Про Алайский История Старые фото
Добрый день,уважаемый, Евгений. Мое детство прошло в 50-х годах вблизи Алайского базара на ул. Каблукова и на близлежащих улицах. Тогда еще эти районы Ташкента носили имена Кировского и Куйбышевского… Судьба разбросала нас, бывших Ташкентских мальчишек, по всему миру. Я давно живу на Украине, но помню родной Алайский .. Учитывая контингент эрудированных и любознательных посетителей Вашего сайта, многие из которых родом из этих районов, я вношу предложение. Давайте сообща воссоздадим историю Алайского в воспоминаниях и фотографиях? Судя по карте Ташкента 1932 года, это рынок сравнительно <молодой>. Еще в 50-х годах, я помню , что на улицах, непосредственно примыкавших к рынку (Энгельса, Шахризябская, Каблукова, Широкая, Бородинская, А. Толстого ) в одноэтажных домиках жили веселые, гостеприимные люди разных национальностей. Хотя косвенно на тему Алайского базара уже немало написано и у Дины Рубной в книге <На солнечной стороне улицы> и в прекрасных воспоминаниях Татьяны Перцовой <Детство на улице Малясова> на этом сайте.
Все же, мне кажется, можно найти еще много фото этих мест и интересных воспоминаний. Обращаюсь к посетителям сайта: Друзья , присылайте Е. С. фото старых лет Алайского базара и близлежащих улиц. А в комментариях можно публиковать воспоминания и интересные факты, рассказывающие об истории Алайского базара, который, по моему мнению, для иммигрантов из Узбекистана является символом Ташкента, пожалуй, не хуже Курантов. Посылаю свое фото. Главный вход в Алайский (год 1972).
С уважением, Алекс Морозов
А помните большие пакеты из оберточной бумаги, в которые складывали купленные продукты? В точности, как в американском кино… и огромные горы арбузов и дынь… подходи, народ, свой огород… и ювелирный, где папа мне однажды купил роскошную брошку, в виде маленького мавританца в чалме и с саблей, и узбечек с неправдоподобной скоростью резавших морковь… и много-много маленьких магазинчиков, где продавали роскошные импортные вещи: обувь, одежду, сумки, и огромных толстолобиков, — чистые акулы, и цветы, цветы, такие хризантемы были осенью…. не хуже, чем в Японии!!!
Алекс, спасибо за добрые слова.
Я, Татьяна.
Татьяна[Цитировать]
Магазинов с импортными вещами на моей памяти не было. А спекулянтки , торговавшие ими открыто, стояли прямо целым рядом вдоль этих магазинов. Вот у них «импорт» и покупали. Духи «Клема», ажурные чулки, а потом за сумасшедшие деньги пластиковые пакеты. Такой пакет был нормальным подарком на день рожденья…
НаталиМ[Цитировать]
Был импорт и был Импорт. Вещи производства ГДР, Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии встречались довольно часто, чего не скажешь об английских и т.д. Хотя, я как-то раз совершенно спокойно купила себе голландское пальто в ЦУМе. Иногда (в конце месяца), постояв в очереди, можно было что-нибудь и из Импорта купить. Мне было хорошо — у меня денег было мало!
Акулина[Цитировать]
Это вполне объяснимо: в Ташкенте импорта, в том числе и из капстран, всегда было больше, чем в других местах, за исключением Москвы и Леинграда. Ведь несколько десятилетий нашим депутатом в Верховном Совете СССР был министр внешней торговли Патоличев.
Александр Жабский[Цитировать]
Кроме того, (может тоже благодаря Патоличеву — не знаю) Узбекистану было дозволено иметь эдакие мелкооптовые прямые товарообменные связи с капстранами по линии потребкооперации. Что-то похожее на бартер: сельхозпродукция — промтовары. В результате, в отдаленных кишлачных магазинах можно было обнаружить совершенно удивительные вещи, вплоть до японской электроники.
Энвер[Цитировать]
Это точно!
Александр Жабский[Цитировать]
На фотографии боковой вход? С той улицы, где находился Институт ортопедии и травматолонии? Справа от входа, кажется, был магазин тканей, а слева цветочный магазин?
Ольга[Цитировать]
В то время это был центральный вход. С улицы Энгельса. Сразу же за ним располагались каменные ряды, где продавались сухофрукты, орехи, виноград, гранаты, специи и т.д. Помню, пошли мы с бабушкой, приехавшей из России на Алайский. Я стала просить купить гранат, а она говорит, что не знает, как это есть. Продавец посоветовал попробовать с водкой. И еще: если забыла сдачу, то за тобой продавец будет бежать, пока не догонит и не отдаст. Моя мама про это часто рассказывала вне Ташкента. Ей не верили, но я и сама с такими случаями сталкивалась, причем, продавцами во всех этих случаях были пожилые люди
Акулина[Цитировать]
Нет Ольга, вы ошиблись. На фото главный вход с ул. Энгельса.
