Б. П. Грабовский — изобретатель телефота. Часть 4 История Ташкентцы
После завершения экспериментов в Ташкенте Б. П. Грабовский повез аппаратуру в Москву, где надеялся получить новый импульс в работе по созданию электронной телевизионной системы. Однако довезти громоздкое и не рассчитанное на транспортировку устройство на столь большое расстояние не удалось (док. № 62—64). При вскрытии ящиков с оборудованием телефота оказалось, что все стеклянные детали разбиты, металлические погнуты и покороблены. Восстановить же телефот на этот раз помешало всеобщее увлечение механическим телевидением, находившимся на подъеме.
Объективность требует отметить противоречивость документов, свидетельствующих о результатах ташкентских опытов Б. П. Грабовского, И. Ф. Белянского и их помощников — работников городских и республиканских организаций связи. Часть официальных документов ясно и недвусмысленно говорит об успешном испытании радиотелефота (док. № 35, 38, 52, 53). В согласии с ними находятся и воспоминания очевидцев, среди которых особенно важны свидетельства участников работ по строительству и испытанию аппаратуры электронного телевидения: начальника Среднеазиатского округа связи В. А. Мохрякова (док № 114), инженеров и техников научно-испытательной станции И. Н. Абрамова (док. № 77), В. П. Ичалова (док. № 111), К. К. Сливицкого (док. № 116), А. В. Григорьева (док. № 90), инженера ташкентского трамвайного треста, ученицы Б. Л. Розинга О. И. Копытовской (док. № 75 и 115).
В то же время ряд документов не подтверждает факта успешной демонстрации радиотелефота (док. № 55, 58). В связи с этим обращает на себя внимание следующее заключение управляющего Ташгэстрамом: «Опытная передача готового изобретения, будучи в принципе правильной, положительных результатов не дала, так как полученные изображения были грубые и неясные» (док. № 56).
Отрицая положительный результат опытов, управляющий Трамвайным трестом все же признает, что с помощью радиотеле-фота удалось передать и принять изображения, указывая при этом на их низкое качество.
Вопросу оценки качества уделяется внимание в ряде документов (док. № 84, 89 и др.), однако и они допускают неоднозначное толкование. Этот вопрос удалось бы решить с помощью кинопленки, на которую было снято изображение с экрана. На то, что пленка была изготовлена в нескольких экземплярах, указывают как архивные источники (док. № 59, 61), так и воспоминания старожилов среднеазиатских городов, видевших ее в кинохронике. Однако обнаружить эту пленку не удалось.
Чтобы разобраться в отмеченных противоречиях, необходимо внести ясность в понятие успеха или неуспеха экспериментов по телевидению, проводившихся в 20-е годы. Так, например, Б. Л. Ро-зинг, восстановив свою телевизионную установку, использовал для передачи простые тесты в виде треугольников, квадратов, одиночных букв алфавита.
Столь же скромными были результаты опытов по механическому телевидению, проводимых Михали, Дженкинсом и Бердом, хотя падкая на сенсации буржуазная пресса не скупилась на комп-лименты, создавая впечатление, что телевидение уже стало реальностью. Сохранившиеся до наших дней снимки переданных и принятых изображений показывают раскрытую ладонь с нечеткими очертаниями пальцев, либо без каких-либо деталей — пятна вместо глаз и рта, инструменты, предметы, угадать назначение которых по их телевизионному изображению не очень-то просто. Да и объекты, выбираемые для опытных передач, отличались незамысловатостью. Дженкинс, например, кроме силуэтных изображений, передавал вращение крыльев ветряной мельницы, Берд демонстрировал изображение ножниц, спичечного коробка, ладони руки, профиль лица — неузнаваемого, но видимого.
В нашей стране успешную демонстрацию оптико-механической телевизионной системы в 1926 году осуществил Л. С. Термен. Его работа получила высокую оценку академика А. Ф. Иоффе:
«Открытие Л. С. Термена,—сказал маститый советский физик,— огромно и всеевропейского размаха. Я особенно подчеркиваю ту непомерную работу, которую проделал Л. С. Термен, кропотливо испытывавший каждую деталь своего изобретения и закончивший его в полгода.
Лучшим доказательством практической удачи сконструированного прибора является демонстрированный опыт Л. С. Термена, показанный в физической аудитории нашего института.
Мы видели на экране движение человеческой руки, проходившее в те же моменты времени за стеною в соседней комнате!»21.
В первых «домашних» опытах с помощью телефота передавались столь же незамысловатые объекты. Но при первой возможности изобретатели перешли на эксперименты по передаче натурных сюжетов: движущихся по улицам людей, трамвая и т. д.
К сожалению, рядом с Грабовским в 1928 году не оказалось человека такого масштаба, как академик Иоффе, способного оценить полученный им результат, увидеть в едва появившихся ростках будущее «телевизионной эры».
При рассмотрении документов итогового содержания надо учитывать крайнюю нестабильность и ненадежность работы радиоламповых устройств 20-х годов, когда действующая схема вдруг неожиданно отказывалась работать, а потом столь же необъяснимо возвращалась в исходное рабочее состояние.
Французский изобретатель и промышленник Э. Белен в 1926— 1927 годах конструировал телевизионную систему смешанного типа, аналогичную аппаратуре Розинга. Через три месяца экспериментов Белен со своими сотрудниками смог добиться получения на экране трубки изображения сфокусированной точки, о чем они сообщили как о крупном успехе. Лишь через год им удалось продемонстрировать передачу движущихся силуэтных фигур. На этом эксперименты были прекращены, и Белен, вернувшийся к управлению своими заводами, заметил: «чтобы изобретать, надо иметь право совершать безумство. Руководитель (Предприятия не может этого делать, ибо рискует прослыть сумасшедшим и потерять престиж у подчиненных»22.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.