Б. П. Грабовский — изобретатель телефота. Часть 4 Tашкентцы История

После завершения экспериментов в Ташкенте Б. П. Грабовский повез аппаратуру в Москву, где надеялся получить новый импульс в работе по созданию электронной телевизионной системы. Однако довезти громоздкое и не рассчитанное на транспортировку устрой­ство на столь большое расстояние не удалось (док. № 62—64). При вскрытии ящиков с оборудованием телефота оказалось, что все стеклянные детали разбиты, металлические погнуты и покоробле­ны. Восстановить же телефот на этот раз помешало всеобщее увлечение механическим телевидением, находившимся на подъеме.

Объективность требует отметить противоречивость документов, свидетельствующих о результатах ташкентских опытов Б. П. Грабовского, И. Ф. Белянского и их помощников — работников город­ских и республиканских организаций связи. Часть официальных документов ясно и недвусмысленно говорит об успешном испыта­нии радиотелефота (док. № 35, 38, 52, 53). В согласии с ними на­ходятся и воспоминания очевидцев, среди которых особенно важны свидетельства участников работ по строительству и испытанию ап­паратуры электронного телевидения: начальника Среднеазиатского округа связи В. А. Мохрякова (док № 114), инженеров и техников научно-испытательной станции И. Н. Абрамова (док. № 77), В. П. Ичалова (док. № 111), К. К. Сливицкого (док. № 116), А. В. Гри­горьева (док. № 90), инженера ташкентского трамвайного треста, ученицы Б. Л. Розинга О. И. Копытовской (док. № 75 и 115).

В то же время ряд документов не подтверждает факта успешной демонстрации радиотелефота (док. № 55, 58). В связи с этим об­ращает на себя внимание следующее заключение управляющего Ташгэстрамом: «Опытная передача готового изобретения, будучи в принципе правильной, положительных результатов не дала, так как полученные изображения были грубые и неясные» (док. № 56).

Отрицая положительный результат опытов, управляющий Трамвайным трестом все же признает, что с помощью радиотеле-фота удалось передать и принять изображения, указывая при этом на их низкое качество.

Вопросу оценки качества уделяется внимание в ряде докумен­тов (док. № 84, 89 и др.), однако и они допускают неоднозначное толкование. Этот вопрос удалось бы решить с помощью киноплен­ки, на которую было снято изображение с экрана. На то, что плен­ка была изготовлена в нескольких экземплярах, указывают как ар­хивные источники (док. № 59, 61), так и воспоминания старожилов среднеазиатских городов, видевших ее в кинохронике. Однако об­наружить эту пленку не удалось.

Чтобы разобраться в отмеченных противоречиях, необходимо внести ясность в понятие успеха или неуспеха экспериментов по телевидению, проводившихся в 20-е годы. Так, например, Б. Л. Ро-зинг, восстановив свою телевизионную установку, использовал для передачи простые тесты в виде треугольников, квадратов, одиноч­ных букв алфавита.

Столь же скромными были результаты опытов по механичес­кому телевидению, проводимых Михали, Дженкинсом и Бердом, хотя падкая на сенсации буржуазная пресса не скупилась на комп-лименты, создавая впечатление, что телевидение уже стало реаль­ностью. Сохранившиеся до наших дней снимки переданных и при­нятых изображений показывают раскрытую ладонь с нечеткими очертаниями пальцев, либо без каких-либо деталей — пятна вместо глаз и рта, инструменты, предметы, угадать назначение которых по их телевизионному изображению не очень-то просто. Да и объекты, выбираемые для опытных передач, отличались незамысловатостью. Дженкинс, например, кроме силуэтных изображений, передавал вращение крыльев ветряной мельницы, Берд демонстрировал изоб­ражение ножниц, спичечного коробка, ладони руки, профиль ли­ца — неузнаваемого, но видимого.

В нашей стране успешную демонстрацию оптико-механической телевизионной системы в 1926 году осуществил Л. С. Термен. Его работа получила высокую оценку академика А. Ф. Иоффе:

«Открытие Л. С. Термена,—сказал маститый советский фи­зик,— огромно и всеевропейского размаха. Я особенно подчерки­ваю ту непомерную работу, которую проделал Л. С. Термен, кропот­ливо испытывавший каждую деталь своего изобретения и закон­чивший его в полгода.

Лучшим доказательством практической удачи сконструирован­ного прибора является демонстрированный опыт Л. С. Термена, показанный в физической аудитории нашего института.

Мы видели на экране движение человеческой руки, проходив­шее в те же моменты времени за стеною в соседней комнате!»21.

В первых «домашних» опытах с помощью телефота передава­лись столь же незамысловатые объекты. Но при первой возможно­сти изобретатели перешли на эксперименты по передаче натурных сюжетов: движущихся по улицам людей, трамвая и т. д.

К сожалению, рядом с Грабовским в 1928 году не оказалось че­ловека такого масштаба, как академик Иоффе, способного оценить полученный им результат, увидеть в едва появившихся ростках бу­дущее «телевизионной эры».

При рассмотрении документов итогового содержания надо учи­тывать крайнюю нестабильность и ненадежность работы радио­ламповых устройств 20-х годов, когда действующая схема вдруг неожиданно отказывалась работать, а потом столь же необъясни­мо возвращалась в исходное рабочее состояние.

Французский изобретатель и промышленник Э. Белен в 1926— 1927 годах конструировал телевизионную систему смешанного ти­па, аналогичную аппаратуре Розинга. Через три месяца экспери­ментов Белен со своими сотрудниками смог добиться получения на экране трубки изображения сфокусированной точки, о чем они сообщили как о крупном успехе. Лишь через год им удалось про­демонстрировать передачу движущихся силуэтных фигур. На этом эксперименты были прекращены, и Белен, вернувшийся к управ­лению своими заводами, заметил: «чтобы изобретать, надо иметь право совершать безумство. Руководитель (Предприятия не может этого делать, ибо рискует прослыть сумасшедшим и потерять пре­стиж у подчиненных»22.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.