудно, не только у Вас, у меня действительно есть негатив, так как ездил в Россию, по работе и насмотрелся на шовинизм. Этим многое перечеркивается. Вы уж извините.
Аргын[Цитировать]
Да нет, Аргын, что тут извиняться? Народ и раньше не был слишком уж приветлив к приезжим, а сейчас совсем озверел. работы нет, на предприятиях полный произвол, больничный люди не берут из страха, что их выгонят… только поверьте, порядочные люди есть везде. И всякий шовинизм мне и моим друзьям отвратителен так же, как и вам.
Кстати насчет голодомора…. я ничего не знаю о Ташкенте тех лет, но мама рассказывала, что когда они приехали в Ташкент во время войны, начиная от железнодорожных путей на земле лежали люди, на самом пекле, умирающие от голода люди. И такие узбеки, как кузнец Шммахмудов принимали детей, как родных, а другие брали к себе эвакуированных… порядочные люди есть всегда, везде и при любыых обстоятельствах, и я это сегодня целый день это доказываю….
Татьяна[Цитировать]
Артёму: из вышепрочитанных заметок не вижу даже намёка что обвиняют Россию. Узбекистанцы в большинстве своём не любители таких дел.
По этой теме могу сказать что как то раз аксакалы рассказывали о голоде, даже о том как отец закопал живым ребёнка от того что тот всё время просил еды. Только не запомнил где это было.
.
Alik[Цитировать]