А внутри базара, сразу от входа по левой стороне почти до книжного магазина и по правой до ювелирного располагался сплошной ряд колхозных ларьков (так они назывались). И в каждом из них наряду с картошкой и прочей овощью, которая(ые) слишком высоким качеством не отличались, продавалось самодельное красное сухое вино по 20 копеек стакан. На пробу наливали аж по полстакана. Выбирай на вкус!
Ильгиз[Цитировать]
Привет Ильгиз! Дополняю: а когда это красное вино уже подкисало, его покупали для маринования чеснока или капусты крупными листами (иногда с добавлением винограда) по армянским рецептам! В Москве похожий с виду маринованный чеснок просто подкрашен свеклой, какой там винный уксус… Суррогат сей съедобен, но…. унизительно…:-)
Энвер[Цитировать]
Где правый вход, чуть внутри справа была будка по ремонту часов, там мне дед часы отремонтировал.
Якуб[Цитировать]
Был там в 70-80-е гг. магазин, торговавший импортными шмотками, как раз слева через центральный вход, назывался он «потребкооперация» или «потребсоюз», что-то такое. Там пчеловоды отоваривались и еще кто-то, надо было сдать мед государству, получить какие-то чеки и по ним в этом магазине уже выкупить импортное барахло. Помню были японские куртки-«дутыши», обувь какая-то, французские духи.
Рэм[Цитировать]
А потребкооперация называлась «Узбекбирляшу»
Акулина[Цитировать]
Ой, насчет часов — и мне тоже. У меня тогда были очень модные мужчкие часы «Полет», а в них стекло треснуло, во мне дед и достал новое стекло — дефицит. А вход действительно центральный. Со стороны института травматологии вообще не было никаких ворот. Там потом на углу Энгельса-Каблукова был большущий хозяйственный, потом, кажется, ткани, а только потом — просто вход, без всяких ворот. Там еще потом было два комиссионных: одежды и мебели.
Татьяна[Цитировать]
В 40 годы на Алайском не было бетонированных торговых рядов . Справа и слева были ряды овощных, фруктовых ларьков. Запомнились тем ,что мама подрабатывала уборкой этих ларьков ,а мы с сестёнкой сидели на прилавках наблюдая за происходящим. Вот ходит дядечка и кричит:»Кора муруч- чорний перес ! Шварцум фурцум- чорний перес!» Другой:»Подходи нарот- свой агарот,купи,прадам- даром дам!» Третий продавал дефицитные лекарства и др.:»Марганцовка ,сртептоцит, перамидон ……». А какая была вкусная патока(свекольная) . Потом появилась мешалда(типа гоголь-моголь. ),горох ,фрукты- каторые тут же поедались с теплой лепёшкой, пристроившись на прилавках ларьков.
Анвар[Цитировать]
Те ряды, которые со стороны Энгельса были уже в 53-м году, я их хорошо помню, а бетонных не было, зато каменных нет сейчас. Зато мешалду продают и сейчас, я имею виду, пока я жила в Ташкенте, продавали.
А еще: продает редьку или хрен и говорит:»миед»
Акулина[Цитировать]
В семидесятые на Алайском каждую весну был большо «участок», где продавали рассаду, саженцы. Там же продавали комнатные цветы. В детстве я растила кактусы, в цветочных магазинах они были редко и одних и тех же видов. Поэтому за кактусами мы ездили с мамой на Алайский. Там можно было купить их «на руках». Самые ухоженные и разнообразные были у пожилой седой женщины по имени Валентина Александровна. Она всегда продавала на одном и том же месте. Сидела на стульчике, а цветы в квадратных горшочках стояли перед ней на ящике
Aida[Цитировать]
Какие же вы все молодые!Я вот помню Алайский,
когда он был совсем небольшим-мясо-молчного
корпуса не было вовсе,а на ул Калинина распола-
гался огромный караван -сарай,где останавлива-
лись обозы, привозившие продукты из пригородных кишлаков.Машин почти не было,возили на арбах,тележках и верблюдах.А возчики были такими колоритными-в национальных халатах,подвязанных косынками,
в тюрбанах,старики с длинными седыми бородами…
Никаких ларёчков не было,а вместо спекулянток
стояли эвакуированные женщины,продававшие
вещи,чтобы купить хоть какую то еду.Это уже
после Алайский расширился и потерял свой вос-
точный вид,стал цивильным и респектабельным.
Я ещё помню мастерские ,где мастера -кустари
чинили фарфоровые чайники и пиалы, сапожни-
ки сидели прямо на улице,без будок.Всё ,что про-
давали было свежим и вкусным,одними запахами
можно было наесться досыта.
Много лет спустя,после землетрясения в Газли,мы
обследовали свои об’екты в том районе, и я попа-
ла на Бухарский базар…Таким воздухом детства
на меня повеяло,даже запахи были теми же,а уж
старики…Не знаю,сохранились ли где-нибудь в
узбекистане такие базары…
Инесса Кимовна[Цитировать]
И я это всё отлично помню! Помню, как строили «корпус» — он так и назывался; в обиходе говорили: «Схожу-ка в корпус». А справа от главного входа, на отдельной улочке «базировались» те самые кустари, что накрепко скрепляли трещины в чайниках медными скобками. Я мог часами как зачарованный наблюдать за их работой: у моего папы среди них были знакомцы, мы к ним заходили, и я жадно глазел, пока старшие неспешно беседовали. Всё это было, как Вы написали, и в 50-х годах (я их помню отчётливо с 56-го).
Александр Жабский[Цитировать]
А еще была улочка, параллельная ул.Каблукова, практически на Алайском, где был паспортный стол. Я там паспорт получала. А в хозяйственном магазине на углу Каблукова и Энгельса стоял дороженный английский столовый сервиз, он стоял долго-долго и мне ужасно нравился. А в подъезде дома, где жил Энвер какой-то дядечка продавал книги. У него были разные книги, в том числе, и очень хорощие. Я у него купила трехтомник Писемского
Акулина[Цитировать]
А я в ювелирном покупала уыененную бижутерию, кпо десять копеек…
Татьяна[Цитировать]
Мы жили на Каблукова 37 , метрах в 500- х от входа в базар — напротив » косого » проходного двора на базар. Тогда еще не было больших бетонных рядов в конце базара ( это 50-е годы) . И по воскресеньям почти от нашего дома до входа в базар, прямо с пола вдоль улицы Каблукова торговали на газетках книгами бу вещами . Какие книги попадались на этих распродажах! Энциклопедию Брэма в 10 томах или какую нибудь редкую антикварную вещь за копейки можно было там купить.
Алекс[Цитировать]
Совершенно случайно попала на этот сайт.Люблю рассматривать фото старого Ташкента.Алайский базар ,улица Широкая — там я родилась.Эта была мощённая булыжником улица.Зимой мальчишки,помнится, катались на коньках по ней, и меня катали,посадив на плечи:-)
Мои родители попали в Ташкент в эвакуацию из Украины.
Много разных воспоминаний..
Может быть как-нибудь поделюсь ими..
Всем ташкентцам большой привет!
Lana[Цитировать]
Ждем воспоминаний
ЕС[Цитировать]
Ну, вот, а когда я об этом написала, меня прямо обвинили во вранье… а там я покупала книги дореволюционного издания: Ожешко, Кнут Гамсун, Метерлинк, Огюст Ренье.. А однажды купила три номена «Нового мира» с Дудинцевым. «Не хлебом единым» — был когда-то такой модный роман.
И все — именно за копейкию Ты прав…
Татьяна[Цитировать]
Уважаемая Татьяна, роман Дудинцева, я думаю, не столько модный, сколько злободневный, и, как мне кажется, злободневность его и сейчас сохраняется, разве что только репрессии исключить, да и то как сказать. Я его читала именно в том виде, о котором Вы говорите — листы из Нового мира, отксеренные и переплетенные вручную, а года два назад попалось в руки издание ЭКСМО, по-моему. Перечитала и опять получила удовольствие. Сейчас уж, конечно, книг дореволюционного издания за копейки не купишь. А на Алайском помню и ювелирный, и комиссионку с импортной радиоаппаратурой, и фонтанчик в конце торговых рядов, перед бетонными, что построили справа. На рядах ближе к Каблукова продавали корейские терки для морковки, у меня такая до сих пор жива и действует, хотя ей уже четверть века. Еще были там шикарные цветы — в семидесятые годы понятие «букет с Алайского» звучало так же, как и «голландские цветы» сейчас. Ну и конечно, мясной и молочный корпус — свинокопчености, копченая рыба, а какой творог, какая сметана была у немок!
Наталья[Цитировать]
Наталья, пожалуй насче Дудинцева вы правы — так было, так есть, и, видимо, будет. Мало того, ровно такая же ситуация одно время была у моего мужа, с той разницей, что я только что на коленях не стояла, уговаривая его отступиться, поскольку, уже вооруженная романом, знала, что хэппи-энд ни в коем случае не произойдет.
Черняевские немки — это отдельная песня. О них я уже писала. Ничего лучше и «настоящее» я никогда потом не пробовала.
Татьяна[Цитировать]
А на Широкой была общественная баня.Со всей округи в неё ходили сначала со своими тазами,а попозже тазы были в самой бане.И ещё рядом с т.н. «Парашуткой»был кино-театр в здании, по-моему,бывшей церкви.Если не ошибаюсь,говорили.что на территории Парашутки когда-то была тюрьма.Всё это относится к 50-м годам
лиля[Цитировать]